- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку по УМК М. М. Разумовской. 9 класс
Рабочая программа по русскому языку по УМК М. М. Разумовской. 9 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Устюгова И.В. |
Дата | 30.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку в 9 классе составлена на основе программы по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы). Авторы программы М.М. Разумовская, С.Ю. Львова, В.И.Капинос.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В 9 классе изучается систематический курс синтаксиса и пунктуации. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Каждая тема завершается обобщением и повторением пройденного, что обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.
В программе специально выделены часы на развитие связной речи - пятая часть всего учебного времени.
Вместе с тем в программу включены элементы общих сведений о языке, об истории языка, его современных разновидностях.
Программа содержит:
-
отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, - формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;
-
сведения о графике, об орфографии и пунктуации; перечень орфограмм и пунктуационных правил.
Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся 9 класса.
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), что соответствует учебному плану.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V- IX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,
базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции -освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Задачи обучения
Эти цели обусловливают следующие задачи:
- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации над предметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Ожидаемые результаты изучения курса
-
иметь представление об основных понятиях, обеспечивающих понимание сложного предложения как синтаксической единицы высшего уровня;
-
знать классификацию сложных предложений и уметь разграничивать сложные предложения разных типов, правильно ставить знаки препинания в предложениях со всеми видами придаточных, находящихся в начале, в середине или в конце СПП;
-
знать все варианты постановки знаков препинания в БСП в зависимости от отношений между частями БСП и правильно ставить знаки препинания в БСП;
-
уметь составлять схемы сложных предложений и конструировать предложения по заданным схемам;
-
уметь проводить синтаксический анализ сложного предложения;
-
уметь осознанно оперировать языковым материалом, создавать свой оригинальный текст.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
О языке (1 ч)
Русский язык среди языков мира.
Речь (15ч)
Систематизация и обобщение сведений о тексте, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи предложений в тексте, о стилях и типах речи. Особенности строения устного и письменного публицистического высказывания (задача речи, типы речи, характерные языковые и речевые средства).
Композиционные формы: высказывание типа газетной статьи с рассуждением-размышлением (Что такое настоящая дружба? Деловой человек. Хорошо это или плохо? Воспитанный человек. Какой он?); эссе; высказывание типа статьи в газету с рассуждением-доказательством (Надо ли читать книги в век радио и телевидения? Почему я (не) люблю легкую музыку? Чем измеряется жизнь?); рецензия.
Деловые бумаги: заявление (стандартная форма, языковые средства, характерные для этого вида деловых бумаг), доверенность.
Тезисы, конспекты научно-популярных и публицистических статей,
ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ(7 ч)
Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.
Синтаксис сложного предложения
Сложное предложение (3 ч)
Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.
СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (3 ч)
Строение сложносочиненного предложения и средства связи в нем: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные). Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Запятая между частями сложносочиненного предложения.
СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (18 ч)
Строение сложноподчиненного предложения: главное и придаточное предложение в его составе; средства связи в сложноподчиненном предложении. Основные виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия). Место придаточного предложения по отношению к главному. Предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания между главным и придаточным предложениями.
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (7 ч)
Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ (5ч)
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нем.
Формы контроля знаний
-
промежуточная аттестация проводится в форме диктантов с грамматическим заданием, объяснительных, предупредительных, выборочных, словарных;
-
сочинение на лингвистическую тему, на морально-этическую тему, сочинение по картине;
-
изложение (сжатое, подробное);
-
тест;
-
комплексный анализ текста;
-
самостоятельные работы по отдельным темам.
Календарно-тематический план
№ урока
Тема урока
Тип
урока
Дата
план
Дата
факт
1-2
Русский язык - национальный язык русского народа.
Лекция с элементами
беседы
2,4.09
Повторение изученного в 5-8 классах.
3-4
Фонетика. Орфоэпия. Графика.
Урок повторения
8,11
5
Стартовый контроль. Контрольный диктант.
Урок повторения
15
6-7
. Стили речи. Типы Речи. Лексика. Морфемика. Словообразование
Урок
повторения
18,22
8-10
Морфология и синтаксис.
Орфография и пунктуация
Урок
повторения
25,29,2.10
11
PP. Обучение изложению
(сжатый пересказ текста).
Развития речи
Урок-практикум
6
Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение.
12-13
Понятие сложного предложения.
Урок
повторения и
закрепления
темы.
9,13
14-15
Типы сложных предложений и
средства связи между его частями.
Повторение и углубление знаний
о тексте:способы и средства связи предложений в тексте.
Урок
повторения и
закрепления
темы.
16,20
Сложносочиненное предложение.
16
Понятие сложносочиненного предложения.
Изучение
новой темы.
23
17-18
Виды сложносочиненного
предложения.
Изучение
новой темы.
27,30
19
PP.Творческая работа по картине А.А.Пластова "Первый снег"
Развития речи
10.11
20
К/Р по теме «Сложносочинённое предложение»
Контроль знаний
13
Сложноподчиненное предложение.
21
Понятие сложноподчиненного
предложения.
Изучение
новой темы.
17
22
PP. Изложение "Мой друг".
Развития речи
20
23-24
Виды сложноподчиненного
предложения.
Изучение
новой темы.
24,27
25-26
Сложноподчиненное
предложение с придаточным определительным.
Изучение
новой темы.
1.12,4
27
PP.Сопоставление понятий
"художественный стиль речи" и "язык художественной литературы".
Развитие речи.
8
28
Сложноподчиненное
предложение с придаточным изъяснительным.
Изучение
новой темы.
11
29
PP. Эссе: понятие о жанре.
Развития речи Изучение
новой темы.
15
30
Сложноподчиненные
предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточным места.
Изучение
новой темы.
18
31
Сложноподчиненное
предложение с придаточным времени.
Изучение
новой темы.
22
32
Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения.
Изучение новой темы.
25
33
PP.Сочинение в жанре эссе (типа рассуждения -размышления).
Развитие речи.
29
34-35
Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени.
Изучение новой темы.
12,15.01
36
Путевые заметки: понятие о жанре.
Изучение
новой темы.
19
37
Сложноподчиненное
предложение с придаточным цели.
Изучение
новой темы.
22
38
Сложноподчиненное
предложение с придаточным условия
Изучение
новой темы.
26
39-40
Сложноподчиненное
предложение с придаточными причины и следствия.
Изучение
новой темы.
29,2.02
41-44
Сложноподчиненное
предложение с придаточным
уступительным.
Изучение
новой темы.
Повторение.
5,9,12,16
45-46
РР. Контрольное изложение по тексту Ю. Нагибина «Чистые пруды»
Развития речи
19,26
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными.
47-48
Понятие сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Изучение новой темы.
1.03,4.03
49-50
Контрольный диктант и его анализ по теме "Сложноподчиненное предложение".
Контроль знаний
9,11
51
PP. Рецензия: понятие о жанре.
Изучение новой темы.
15
52-53
Понятие бессоюзного сложного предложения.
Изучение новой темы.
18,22
54
Бессоюзные сложные
предложения со значением:
перечисления
Изучение
новой темы.
5.04
55
причины, пояснения, дополнения
8
56
противопоставления, времени или условия и следствия
12
57
PP. Рецензия (продолжение)
Развития речи
15
58
РР.Работа по картине В.В.Верещагина "Смертельно раненный".
Развития речи.
19
59-60
Диктант и его анализ.
Контроль
знаний
22, 26
Сложное предложение с различными видами связи.
61-63
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи.
Период
Изучение новой темы.
29, 6.05, 10
64-65
PP. Деловая речь.
Изучение новой темы.
13,16
66
Итоговый контроль (диктант)
Урок контроля
20
67
68
Итоговое повторение
Резервный урок
Урок повторения
23
Всего 68 часов, в т.ч. на РР 15 часов.
Учебно-методическое обеспечение
-
Русский язык: учеб.для 9 кл. / М.М.Разумовская, С.Ю.Львова, В.И.Капинос; под ред.М.М.Разумовской-М.:Дрофа, 2010 г.
-
Методические рекомендации к учебнику «Русский язык.9 кл.»; Под ред. М.М.Разумовской.-М.:Дрофа,2006
3. Уроки русского языка в 9 классе: поурочные планы по учебнику М.М.Разумовской, С.И.Львовой,
В.И.Капинос, В.В.Львова- Волгоград: Учитель,2007
-
Т.А.Костяева. Тесты, проверочные работы и контрольные работы по русскому языку.9 класс-М.:Просвещение,2001
-
Сенина Н.А.,Гармаш С.В. и др. Русский язык. 9 класс. Подготовка к ОГЭ 2016.
9