СПП с придаточными определительными и изъяснительными предложениями. Практическая работа по закреплению изученного

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект открытого урока по русскому языку преподавателя

ФГКОУ НСВУ МВД России Моложавенко К.В.

Тема урока. «СПП с придаточными определительными и изъяснительными предложениями. Практическая работа по закреплению изученного.»

Тип урока - урок закрепления изученного.

Форма урока - урок - практикум.

Межпредметная связь - литература.

Цели урока: - организовать деятельность обучающихся для повторения и обобщения знаний по изученным темам;

-закрепить и систематизировать знания о СПП с придаточными определительными и изъяснительными;

- развивать критическое мышление через чтение информационного текста;

- продолжить развитие учебно-познавательных компетенций через использование активных форм и методов обучения на уроке;

- развивать интерес к учебной деятельности и изучению русского языка.

Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал, рабочие тетради.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Психологический настрой:

Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок. Необычный потому, что у нас на уроке сегодня гости, но я надеюсь, что вас это не смутит и вы будете работать так, как умеете.

Целеполагание. Сегодня мы продолжим нашу работу, направленную на закрепление ваших знаний, умений и навыков по теме «СПП с придаточными определительными и изъяснительными». И начнём мы с проверки домашнего задания.

  1. Проверка домашнего задания (чтение написанных сочинений с использованием придаточных определительных и изъяснительных - 2 человека).

  2. Актуализация знаний.

1) Фронтальный опрос.

- Что такое сложное предложение?

- На какие основные группы делятся сложные предложения?

- Что такое СПП? Чем оно отличается от ССП?

- Над какими типами сложных предложений мы работали в течение нескольких уроков?

- Расскажите, что вы знаете о СПП с придаточными определительными.

- -------------- с придаточными изъяснительными.

Теорию вы знаете хорошо, а сейчас проверим на практике, как вы усвоили изученный материал.

Откройте тетради, запишите число и тему урока. Работать будем по вариантам.

2) Записать предложение, вставив пропущенные орфограммы, составить схему и определить вид придаточного предложения.(2 человека у доски, предложения написаны).

1 вариант.

Вновь я пос…тил тот уг…лок з…мли, где я изгна(нн,н)иком провёл два года (не)заметных.

- Как соединены предложения в составе СПП?

- Что есть в главном предложении?

- Что поясняет в главном предложении придаточная часть?

- Каким членом предложения является указательное слово «тот»?

- К какому виду придаточных относится вторая часть СПП?

(Предложения соединены при помощи интонации и союзного слова «где», в главном предложении есть указательное слово «тот», оно является определением, придаточное по значению соответствует ему, придаточная часть поясняет словосочетание «тот уголок»).

2 вариант.

И долг(о,а) буду тем любезен я н…роду, что чу…ства добрые я лирой пр…буждал.

- Как соединены предложения в составе СПП?

- Что есть в главном предложении?

- Что поясняет в главном предложении придаточная часть?

- Каким членом предложения является указательное слово «тем»?

- К какому виду придаточных относится вторая часть СПП?

(Предложения соединены при помощи интонации и подчинительного союза «что», в главном предложении есть указательное слово «тем», оно является дополнением, придаточное по значению соответствует ему и поясняет его).

3) Работа в группах. У нас сформированы группы, их 3. Каждая группа получает текст, в котором необходимо найти сложные предложения с определённым видом придаточного и записать их в тетради. Давайте в каждой группе выберем эксперта, который по окончании данного вида работы оценит активность каждого члена группы по 10-ти балльной шкале, а я потом учту эти баллы при выставлении оценок за урок. (Предложения, которые должны быть выписаны, для проверки написать на интерактивной доске.)

Беседа.

- Что необходимо сделать в первую очередь, чтобы определить вид придаточного предложения?

(Найти главное предложение и от него задать вопрос.)

- На какие вопросы отвечают придаточные предложения в 1-ой группе?

- Значит, к какому виду придаточных относятся эти предложения?

- На какие вопросы отвечают придаточные предложения во 2-ой группе?

- К какому виду придаточных относятся эти предложения?

- Чтобы определить вид придаточного предложения, мы должны знать ещё о чём?

(О союзах и союзных словах, с помощью которых придаточные присоединяются к главным.)

4) Определить союзы и союзные слова в предложениях, записанных на интерактивной доске, и записать их в тетради.

а) С привычками, которые вошли в плоть и кровь, так просто не расстанешься. (с.с.)

б) Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. ( с.с.)

в) Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали. (с.)

г) Ты хочешь, друг бесценный, чтоб я, поэт младой, беседовал с тобой и с лирою забвенной. (с.)

5) Когда мы говорим о СПП с придаточными определительными и придаточными изъяснительными, мы должны знать, какое место по отношению к главному предложению может занимать придаточное. На интерактивной доске записаны предложения.

а) Но ещё ни один не сказал поэт, что мудрости нет и старости нет. (А.Ахматова)

б) Что делала, сама ещё не понимала. (А.Ахматова)

в) Какой короткой сделалась дорога, которая казалась всех длинней. (А.Ахматова)

г) Была та смутная пора, когда Россия молодая, в бореньях силы напрягая, мужала с гением Петра. (А.Пушкин)

6) Творческое задание. Переделать данные предложения в СПП, определить вид придаточных (устно).

а) Я с жадностью читал новые книги.

Они поступали к нам в библиотеку.

б) В книге рассказывается интересная история из жизни знаменитого путешественника.

Эту книгу подарил мне товарищ.

в) К.Паустовский утверждал: «Русский язык открывается до конца ….. лишь тому, кто кровно любит и знает ….. свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли».

г) Воскресенский и сам чувствовал: он говорит неясно, грубо и сбивчиво.

V. А сейчас я хочу предложить вам выполнить следующую работу: на доске записаны предложения, в которых пронумерованы все запятые. Вы должны записать их в тетради по вариантам и указать цифру, обозначающую запятую между частями СП связанными подчинительной связью. (3мин.)

  1. Всякий художественный образ - это результат творчества писателя, (1) который отбирает необходимые языковые средства, (2) организует их в текст.

  2. С.М. Бондаренко подчёркивал, (1) что «знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, (2) чем можно записать буквами».

VI. Завершающий этап.

- Итак, о чём мы с вами сегодня говорили?

- Что вы можете сказать о СПП с придаточными определительными?

- ----------------------------------с придаточными изъяснительными?

- Что является главным при определении вида придаточного: союз или союзное слово, которое присоединяет придаточную часть к главной, или вопрос, который мы задаём от главного предложения к придаточному?

VII. Домашнее задание: составить карточку с двумя СПП с придаточным изъяснительным и придаточным определительным. Знаки препинания не расставлять.

VIII. Оценки.

IX. Итог урока.

Дополнительные задания.

Заменить СПП синонимичными конструкциями.

а) Писателя занимает мечта, которая живёт у каждого в сердце, будь он лесоруб, сапожник, охотник или знаменитый учёный.

б) Материал, из которого писатель слагает произведения, - слово.

в) Детство, которое остаётся в нас раз и навсегда, рано или поздно напомнит о себе.

г) Суеверные люди уверяют, будто встреча с чёрной кошкой сулит несчастье.

д) Нас не спрашивают, хотим ли мы сдавать экзамены.

© 2010-2022