- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка в 5 классеСуффикс - значимая часть слова
Урок русского языка в 5 классеСуффикс - значимая часть слова
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Желтоногова И.Ю. |
Дата | 13.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
4
Урок русского языка в 5-м классе по теме
"Суффикс - значимая часть слова"
Учитель: Желтоногова Ирина Юрьевна
Класс: 5В
Тема: Суффикс
Форма урока: комбинированный урок
Цели урока:
Познавательные: восстановление знаний учащихся о суффиксе и его функциях; повторение известных из начальной школы сведения о суффиксе, его роли в слове; углубление представления о данной морфеме через наблюдение за словами с омонимичными суффиксами.
Практические: определение уровеня сформированности умений видеть суффиксы в именах существительных, прилагательных, глаголах и определять их значение; совершенствовать умение толковать значение слов, образованных с помощью суффиксов; учить выделять суффикс в слове.
Общепредметные: воспитание внимания к слову в процессе чтения текста; дифференцирование заданий с учётом темпов усвоения учащимися сведений по теме; учить переключать внимание посредством смены видов деятельности.
Методы формирования понятий и контроля знаний:
-
Постановка учащимися учебных задач.
-
Решение учащимися учебных задач.
-
Выполнение заданий по тексту, заполнение таблицы.
Средства обучения:
-
презентация к уроку (приложение 1),
-
карточки с дифференцированными заданиями,
-
таблица "Суффиксы и их значения" (приложение 3).
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
- Какой раздел русского языка изучаем?
- Какие морфемы знаете?
3. Постановка учебной проблемы. (Слайд 1 - приложение 1)
- Что это за слова на доске? (Побуждающий диалог).
После предположений, учащиеся приходят к выводу, что это суффиксы.
4. Формулирование темы и целеполагание. (Слайды 2, 3)
Учащиеся формулируют тему урока, записывают ее в тетради.
(Слайд 3)
- Посмотрите на схему, определите уровень своих знаний, пользуясь обозначениями). (Учащиеся ставят значки у каждого пункта).
- Сформулируйте цели урока: что должны узнать, чему научиться?
(- Какие суффиксы называются суффиксами оценки?
- На какие группы по значению делятся суффиксы?
- Что образуют суффиксы?)
5. Усвоение нового материала. (Слайд 4)
- Что изображено на рисунке? Запишите слова-подписи к рисункам в тетрадь. Что общего в составе этих слов? Выделите корень в записанных словах. О чём нам говорит корень? Это одно слово или разные? Меняется ли значение слова с добавлением суффикса? Как? Так какую роль выполняет суффикс? Для чего он служит?
(Слайд 5)
Вывод: Суффикс (от лат. «прикрепленный») - это морфема (значимая часть слова), которая располагается после корня перед окончанием и служит для образования новых слов или форм слов. Как правило, суффикс стоит после корня (столяр), но может стоять и после другого суффикса (стол-яр-нич-а-ть).
(Вернёмся к записям в тетради и предыдущему слайду).
- Что такое дом? (Перечисление значений)
- А что такое домик? А домище и домина?
- Вспомните, как можно назвать суффикс -ик-? Какие еще уменьшительно-ласкательные суффиксы вам известны?
- Какое значение придает слову суффикс -ищ-?
(В ходе урока составляется таблица "Суффиксы и их значения". На данном этапе заполняется её первый пункт.)
(Слайд 6)
- Подведём промежуточный итог: что узнали, что необходимо узнать?
6. Работа в разноуровневых группах.
6.1. Организация работы в группах.
Для того чтобы выяснить, какие еще значения могут иметь суффиксы существительных, предлагаю поработать самостоятельно в группах в течение 5-7 минут. Затем каждая группа отчитается о проделанной работе и поможет одноклассникам заполнить соответствующую строку в таблице.
Учащиеся получают карточки-задания:
-
1 группа (задания репродуктивного уровня): из упражнения 400 выпишите слова с суффиксами -чик- ,-щик- ,-ист-, -тель-, -оват-, -еват- и определите их значение.
-
2 группа (задания конструктивного уровня): вспомните и запишите суффиксы со значением "название лица по профессии, роду занятий". (Дополнительно: можно воспользоваться материалом упр. 390, 393)
-
3 группа (задания конструктивного уровня): вспомните и запишите суффиксы со значением "житель какой-либо страны, города, края". (Дополнительно: можно воспользоваться материалом упр. 391)
-
4 группа (задания творческого уровня). Распределите слова: артистка, коровка, мышка, задвижка, шведка, переписка, спортсменка, румынка, собачка, москвичка, тёрка, птичка, перепечатка - по группам в соответствии со значением суффикса.*Как можно назвать суффикс -к-?
6.2. Отчёты групп (воспроизведение знаний).
Учащиеся группы №1 выписывают на доску встретившиеся в тексте упражнения слова с указанными суффиксами, еще раз называют суффиксы субъективной оценки.
(Слайд 7) Задание классу.
- Прочитайте отрывок из сказки К.И. Чуковского. Какой суффикс «сделал» таракана большим и страшным? А какой - маленьким и жалким?
(Слайд 8) Суффиксы субъективной оценки. Дополните таблицу.
Учащиеся группы №2 рассказывают о своем задании, приводят примеры. Заполняют соответствующую строку таблицы.
(Слайд 9) Задание классу.
Отгадайте загадки. Какой суффикс, встретившийся в словах. Обозначает профессию? Дополните таблицу примером.
Учащиеся группы №3 рассказывают о своем задании, приводят примеры. Заполняют соответствующую строку таблицы.
(Слайд 10) Задание классу.
Как назовем жителей мужского пола перечисленных городов? Как назовем жительниц? А как - всех жителей (и мужчин, и женщин, и детей)?
Учащиеся группы №4 рассказывают, как распределили слова по группам, обосновывают выбор. (Слайд 11) (Остальные учащиеся постепенно включаются в обсуждение). Заполняется соответствующая строка таблицы.
- Во всех словах присутствует один и тот же суффикс -к-, а значение словам придает разное. Как можно назвать такой суффикс? (Омонимичный).
(Слайд 12) Таблица «Значение суффиксов».
Вывод: - Для чего служат суффиксы? (Для образования новых слов).
Появляется запись - Словообразовательные суффиксы.
- Как вы думаете, только ли новые слова образуют суффиксы?
(Слайд 13)
- Посмотрите, какую форму глагола образовали от инфинитива? Какой суффикс помог в этом? Давайте подумаем, как мы можем назвать этот суффикс?
Появляется запись - Формообразовательные суффиксы.
7. Подведение итогов. (Слайд 14)
- Посмотрите на уже знакомую схему. Определите уровень своих знаний, пользуясь обозначениями. (Учащиеся ставят значки у каждого пункта).
- Что узнали? Что еще предстоит повторить?
(Слайд 15) Домашнее задание.