Конспект урока на тему Сравнительный анализ стихотворений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова Пророк

Цель: формирование умения сопоставлять лирические произведения с целью выявления авторской позиции. Развивающие задачи:  1.Развитие логического мышления( учить анализировать, выделять главное, сравнивать), элементов воображения, умения вести диалог. 2. Развитие культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской поэзии, умения осваивать текст в единстве формы и содержания. Образовательные задачи: 1.Формировать умения определять тему, идею, композицию  стихотворений. 2.С...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования

Администрации МО Алексинский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Поповская средняя общеобразовательная школа № 19»







Конспект открытого урока

в 9 классе на тему:



«Сравнительный анализ стихотворений Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова «Пророк»».















Кондрашевская Марина Константиновна, учитель русского языка и литературы.





11.12.2013

Цель: формирование умения сопоставлять лирические произведения с целью выявления авторской позиции.

Развивающие задачи:

1.Развитие логического мышления( учить анализировать, выделять главное, сравнивать), элементов воображения, умения вести диалог.

2. Развитие культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской поэзии, умения осваивать текст в единстве формы и содержания.

Образовательные задачи:

1.Формировать умения определять тему, идею, композицию стихотворений.

2.Способствовать пониманию связи лирического произведения с биографией поэта и историческими процессами.

3.Научить каждого ученика самостоятельно добывать знания.

4.Дать понятие о судьбе поэта в России, его роли в жизни общества.

Воспитательные задачи:

1.Воспитание духовно-развитой личности, уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

2.Воспитание умения защищать свою позицию, считаться с мнением других.

Оборудование: доска, мел, карточка-информатор, тексты стихотворений, презентация к уроку.

Тип урока: урок-исследование.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент. Приветствие.

  2. Сообщение целей и темы урока (слайд №1 и №2).

  3. Вступительное слово учителя.

1.Организационный момент.Приветствие.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Сегодня на уроке мы обратимся к творчеству самых известных поэтов 19 века. Как выдумаете, о ком идет речь?

(ответы детей)

Учитель: Да, вы совершенно правы, это А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов.

2.Вступительное слово.

Учитель: Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов -великие русские поэты. Несмотря на то, что оба прожили короткую жизнь, каждый из них достиг вершин мастерства. Поэтому так и важны их мысли о поэте и поэзии, о месте писателя в обществе. Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов написали стихотворения под общим названием «Пророк». Как вы считаете, какова тема урока?

(ответы детей)

Учитель: Верно, тема урока: «Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова «Пророк»» (слайд 1) Запишите тему в тетрадь.

Учитель: Цель урока: сопоставить лирические произведения поэтов для выявления авторской позиции (слайд 2)

3.Проверка домашнего задания.

Учитель: Вашим домашним заданием было выписать из толкового словаря значение слова «пророк». Таня, прочитай, пожалуйста, что ты выписала.

Таня: ПРОРОК - ЧЕЛОВЕК, НАДЕЛЕННЫЙ СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫМ ДАРОМ, ПРЕДСКАЗАТЕЛЬ БУДУЩЕГО,ИСТОЛКОВАТЕЛЬ ВОЛИ БОГОВ.

Учитель: Верно, Таня. Посмотрите на слайд и сравните с вашими записями в тетради (слайд 3).

4.Объяснение нового материала с элементами исследовательской работы.

Учитель: У вас на партах лежат карточки-информаторы к анализу стихотворений «Пророк» Пушкина и Лермонтова (приложение 1). Карточка состоит из 3 частей: 1-я - план анализа, 2-я -посвящена стихотворению Пушкину, а 3-я -стихотворению Лермонтова. План анализа в ваших карточках уже заполнен, обратимся ко 2-й части и проанализируем стихотворение А.С.Пушкина «Пророк». Рассмотрим 1 пункт анализа:

1.История написания стихотворения. Об этом нам расскажет Михайлова Мария. Вы внимательно слушайте и самостоятельно заполняете 1-й пункт.

Мария: В 1825 году произошло восстание декабристов (слайд 4). В июле 1826 года были казнены 5 руководителей восстания, остальные сосланы в Сибирь. Среди них оказались и друзья Пушкина по лицею.

В 1826 г. Пушкин находится вМихайловкой ссылке, переживает сильное потрясение, но понимает правоту дела казненных. Пушкин осознает, что обладает большой властью над современниками. Он ищет образ, который смог бы повлиять на судьбу народа. И находит его в Библии. (Обращается к Книге Пророка Исайи). Вскоре пишет стихотворение под названием «Пророк», (но пишет не от своего лица, а от библейского пророка).

Учитель: Спасибо, Мария. Ребята, в каком году было написано стихотворение А.С.Пушкина.

(ответы ребят)

Учитель: Верно, в 1826 году.

Учитель: Обратимся к тексту стихотворения А.С. Пушкина «Пророк» (приложение 2). Послушайте выразительное чтение наизусть этого стихотворения в исполнении Алены и самостоятельно определите тему данного стихотворения.

(чтение наизусть)

Учитель: Спасибо, Алена!

Учитель: Какова, на ваш взгляд, тема стихотворения? О чем это стихотворение?

Ученики: О роли поэта в жизни общества.

Учитель: Верно, посмотрите на слайд 5 и запишите тему стихотворения в таблицу. Молодцы ! Переходим к следующему пункту анализа.

Учитель: Итак, 3-й пункт - основные действующие лица.Каковы действующие лица?

(ответы детей)

Учитель: Верно, поэт, Серафим и Бог. Посмотрите на экран и запишите в карточку (слайд 6).

( дети записывают)

Учитель: переходим к 4-му пункту плана - композиция.Что такое композиция? Посмотрите на экран (слайд 7)

Композиция - построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов.

Учитель: Какова композиция этого стихотворения?

(ответы детей)

Учитель: Правильно, композиция этого стихотворения - единое целое.Какие композиционные части можно выделить?

(ответы детей)

Учитель: Я с вами полностью согласна, первая часть стихотворения - образ странника. Запишите в таблицу. Какая цитата характеризует странника?

Ответы детей: «Духовной жаждою томим»

Учитель: Посмотрите на экран (слайд 8)Что означает эта фраза?

Ответы детей: Какая-то неясная тоска, которая вызвана неудовлетворенностью поэта своей прежней поэтической деятельностью. Возможно, поэт переживает «духовный» кризис.

Учитель: Вторая часть стихотворения - появление Серафима (слайд 9 с изображением Серафима). Запишите в таблицу.

Учитель: Что же происходит дальше?

Ответы детей: Поэт обретает божественный дар всеведения. Поэт превращается в пророка.

Учитель: Посмотрите на экран (слайд 10).

Итак, появление Серафима помогает обретению дара прозрения. Все, что касается Серафима, связано с чувствами человека. Поэт наделяется способностью видеть и слышать то, что ему ранее было недоступно. В тексте появляются устаревшие слова. Таким образом, переходим к следующему пункту плана - средства поэтического языка.

Учитель: Особенности лексики.Как называются устаревшие слова?

Ответы детей: архаизмы.

Учитель: Найдите в тексте архаизмы и запишите, что они означают.

(слайд 11)

Архаизмы:

Перст- палец руки.

Зеница- глаз, зрачок.

Десница-рука.

Глагол-речь,слово.

Виждь- форма повелительного наклонения от глагола видеть.

Внемли - форма повелительного наклонения от глагола внимать.

Празднословие- пустые, праздные слова, разговоры.

Учитель: Какова роль архаизмов?

Ответы детей: Создать атмосферу древности, таинственности.

Учитель: Изобразительно-выразительные средства(тропы).Какие тропы использует автор?

Дети самостоятельно заполняют таблицу, затем проверяем (слайд № 12)

  1. Необычные сравнительные обороты:

А) «Перстами легкими как сон»

Б) «открылись вещие зеницы, как у испуганной орлицы»

В) « Как труп, в пустыне я лежал»

Учитель: Какова роль сравнения?

Ответы детей: Придает наглядность, помогает читателю ярко представить то, что написано.

  1. Эпитеты - красочные, образные определения.

А) «духовной жаждою»

Б) «вещие зеницы»

В) «грешный язык»

Г) «сердце трепетное»

Д) «мрачная пустыня»

Е) «лукавый (хитрый) и празднословный язык»

Учитель: Какова роль эпитетов?

Ответы детей: Передача духовного состояния героя.

  1. Метафора- скрытое сравнение.

А) «отверзлись вещие зеницы»

Б) « и внял я неба содроганье»

В) «глаголом жги сердца людей»

Учитель: Какова роль метафоры?

Ответы детей: Передача настроения,духовно -эмоциональной жизни человека, мир внутренних переживаний.

Учитель: Какова роль троп?

Ответы детей: Делают произведение более выразительным, ярким, эмоциональным.

Учитель: Итак, тропы и устаревшие слова помогли нарисовать картину превращения поэта в пророка.Что произошло с поэтом?

Ответы детей: У него вырвали грешный, лукавый и празднословный язык, заменили его на «жало мудрое змеи».

Учитель: Переходим к заключительной части таблицы. Какова основная мысль (идея) стихотворения?Определите самостоятельно.

Учитель: Сравните со слайдом (слайд 13). Запишите в таблицу. Идея стихотворения: «Глаголом жги сердца людей».

Учитель: Как понимаете эти слова?

Ответы детей: Поэт несет истину, правду народу.

Учитель: Молодцы! Какие чувства вызвало это стихотворение у вас?

Ответы детей: Чувство восхищения.

Учитель: А теперь, переходим к стихотворению «Пророк» М.Ю.Лермонтова (приложение 2). Об истории создания стихотворения расскажет Сычев Павел.

Павел: Стихотворениенаписано в 1841году. В основе также лежит библейский сюжет. Он обратился к «Книге Пророка Иеремеи».

Учитель: Посмотрим фрагменты из фильма «Лермонтов» и послушаем это стихотворение в исполнении актера. Определите тему стихотворения.

Ответы детей: роль поэта в жизни общества

Учитель: Посмотрите на экран (слайд 14). Запишите в таблицу.

Учитель: Каковы действующие лица?

Ответы детей: Поэт-пророк и люди.

Учитель: Верно. Какова композиция?

Ответы детей: Стихотворение состоит из 7 строф.

Учитель: Лермонтов продолжает Пушкинскую тему.

  1. 1 строфа- начинается с того момента, на котором остановился Пушкин. Лермонтов дает ответ на вопрос: что дальше произойдет с пророком?

  2. Следующие строфы - непонимание, насмешки и издевательства со стороны людей.

  3. Побег пророка из города в пустыню.

  4. Язвительная речь старцев, поучающих детей.

Давайте рассмотрим иллюстрацию И. Репина к стихотворению «Пророк» (слайд 15)

Учитель: Сколько боли в трактовке образа пророка! Каким он изображен?

Ответы детей: Художник вносит в образ пророка обычные человеческие черты, показывая его худобу, бледность, убогость его рубища. Также художник изображает людей «шумного града». В выражении их лиц нельзя не увидеть «злобы и порока».

Учитель: Итак, пророк пришел к людям, а он им не нужен. И тогда поэт возвращается в пустыню. Похожа ли она на пустыню Пушкина?

Ответы детей: Нет, здесь все ему послушно.

Учитель: Верно. Весь мир полон гармонии. Разговор со звездами спасает героя от отчаяния. Живя в пустыне, знает счастье.А теперь давайте обратимся к языковым особенностям стихотворения.Есть ли архаизмы у Лермонтова?

Ответы детей: Нет, кроме слова очи- глаза.

Учитель: Современный язык лишен торжественности. Это переносит нас в настоящее.

Какие изобразительно-выразительные средства использует Лермонтов? Напишите.

Тропы.

  1. Сравнения.

« В пустыне я живу, как птицы».

  1. Эпитеты.

«чистые ученья»

«самолюбивая» улыбка

  1. Метафора.

А) « в очах людей читаю я страницы злобы и порока»

Б) «посыпал пеплом я главу»

4. Олицетворение- представление неодушевленного предмета в виде живого лица.

« и звезды слушают меня»

«лучами радостно играя»

Учитель: Сравните ваши записи со слайдом (слайд 16) Какова роль тропов?

Учитель: Роль тропов помогают ярче, выразительнее нарисовать образ поэта-пророка, помогают передать основу, идею произведения.

Учитель: Какова идея?

Ответы детей: Пророк не теряет веры в счастье. Он обладает огромной силой духа.

Учитель: Посмотрите на слайд (слайд 17)Какие у вас возникли чувства после анализа этого стихотворения?

Ответы детей: Чувства восхищения пророком.

Учитель: А теперь, пожалуйста, переверните карточку-информатор на другую сторону и попытайтесь составить новую таблицу « Сходства и различия стихотворений А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова»

Дети самостоятельно работают с таблицей. (5-10 мин). Далее смотрим на слайде 18 и сравниваем со своими записями.

Сходства в стихотворениях:

  1. Тема поэта и поэзии.

  2. Основа: библейские источники.

  3. Образ пустыни.

  4. В обоих стихотворениях есть жизнеутверждение, вера в гармонию и счастье.

Различия:

А.С.Пушкин

М.Ю.Лермонтов

Становление пророка («рождение»)

Жизнь поэта, ставшего пророком (с одной стороны, одиночество, с другой стороны, обретает счастье)

Язык. Архаичная лексика (торжественная)

Современный язык (лишает торжественности)

Учитель: Эти стихотворения помогают узнать и личности самих авторов. Лермонтов считал, что участь одинокого изгнанника неизбежна для истинного поэта. А Пушкин считал, что поэт - истинный пророк своего отечества.

5.Подведение итогов урока.

Учитель: Итак, тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина и Лермонтова занимает одно из ведущих мест. В произведениях, посвященных этой теме, они ставят и решают следующие вопросы:

1.Какими духовными чертами должен обладать поэт?

Ответы детей: Правдив, трудолюбив, искренен

2.Какова роль поэта в обществе?

Ответы детей: Нести истину людям.

Учитель: Размышления Лермонтова и Пушкина о роли поэта и поэзии сыграло важную роль в формировании взглядов их последователей. Давайте посмотрим отрывок из выступления президента В.В.Путина о роли писателей в жизни общества (слайд 19)

Учитель: Молодцы, ребята!Вы очень хорошо справились с предложенными заданиями. Удалось ли нам достичь основной цели урока? Да, мы смогли выделить сходства и различия стихотворений, сумели доказать свою точку зрения.

- Что нового и интересного вы узнали на уроке?

Я хочу сказать всем большое спасибо. ( Выставляю оценки).

6.Домашнее задание.

Учитель: Домашнее задание: написать сочинение - размышление « Мои мысли при чтении стихотворений Пушкина и Лермонтова « Пророк»»



© 2010-2022