Урок литературы в 7 классе ««Маленький человек» в произведениях Гоголя и Чехова»

Оборудование: 1. Аудиозапись рассказа «Беззащитное существо». 2. Иллюстрации к рассказу «Смерть чиновника» (электронное приложение). 3. Распечатки текстов рассказа «Беззащитное существо» каждому учащемуся. 4. Цветные карандаши у каждого. 5. Платок и шляпка, сумочка типа ридикюль и узелок из платка. 6. 8 секторов круга из бумаги с надписью «слагаемых» счастья (круговая диаграмма, созданная на интерактивной доске, которую постепенно, по ходу разговора, заполняем вместе с детьми). "Ход урока: 1.«Шинель» 1) Работа над понятием «счастье». Как по-вашему, из чего складывается счастье, что должно быть у счастливого человека? -любовь -друзья -материальный достаток -уважение в обществе -любимое дело, любимая работа - здоровье -семья -мечта По ходу разговора к доске прикрепляется сектор с названием «слагаемых» счастья (см.п.6 «Оборудования»). 2) Был ли счастлив Акакий Акакиевич? – Ребята, пользуясь текстом, опираясь на него, доказывают, что ничего из названного выше у героя не было, кроме мечты приобрести шинель. (По ходу разговора сектора круга снимаются, остаётся только сектор «Мечта» или удаляются сектора внутри круговой диаграммы, если работа на интерактивной доске). Гоголь так и называет Башмачкина: не человек даже, а «существо». 3) Как связана судьба бедного чиновника с судьбами «сильных мира сего»? – Он зависит от них. Он – беззащитное существо. 2. «Беззащитное существо» 1) А.П.Чехов – своеобразный продолжатель гоголевских традиций. Посмотрим, во всем ли он следует за Гоголем, или его отношение к беззащитному существу другое. 2) Вы уже читали рассказ «Беззащитное существо». Как выглядит госпожа Щукина? Что из элементов костюма вы бы выбрали для героини? Почему? (выбрать из предметов, названных в п. 5 «Оборудования») 3) Прослушаем художественное чтение рассказа (см. п.1 «Оборудования»), поработаем параллельно с текстом. Цветными карандашами отмечайте в репликах госпожи Щукиной изменения в настроении. 4) Анализ работы 5) Каков смысл названия рассказа? 3.«Смерть чиновника» 1) Дома вы читали рассказ. Какое впечатление он на вас произвел? 2) Как бы повел себя Червяков, если бы на месте генерала оказался бы такой же, как он сам, обыкновенный чиновник? 3) Почему умер Червяков? 4) Работа над иллюстрациями к рассказу. Какая, на ваш взгляд, более точно выражает смысл образа Червякова и конфликт произведения? (см.п.2 «Оборудования») 5) Почему рассказ называется не «Смерть Червякова», а «Смерть чиновника»? 4. Вывод 1) Можно ли назвать фамилии героев из рассказов Чехова говорящими? 2) В чем разница в отношении Гоголя и Чехова к своим героям? – Гоголевская боль к «маленькому человеку» обнажена, очевидна, а чеховская – скрыта. 5. Домашнее задание: Прочитать рассказы «Хамелеон», «Толстый и тонкий» и подумать над вопросом о том, кто «беззащитное существо» в этих произведениях, каковы они?
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ


«МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н.В.ГОГОЛЯ И А.П.ЧЕХОВА


Оборудование:

  1. Аудиозапись рассказа «Беззащитное существо»

  2. Иллюстрации к рассказу «Смерть чиновника» (электронное приложение)

  3. Распечатки текстов рассказа «Беззащитное существо» каждому учащемуся

  4. Цветные карандаши у каждого

  5. Платок и шляпка, сумочка типа ридикюль и узелок из платка

  6. 8 секторов круга из бумаги с надписью «слагаемых» счастья (круговая диаграмма, созданная на интерактивной доске, которую постепенно, по ходу разговора, заполняем вместе с детьми)

Ход урока:

1.«Шинель»

1) Работа над понятием «счастье». Как по-вашему, из чего складывается счастье, что должно быть у счастливого человека?

-любовь

-друзья

-материальный достаток

-уважение в обществе

-любимое дело, любимая работа

- здоровье

-семья

-мечта

По ходу разговора к доске прикрепляется сектор с названием «слагаемых» счастья (см.п.6 «Оборудования»).

2) Был ли счастлив Акакий Акакиевич? - Ребята, пользуясь текстом, опираясь на него, доказывают, что ничего из названного выше у героя не было, кроме мечты приобрести шинель. (По ходу разговора сектора круга снимаются, остаётся только сектор «Мечта» или удаляются сектора внутри круговой диаграммы, если работа на интерактивной доске). Гоголь так и называет Башмачкина: не человек даже, а «существо».

3) Как связана судьба бедного чиновника с судьбами «сильных мира сего»? - Он зависит от них. Он - беззащитное существо.

2. «Беззащитное существо»


  1. А.П.Чехов - своеобразный продолжатель гоголевских традиций. Посмотрим, во всем ли он следует за Гоголем, или его отношение к беззащитному существу другое.

  2. Вы уже читали рассказ «Беззащитное существо». Как выглядит госпожа Щукина? Что из элементов костюма вы бы выбрали для героини? Почему? (выбрать из предметов, названных в п. 5 «Оборудования»)

  3. Прослушаем художественное чтение рассказа (см. п.1 «Оборудования»), поработаем параллельно с текстом. Цветными карандашами отмечайте в репликах госпожи Щукиной изменения в настроении.

  4. Анализ работы

  5. Каков смысл названия рассказа?

3.«Смерть чиновника»


  1. Дома вы читали рассказ. Какое впечатление он на вас произвел?

  2. Как бы повел себя Червяков, если бы на месте генерала оказался бы такой же, как он сам, обыкновенный чиновник?

  3. Почему умер Червяков?

  4. Работа над иллюстрациями к рассказу. Какая, на ваш взгляд, более точно выражает смысл образа Червякова и конфликт произведения? (см.п.2 «Оборудования»)

  5. Почему рассказ называется не «Смерть Червякова», а «Смерть чиновника»?

4. Вывод


  1. Можно ли назвать фамилии героев из рассказов Чехова говорящими?

  2. В чем разница в отношении Гоголя и Чехова к своим героям? - Гоголевская боль к «маленькому человеку» обнажена, очевидна, а чеховская - скрыта.

5. Домашнее задание:

Прочитать рассказы «Хамелеон», «Толстый и тонкий» и подумать над вопросом о том, кто «беззащитное существо» в этих произведениях, каковы они?


© 2010-2022