Урок русского языка в 5 классеСуффикс - значимая часть слова

Данный урок предполагает выполнение следующих предметных целей: восстановление знаний учащихся о суффиксе и его функциях; повторение известных из начальной школы сведения о суффиксе, его роли в слове; углубление представления о данной морфеме через наблюдение за словами с омонимичными суффиксами. А также практических: определение уровеня сформированности умений видеть суффиксы в именах существительных, прилагательных, глаголах и определять их значение; совершенствовать умение толковать значение ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

4


Урок русского языка в 5-м классе по теме

"Суффикс - значимая часть слова"

Учитель: Желтоногова Ирина Юрьевна

Класс: 5В

Тема: Суффикс

Форма урока: комбинированный урок

Цели урока:

Познавательные: восстановление знаний учащихся о суффиксе и его функциях; повторение известных из начальной школы сведения о суффиксе, его роли в слове; углубление представления о данной морфеме через наблюдение за словами с омонимичными суффиксами.

Практические: определение уровеня сформированности умений видеть суффиксы в именах существительных, прилагательных, глаголах и определять их значение; совершенствовать умение толковать значение слов, образованных с помощью суффиксов; учить выделять суффикс в слове.

Общепредметные: воспитание внимания к слову в процессе чтения текста; дифференцирование заданий с учётом темпов усвоения учащимися сведений по теме; учить переключать внимание посредством смены видов деятельности.

Методы формирования понятий и контроля знаний:


  • Постановка учащимися учебных задач.

  • Решение учащимися учебных задач.

  • Выполнение заданий по тексту, заполнение таблицы.

Средства обучения:


  • презентация к уроку (приложение 1),

  • карточки с дифференцированными заданиями,

  • таблица "Суффиксы и их значения" (приложение 3).



Ход урока



1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

- Какой раздел русского языка изучаем?

- Какие морфемы знаете?

3. Постановка учебной проблемы. (Слайд 1 - приложение 1)

- Что это за слова на доске? (Побуждающий диалог).

После предположений, учащиеся приходят к выводу, что это суффиксы.

4. Формулирование темы и целеполагание. (Слайды 2, 3)

Учащиеся формулируют тему урока, записывают ее в тетради.

(Слайд 3)

- Посмотрите на схему, определите уровень своих знаний, пользуясь обозначениями). (Учащиеся ставят значки у каждого пункта).

- Сформулируйте цели урока: что должны узнать, чему научиться?

(- Какие суффиксы называются суффиксами оценки?

- На какие группы по значению делятся суффиксы?

- Что образуют суффиксы?)

5. Усвоение нового материала. (Слайд 4)

- Что изображено на рисунке? Запишите слова-подписи к рисункам в тетрадь. Что общего в составе этих слов? Выделите корень в записанных словах. О чём нам говорит корень? Это одно слово или разные? Меняется ли значение слова с добавлением суффикса? Как? Так какую роль выполняет суффикс? Для чего он служит?

(Слайд 5)

Вывод: Суффикс (от лат. «прикрепленный») - это морфема (значимая часть слова), которая располагается после корня перед окончанием и служит для образования новых слов или форм слов. Как правило, суффикс стоит после корня (столяр), но может стоять и после другого суффикса (стол-яр-нич-а-ть).

(Вернёмся к записям в тетради и предыдущему слайду).

- Что такое дом? (Перечисление значений)

- А что такое домик? А домище и домина?

- Вспомните, как можно назвать суффикс -ик-? Какие еще уменьшительно-ласкательные суффиксы вам известны?

- Какое значение придает слову суффикс -ищ-?

(В ходе урока составляется таблица "Суффиксы и их значения". На данном этапе заполняется её первый пункт.)

(Слайд 6)

- Подведём промежуточный итог: что узнали, что необходимо узнать?

6. Работа в разноуровневых группах.

6.1. Организация работы в группах.

Для того чтобы выяснить, какие еще значения могут иметь суффиксы существительных, предлагаю поработать самостоятельно в группах в течение 5-7 минут. Затем каждая группа отчитается о проделанной работе и поможет одноклассникам заполнить соответствующую строку в таблице.

Учащиеся получают карточки-задания:

  • 1 группа (задания репродуктивного уровня): из упражнения 400 выпишите слова с суффиксами -чик- ,-щик- ,-ист-, -тель-, -оват-, -еват- и определите их значение.

  • 2 группа (задания конструктивного уровня): вспомните и запишите суффиксы со значением "название лица по профессии, роду занятий". (Дополнительно: можно воспользоваться материалом упр. 390, 393)

  • 3 группа (задания конструктивного уровня): вспомните и запишите суффиксы со значением "житель какой-либо страны, города, края". (Дополнительно: можно воспользоваться материалом упр. 391)

  • 4 группа (задания творческого уровня). Распределите слова: артистка, коровка, мышка, задвижка, шведка, переписка, спортсменка, румынка, собачка, москвичка, тёрка, птичка, перепечатка - по группам в соответствии со значением суффикса.*Как можно назвать суффикс -к-?

6.2. Отчёты групп (воспроизведение знаний).

Учащиеся группы №1 выписывают на доску встретившиеся в тексте упражнения слова с указанными суффиксами, еще раз называют суффиксы субъективной оценки.

(Слайд 7) Задание классу.

- Прочитайте отрывок из сказки К.И. Чуковского. Какой суффикс «сделал» таракана большим и страшным? А какой - маленьким и жалким?

(Слайд 8) Суффиксы субъективной оценки. Дополните таблицу.

Учащиеся группы №2 рассказывают о своем задании, приводят примеры. Заполняют соответствующую строку таблицы.

(Слайд 9) Задание классу.

Отгадайте загадки. Какой суффикс, встретившийся в словах. Обозначает профессию? Дополните таблицу примером.

Учащиеся группы №3 рассказывают о своем задании, приводят примеры. Заполняют соответствующую строку таблицы.

(Слайд 10) Задание классу.

Как назовем жителей мужского пола перечисленных городов? Как назовем жительниц? А как - всех жителей (и мужчин, и женщин, и детей)?

Учащиеся группы №4 рассказывают, как распределили слова по группам, обосновывают выбор. (Слайд 11) (Остальные учащиеся постепенно включаются в обсуждение). Заполняется соответствующая строка таблицы.

- Во всех словах присутствует один и тот же суффикс -к-, а значение словам придает разное. Как можно назвать такой суффикс? (Омонимичный).

(Слайд 12) Таблица «Значение суффиксов».

Вывод: - Для чего служат суффиксы? (Для образования новых слов).

Появляется запись - Словообразовательные суффиксы.

- Как вы думаете, только ли новые слова образуют суффиксы?

(Слайд 13)

- Посмотрите, какую форму глагола образовали от инфинитива? Какой суффикс помог в этом? Давайте подумаем, как мы можем назвать этот суффикс?

Появляется запись - Формообразовательные суффиксы.

7. Подведение итогов. (Слайд 14)

- Посмотрите на уже знакомую схему. Определите уровень своих знаний, пользуясь обозначениями. (Учащиеся ставят значки у каждого пункта).

- Что узнали? Что еще предстоит повторить?

(Слайд 15) Домашнее задание.


© 2010-2022