Урок литературы по поэме В. Ерофеева Москва-Петушки (11 класс)

Данный урок можно использовать при изучении обзорной темы по литературе в 11 классе " Литературные процессы 1960-1990-х годов в русской литературе" К данному конспекту прилагаются презентации по изучению не только творчества В. Ерофеева, но и других авторов этого периода. Кроме того, сообщения и творческие работы учащихся.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Урок на тему «Литературные процессы 1960 - 1990гг. на примере поэмы в прозе Венедикта Ерофеева «Москва - Петушки» проводится в разделе изучения обзорной темы «Русская литература второй половины XX века» в 11классе. Основная цель - познакомить с постмодернизмом и его разновидностями как литературным явлением. Поэма, написанная в 1969 начале 1970 годов, впервые напечатанная в самиздате, стала одним из знаковых явлений новой отечественной литературы, вызвавшей множество интерпретаций. Сегодня произведение интересно не социологической трактовкой - как повествование об извечном русском пьянстве, а соотнесенностью текста с сюжетами Евангелия; с ссылками на «Записки из подполья», «Преступление и наказание», «Братьев Карамазовых», «Двойника» и «Подростка» Ф.М. Достоевского; цитированием «Евгения Онегина», «Бориса Годунова» и др. произведений А.С. Пушкина, что, несомненно, раскрывает автора как начитанного человека с необыкновенным музыкальным слухом, феноменальной памятью, редким опытом жизни. Несмотря на то, что Ерофеев впервые в русской литературе столь широко включил в художественный текст табуированные пласты речи, вызвав шоковое ощущение у читателя, произведение воспринимается как организованный по ритмическим и мелодическим законам текст. А речевая экспрессия была адекватна тем явлениям жизни, о которых он рассказывал. Сам Ерофеев говорил: «Мой антиязык от антижизни»

Пространство жизни героя жестко обусловленно беспощадным идеологизированным социумом - бежать он может только в себя…или спасительное опьянение. Правда, есть еще один путь: идти к Богу, на что и указывает автор.

Именно связь со многими произведениями классической литературы, идея спасения человечества, является причиной обращения к анализу поэмы в прозе «Москва - Петушки» Венедикта Ерофеева.

Впервые урок проведен в 2009году с электронным текстом, так как не было печатного варианта.





Содержательная часть.

Тема: «Литература 1960- 90годов XX века. Венедикт Ерофеев(1938-1990гг) «Москва - Петушки» - постмодернистское произведение».

Цель урока: ознакомить учащихся с особенностями творчества Венедикта Ерофеева; выявить художественные особенности поэмы в прозе «Москва - Петушки».

Задачи: познакомить с биографией писателя, с признаками постмодернизма; совершенствовать навыки и умения анализа и интерпретации художественного произведения через детали; показать, как история страны преломляется в творчестве В. Ерофеева.

Оборудование: мультимедиа - проектор, текст поэмы.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают об особенностях творчества В. Ерофеева, содержание поэмы, признаки постмодернистского произведения, анализируют главы поэмы в связи с поставленными задачами.

Ход урока

I.Организационный момент

II.Актуализация опорных знаний

Погружение в тему урока: вводно - ориентировочная беседа

Какое впечатление произвела поэма?

Что особенно поразило вас?

На каких эпизодах вам хотелось бы остановиться?

Можете ли назвать литературное направление ?

III.Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.

Слово учителя

Вен.Ерофеев - человек колоссальной начитанности, филолог по призванию. Начало его творчества связано с жанрами литературоведческой статьи, в частности его статьи о норвежских писателях и эссе «Василий Розанов глазами эксцентрика». Предстает настоящим виртуозом художественной речи в поэме «Москва - Петушки». Нередко звучат широко известные литературные цитаты, иронически переосмысленные, сниженные в патетическом содержании. Например, всем известное обобщение Н.Островского из романа «Как закалялась сталь»: «Жизнь дается человеку один только раз, и прожить ее надо так, чтобы не ошибиться в рецептах». Или другая ирония: «…Я согласился бы жить на земле целую вечность, если бы прежде мне показали уголок, где не всегда есть место подвигу». Конечно, имеется в виду знаменитая цитата из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

Российский читатель познакомился с содержанием произведения спустя 18 лет: написана в 1970г., а напечатали только в 1988г. В журнале «Трезвость и культура»№12. В чем причина столь долгой дороги к читателю мы попробуем и разобраться.

IV.Работа по теме урока

1.Выступление заранее подготовленного учащегося с презентацией: «Жизненный и творческий путь Венедикта Ерофеева»

2.Сообщение учащихся с презентацией: «Постмодернизм как литературное явление»

3.Обобщение информации (запись в тетрадях):

ПОСТМОДЕРНИЗМ - антиреалистическое, нетрадиционное течение, противоречащее соцреализму, готовое обойтись без реальности выстроить модель мира на основе внутрикультурного материала на основе иллюзий, компьютерных технологий.

Подгруппы: 1) Соц- арт - откровенно-агитационное, разрушительное течение, текстовая игра со штампами( «Не стыдись ты, пьяница,носа своего / Он ведь с нашим знаменем цвета одного»).

2)Концептуализм - игра речевыми клише, идеями, символами, «языками культуры». Высокое искусство опрокидывается в анекдоты, «в низкое».

3) Иронический авангард - течение, живущее на грани реализма, гротеска и абсурда, идущего из классики ( Головин «День рождения покойника» сравни « Живой труп» Л.Н.Толстого)

Наиболее характерные признаки постмодернизма:

1).Обесценивание реальности, подчеркивание фиктивности, бессмысленности,

абсурдности.

2).Ироническое выворачивание мира, лозунг вседозволенности.

3).Теснейшая связь с современной субкультурой, даже самой «грязной», со средствами массовой информации.

4).Использование компьютера, особенно в создании детективов( Б. Акунин «Пелагея и Черный монах», «Любовники смерти»)

5). Создание виртуальных миров. Виртуальность - это особый язык творчества, не имеющий связей с объективно существующим миром, произвольное принуждение к блужданию среди знаков, схем, цветовых пятен.

4. Рефлексия. Аналитическая работа с текстом поэмы (с чтением и пересказом эпизодов)

- Что заставило Венечку совершить путешествие?

- Смысл названия станций?

- С кем ведет диалог главный герой?

- Как классифицирует людей. По каким достоинствам?

- Как понимаете фразу: «Вот что дали мне люди взамен того, по чему тоскует душа!» Кто дал?

- О каком мире Чистогана идет речь?

- В чем причина разногласий между обитателями комнаты? Почему его считали другим? Серьезны ли аргументы?

- Какие литературные, исторические, общеизвестные аналогии звучат в тексте? В чем их смысл?

-Назовите самые ценные качества человеческой души в понимании Венечки.

- Из чего слагается человеческое счастье?

- Отношение к новому поколению. Почему?

- Что дают нам размышления о тьме и свете?

- Чем опасно одиночество для человека?

- Какое произведение напоминает деление на людей: «Один такой тупой- тупой (почему?)…А другой такой умный- умный…» О чем это говорит?

- Когда совершается предательство, по мнению Венечки?

- Роль монолога о смерти.

- Объясните роль деталей - символов, использованных в тексте: (зачитать эпизоды)

ОДУВАНЧИК( ранимость, хрупкость человеческой души);

ТУМАН( безвременье);

ТУЛОН и ЕЛЕНА( Наполеон начал с Тулона, а закончил изгнанием на о.Елены)

АНГЕЛЫ и ДЕТИ, смеющиеся над человеком, перерезанным поездом (время, деятели и люди).

V.Подведение итогов.

В тексте упоминается более 100 имен русских и зарубежных писателей, философов, композиторов, политиков, литературных и библейских персонажей.

Более 70 наименований книг,опер, картин, фильмов, а также исторических событий и названий географических местностей, не связанных напрямую с действием.

Мотив дороги использован автором как внутренний процесс постепенной утраты сознания, распада личности, изображенной на фоне полугротескной реальности деградирующего общества.

Особенности поэмы:

1) напряженный драматизм

2)сквозная цитатность

3) эффект живого, непосредственного монолога.

- Какова общая мысль всего произведения?

Произведение пронизано чувством страшных потрясений, ожидающих общество.

VI.Домашнее задание: Написать сочинение - эссе: «Веничка Ерофеев - вымысел или реальность? »



Использованная литература

rusf.ru/abs/int0025.htm OFF-LINE интернет.

  1. Муравьёв В. «Высоких зрелищ зритель» // Ерофеев В. В. Записки психопата. - М.: Вагриус, 2000. - С. 5-12.

  2. Безелянский Ю. Н. Страсти по Луне: Книга эссе, зарисовок и фантазий. - М.: Радуга, 1999. - 368 с.

  3. Венедикт Ерофеев, 26 октября 1938 года - 11 мая 1990 года // Театр. - 1991. - № 9. - С. 74-122.

  4. Шмелькова Н. А. Последние дни Венедикта Ерофеева: Дневники. - М.: Вагриус, 2002. - 320 с.: фот.

  5. Домашняя беседа. - 1864.

  6. Зорин А. Пригородный поезд дальнего следования // Новый мир. - 1989. - № 5. - С. 256-258.

  7. Гаспаров Б., Паперно И. «Встань и иди» // Slavica Hierosolymitana. - 1981. - Vol. V-VI - С. 387-400.

  8. Бавин С. «Самовозрастающий Логос» (Венедикт Ерофеев): Библиогр. очерк. - М., 1995. - 45 с.

  9. Седакова О. Венедикт Ерофеев // Ерофеев В. В. Мой очень жизненный путь. - М.: Вагриус, 2008. - С. 590-601.

  10. Фрейдкин М. О Венедикте Ерофееве// Фрейдкин М. Каша из топора. М.: Время, 2009. - С. 294-318.

  11. Tumanov, Vladimir. The End in V. Erofeev's Moskva-Petuski. Russian Literature 39 (1996): 95-114.

  12. Шмелькова Н. Во чреве мачехи, или Жизнь - диктатура красного. - СПб.: Лимбус Пресс, 1999. - 304стр.

  13. Благовещенский Н. По ту сторону Москвы - к Петушкам: Исследование поэмы В. Ерофеева «Москва - Петушки», её героя и автора с точки зрения различных глубинно-психологических подходов // Russian Imago 2001: Исследования по психоанализу культуры. - СПб.: Алетейя, 2002. - С. 428-454.

  14. Благовещенский Н. А. Случай Вени Е.: Психоаналитическое исследование поэмы «Москва - Петушки». - СПб.: Гуманитарная академия, 2006.





© 2010-2022