Рабочая программа по русскому языку по УМК М. М. Разумовской. 9 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку в 9 классе составлена на основе программы по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы). Авторы программы М.М. Разумовская, С.Ю. Львова, В.И.Капинос.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В 9 классе изучается систематический курс синтаксиса и пунктуации. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Каждая тема завершается обобщением и повторением пройденного, что обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.

В программе специально выделены часы на развитие связной речи - пятая часть всего учебного времени.

Вместе с тем в программу включены элементы общих сведений о языке, об истории языка, его современных разновидностях.

Программа содержит:

  • отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, - формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;

  • сведения о графике, об орфографии и пунктуации; перечень орфограмм и пунктуационных правил.

Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся 9 класса.

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), что соответствует учебному плану.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V- IX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,

базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции -освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Задачи обучения

Эти цели обусловливают следующие задачи:

- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся яв­лении, о месте русского языка в современном ми­ре, о его богатстве и выразительности; обеспе­чить усвоение определенного круга знаний из облас­ти фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лек­сики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также фор­мирование умений применять эти знания на прак­тике;

- развивать речь учащихся: обогащать их актив­ный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию уме­ний и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

- формировать и совершенствовать орфографиче­ские и пунктуационные умения и навыки.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации над предметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);

- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);

- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);

- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Ожидаемые результаты изучения курса

  • иметь представление об основных понятиях, обеспечивающих понимание сложного предложения как синтаксической единицы высшего уровня;

  • знать классификацию сложных предложений и уметь разграничивать сложные предложения разных типов, правильно ставить знаки препинания в предложениях со всеми видами придаточных, находящихся в начале, в середине или в конце СПП;

  • знать все варианты постановки знаков препинания в БСП в зависимости от отношений между частями БСП и правильно ставить знаки препинания в БСП;

  • уметь составлять схемы сложных предложений и конструировать предложения по заданным схемам;

  • уметь проводить синтаксический анализ сложного предложения;

  • уметь осознанно оперировать языковым материалом, создавать свой оригинальный текст.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

О языке (1 ч)

Русский язык среди языков мира.

Речь (15ч)

Систематизация и обобщение сведений о тексте, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи предложений в тексте, о стилях и типах речи. Особенности строения устного и письменного пуб­лицистического высказывания (задача речи, типы речи, характерные языковые и речевые средства).

Композиционные формы: высказывание типа газетной статьи с рассуждени­ем-размышлением (Что такое настоящая дружба? Деловой человек. Хорошо это или плохо? Воспитан­ный человек. Какой он?); эссе; высказывание типа статьи в газету с рассуждени­ем-доказательством (Надо ли читать книги в век ра­дио и телевидения? Почему я (не) люблю легкую музыку? Чем измеряется жизнь?); рецензия.

Деловые бумаги: заявление (стандартная форма, языковые средства, характерные для этого вида деловых бумаг), доверенность.

Тезисы, конспекты научно-популярных и публи­цистических статей,

ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ(7 ч)

Основные единицы языка и их особенности (зву­ки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтакси­ческие признаки. Основные правила правописания.

Синтаксис сложного предложения

Сложное предложение (3 ч)

Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (3 ч)

Строение сложносочиненного предложения и средства связи в нем: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные). Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Запятая между частями сложносочиненного пред­ложения.

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (18 ч)

Строение сложноподчиненного предложения: главное и придаточное предложение в его составе; средства связи в сложноподчиненном предложении. Основные виды придаточных предложений: опреде­лительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия). Место придаточного предложения по от­ношению к главному. Предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания между главным и придаточ­ным предложениями.

БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (7 ч)

Смысловые отношения между простыми предло­жениями в составе бессоюзного сложного предложе­ния. Интонация бессоюзного сложного предложе­ния. Знаки препинания в бессоюзном сложном предло­жении.

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ (5ч)

Сложное предложение с различными видами со­юзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нем.

Формы контроля знаний

  • промежуточная аттестация проводится в форме диктантов с грамматическим заданием, объяснительных, предупредительных, выборочных, словарных;

  • сочинение на лингвистическую тему, на морально-этическую тему, сочинение по картине;

  • изложение (сжатое, подробное);

  • тест;

  • комплексный анализ текста;

  • самостоятельные работы по отдельным темам.

Календарно-тематический план

урока


Тема урока

Тип

урока

Дата

план

Дата

факт

1-2

Русский язык - национальный язык русского народа.

Лекция с элементами

беседы

2,4.09

Повторение изученного в 5-8 классах.

3-4

Фонетика. Орфоэпия. Графика.

Урок повторения

8,11

5

Стартовый контроль. Контрольный диктант.

Урок повторения

15

6-7

. Стили речи. Типы Речи. Лексика. Морфемика. Словообразование

Урок

повторения

18,22

8-10

Морфология и синтаксис.

Орфография и пунктуация

Урок

повторения

25,29,2.10

11

PP. Обучение изложению

(сжатый пересказ текста).

Развития речи

Урок-практикум

6

Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение.

12-13

Понятие сложного предложения.

Урок

повторения и

закрепления

темы.

9,13

14-15

Типы сложных предложений и

средства связи между его частями.

Повторение и углубление знаний

о тексте:способы и средства связи предложений в тексте.

Урок

повторения и

закрепления

темы.

16,20

Сложносочиненное предложение.

16

Понятие сложносочиненного предложения.

Изучение

новой темы.

23

17-18

Виды сложносочиненного

предложения.

Изучение

новой темы.

27,30

19

PP.Творческая работа по картине А.А.Пластова "Первый снег"

Развития речи

10.11

20

К/Р по теме «Сложносочинённое предложение»

Контроль знаний

13

Сложноподчиненное предложение.

21

Понятие сложноподчиненного

предложения.

Изучение

новой темы.

17

22

PP. Изложение "Мой друг".

Развития речи

20

23-24

Виды сложноподчиненного

предложения.

Изучение

новой темы.

24,27

25-26

Сложноподчиненное

предложение с придаточным определительным.

Изучение

новой темы.

1.12,4

27

PP.Сопоставление понятий

"художественный стиль речи" и "язык художественной литературы".

Развитие речи.

8

28

Сложноподчиненное

предложение с придаточным изъяснительным.

Изучение

новой темы.

11

29

PP. Эссе: понятие о жанре.

Развития речи Изучение

новой темы.

15

30

Сложноподчиненные

предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточным места.

Изучение

новой темы.

18

31

Сложноподчиненное

предложение с придаточным времени.

Изучение

новой темы.

22

32

Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения.

Изучение новой темы.

25

33

PP.Сочинение в жанре эссе (типа рассуждения -размышления).

Развитие речи.

29

34-35

Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени.

Изучение новой темы.

12,15.01

36

Путевые заметки: понятие о жанре.

Изучение

новой темы.

19

37

Сложноподчиненное

предложение с придаточным цели.

Изучение

новой темы.

22

38

Сложноподчиненное

предложение с придаточным условия

Изучение

новой темы.

26

39-40

Сложноподчиненное

предложение с придаточными причины и следствия.

Изучение

новой темы.

29,2.02

41-44

Сложноподчиненное

предложение с придаточным

уступительным.

Изучение

новой темы.

Повторение.

5,9,12,16

45-46

РР. Контрольное изложение по тексту Ю. Нагибина «Чистые пруды»

Развития речи

19,26

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными.

47-48

Понятие сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

Изучение новой темы.

1.03,4.03

49-50

Контрольный диктант и его анализ по теме "Сложноподчиненное предложение".

Контроль знаний

9,11

51

PP. Рецензия: понятие о жанре.

Изучение новой темы.

15

52-53

Понятие бессоюзного сложного предложения.

Изучение новой темы.

18,22

54

Бессоюзные сложные

предложения со значением:

перечисления

Изучение

новой темы.

5.04

55

причины, пояснения, дополнения

8

56

противопоставления, времени или условия и следствия

12

57

PP. Рецензия (продолжение)

Развития речи

15

58

РР.Работа по картине В.В.Верещагина "Смертельно раненный".

Развития речи.

19

59-60

Диктант и его анализ.

Контроль

знаний

22, 26

Сложное предложение с различными видами связи.

61-63

Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи.

Период

Изучение новой темы.

29, 6.05, 10

64-65

PP. Деловая речь.

Изучение новой темы.

13,16

66

Итоговый контроль (диктант)

Урок контроля

20

67

68

Итоговое повторение

Резервный урок

Урок повторения

23

Всего 68 часов, в т.ч. на РР 15 часов.



Учебно-методическое обеспечение

  1. Русский язык: учеб.для 9 кл. / М.М.Разумовская, С.Ю.Львова, В.И.Капинос; под ред.М.М.Разумовской-М.:Дрофа, 2010 г.

  2. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык.9 кл.»; Под ред. М.М.Разумовской.-М.:Дрофа,2006

3. Уроки русского языка в 9 классе: поурочные планы по учебнику М.М.Разумовской, С.И.Львовой,
В.И.Капинос, В.В.Львова- Волгоград: Учитель,2007

  1. Т.А.Костяева. Тесты, проверочные работы и контрольные работы по русскому языку.9 класс-М.:Просвещение,2001

  • Сенина Н.А.,Гармаш С.В. и др. Русский язык. 9 класс. Подготовка к ОГЭ 2016.

9


© 2010-2022