Занятие очно-заочной школы по русскому языку. Подготовка к олимпиаде

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятия очно-заочной школы «Путь к успеху»

Тема: Разные виды олимпиадных заданий

Дата проведения: 22.10.2015г.

Цель: ознакомление учащихся с лингвистическими заданиями различного уровня сложности и способами решения этих заданий.

Задачи:

- углубить и расширить теоретические знания учащихся по наиболее сложным разделам лингвистики.

- развивать креативное мышление, умения планировать свою деятельность в процессе подготовки к олимпиадам, самоконтроль и самооценку.

- воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий, силу воли, настойчивость, упорство.

Ход занятия:

«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, неясность сна, шум и тень садов, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот, шорох морского гравия… » К. Г. Паустовский.

-как вы понимаете слова К.Г. Паустовского?

  1. Оргмомент.

  2. Проверка домашнего задания

  3. Орфоэпическая разминка

Алфавит квартал

Портфель документ

Магазин эксперт

Каталог каламбур

Бармен свекла

Арахис феномен

Баржа творог

Звонит щавель

Баловать откупорить

Сливовый августовский

- составить предложение с данным словом 1 гр. СПП

2 гр. ССП

3 гр. Словосочетание, указать связь

- Ребята, что такое фразеологизмы.

- для чего их используют в речи

  1. Игра «Для знатоков Фразеологизмов»

В ДВУХ СЛОВАХ

1. На день рождения собрались друзья. Не было одного Коли. Ребята веселились до вечера. Когда стали уже собираться домой и все столпились у вешалки, вбежал запыхавшийся Коля. Какими словами, смеясь, встретили его товарищи? (Явился к шапочному разбору)

2. Последнее время Лера познакомилась с какими-то чужими девочками, престала бывать дома, интересоваться домашними делами. Что с горечью сказала о ней соседям мать? (Отбилась от рук)

3. Некоторые ребята списывали домашнее задание, занимались подсказками, однако лидер класса делал вид, что не замечает этого. Какой фразеологизм напомнил лидеру классный руководитель? (Смотрит сквозь пальцы на это)

4. Работа над моделью самолета уже подходила к концу, когда Вася, пробуя винт на гибкость, сломал лопасть. Все были в отчаянии, а Вася, вместо того чтобы признать вину, стал обвинять Костю, который будто бы недостаточно прочно укрепил лопасти. Что с возмущением ответили ему ребята? (Не сваливай с больной головы на здоровую)


  1. Отгадай пословицу

-Какая же речь обходится без пословиц и поговорок?! Недаром в народе говорят: «Поговорка - цветочек, пословица - ягодка».

- А почему так говорят?

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится -

Ведь с ней и горе не беда.

И наша речь красна пословицей!

Ну что ж приступим, господа!

-Подберите русские эквиваленты английским пословицам:

В Риме делай то, что римляне делают. (Не суйся в чужой монастырь со своим уставом)

В королевстве слепых и одноглазый - король (На безрыбье и рак рыба)

Орлы не ловят мух (Не царское это дело)

Похвала не пудинг (Спасибо сыт не будешь)

Согласно какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (Положить зубы на полку)

Какая поговорка говорит нам о каком-либо событии, которое неизвестно, когда было, да и было ли вообще? (На воде вилами написано)

Согласно какой поговорке слова находятся в кармане?

(За словом в карман не полезет)

Плеваться вообще некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды? (Не плюй в колодец - пригодится воды напиться)

О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, что рано вставший успевает сделать больше за день? (Кто рано встает, тому Бог дает)


  1. «Загадки Деда Буквоеда». Вписать названия частей речи по данным карточкам.

Части речи.



А


О



У


Е




И


Е




О

Е




И


А


А


Е




О

Е




Е



О


6. «В погоне за существительными»

-Сейчас в течение одной минуты вам надо будет написать как можно больше имен существительных, обозначающих качества человеческого характера. Нужно, чтобы эти слова заканчивались на «ость». Располагать их нужно в два столбика: качества положительные и отрицательные (храбрость - трусость)

7. Согласуйте существительное с прилагательным.

Тюль (красивый)

Шампунь (ароматный)

Кенгуру (серый)

Кофе (чёрный)

Такси (новое)

  1. Черный ящик

У меня приготовлен «черный ящик», в котором лежат некие предметы. Я постараюсь вам намекнуть на их содержимое. Ваша задача - за время моего объяснения угадать предмет.

1. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно то, что лежит в этом ящике. Он бывает краеугольным, а бывает преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может найти на него (Камень)

2. Новая одежда только что с неё. Кто очень волнуется, будет на них сидеть, а глупый искать в сене. С её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя. (Иголка)

3. Это помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет - то и вообще не клали. Она была на вес золота. Её нужно съесть пуд, чтобы чему-то научиться. (Соль)

4. Её можно ломать, снимать, хватать в охапку; ими можно даже закидать. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. (Шапка)

5. Когда человеку стыдно или он после бани, то становится похож на то, что находится в черном ящике. Странно, почему-то все боятся узнать, где он зимует, но с нетерпением ждут, когда он, взобравшись на гору, свистнет. Это беспозвоночное увековечено в одной из басен Крылова. (Рак)

6. Что удивительно, некоторые любят вставлять в это палки. На нем можно даже жить, а можно вертеться. Его почему-то любят белки.(Колесо)

7. Молодожены очень хорошо знают его, потому что он рядом с ними целый месяц. Вредители могут испортить его, добавив туда ложку дёгтя. Его обожал один представитель млекопитающих. (Мёд)

8. Это может быть мокрым, а может сухим. Иногда это можно потрогать, а иногда это всего лишь средство для разгадки или понимания чего-либо. Это может бить, а может открывать дверь (Ключ)


  1. Обсуждение практической ситуации. (Работа в группах)

Ребята в группах обсуждают нравственные проблемы ситуации, которые напечатаны на листочках в конвертах:

Магомет и Али встретили человека, который считал Али своим обидчиком, человек начал ругать его. Али переносил это с терпением и в молчании долго, но потом не удержался и стал отвечать ругательствами на ругательства. Тогда Магомет отошёл от них.

Когда Али подошёл опять к Магомету, он с обидой сказал ему: «Зачем ты оставил меня одного переносить ругательства этого дерзкого человека?»

- Когда этот человек бранил тебя, а ты молчал, - сказал Магомет, - я видел вокруг тебя десять ангелов, и ангелы отвечали ему. Но когда ты начал отвечать ему бранью, ангелы оставили тебя, - отошёл и я».


-Обсудите смысл этого предания (5 минут)

-Какая русская пословица помогла бы Али в том, чтобы слово не становилось врагом. (Слово - серебро, а молчание - золото)


  1. «Поэты - вам слово»

Написать четверостишие о чистоте и красоте русского языка.


  1. Работа с лингвистическим текстом

(учащимся раздать текст)

- определить тему

- основную мысль

- средства речевой выразительности

- тип и стиль речи

Игра «Шифровальщики»

Расшифруйте спрятанное здесь слово

№ п/п

примеры

ДА

НЕТ

!!!

1

5+2+1=8

П

У

2

7-1-3=4

Ц

Р

3

10+5-8=8

Х

Е

4

2+7=7+2

В

Ы

5

6+2+1=1+2+6

О

Ф

6

5-3=10-7

Й

С

7

7+1+1=10-2+1

Х

А

8

8>6+1

О

Я

9

10-5<7

Д

Л

10

1+5+3>9 -2 - 1

М

Н

11

10-5-4<5+ 4 -1

Ю

О


Занятие очно-заочной школы по русскому языку. Подготовка к олимпиаде

5

© 2010-2022