Урок литературы

Ф.И.О. – Блашкина Н.Н. Стаж работы – 32 года. Категория – высшая. Тема занятия: А.С. Пушкин. Философские раздумья о смысле жизни. Класс – 9.             Педагогическая технология на основе активизации деятельности учащихся – технология коммуникативного обучения. Тема занятия: «Вечно» зеленеющее древо жизни в лирике А.С. Пушкина. /Философские мотивы/. Развивающие цели: Формирование речевой компетентности через умение строить мышление, развитие самостоятельности мышления, формирование ЭЦО. Научить учащихся видеть и формировать проблемы, предлагать пути их решения, находить подтверждение своих мыслей, задумываться над нравственным значением текста. Образовательные: формирование речевой компетенции через развитие творческого воображения и коллективного мышления. Создание условий для усвоения философских идей, в частности, о цели жизни человека и о его назначении. Воспитательные: -     содействовать развитию умения общаться в группе; -     формировать уважительное, бережное отношение к слову, поэзии; -     помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, стимулировать стремление к активной жизненной позиции.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОПШДО № 17

Ф.И.О. - Блашкина Н.Н.

Стаж работы - 32 года.

Категория - высшая.

Тема занятия: А.С. Пушкин. Философские раздумья о смысле жизни.

Класс - 9.

Педагогическая технология на основе активизации деятельности учащихся - технология коммуникативного обучения.

Тема занятия: «Вечно» зеленеющее древо жизни в лирике А.С. Пушкина.

/Философские мотивы/.

Развивающие цели: Формирование речевой компетентности через умение строить мышление, развитие самостоятельности мышления, формирование ЭЦО. Научить учащихся видеть и формировать проблемы, предлагать пути их решения, находить подтверждение своих мыслей, задумываться над нравственным значением текста.

Образовательные: формирование речевой компетенции через развитие творческого воображения и коллективного мышления. Создание условий для усвоения философских идей, в частности, о цели жизни человека и о его назначении.

Воспитательные:

  • содействовать развитию умения общаться в группе;

  • формировать уважительное, бережное отношение к слову, поэзии;

  • помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, стимулировать стремление к активной жизненной позиции.

Опережающее домашнее задание с учетом индивидуальных способностей учащихся.

Формируем 4 группы по 6 учащихся.

Задание 1 группе: Анализ стихотворения «Воспоминание». В чем ценность духовной исповеди лирического героя?

Задание 2 группе: Анализ стихотворения «Дар напрасный, дар случайный». Как вы поняли стихотворение, написанное в день рождения? Какие строки и почему являются ключевыми?

Задание 3 группе: Анализ стихотворения «Учитель». Филарета Дроздова.

Задание 4 группе: Прочесть «Отцы пустынники и жёны непорочны» - переложение молитвы святого Ефрема Сирина. Нашёл ли лирический герой смысл жизни? О чем эта молитва?

Подготовка учащихся к занятию включает в себя такие акценты, как добровольность, направленность общего дела на конкретных учащихся (способных искать нужный материал, любящих поэзию, умеющих читать стихи, желающих выступать, доказывать, увлекающихся творчеством А.С. Пушкина, способных редактировать).

Творчество-коллективное воздействие - индивидуальное!

Позиция педагога: искренний интерес к миру школьника, признание права на самостоятельность мнения. Создание благожелательной атмосферы, обращенной к жизненному опыту учащихся.

Содержание занятия:

Дидактические цели урока

Цели этапов

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формы, методы, формы

I. Мотивационный блок

- Развитие абстрактного мышления;

- умение оперировать моделями;

- гибкость и оригинальность ума;

- чувствительность к противоречиям.

В начале урока предлагаю учащимся прежде чем сесть за рабочие места, сказать фразу по изучаемой теме.

Например: «Пушкин дан был миру на то, чтобы доказать собою, что такое сам поэт…», - писал Н. Гоголь.

«Свободу. милосердие воплотил поэт в своём творчестве. Именно это дало силу права сказать «К нему не зарастет народная тропа…»

«Стихи 20-30-х годов поэта посвящены таким проблемам, как цель и смысл жизни, жизнь и смерть, отношение к религиям».

Проверка подготовки учащихся к уроку (5-6 минут).

От интересных фраз учитель может оттолкнуться и начать урок.

Обращаясь к теме, педагог задает вопрос:

- На что настраивает вас эта пушкинская метафора?

- Прочтите строки, поразившее ваше воображение (наизусть).

- Вернёмся к нашему названию. Зеленеющее древо жизни…

- А что является в поэзии Пушкина антитезой древу жизни?

Методический приём «Скажи фразу по теме».

II. Операционно-деятельностьный блок.

Развитие пространственного воображения.

Учащиеся называют вопросы, поставленные поэтом в прочитанных дома стихах.

- Что есть жизнь?
- Что есть человек?
- Что есть счастье?
- Человек и природа.

- Человек и общество, человек и Бог.

Назовите символ мёртвого окаменелого.

Учитель: можно ли их (вопросы) назвать философскими?

1. Актуализация темы


/Кто есть я - Пушкин - и мой лирический герой?/

В юности:

Мальчик резвый, светлый, жизнерадостный, легкий.

В зрелости:

«Урок литературыУрок литературыСмысла я в себе ищу», «тяжких

дум избыток», «жизнь, зачем ты мне дана?»

- Что есть человек?

Из каких стихов?

На интерактивной доске: «Из глаз поэта смотрит тяжёлая мудрость тысячелетий, словно он переживал все века и вынес из них уверенное значение о тайнах». М. Гершензон.

2. Работа в группах «Двойное кольцо Сократа»

(15-17 м)

Осмысление информации, анализ, вывод, творчество.

Класс делится на 4 группы. В каждой группе внешнее и внутреннее кольцо.

Внешнее кольцо

Урок литературы

ВУрок литературыУрок литературынутреннее кольцо

Задание 1 гр. Стихотворение «Воспоминание» - Как оценивает свою прошлую жизнь лирический герой?

- В чем ценность духовной исповеди героя? («Змеи сердечной угрызенья», «я трепещу и проклинаю»)

Задание 2 группы.

Чтение наизусть «Дар напрасный, дар случайный».

- Как вы поняли стихотворение, написанное в день рождения?

- Какие строки являются ключевыми?

Задание 3 гр.

Стихотворение «Учитель».

Филорета Дроздова, который пишет ответ поэту.

Не напрасно, не случайно,

Жизнь от бога мне дана… и т.д.

- Нашёл ли лирический герой смысл жизни?

Задание 4 групп.

«Отцы пустынники, и жёны непорочны» (Переложение молитвы святого Ефрема Сирина).

- О чём эта молитва?

Функция внутреннего кольца: вслух обсуждают тему, проблему (ряд вопросов) 10-12 мин.

Внешнее кольцо слушают молча. Обсуждение. Каждый член внешнего кольца индивидуально фиксирует все, о чём говорится о внутреннем круге.

Затем предшествует вывод в виде формулы, схемы, таблицы, символа-конспекта (свертка знаний).

И выступают перед классом с сообщением данной информации.

Методика «Двойное кольцо Сократа» (критическое мышление). Стихотворение на интерактивной доске представлено.

3. Внешнее кольцо представляет свои работы в виде формулы и т.д.

Критерии оценки:

- умение держать тему дискуссии;

- умение работать с ключевыми понятиями;

- умение аргументировать речевое совершенство, быть гибким, инициативным.

Например:

Комментарий

Урок литературыдают


2 группа.

Короткая цель

Урок литературына сегодня

на завтра

перевернутый

«Пророк»!!

Нет огромной цели!

3 группа.

Урок литературы

«Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать».

«О любви к людям, родине».

4 группа.

Лирический герой → видит смысл жизни → в служений людям, Богу





По данным критериям оценки учитель предлагает учащимся внутреннего кольца оценить учащихся внешнего кольца.

4. Выводы

Понимать замысел автора, учиться строить умозаключения.

Этическая духовная программа поэта.

«Не допускать существование Бога - значит быть еще более глупым, чем те народы, которые думают, что мир покоится на носороге».

Ученик читает выразительно «Пора мой друг…»

«На свете счастья нет, но есть покой и воля…»

Бессмертие: в детях, потомстве, «в добрых чувствах», в связи поколений, в истории, в творчестве.

«Осень» - прекрасная пора в природе и в жизни человека (4 времени года - 4 периода в жизни человека).

Вопрос:

- Есть ли бессмертие?

На доске отрывки из писем Пушкина.





Звучит стихотворение «Осень»

в испол-нении Хабенского.

III. Рефлексия

Умение рефлектировать

Устное умозаключение

Вопросы и к нам:

- Куда вы плывёте, потомки?

Что выберете в жизни - УДОВОЛЬСТВИЯ, ДЕНЬГИ, КАРЬЕРУ или ЖИЗНЬ ДУХА, ДИАЛОГ с Богом?

IV. Домашнее задание

Анализ 1-2 главы романа «Евгений Онегин»

Спроектируй один день жизни Евгения Онегина

Итоги урока




© 2010-2022