Рабочая программа по русскому языку в 5 классе (ФГОС)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Рабочая программа по русскому языку для 5 класса

образовательной программы «Школа-2100»


(Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И.В. Русский язык: Учебник для 5 класса основной школы )




Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку для V класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы по русскому языку для 5 кл. Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучевой, в основу которой положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100», учебника для 5 кл. основной школы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучевой.

Данная программа включает разделы: пояснительная записка; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения; календарно-тематическое планирование.

Язык - по своей специфике и социальной значимости- явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Программа по русскому языку является логическим продолжением программы для начальной школы (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина) и составляет вместе с ней описание непрерывного школьного курса русского языка. В основе содержания обучения русскому языку лежит овладение учащимися следующими видами компетенции: коммуникативной, языковой, культуроведческой и лингвистической. В соответствии с этими видами компетенции выделяются основные содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся средствами предмета «Русский язык».

Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе осуществления следующих направлений.

- Формирование у учащихся языковой интуиции.

- Приобретение и систематизация знаний о родном языке с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых умений и навыков, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном языке.

Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе осуществления следующих направлений.

- Овладение функциональной грамотностью. Под функциональной грамотностью понимается способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста, т.е. для его понимания и преобразования, и для целей передачи такой информации в реальном общении.

Функциональная грамотность - это и умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания данного вида текстов (гибкость чтения) и умение понимать и анализировать художественный текст.

- Дальнейшее овладение родным языком (расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем родного языка, овладение системой стилистических разновидностей речи, овладение нормами языка).

- Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.

- Овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.

- Овладение орфографией и пунктуацией, формирование относительной орфографической и пунктуационной грамотности на основе отобранного школьного минимума орфограмм и пунктуационных правил; развитие умения видеть орфографическую или пунктуационную задачу и решать ее посредством знания правил или обращения к учебнику, справочнику, словарю.

Лингвистическая компетенция формируется через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, об этапах развития, о выдающихся ученых-лингвистах.

Культурологическая компетенция формируется через систему дидактического материала учебников, тексты которых содержат в себе культурологический и воспитательный потенциал русского языка, показывают его тесную связь с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа, сообщают знания об истории языка и его месте среди других языков мира.

Все перечисленные линии развития учащихся средствами предме­та Русский язык имеют свое начало в курсе русского языка для на­чальной школы.

Психологической основой данного курса является «теория обоб­щения» В.В. Давыдова. В соответствии с этой теорией знания общего и абстрактного характера представлены в начале изучения русского языка в 5-м классе; более частные и конкретные знания выводятся из общих знаний как из единой основы. По мнению психологов этого направления и методистов, разделяющих эту точку зрения, при таком расположении грамматиче­ского, орфографического и пунктуационного материала усиливается практическая направленность курса, активизируется практическое использование получаемых знаний, ускоряется формирование соот­ветствующих умений и навыков на теоретической основе. В раздел «Повторение и углубление курса начальной школы» вы­несены такие обобщенные понятия, как слово, морфема, часть речи, предложение, текст, орфограмма, пунктуационно-смысловой отре­зок. На этапе введения знаний используется технология проблемно-ди­алогического обучения, которая позволяет организовать исследова­тельскую работу учащихся на уроке и самостоятельное открытие знаний. Данная технология разработана на основе исследований в двух самостоятельных областях - проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И. Махмутов и др.) и психологии творче­ства (А.В. Брушлинский, A.M. Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.). Как в настоящем научном творчестве постановка проблемы идет че­рез проблемную ситуацию, так и на уроке открытия новых знаний постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее одним из трех способов: 1) учитель сам заостряет противоречие проблемной ситуации и сооб­щает проблему; 2) ученики осознают противоречие и формулируют проблему; 3) учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и про­верять гипотезы.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Программа предусматривает изучение русского языка в V классе - 204 часа (6 часов в неделю).



Содержание тем учебного курса

Роль языка в жизни общества.

Красота, выразительность и эстетические возможности русской речи

Слово в языке и речи

(повторение и углубление курса начальной школы)

Слово и его звуковая оболочка.

Звуки языка, гласные и согласные звуки.

Ударные и безударные гласные.

Согласные звонкие и глухие (парные и непарные), твердые и мяг­кие (парные и непарные).

Обозначение звуков на письме. Алфавит.

Двойная роль букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных на письме.

Слог, слогоделение. Ударение.

Орфограмма. Опознавательные признаки орфограмм.

Условия выбора орфограммы. Орфографический словарь.

Нормы произношения звуков речи.

Орфоэпический словарь.

Буквы ё, о после шипящих в корне слова.

Вклад В.К. Тредиаковского в развитие отечественной фонетики и

орфоэпии (ознакомление).

Слово и его лексическое значение.

• Лексика. Лексическое значение слова.

Основные способы толкования лексического значения слова: объ­яснение в толковом словаре, синонимия, антонимия; через значение морфем, составляющих слово.

Толковый словарь. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Многозначные слова и омонимы.

Вклад В.И. Даля в развитие русской лексикологии и лексикогра-фики (ознакомление).

Синонимы. Словарь синонимов. Синонимы стилистически нейт­ральные и стилистически окрашенные (наблюдение).

Антонимы. Словарь антонимов.

• Морфемика. Словообразование. Морфема - значимая часть слова.

Основа как носитель лексического значения слова.

Корень слова как основной носитель лексического значения слова. Чередование гласных и согласных в корне.

Правописание безударных гласных в корне: 1) проверяемых уда­рением; 2) не проверяемых ударением. Правописание корней с чередованием гласных а и о (-лаг- - -лож-, -раст- (~ращ-) - -рос-, -гар- --гор-, -зар- - -зор-).

Значения приставок и суффиксов как составляющих компонентов лексического значения слова. Правописание гласных и согласных в приставках.

Значение приставок пре- и при-. Буквы е и ц в приставках пре- и при-.

Буквы з, с на конце приставок.

Буквы ы, и после приставок на согласные.

Значения суффиксов.

Основные способы словообразования (приставочный, суффиксаль­ный, сложение).

Правописание сложных слов.

Сложносокращенные слова. Правописание сложносокращенных слов.

• Грамматическое значение слова.

Окончание как одно из средств выражения грамматического зна­чения слова. Форма слова.

Морфологические признаки слов.

Часть речи как группа слов, имеющих:

1) одно и то же общее грамматическое значение;

2) одни и те же морфологические и синтаксические признаки. Знаменательные и служебные части речи, функции служебных

слов.

Междометия.

Вклад М.В. Ломоносова в развитие отечественной науки о языке (ознакомление).

Слово в предложении.

Номинативная функция слова и словосочетания, коммуникатив­ная функция предложения. Интонация, смысловая роль интонации.

Сочинительная связь между словами. Подчинительная связь меж­ду словами.

Словосочетание. Главное и зависимое слово. Функция словосоче­тания.

Слово как член предложения. Главные члены предложения. Грамматическая основа предложения. Односоставные и двусостав­ные предложения (ознакомление).

Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Предложение распространенное и нераспространен­ное.

Понятие смыслового отрезка, требующего пунктуационного оформления.

Однородные члены предложения. Интонация перечисления.

Знаки препинания при однородных членах предложения. Предло­жения с обобщающим словом при однородных членах. Двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами. Обращение как смысловой отрезок предложения.

Интонация при обращениях. Знаки препинания в предложении с обращениями.

Вводные слова как смысловой отрезок предложения, их функция (ознакомление). Основные группы вводных слов (ознакомление). Ин­тонация при вводных словах. Знаки препинания в предложениях с вводными словами.

Сложное предложение. Средства связи частей сложного предложе­ния.

Сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное предложе­ние (ознакомление).

Интонация как средство связи частей сложного предложения, смысловая функция интонации.

Запятая между частями сложного предложения.

Слово в тексте.

Развитие речи

Текст и его признаки. Тема. Основная мысль. Развитие мысли в тексте. Заголовок. Ключевые слова. Деление текста на абзацы. Прос­той план текста.

Типы речи - повествование, описание, рассуждение и их основ­ные особенности.

Текст-описание. Подробное изложение текста-описания. Сочине­ние-описание пейзажа по личным наблюдениям. Сочинение-описа­ние пейзажа по картине.

Текст-повествование.

Подробное изложение текста-повествования.

Разговорный и книжный стили речи. Слово как носитель стили­стических значений. Слова нейтральные и стилистически окрашен­ные.

Научный стиль речи (задачи речи, сфера употребления, характер­ные языковые средства).

Учебно-научный текст. Изучающее и ознакомительное чтение.

Монологическая и диалогическая речь. Оформление диалога на письме.

Знаменательные (самостоятельные) слова Слова со значением «предмет»

Имя существительное в языке и речи.

Имя существительное как часть речи. Лексическое значение имен существительных. • Общее грамматическое значение имени существительного. Понимание «предмета» в широком и узком значении. Граммати­ческое понятие «предмет». Опредмеченный признак, действие.

Способы образования имен существительных (морфологические и сложение). Гласные в суффиксах имен существительных -ек-, -ик-. Буквы ч, щ в суффиксе имен существительных -чик- (-щик-). Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имен существи­тельных.

Морфологические признаки имен существительных. Постоянные и непостоянные морфологические признаки. Имена существительные собственные/нарицательные, одушев­ленные/неодушевленные.

Большая буква в именах собственных; выделение имен собствен­ных кавычками.

Род имен существительных. Существительные общего рода.

Число имен существительных. Существительные, имеющие фор­му только множественного числа. Существительные, имеющие фор­му только единственного числа.

Падеж. Именительный падеж единственного числа как началь­ная, словарная форма имени. Косвенные падежи.

Склонение имен существительных. Типы склонения. Разноскло­няемые имена существительные. Несклоняемые имена существи­тельные.

Буквы е, и в падежных окончаниях имен существительных. Осо­бенности склонения имен существительных на -ия, -ий, -ие.

• Сочетательные возможности имен существительных.

Лексическая сочетаемость имен существительных.

Грамматическая сочетаемость имен существительных.

Определительные отношения «предмет + его признак»: «имя су­ществительное + имя прилагательное», «имя существительное + имя существительное» (корзина с яблоками).

Роль имени существительного в предложении. Имя существительное в качестве подлежащего.

Имя существительное в качестве дополнения. Дополнение прямое и косвенное.

Имя существительное в качестве определения (ознакомление).

Имя существительное в качестве обстоятельства.

Имя существительное в качестве сказуемого. Составное именное сказуемое (ознакомление).

Тире между подлежащим и сказуемым. Интонационное оформле­ние предложений с именем существительным в качестве сказуемого.

Текст. Текстообразующая роль имен существительных.

Указательные слова-местоимения Местоимения-существительные

Местоимение в языке и речи.

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений (ознакомление).

• Морфологические признаки местоимений, указывающих на предмет (местоимений-существительных).

Личные местоимения. Склонение личных местоимений. Буква в в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Лицо местоиме­ний. Род личных местоимений. Число личных местоимений.

Возвратное местоимение себя. Склонение возвратного местоиме­ния.

Вопросительно-относительные местоимения кто, что. Склонение местоимений кто, что.

Неопределенные местоимения кто-то, некто, что-то, нечто, что-нибудь и др. Склонение неопределенных местоимений. Право­писание не- в неопределенных местоимениях. Дефис в неопределен­ных местоимениях.

Отрицательные местоимения никто, ничто, некого, нечего. Склонение отрицательных местоимений. Слитное и раздельное напи­сание не- и ни- в отрицательных местоимениях. Различение на пись­ме приставок не- и ни- в отрицательных местоимениях.

• Роль местоимений-существительных в предложении. Местоимения в тексте.

Слова со значением «действие или состояние предмета»

Глагол в языке и речи.

Глагол как часть речи. Лексическое значение глаголов.

Общее грамматическое значение глагола. Основные способы словообразования глаголов.

Морфологические признаки глагола. Постоянные и непостоянные признаки. Неопределенная форма глагола.

Переходность/непереходность, возвратность/невозвратность. Вид глагола. Гласные в суффиксах глаголов -ова- (-ева-), -ыва-

(-ива-). Буквы е и и в корнях с чередованием. Буквы а и о в корне -кас- - -кос-.

Лексическое значение глаголов разных видов.

Способы образования видовых пар: суффиксальный, приставоч­ный.

Спряжение. I и II спряжение. Разноспрягаемые глаголы.

Правописание гласных в безударных личных окончаниях глагола.

Наклонение. Способы образования форм наклонения. Раздельное написание частицы бы(б) с глаголом в условном на­клонении.

Буквы ъ и и в глаголах повелительного наклонения.

Настоящее и будущее время глагола. Лицо и число.

Прошедшее время глагола. Род.

Способы образования форм времени. Основа настоящего/будуще­го времени.

Правописание гласных перед суффиксом -л- в форме прошедшего времени.

Безличные глаголы.

• Глагол в предложении.

Роль глагола в предложении. Простое и составное глагольное ска­зуемое (ознакомление).

• Глагол в тексте.

Глагол в художественном тексте. Развитие речи.

• Взаимодействие типов речи.

Подробное изложение художественного текста-повествования с элементами описания.

Сочинение-рассказ о случае из жизни.

Текст-рассуждение. Сочинение-рассуждение.

• Повторение пройденного в 5-м классе.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны уметь:

- по фонетике и графике: производить фонетический разбор слова; соотносить звуковой облик слова с его графическим изображе­нием; свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем; не смешивать буквы и звуки;

- тго орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем;

- по лексике: пользоваться толковым словарем, словарем синони­мов, антонимов; толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы; давать элементар­ный анализ лексического значения слова;

- по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова; выделять основу слова; обра­зовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов, с помощью приставок, приставок и суффиксов; сло­жения основ; производить морфемный разбор; производить словооб­разовательный разбор;

- по морфологии: различать части речи по наличию у слова опреде­ленных морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи; уметь образовывать формы изученных частей речи; производить морфоло­гический разбор изученных частей речи;

- по синтаксису: выделять словосочетание в предложении; опре­делять главное и зависимое слово; образовывать словосочетания с именем существительным, глаголом в качестве главного и зависимо­го слова; определять вид предложения по цели высказывания, инто­нации; определять грамматическую основу предложения; опреде­лять вид предложения по количеству грамматических основ; опреде­лять вид предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения; определять однородные члены, вводные слова и обращения; различать простое и сложное предложение; произво­дить синтаксический разбор предложения;

- по связной речи: читать учебно-научный текст изучающим чте­нием; владеть отдельными приемами ознакомительного чтения учеб­но-научного текста; выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план; определять тему, основную мысль (автор­ский замысел) в тексте из художественного произведения, переска­зывать текст подробно и сжато; понимать основные отличия текстов-описаний, -повествований, -рассуждений, писать тексты этих типов; определять стиль текста; письменно подробно излагать художествен­ный и учебно-научный текст; пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций; после­довательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и за­мыслом, делать абзацные отступы; озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков;

- по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограмма­ми; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфогра­фические ошибки; правильно писать изученные в 5-м классе слова с непроверяемыми написаниями;

- по пунктуации: находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изу­ченных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационны­ми правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; нахо­дить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила.


Перечень учебно-методического обеспечения.

Печатные пособия.

  1. Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 5 класса.

  2. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа \Под научн. Ред. Д.И.Фельдштейна.- М.: Баласс, 2010.

  3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И.В. Русский язык: Учебник для 5 класса основной школы / Под научн. ред. акад. РАО А.А. Леонтьева.-Изд.3-е., перераб.- М.: Баласс, 2007.

  4. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык : 5 класс \Сост. Н.В.Егорова.- М.:ВАКО, 2009.

Мультимедийные пособия.

1. «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

2. 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

3. Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий

4. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс.





Календарно- тематическое планирование


Класс 5 «г»

Количество часов:

Всего 170; в неделю 5ч.

П №

Раздел учебника

Тема урока

Но-мер урока

Кален-

дарные сроки

Тип урока

Наглядные пособия и технические средства

Виды контро-ля

Домаш-

нее

задание

Введение. (2ч.)




Ты изучаешь русский язык

Эпиграф, №1-4

Язык как средство общения. Нужно ли изучать родной язык?

1

2.09

Урок изучения нового материала

Иллюстрации, высказывания о русском языке

Оформить тетради, словарь


№4-6

Роль родного языка в духовной жизни человека. Красота и богатство русского языка.

2

3.09

Урок совершенствования знаний

Иллюстрации, высказывания о русском языке

Объяснительный диктант

№ 6

Слово в языке и речи ( Повторение и углубление курса начальной школы)

( 74 ч.- 64+10)


1

Слово и его звуковая оболочка

№7-16

№14

Звуки языка. Гласные и согласные звуки.

Р\р План текста.

3

4.09

Урок повторения и совершенствования знаний

Таблица

Тестирование

П. 1 №16


П.2 №17-26

Звук и буква.

4

5.09

Урок повторения и совершенствования знаний

Таблица

Фонети-ческий разбор

П.2 №26


№27-28

№29

№30-32

Звук и слог.

Р\р Учебный текст.

Правила переноса слов.

5


6

7.09

8.09

Урок повторения и совершенствования знаний

Таблица

Состав-ление плана

П. 3 №32


Орфограмма и неорфограмма. Опознавательный признак орфограммы. Орфограммы- гласные буквы.

7




9.09

Урок повторения и совершенствования знаний

Таблица

Объяснительный диктант

П. 4 №36


№ 34-46

Орфограммы- согласные буквы.

8

Урок повторения и совершенствования знаний

Таблица

Тестирование

П.4 №42


№47-50

Условие выбора орфограммы. Орфограммы- буквы ь и ъ знаки.

9

Урок повторения и совершенствования знаний

Таблица

Тестирование

П. 4 №48


№51-58

№55

Нормы произношения звуков.

Р\р Смысловые части текста.

10

Урок повторения и совершенствования знаний

Таблица

Состав-ление плана

П.5 №58


Диктант с грамматическим заданием

11

Урок контроля ЗУН

2

Слово и его лексическое значение

27 ч

№69-77

Лексика. Лексическое значение слова.

12

Урок повторения и совершенствования знаний

Таблица, иллюстрации, словари

Лексический диктант

П. 7 №73


№74-81

Способы толкования лексического значения слова.

13

Урок повторения и совершенствования знаний

Таблица, иллюстрации, словари

Работа со слова-рём

П. 7 №81


№82-87

Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова.

Р\р Описание.

14

Комбинированный урок

Таблица, иллюстрации, словари

Состав-ление текста

П. 7 №88


№89-94

Многозначные слова и омонимы.

15

Урок повторения и совершенствования знаний

Таблица, иллюстрации, словари

Работа со слова-рём

П. 7 №94


№95-100

№100

Синонимы. Словарь синонимов.

Р\р Редактирование предложений.

16

Комбинированный урок

Таблица, иллюстрации, словари

Редактирование предло-жений

П.8 №100


№101-106

Антонимы. Словарь антонимов.

17

Урок повторения и совершенствования знаний

Таблица, иллюстрации, словари

Работа со слова-рём антони-мов

П.9 №106


№107-111

Морфема- значимая часть слова.

Р\р Повествование.

18

Комбинированный урок

Таблица

Состав-ление плана

П. 10 №111


№112-116

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

19

Урок повторения и совершенствования знаний

Таблица

Словар-ный диктант

П. 11 №116


№117-122

Буквы о-а в корне -лаг- - лож-.

Р\р Рассуждение.

20

Урок изучения нового материала

Таблица

Тестирование

П. 12 №122


№123-134

Буквы а-о в корне _раст-(-ращ-)-рос-.

21

Урок изучения нового материала

Таблица

Работа с перфокартами

П. 12 №128


№141-146,

№135-140

Буквы о-а в корне -зар---зор-, -гор---гар-.

22

Урок изучения нового материала

Таблица

Выборочный диктант


№59-67

Буквы о-ё после шипящих в корне слова.

23

Урок изучения нового материала

Таблица

Распре-делительный диктант

П.6 №67


Формирование орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограмм

24

Урок формирования умений и навыков

Таблица

Тестирование

№146


№147-154

Значение приставок. Гласные и согласные в приставках (кроме приставок на з-с)

25

Урок повторения и совершенствования знаний

Таблица

Тестирование

П. 13 №153


№155-159

Буквы е-и в приставках пре-, при-.

26

Урок изучения нового материала

Таблица

Объяснительный диктант

П.14 №158


№159-163

Формирование орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограммы.

27

Урок формирования умений и навыков

ПК

Тестирование

П. 14 №163


№164-171

Буквы з-с на конце приставок.

28

Урок изучения нового материала

Таблица

Тестирование

П. 15 №171


№172

№170

Формирование орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограммы.

Р\р Свободный диктант.

29

Урок формирования умений и навыков

Таблица

Свобод-ный диктант

П. 15 №


№172-176

Буквы ы-и после приставок.

30

Урок изучения нового материала

Таблица

Тестирование

П. 16 №176


№177-182

Значение суффиксов.

31

Урок изучения нового материала

Таблица

Словар-ный диктант

П.17 №182


Гласные в суффиксах имён существительных -ек, -ик.

32

Урок изучения нового материала

Таблица

Объяснительный диктант

П. 17


Буквы ч и щ в суффиксе имён существительных -чик (-щик).

33

Урок изучения нового материала

Таблица

Тестирование

П. 17


Формирование орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограммы.

34

Урок формирования умений и навыков

Таблица

Тестирование

П. 17


№183-187

Приставочный и суффиксальный способы образования слов.

35

Урок изучения нового материала

Таблица

Графический диктант

П. 18 №187


№188-193

Сложные и сложносокращённые слова, образование и правописание.

36

Урок изучения нового материала

Таблица

Объяснительный диктант

П. 19 №193


Контрольный диктант с грамматическим заданием.

37

Урок контроля ЗУН


Анализ контрольного диктанта.

38

Урок коррекции

Таблица

3

Грамматичес-кое значение слова 4ч

№194-199

Окончание. Форма слова (словоформа).

Р\р Сочинение- описание.

39

Комбинированный урок

Таблица

Сочине-ние-описа-ние

П. 20 №199


Грамматическое и лексическое значение слова.

40

Урок изучения нового материала

Таблица

Объяснительный диктант

П. №


№200-209

Морфологические признаки слов.

41

Урок изучения нового материала

Таблица

Морфо-логичес-кий разбор

П. 21 №205


№210-213

Служебные части речи.

42

Урок изучения нового материала

Таблица

Тестирование

П.22 №213

4

Слово в предложении

20 ч

№214-224

Слово в предложении и в словосочетании.

Р\р Составление плана учебного текста.

43

Комбинированный

урок

Таблица

Состав-ление плана

П.23 №224


№225-229

Слово как член предложения. Главные члены предложения.

Р\р Составление учебного текста по вопросам.

44

Комбинированный

урок

Таблица

Состав-ление текста

П. 24 №229


№230-234

№233

Второстепенные члены предложения. Определение. Роль определений в речи.

Р\р Сочинение- описание.

45

Комбинированный

урок

Таблица

Сочине-ние-описа-ние

П. 25 №234


№235-237

№238

Дополнение. Способы выражения дополнений.

Р\р Сочинение- повествование.

46

Комбинированный

урок

Таблица

Сочине-ние-повествование

П.25 №238


№238-245


№244

Обстоятельство. Виды обстоятельств (места, времени, образа действия).

Зависимость обстоятельств от глаголов- сказуемых.

Р\р Составление текста по опорным словам в роли обстоятельств.

47

Комбинированный

урок

Таблица

Состав-ление текста

П. 25 №245


№246-252

Однородные члены предложения- смысловые отрезки и их признаки. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

48

Урок повторения и совершенствования знаний

Таблица

Тестирование

П. 26 №252


№253-257


Предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения. Знаки препинания в предложениях, содержащих обобщающие слова перед однородными членами.

Р\р Сочинение -описание с использованием однородных членах.

49

Комбинированный

урок

Таблица

Сочине-ние-описа-ние

П. 26 №257


Развитие умения находить смысловые отрезки- однородные члены предложения, определять место постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Р\р Сочинение- повествование с использованием обобщающих слов.

50

Комбинированный

урок

Таблица

Сочине-ние-повествование

П. №


Контрольный диктант с грамматическим заданием.

51

Урок контроля ЗУН


№258-261

Обращение- смысловой отрезок. Распространённые и нераспространённые обращения.

52

Урок изучения нового материала

Таблица

Конструирова-ние предложений

П. 27 Примеры предложений из худ. произведения


№262-268

Знаки препинания в предложениях с обращением.

53

Урок-практикум

Таблица

Тестирование

П. 27 №268


№266-267

Обращения в речи.

Р\р Составление текста с использованием обращений.

54

Комбинированный

Таблица

Состав-ление текста

П. 27 №267


№269-270

Вводные слова- смысловые отрезки и их признаки. Значения вводных слов (уверенность, неуверенность, чувства).

55

Урок изучения нового материала

Таблица

Конструирова-ние предложений

П. 28 №274


№271-273

Знаки препинания в предложениях с вводными словами.

Р\р Сочинение-повествование с использованием вводных слов.

56

Комбинированный

урок

Таблица

Сочине-ние-повествование

П. 28 №277


№274-277

Вводные слова в речи. Значение вводных слов и словосочетаний (источник сообщения).

57

Урок закрепления и развития умений

Таблица

Тестирование

П. 28 №275


№278

Синтаксический разбор простого предложения.

58

Урок-практикум

Порядок разбора

Самостоятельная работа

П. 29 №278


№291

Сложное предложение. Части сложного предложения- смысловые отрезки. Средство связи частей сложного предложения.

59

Урок повторения и совершенствования знаний

Схемы

Тестирование

П.30 №283


№284-285

Синтаксический разбор сложного предложения.

Р\р Сочинение-повествование с использованием сложных предложений.

60

Комбинированный

урок

Таблица

Сочине-ние-повествование

П. 30 №285


№287-290

Знаки препинания и их роль в письменной речи (завершение, разделение, выделение).

61

Урок-практикум

Таблица

Устное сообще-ние

П. 30 №290


Диктант с грамматическим заданием.

62

Урок контроля ЗУН

5

Слово в тексте

14 ч

Р\р Способы связи предложений в тексте (цепная и параллельная связь)

63-64

Урок развития речи

Тексты

Анализ текста

П. 31 №295


№307-310

Р\р Художественный и научный текст.

65

Урок развития речи

Тексты

Анализ текста

П. 32 №310


№311

Р\р Подробное изложение текста-описания.

66-67

Урок развития речи

П. 32 №311


№312-316

Р\р Учебно-научный текст. Отработка приёмов изучающего чтения и понимания учебно-научного текста.

68

Урок развития речи

Тексты

Анализ текста

П. 33 №316


№316

Р\р Чтение, пересказ и изложение учебно-научного текста.

69

Урок развития речи

Тексты

Анализ текста

П. 33 пример научного стиля речи


Предложения с прямой речью.

70

Урок изучения нового материала

Таблица

Конструирова-ние предложений

П. №


Закрепление умений находить места употребления знаков препинания в предложениях с прямой речью и правильно ставить знаки препинания.

71

Урок закрепления нового материала и развития умений

Таблица

Тестирование

П. №


№317-318

Диалог. Особенности монологической речи.

72

Урок изучения нового материала

Таблица

Словар-ный диктант

П.34 №318


№319-323

Знаки препинания при оформлении диалога на письме.

73

Урок-практикум

Таблица, иллюстрации

Состав-ление диалога

П. 34 №323


№324-329

Р\р Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Сочинение-размышление.

74

Урок развития речи

Сочине-ние-размышление

П. 35 №329


№330

Р\р Чтение, пересказ и изложение художественного текста (в форме диалога). Подробное изложение текста-повествования с элементами описания.

75

Урок развития речи

Подроб-ное изложение

П. 35 №330


№331

Р\р Сочинение на тему «Маленькое путешествие» (повествование с элементами описания).

76

Урок развития речи

Сочине-ние

№331

Знаменательные (самостоятельные) слова. Слова со значением предмета (63 ч.- 60+3)


6

Имя существитель-ное в языке и речи

44ч

№332-334

Лексическое значение имени существительного.

77

Урок изучения нового материала

Иллюстрации

Лексический диктант

П. 36 №334


№335-338

Грамматическое значение «предмет».

78

Урок изучения нового материала

Иллюстрации,

таблица

Выборочный диктант

П.37 №338


№339-344

Способы образования имён существительных. Суффиксальный способ образования имён существительных.

79

Урок изучения нового материала

Таблица

Конструирова-ние слов по схемам

П. 38 №346


№345-346

Приставочный, приставочно-суффиксальный способ образования имён существительных.

80

Урок изучения нового материала

Таблица

Распре-делительный диктант

П. 39 №352


№360-362

Буквы ч и щ в суффиксе имён существительных -чик (-щик).

81

Урок изучения нового материала

Таблица

Выборочный диктант

П.40 №359


№360-365

Буквы о и ё после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных.

82

Урок изучения нового материала

Таблица

Распре-делительный диктант

П. 41 №365


№366-368

Имена собственные и нарицательные. Большая буква и кавычки в именах собственных.

83

Урок изучения нового материала

Таблица, иллюстрации

Словар-ный диктант

П. 42 №368


№369-373

Формирование орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограммы.

84

Урок формирования умений и навыков

Таблицы

Тестирование

П. 42 №373


№374-376

Род имён существительных.

85

Урок повторения и совершенствования знаний

Таблица

Выборочный диктант

П.43 №376


№377-379

Имена существительные общего рода.

86

Урок изучения нового материала

Таблица

Составление предложений

П.43 №379


№380-382

Имена существительные общего рода в речи.

Р\р Сочинение-миниатюра с использованием имён существительных общего рода.

87

Комбинированный урок

Таблица

Сочине-ние-миниатюра

П.43 №382


№383-386

Число имён существительных. Нормы образования и употребления форм числа имён существительных.

88

Урок повторения и совершенствования знаний

Таблица

Устное сочинение

П.44 №386


№387-391

Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа.

89

Урок изучения нового материала

Таблица

Предуп-редительный диктант

П. 44 №391


№392-397

Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа.

90

Урок изучения нового материала

Таблица

Устный опрос

П. 44 №397


№398-403

Падеж. Прямой и косвенные падежи.

Р\р Свободный диктант.

91

Комбинированный урок

Таблица

Свобод-ный диктант

П. 45 №402


№398-403

Склонение имён существительных. Буквы а-о в корне -клон---клан-.

92

Урок изучения нового материала и закрепления

Таблица

Объяснительный диктант

П. 45 №403


№404-408

Разносклоняемые имена существительные.

93

Урок изучения нового материала и закрепления

Таблица

Выборочный диктант

П. 45 №408


№409-416

Несклоняемые имена существительные.

Р\р Сочинение-миниатюра(повествование) с использованием несклоняемых существительных.

94

Комбинированный урок

Таблица

Сочине-ние-миниатюра

П. 45 №416


№417-419

Буквы е-и в падежных окончаниях существительных.

95

Урок совершенствования знаний

Таблица, алгоритм правила

Объяснительный диктант

П.46 №418


№420-422

Правописание имён существительных на -ия, -ие, -ий в ед.ч.

96

Урок изучения нового материала

Таблица

Объяснительный диктант

П. 46 №422


№423-427

Обобщающее закрепление правописания гласных в падежных окончаниях имён существительных в ед.ч.

97

Урок-практикум

Таблица

Тестирование

П. 46 №427


Контрольный диктант с грамматическим заданием.

98

Урок контроля ЗУН


№428-429

Имя существительное как член предложения. Имя существительное в роли подлежащего.

99

Урок повторения и совершенствования знаний

Таблица, схема

Конструирова-ние предложений

П. 47 №429


№430

Однородные подлежащие. Знаки препинания при однородных подлежащих в простом предложении.

100

Урок-практикум

Таблица

Схематичный диктант

П. 47 Дид. мат.


№431-433

Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами.

101

Урок изучения нового материала

Таблица

Тестирование

П.47 №433


№434-435

Имя существительное в роли дополнения. Прямое и косвенное дополнение.

102

Урок изучения нового материала

Таблица

Конструирова-ние предложений

П. 48 №435


№436-437

Прямые дополнения. Способы выражения прямых дополнений именами существительными.

103

Урок изучения нового материала

Таблица

Словар-ный диктант

П. 48 №437


№438-439

Однородные дополнения.

104

Урок изучения нового материала

Таблица

Диктант

П. 48 №439


№440-442

Имя существительное в роли определения.

105

Урок изучения нового материала

Таблица

Выборочное списывание

П. 49 №442


№343-446

Имя существительное в роли обстоятельства.

106

Урок изучения нового материала

Таблица

Устное сочинение

П.50 №446


№447-448

Однородные обстоятельства.

Р\р Сочинение-рассуждение с использованием однородных членов в качестве аргументов.

107

Комбинированный урок

Таблица

Сочине-ние-рассуждение

П. 50

сочинение


№449-451

Имя существительное в роли сказуемого. Составное именное сказуемое.

108

Урок изучения нового материала

Таблица

Синтак-сичес-кий разбор

П. 51 №451


№452-456

Тире между подлежащим и сказуемым.

109

Урок изучения нового материала

Таблица

Тестирование

П. 52 №456


№457-460

Морфологический разбор имени существительного.

110

Урок-практикум

Таблица

Морфо-логичес-кий разбор

П. 53 №460


Имя существительное в словосочетании . Сочинительная и подчинительная связь.

111

Урок изучения нового материала

Таблица

Выборочное списывание

Дид.мат.


№291-295

Сочинительная связь между частями сложного предложения. Сложносочинённые предложения.

112

Урок изучения нового материала

Таблица

Тестирование

П. 31 №295


№296-300

Бессоюзная связь между частями сложного предложения. Бессоюзные сложные предложения.

113

Урок изучения нового материала

Таблица

Выборочное списывание

П. 31 №300


№301-303

Подчинительная связь между частями сложного предложения. Сложноподчинённые предложения.

114

Урок изучения нового материала

Таблица

Конструирова-ние предложений

П. 31 №303


№304-306

Запятая между частями сложноподчинённого предложения.

115

Урок-практикум

Таблица

Тестирование

П. 31 №306


№461-464

Имена существительные в тексте.

116

Урок-практикум

Таблица, тексты

Анализ текста

П. 54 №464


№465

Р/р Изложение повествовательного текста с элементами описания.

117

Урок развития речи

Изложение


Р/р Сочинение- описание .

118

Урок развития речи

№ 466


Контрольный диктант с грамматическим заданием.

119

Урок контроля ЗУН


Анализ контрольного диктанта.

120

Урок коррекции

Таблица

Инд. самостоятельная работа

Инд.зад.

7

Местоимения-существитель-ные в языке и речи

19 ч

П.55

№467-468

Общее значение местоимений- существительных. Разряды местоимений- существительных.

121

Урок изучения нового материала

Таблица

Выборочное списывание

П. 55 №471


№469-476

Личные местоимения- существительные.

122

Урок изучения нового материала

Таблица

Устное сообще-ние в учебно-научном стиле

П. 55 №476


№477-481

№482

Возвратное местоимение- существительное себя.

Р/р Сочинение - размышление с использованием возвратного местоимения- существительного.

123

Комбинированный урок

Таблица

Сочине-ние

П. 56 №482


№483-487

Вопросительные местоимения-существительные кто и что.

124

Урок изучения нового материала

Таблица

Конструирова-ние предложений

П. 57 №487


№488

Неопределённые местоимения- существительные.

125

Урок изучения нового материала

Таблица

Объяснительный диктант

П.58 №490


№489-491

Правописание неопределённых местоимений.

126

Урок-практикум

Таблица

Словар-ный диктант

П. 58 №492


№492-494

Формирование орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограмм.

127

Урок формирования умений и навыков

Таблица

Тестирование

П. 58 №492


№495-497

Отрицательные местоимения - существительные.

128

Урок изучения нового материала

Таблица

Объяснительный диктант

П. 59 №496


№498-499

Различение на письме приставок не- и ни- в отрицательных местоимениях- существительных.

129

Урок-практикум

Таблица

Выборочный диктант

П. 59 №499


№500-502

Формирование орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограмм.

130

Урок формирования умений и навыков

Таблица

Тестирование

П. 59 №501


№503-504

Раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях- существительных.

131

Урок-практикум

Таблица

Тестирование

П. 59 №504


№505-508

Формирование орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограмм.

132

Урок формирования умений и навыков

Таблица

Словар-ный диктант

П. 59 №508


№509-511

Роль местоимений- существительных в простом предложении.

133

Комбинированный урок

Таблица

П. 60 №511


№512

Роль местоимений- существительных в сложном предложении.

Относительные местоимения.

134

135

Урок изучения нового материала

Таблица

Конструирова-ние предложений

П. 60 №512


№513-517

Морфологический разбор местоимений- существительных.

136

Урок-практикум

Таблица

Морфо-логический разбор

П. 61 №517


№518

№519

Местоимения- существительные в тексте.

Р\р Творческое списывание с выбором слов из ряда данных.

137

Комбинированный урок

Текст

Творческое списывание

П. 62 №519


№520

Р\р Сочинение- повествование с использованием местоимений- существительных.

138

Урок развития речи

П. 62 №520


Диктант с грамматическим заданием.

139

Урок контроля ЗУН

Слова со значением «действие предмета» ( 48 ч.- 42+6)



8

Глагол в языке и речи.

48 ч.

№521-525, 526

Лексическое значение глагола.

Р\р Сочинение- миниатюра повествовательного характера с использованием глаголов звучания.

140

Комбинированный урок

Сочине-ние

П. 63 №525


№527-532

Грамматическое значение «действие».

141

Урок изучения нового материала

Таблица

Морфо-логичес-кий анализ

П. 64 №532


№533-537

Способы образования глаголов.

142

143

Урок изучения нового материала

Таблица

Конструирова-ние слов

П.65 №537


Морфологические признаки глагола. Постоянные и непостоянные признаки.

144

Урок изучения нового материала

Таблица

Устный ответ на вопрос

П. 64


№538-540

Глаголы переходные и непереходные.

145


Урок изучения нового материала

Таблица

Словар-ный диктант

П. 66 №540


Р\р Сочинение - миниатюра (рассказ о реальном событии с использованием глаголов движения).

146

Урок развития речи

Сочинение


№541-546

№545

Возвратные глаголы.

Р\р Исправление неправильно построенных предложений с возвратными глаголами.

147

Комбинированный урок

Таблица

Редактирование предложений

П. 67 №546


№547-555

Вид глагола.

148

Урок изучения нового материала

Таблица

Морфо-логичес-кий анализ

П. 68 №554


Видовые пары.

149

Урок изучения нового материала

Таблица

Образо-вание видовых пар

П. 68 №555


№556-558

Гласные в суффиксах глаголов -ова---ева, -ыва---ива-.

150

Урок изучения нового материала

Таблица

Объяснительный диктант

П.69 №560


№559-563

Формирование орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограммы.

151

Урок формирования умений и навыков

Таблица

Тестирование

П. 69 №563


№564-566

Буквы е-и в корнях с чередованием.

152

Урок изучения нового материала

Таблица

Выборочный диктант

П. 70 №566


№575-577

Формирование орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограммы.

153

154

Урок формирования умений и навыков

Таблица

Тестирование

П. 70 №571


№572-574

Буквы о-а в корне кас-кос.

155

Урок изучения нового материала

Таблица

Объяснительный диктант

П. 71 №574


№575-577

Формирование орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограмм.

156

Урок формирования умений и навыков

Таблица

Тестирование

П. 71 №577


№578-582

Спряжение глаголов.

157

Урок повторения и совершенствования знаний

Таблица

Словар-ный диктант

П.72 №579


Разноспрягаемые глаголы.

158

Урок изучения нового материала

Таблица

Выборочное списывание

П. 72 №582


Контрольный диктант с грамматическим заданием.

159

Урок контроля


Анализ контрольного диктанта.

160

Урок коррекции

Инд. самостоятельная работа

Инд.зад.


№583-589

Правописание гласных в безударных окончаниях глаголов.

161


Урок-практикум

Таблица, алгоритм правила

Объяснительный диктант

П. 73 №586





№590-595

Формирование орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограммы.

163

Урок формирования умений и навыков

Таблица

Тестирование

П.73 №595


№594

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

165

Урок изучения нового материала

Таблица

Состав-ление рассказа


№596-597

Условное наклонение.

166

Урок изучения нового материала

Таблица

Конструирова-ние предложений

П. 74 №597


№597-603

Повелительное наклонение.

167

Урок изучения нового материала

Таблица

Выборочное списывание

П. 74 №602


№604-605

Правописание глаголов в форме повелительного наклонения. Р\рРассуждение

168

Комбинированный урок

Таблица

Объяснительный диктант

П. 74 №605


№606-615

Р\р Свободный диктант.

169

Урок развития речи

П. 74 №611


№610

Время глагола. Настоящее время. Лицо и число.

170

Урок совершенствования знаний

Таблица

Словар-ный диктант

П. 74


№616-622

Будущее время глагола. Лицо и число. Будущее простое и сложное.

171

Урок изучения нового материала

Таблица

Редактирование предложений

П. 75 №622


Прошедшее время. Род.

172

Урок изучения нового материала

Таблица

Анализ текста

П. 75 №622


№623-626

Гласные буквы перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени.

173

Урок изучения нового материала

Таблица

Объяснительный диктант

П. 76 №626


№627-629

Р\р Свободный диктант.

174

Урок развития речи

П. 76 №629


№630

Безличные глаголы.

175

176

Урок изучения нового материала

Таблица

Сочинение

№ 630


№631-635

Глагол как член предложения. Сказуемое.

177

Урок совершенствования знаний

Таблица

Синтак-сичес-кий разбор

П. 77 №635


№636-637

Личные и безличные глаголы в роли сказуемого.

178

Урок изучения нового материала

Таблица

Синтак-сичес-кий разбор

П. 78 №639


№638-640

Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое.

179

180

Уроки изучения нового материала

Таблица

Синтак-сичес-кий разбор

П. 78 №640


№641

Трудности при нахождении составного глагольного сказуемого.

181

Урок-практикум

Таблица

Синтак-сичес-кий разбор

П. 79 №641


№643-646

Морфологический разбор глагола.

182

Урок-практикум

Таблица

Морфологический разбор

П. 79 №646


№647-650

Роль глагола в СПП с придаточным изъяснительным.

183

Урок изучения нового материала

Таблица

Пунктуацион-ный анализ

П. 80 №650


Запятая в СПП с придаточным изъяснительным.

184

Урок изучения нового материала

Таблица

Пунктуацион-ный анализ

Дид.мат.


Глаголы в тексте.

185

Урок-практикум

Таблица

Анализ текста

Дид.мат.


№651-653

Р\р Сочинение- рассуждение «Богатство и выразительность глаголов в русском языке».

186

Урок развития речи

П. 81 №653


№654



П. 81 №654


Контрольный диктант с грамматическим заданием.

187

Урок контроля ЗУН






© 2010-2022