Рабочая программа по литературе ФГОС 5 класс по В. Я. Коровиной

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Школа № 5»

г. Дзержинска Нижегородской области


ПРИНЯТО

Педагогическим советом

Протокол № 1 от 27.о8.2015г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Школа №5»

________________ С.В. Бондарева

Приказ № 407-п от 01.09.2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО КУРСУ: «ЛИТЕРАТУРА»

ДЛЯ 5 КЛАССА

УРОВЕНЬ ОБУЧЕНИЯ: БАЗОВЫЙ

/базовый, профильный/



Составила:

Смирнова Елена Александровна




г. Дзержинск



Пояснительная записка.

Настоящая программа по литературе создана на основе следующих документов:

  1. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897

  2. Закон Российской Федерации «Об образовании» №273ФЗ, утвержденный 29.12.2012 года

  3. Программы общеобразовательных учреждений «Литература», рекомендованные Министерством образования РФ под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М.: Просвещение,2012год.

4. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 №189.

Программа обеспечена учебником для общеобразовательных школ: Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2013

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Как часть образовательной области «Филология» учеб­ный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, форми­рования их речевой культуры и коммуникативных навы­ков. Изучение языка художественных произведений спо­собствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной рус­ской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяет­ся тем, что он представляет собой единство словесного ис­кусства и основ науки (литературоведения), которая изу­чает это искусство.

Литература как искусство словесного образа - особый способ познания жизни, художественная модель мира, об­ладающая такими важными отличиями от собственно на­учной картины бытия, как высокая степень эмоциональ­ного воздействия, метафоричность, многозначность, ассо­циативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо как факт знакомства с подлинными художественными ценностями и как опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубеж­ными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим цен­ностям бытия, а также к духовному опыту русского наро­да, нашедшему отражение в фольклоре и русской класси­ческой литературе как художественном явлении, вписан­ном в историю мировой культуры и обладающем несомнен­ной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны рас­ширяет представления учащихся о богатстве и многообра­зии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в лите­ратурном произведении при помощи слов, языковых зна­ков, осваивается нами не только в чувственном восприя­тии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художе­ственным исследованием», «человековедением» «учебни­ком жизни».

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладаю­щей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознани­ем, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализа­ции и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и ана­лиз, основанный на понимании образной природы искус­ства слова, опирающийся на принципы единства художе­ственной формы и содержания, связи искусства с жизнью историзма;

1 поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретиро­вать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или лю­бом другом речевом высказывании), и создание собствен­ного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио­графический поиск, находить и обрабатывать необходи­мую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями ху­дожественной литературы в повседневной жизни и учеб­ной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Курс литературы в 5-8 классах строится на основе со­четания концентрического, исторически-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предла­гается изучение линейного курса на историко- литературной основе (древнерусская литература - литература XVIII в. - литература первой половины XIX в.), которое продолжается в 10-11 классах (литература второй полови­ны XIX в. - литература XX в. - современная литература). В примерной программе представлены следующие разделы:

1. Устное народное творчество.

2. Древнерусская литература.

3. Русская литература XVIII в.

4. Русская литература первой половины XIX в.

5. Русская литература второй половины XIX в.

6. Русская литература первой половины XX в.

7. Русская литература второй половины XX в.

8. Литература народов России.

9. Зарубежная литература.

10. Обзоры.

11. Сведения по теории и истории литературы.

12. Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования.

В разделах 1-10 даются перечень произведений худо­жественной литературы и краткие аннотации, раскрыва­ющие их основную проблематику и художественное свое­образие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.

Специальный раздел 10, предоставляющий свободу выбора литературных произведений для чтения и ана­лиза, ставит задачу расширения круга чтения школь­ников, знакомства с произведениями определенного жанра, сходными по тематике, проблематике, образной системе, времени создания и т. д.

Материалы по теории и истории литературы представ­лены в каждом разделе программы, однако особый раз­дел 11 предусматривает и специальные часы на практи­ческое освоение и систематизацию знаний учащихся по теории литературы и на рассмотрение вопросов, связан­ных с литературным процессом, характеристикой отдель­ных литературных эпох, направлений и течений.

В разделе 12 предлагается примерное содержание за­нятий, направленных на осуществление диагностическо­го, текущего и итогового контроля уровня литературного образования.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим учителю возмож­ность не только развивать интеллектуальные способности учащихся, но и формировать их ценностно мировоззренческие ориентиры, которые позволят им адекватно вос­принимать проблематику произведений отечественной классики, т. е. включаться в диалог с писателем. Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуемым лите­ратурной классикой, является одним из главных направ­лений школьного литературного образования и способ­ствует постановке таких его приоритетных целей, как:

- воспитание духовно развитой личности, испыты­вающей потребность в саморазвитии и внутреннем обога­щении, расширении культурного кругозора и реализации накопленного духовного опыта в общественной практике;

формирование гуманистического мировоззрения, базирующегося на понимании ценности человеческой личности, признании за нею права на свободное развитие и проявление ее творческих способностей;

- формирование основ гражданского самосознания, ответственности за происходящее в обществе и в мире, активной жизненной позиции;

воспитание чувства патриотизма, любви к Оте­честву и его великой истории и культуре, а также ува­жения к истории и традициям других народов;

развитие нравственно-эстетического подхода к оценке явлений действительности, стремления к красо­те человеческих взаимоотношений, высокие образцы которых представлены в произведениях отечественной классики;

приобщение к творческому труду, направленному на приобретение умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения литературы как учебной дисцип­лины и вида искусства.

Результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литера­тура», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональ­ному Отечеству, уважительного отношения к русской ли­тературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и ком­муникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Ли­тература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказыва­ниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих инте­ресов;

• умении работать с разными источниками информа­ции, находить ее, анализировать, использовать в самосто­ятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной шко­лы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведе­ний русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и за­рубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпо­хой их написания, выявление заложенных в них вневре­менных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литератур­ных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, ком­позиции, изобразительно выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терми­нологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям рус­ской литературы и культуры, сопоставление их с духов­но-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произве­дениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и своего отношения к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное вос­приятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств рус­ского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать уст­ные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связан­ные с тематикой, проблематикой изученных произведе­ний, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явле­ния словесного искусства; эстетическое восприятие произ­ведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функ­ции, роли изобразительно выразительных языковых средств в создании художественных образов литератур­ных произведений.

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение литературы в 5 классе предусмотрено 102 ч. (3 часа в неделю)


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

ВВЕДЕНИЕ

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Фольклор - коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич - победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников - Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван - крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.герои сказки в оценке автора-народа. Особенности жанра.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народное представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальное представление).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов - ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков - грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность - красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХIХ ВЕКА

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Петр Павлович Ершов. «Конек-Горбунок». (Для внеклассного чтения). Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.

Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps».Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения).

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства - короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя - символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений).речевая характеристика персонажей (начальные представления) . речь героев как средство создания комической ситуации.

ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание - основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХХ ВЕКА (обзор)

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом - традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении - жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу.основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).

«Ради жизни на Земле…»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».

Война и дети - трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ

Саша Черный.«Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.).снежная королева и Герда - противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.

Изобретательность в играх - умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика - смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства - опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Для заучивания наизусть):

И.А. Крылов. Басня - на выбор.

А.С. Пушкин Отрывок из «Сказки о мертвой царевне…»

М.Ю.Лермонтов «Бородино» (отрывок)

Н.А.Некрасов. Одно стихотворение - по выбору.

Одно стихотворение о русской природе поэтов 19 века.

А.А. Блок. «Летний вечер».

И.А.Бунин. Одно стихотворение - на выбор.

С.А.Есенин. Одно стихотворение - на выбор.

Одно стихотворение о русской природе поэтов ХХ века.

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе (102 часа)

Тема урока

Кол-во часов

Перечень учебного

оборудования

Универсальные учебные действия

Домашнее

задание

1

Введение. Роль книги в жизни человека.

1

учебник

Личностные, познавательные, коммуникативные

в. 1,2 с. 5

Устное народное творчество - 10 ч.

10

2.

Фольклор как коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора.

1

учебник

Коммуникативные,

познавательные

План статьи с.7-10

3.

Русские народные сказки. Жанры и художественные особенности сказок.

1

учебник, фонохрестоматия, презентация

Личностные, познавательные

в. 2,3, с. 11

4

«Царевна-лягушка». Сюжет волшебной сказки. Система образов.

1

учебник, фонохрестоматия

Личностные, коммуникативные

Выразит. чтение. с.13-24

5.

Народная мораль в характере и поступках героев.

1

учебник, фонохрестоматия

Личностные, коммуникативные

в. 1,2 с. 25

6.

«Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо». Волшебная сказка героического содержания.

1

учебник, фонохрестоматия

Коммуникативные,

познавательные

Пересказ эпизода сказки

7.

Тема мирного труда и защиты родной земли.

1

учебник, фонохрестоматия

Познавательные

в. 1,4 с. 39

8.

РР Иван крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки (индивидуальная характеристика)

1

учебник

Коммуникативные,

регулятивные

Закончить работу

9-10.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель». Жанровые особенности сказок о животных и бытовых сказок.

2

учебник, фонохрестоматия

Коммуникативные,

познавательные

Выразит. чтение сказок

11.

РР В мире народной сказки. Моя любимая сказка. Конкурс пересказов.

1

учебник, фонохрестоматия

Коммуникативные,

регулятивные

Пересказ эпизода сказки

Древнерусская литература 2 ч.

2

12.

Из древнерусской литературы. «Повесть временных лет» как литературный памятник.

1

учебник, фонохрестоматия

Личностные, познавательные

в. 1,3 с. 51

13

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Нравственная основа подвигов героев древнерусских летописей.

1

учебник, фонохрестоматия

Коммуникативные,

познавательные

Рассказ о герое

Литература 18 века 2 ч.

2

в. 1,2 с. 55

14.

М.В. Ломоносов - ученый, поэт, художник, гражданин.

1

учебник, портрет М.В.Ломоносова

Личностные, познавательные

15.

Юмор стихотворения «Случились вместе два астронома в пиру» и его нравоучительный характер

1

учебник

Коммуникативные,

познавательные

Выразит. чтение стихотворения

Литература 19 века 43 ч.

43

16.

Жанр басни в мировой литературе

1

учебник, презентация

Познавательные

в. 1,2 с. 59

17.

И.А. Крылов - выдающийся русский баснописец. Мораль басен «Свинья под дубом», «Ворона и лисица». Осмеяние человеческих пороков

1

учебник, портрет И.А.Крылова

Личностные, коммуникативные

Выразит. чтение басен

18.

«Волк на псарне». Выражение народной мудрости в баснях.

1

учебник, фонохрестоматия

Коммуникативные,

познавательные

Выучить басню наизусть

19.

РР Жанр басни. Повествование и мораль в басне

1

учебник, фонохрестоматия

Личностные, регулятивные

в. 1,2 с. 67

20.

В/ч Мир басен Ивана Андреевича Крылова

1

учебник

Личностные, коммуникативные

Отзыв «Моя любимая басня»

21.

В.А. Жуковский - сказочник. «Спящая царевна».

1

учебник, портрет В.А.Жуковского

Коммуникативные,

познавательные

в. 1,2 с. 82

22.

Сходство и различие сюжета и героев сказки Жуковского и народной сказки.

1

учебник, фонохрестоматия

Коммуникативные,

познавательные

в. 1 с. 83

23.

Баллада В.А. Жуковского «Кубок». Сюжет и герои баллады.

1

учебник

Коммуникативные,

познавательные

Выразит. чтение баллады

24.

А.С. Пушкин. Рассказ о жизни поэта. Стихотворение «К няне».

1

учебник, портрет А.С. Пушкина, презентация

Личностные, познавательные

Стихотворение наизусть

25.

Пролог к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок.

1

учебник, фонохрестоматия

Коммуникативные,

познавательные

Рассказ по плану

26.

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Сюжет и герои сказки.

1

учебник, фонохрестоматия

Коммуникативные,

познавательные

Выучить отрывок из сказки

27.

Противостояние добрых и злых сил.

1

учебник, фонохрестоматия

Коммуникативные,

познавательные

Рассказ о героях

28.

Превосходство внутренней красоты над красотою внешней. Художественное совершенство пушкинской сказки.

1

учебник

Коммуникативные,

познавательные

в. 7-8 с. 112

29

РР Обучение устному сочинению-сравнительной характеристике «Царевна и царица: красота истинная и ложная»

1

учебник

Коммуникативные,

регулятивные

Закончить работу

30.

Контрольная работа по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина.

1

Регулятивные

31.

Внеклассное чтение. «Что за прелесть эти сказки…». Жанр сказки в творчестве А.С. Пушкина.

1

портрет А.С. Пушкина, презентация

Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные

в. 1,2 с.118

32.

Русская литературная сказка. Фантастическое и реальное в сказке Антония Погорельского «Черная курица, или подземные жители».

1

учебник

Личностные, коммуникативные, познавательные

Пересказ эпизода сказки

33.

Нравоучительность сказки.

1

учебник

Личностные, познавательные

в. 1,3,4 с. 149

34.

М.Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.

1

учебник, портрет М.Ю. Лермонтова, презентация

Личностные, коммуникативные, познавательные

Выучить отрывок из стихотворения

35.

Проблематика и поэтика стихотворения.

1

учебник, фонохрестоматия

Коммуникативные,

познавательные

в. 1,2,3 с. 155

36.

Н.В. Гоголь «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни.

1

учебник, портрет Н.В. Гоголя

Личностные, коммуникативные, познавательные

Выразительное чтение были

37.

Сочетание комического и трагического, реального и фантастического в повести.

1

учебник, фонохрестоматия

Коммуникативные,

познавательные

в. 1,2 с. 169

38.

Внеклассное чтение. Картины народной жизни в повестях Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

1

портрет Н.В. Гоголя, иллюстрации к повести

Личностные, коммуникативные, познавательные

Написать отзыв о повести

39.

Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

1

учебник, портрет Н.А. Некрасова, презентация

Личностные, коммуникативные, познавательные

Выучить отрывок из стихотворения

40.

Н.А. Некрасов «Крестьянские дети». Изображение мира детства в стихотворении.

1

учебник, презентация

Коммуникативные,

познавательные

в. 1,2 с. 186

41.

Картины природы и жизнь народа в стихотворении.

1

учебник, фонохрестоматия

Коммуникативные,

познавательные

в. 3,4 с. 186

42.

И.С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму» как повесть о крепостном праве и протест против рабства.

1

учебник, портрет И.С. Тургенева, презентация

Личностные, коммуникативные, познавательные

Пересказ эпизода повести

43.

Система образов в повести. Герасим и Татьяна.

1

учебник, фонохрестоматия

Коммуникативные,

познавательные

Рассказ о герое

44.

Герасим и Муму. Счастливый год.

1

учебник, фонохрестоматия

Коммуникативные,

познавательные

в. 3,4 с. 223

45.

Духовные и нравственные качества Герасима. Смысл названия рассказа.

1

учебник, презентация

Коммуникативные,

познавательные

в. 7-9 с. 224

46.

РР Подготовка к сочинению-индивидуальной характеристике «Почему Герасима называют самым замечательным лицом среди дворни?»

1

учебник

Коммуникативные, регулятивные

Задания с.225

47.

А.А. Фет «Чудная картина…», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облета…». Изображение природы в стихотворениях поэта.

1

учебник

Коммуникативные,

познавательные

Выучить одно из стихотворений

48.

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы.

1

учебник, портрет Л.Н. Толстого, презентация

Личностные, коммуникативные, познавательные

Рассказ о герое

49.

Бессмысленность и жестокость национальной вражды.

1

учебник, фонохрестоматия

Коммуникативные,

познавательные

в. 1-3 с. 259

50.

Жилин и Дина. Утверждение гуманистических идеалов.

1

учебник, фонохрестоматия

Коммуникативные,

познавательные

в. 4 с. 259

51.

РР Подготовка к домашнему сочинению-сравнительной характеристике «Жилин и Костылин: два характера, две судьбы».

1

учебник

Личностные, регулятивные, познавательные

Задания с.260

52.

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого.

1

Регулятивные

53.

А.П. Чехов «Хирургия». Осмеяние глупости и невежества героев. Особенности чеховского юмора.

1

учебник, портрет А.П. Чехова, фонохрестоматия

Личностные, коммуникативные, познавательные

в. 5 с. 268

54.

РР Составление киносценария к рассказу А.П. Чехова «Хирургия».

1

учебник

Регулятивные, познавательные, коммуникативные

Закончить работу

55.

Внеклассное чтение. Сюжеты и образы ранних юмористических рассказов А.П. Чехова.

1

учебник

Личностные, коммуникативные, познавательные

Написать отзыв о рассказе

56.

Поэты 19 века о родине и родной природе. Стихотворения Ф.И. Тютчева, А.Н. Плещеева.

1

учебник, фонохрестоматия

Коммуникативные,

познавательные

в. 1 с. 282

57.

Стихотворения И.С. Никитина, А.Н. Майкова, И.З. Сурикова.

1

учебник, фонохрестоматия

Коммуникативные,

познавательные

Выучить одно из стихотворений

58.

РР Обучение выразительному чтению стихотворений.

1

учебник, фонохрестоматия

Регулятивные, познавательные, коммуникативные

Выразительное чтение стихотворений

Русская литература 20 века 30 ч.

30

59.

И.А. Бунин «Косцы» - поэтическое воспоминание о родине.

1

учебник, портрет И.А. Бунина, фонохрестоматия

Личностные, коммуникативные, познавательные

в. 1,2 с.10

60.

В.Г. Короленко «В дурном обществе». Сюжет и композиция повести.

1

учебник, портрет В.Г. Короленко

Личностные, коммуникативные, познавательные

Пересказ эпизода повести

61.

Судья и его дети. Семья Тыбурция.

1

учебник

Коммуникативные,

познавательные

в. 3,4,5 с. 48-49

62.

Путь Васи к правде и добру.

1

учебник

Коммуникативные,

познавательные

Рассказ о герое

63.

Рр Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»

1

учебник

Регулятивные, познавательные, коммуникативные

Закончить работу

64.

Тема родины в стихотворениях С.А. Есенина «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»

1

учебник, портрет С.А. Есенина, фонохрестоматия

Коммуникативные,

познавательные

Выразительное чтение стихотворений

65.

Рр Анализ стихотворения «С добрым утром!».

1

учебник, фонохрестоматия

Регулятивные, познавательные, коммуникативные

Выучить стихотворение

66.

Сказ П.П. Бажова «Медной горы хозяйка»: реальность и фантастика.

1

учебник, портрет П.П. Бажова

Личностные, коммуникативные, познавательные

Пересказ эпизода

67.

Нравственные качества мастеровых людей. Особенности сказа как жанра литературы

1

учебник

Коммуникативные,

познавательные

в. 1 с.68

68.

К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Герои сказки и их поступки.

1

учебник, портрет К.Г. Паустовского, фонохрестоматия

Личностные, коммуникативные, познавательные

в. 1,2 с.82

69.

Нравственные проблемы сказки.

1

учебник, фонохрестоматия

Личностные, коммуникативные

в. 4,5 с.82

70.

К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы»

1

учебник

Коммуникативные,

познавательные

Пересказ эпизода

71.

Внеклассное чтение. Природа и человек в произведениях К.Г. Паустовского.

1

портрет К.Г. Паустовского, презентация

Личностные, коммуникативные, познавательные

в. 1,2,3 с.89

72.

С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Пьеса-сказка и ее народная основа.

1

учебник, фонохрестоматия

Личностные, коммуникативные, регулятивные

Выразительное чтение сказки

73.

Проблемы и герои сказки.

1

учебник, фонохрестоматия

Познавательные

в. 2,3 с.107

74.

Художественные особенности произведения.

1

учебник, фонохрестоматия

Познавательные

в. 5,6 с.107

75.

Рр Письменный ответ на один из проблемных вопросов

1

Регулятивные,

познавательные

в. 1,2,3 с.111

76.

А.П. Платонов «Никита». Душевный мир главного героя.

1

учебник, фонохрестоматия

Личностные, коммуникативные, познавательные

Рассказ о герое

77.

Быль и фантастика в рассказе

1

учебник, фонохрестоматия

Коммуникативные,

познавательные

в. 1-4 с.121

78.

В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Поведение человека в экстремальной ситуации.

1

учебник

Личностные, коммуникативные, познавательные

Пересказ эпизода

79.

Становление характера главного героя.

1

учебник

Регулятивные,

познавательные

в. 3,4 с.152

80.

Человек и природа в рассказе

1

учебник

Коммуникативные,

познавательные

в.5 с.152

81.

Рр Характеристика героя

1

учебник

Регулятивные

в.3,4,5 с.153

82.

Война и дети. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете».

1

учебник, фонохрестоматия

Личностные, коммуникативные, познавательные

в.1,2 с.161

83.

А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста» Патриотический подвиг детей в годы Великой Отечественной войны.

1

учебник, фонохрестоматия, портрет А.Т. Твардовского

Личностные, коммуникативные, познавательные

Выучить стихотворение

84.

Поэты ХХ века о родине и родной природе. Стихотворения И.А. Бунина, С.А. Есенина, Д.Б. Кедрина, Н.М. Рубцова, Дон-Аминадо

1

учебник, фонохрестоматия

Коммуникативные,

познавательные

в.1,2 с.170

85.

Рр Анализ лирического произведения на материале стихотворений русских поэтов ХХ века.

1

учебник

Регулятивные,

познавательные

в.3,4,5 с.170

86.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь Робинзон». Образы детей в рассказах.

1

учебник

Личностные, коммуникативные, познавательные

Пересказ эпизода

87.

Юмористическое переосмысление сюжетов литературной классики.

1

учебник

Коммуникативные,

познавательные

в.1,2 с.188

88.

Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит» как юмористическое произведение

1

учебник

Коммуникативные,

познавательные

Задание с. 191

Зарубежная литература 14 ч.

14

89.

Р.Л. Стивенсон «Вересковый мед»: верность традициям предков.

1

учебник, портрет Р.Л. Стивенсона

Личностные, коммуникативные, познавательные

в.2,3 с.197

90.

Д.Дефо «Робинзон Крузо»: удивительная книга об удивительных приключениях.

1

учебник, фонохрестоматия

Личностные, коммуникативные, познавательные

в.1,2,3 с.213

91.

Характер главного героя и его поступки. Сила человеческого духа.

1

учебник, фонохрестоматия

Познавательные

в.4,5 с.213

92.

Х.-К. Андерсен «Снежная королева». Сюжет и герои.

1

учебник, фонохрестоматия, портрет Х.-К. Андерсена

Личностные, коммуникативные, познавательные

Пересказ эпизода

93

Реальность и фантастика в сказке..

1

учебник, фонохрестоматия

Коммуникативные,

познавательные

в.1,2,3 с.248

94.

Победа добра, любви и дружбы.

1

учебник, фонохрестоматия

Личностные, коммуникативные

в.4,8,9 с.248

95.

Внеклассное чтение Любимые сказки Андерсена.

1

учебник, презентация

Личностные, коммуникативные, регулятивные

Написать отзыв о сказке

96.

Ж.Санд «О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном

1

учебник

Коммуникативные,

познавательные

Выразительное чтение

97.

М. Твен «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства.

1

учебник, фонохрестоматия

Личностные, коммуникативные, познавательные

Пересказ эпизода

98

Тема дружбы в произведении

1

учебник, фонохрестоматия

Коммуникативные

в.2,3 с.268

99.

Внутренний мир героев М.Твена

1

учебник, фонохрестоматия

Коммуникативные,

познавательные

Рассказ о герое

100.

Д. Лондон «Сказание о Кише»: сказание о взрослении подростка.

1

учебник, презентация

Личностные, коммуникативные, познавательные

в.1.2,3 с.280

101.

Смелость, мужественность, чувство собственного достоинства главного героя.

1

учебник

Личностные, коммуникативные, познавательные

в.4 с.280

102.

Подведение итогов работы за год. Рекомендация книг для летнего чтения.

1

учебник

Личностные, коммуникативные, регулятивные

ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ


Для учащихся:

1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2013.

2. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2012.

3. Репродукции картин художников

4. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. - 2-е изд., перераб. - М.: ВАКО, 2011. - 96 с. - (Школьный словарик).

Для учителя:

1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. - 2-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 2011. - 176 с. - (Стандарты второго поколения).

2.Программа общеобразовательных учреждений 5 - 9 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной. М., «Просвещение», 2011 г.

3. И. В. Карасёва, В. Н. Пташкина «Система уроков по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина». Волгоград, Изд. «Учитель», 2013 г.

4. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. - 3-е изд., перераб. и доп. - М: ВАКО, 2007.

5. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2011.

6. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 5 класс / Сост. Л.В. Антонова. - М.: ВАКО, 2011. - 96 с. - (Контрольно-измерительные материалы).

7. Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения / авт.-сост. Л.В. Перепелицына. - Волгоград: Учитель, 2008. - 132 с.

8. Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. - М.: АСТ: Астрель, 2011.

9. Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. - 10 изд. - М.: Айрис-пресс, 2010. - 224 с. - (Домашний репетитор).

10. Репин А.В. Литература. 5 класс. Проверочные работы. - Саратов: Лицей, 2007. - 80 с.

11. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. - 2-е изд., перераб. - М.: ВАКО, 2011. - 96 с. - (Школьный словарик).

12. Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя - Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник / И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев. - М.: МККК - 160 с.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  1. Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей

  2. Раздаточный материал по темам курса

  3. Репродукции картин художников

  4. Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2013.

  5. Экранные пособия

Интернет-ресурсы:

Художественная литература:

  • rusfolk.chat.ru - Русский фольклор

  • pogovorka.com. - Пословицы и поговорки

  • old-russian.chat.ru - Древнерусская литература

  • klassika.ru - Библиотека классической русской литературы

  • ruthenia.ru - Русская поэзия 60-х годов

Справочно-информационные и методические материалы:

  • rol.ru - Электронная версия журнала «Вопросы литературы»

  • 1september.ru - Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)

  • center.fio.ru - Мастерская «В помощь учителю. Литература»

Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса

В результате изучения литературы ученик должен знать:

 содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

 наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

 основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

 основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

 работать с книгой

 определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

 выявлять авторскую позицию;

 выражать свое отношение к прочитанному;

 выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

 владеть различными видами пересказа;

 строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

 участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.


© 2010-2022