Литературный вечер, посвященный творчеству Ф. И. Тютчева «О, как убийственно мы любим…»

Цель: заинтересовать биографическими и личностными качествами поэта и пробудить любовь к творчеству Ф.И.Тютчева. Задачи: Обучающие: 1.  Познакомить с биографией Ф.И.Тютчева. 2.  Сформировать представление о художественном своеобразии поэзии Ф.И.Тютчева. Развивающие:  1.  Формировать личностное восприятие поэтического произведения. 2.  Развивать творческие, актерские способности учащихся. Воспитывающие: 1.  Формировать эмоциональную культуру личности и ценностное отношение к искусству. Технологии...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературный вечер, посвященный творчеству Ф.И.Тютчева «О, как убийственно мы любим…»

Цель: заинтересовать биографическими и личностными качествами поэта и пробудить любовь к творчеству Ф.И.Тютчева.

Задачи:

Обучающие: 1. Познакомить с биографией Ф.И.Тютчева.

2. Сформировать представление о художественном своеобразии поэзии Ф.И.Тютчева.

Развивающие: 1. Формировать личностное восприятие поэтического произведения.

2. Развивать творческие, актерские способности учащихся.

Воспитывающие: 1. Формировать эмоциональную культуру личности и ценностное отношение к искусству.

Технологии: интегрирование, театральные, компьютерные, групповые.

Оборудование: мультимедиа, презентация.

Оформление: декорации Мюнхена, зала салона: столики, сбоку камин, пианино, диван, подсвечники, портреты по стенам.

Сцена № 1

- Пары танцуют полонез (бальные платья, фраки), останавливаются, дамы обмахиваются веерами, рассаживаются за столиками.

-Стремительно входит Тютчев, подходит к хозяйке бала, у которой целует ручку, та подводит его к господину N.

-Две дамы за столиком:

  1. Не скажете ли, моя дорогая, кто это так стремительно пересек сейчас залу?

  2. О, да, конечно. Это молодой русский дипломат Тютчев, к сожаленью, нетитулованный...

  1. Что- то я слышала об этой фамилии.

  2. Давайте спросим у господина N, который так мило с ним беседовал (машут ему; в это время Тютчев с дамами уходят за занавес).

Господин N: Да, я хорошо знаком с господином Тютчевым, он потомок одного из самых древних родов в Российском государстве, примерно в два раза старше царского рода Романовых, которым его предки служили верой и правдою.

Взять хотя бы Захария Тютчева. Прямой предок русского дипломата был одним из самых выдающихся героев Куликовской битвы.

Вед.1: «... князь же великий Дмитрий Иванович избранного своего юношу довольна суща разумом и смыслом, имянем Захариею Тютьшова... посылает ... к нечестивому царю Мамаю.»

Вед.2: «Сей посол, пришедший в стан Мамаев, предложил ему дары с приличною к случаю речью...»

Но уже прознавший про цель визита посла озлобившийся хан встретил его слова грубостью. Тогда Захарий, видя такое презрение и злобу, толь благородным и мудрым образом ответствовал Мамаю, что сей, сперва презревший дары, наконец приять их повелел...» ( Эти строки взяты из « Истории Российской от древнейших времен», изданной в Санкт-Петербурге в 1781 г.).

Вед. 1: Видя гнев повелителя, татары « немедленно хотели умертвить Российского посла, но Мамай, удивляясь его смелости, не токмо им запретил, но и желал, дабы он оставя Великого князя, пошел к нему служить, обещая его за сие властителем в России учинить.»

Вед.2: Тютчев сумел уведомить Великого князя о своем возвращении и попросил военной помощи. Наглое послание московскому князю Захарий разорвал на мелкие клочки, которые и отослал назад Мамаю.

Вед.1: А внук его, Борис Матвеевич Тютчев, как военачальник способствовал Великому князю Московскому Иоанну Васильевичу в присоединении новых земель, за что был назначен воеводой в Суздаль.

Вед.2: К концу века фамилия Тютчевых все чаще встречается уже по уездному городу Тверской губернии Кашину: Борис Акинфович Тютчев при царе Михаиле Федоровиче был в Кашине воеводою.

Вед.1: В 1692 г. Василий Владимирович Тютчев стал именоваться московским дворянином. Сын его Даниил Васильевич первым из Тютчевых пошел по чиновьничьей стезе. Ему принадлежало село Знаменское, в котором родился прадед поэта Андрей Данилович, и которое стало родовым гнездом предков поэта.

Сцена №2

(Мюнхен, кадры Дуная, пары танцуют вальс, Тютчев танцует с Амалией, затем отводит её к креслу)

Вед.1: В Мюнхене, куда Теодор Тютчев (так звали его на немецкий манер) в 1822 году получил назначение внештатным чиновником при русской дипломатической миссии, был небезответно влюблён в одну из первых красавиц 15-летнюю Амалию фон Лёрхенфельд.

Вед.2: «Молодая фея происходила из старинного, очень богатого немецкого рода». Её мать, принцесса Турн - унд - Таксис, сестра прусской королевы Луизы. Красавица уже познала свою власть над мужчинами.

Вед.1: Амалия была одарена редкостной, уникальной красотой. Генрих Гейне назвал её «Божественной Амалией». Ею восхищались Александр Пушкин, Николай I. Баварский король Людвиг I заказал портрет Амалии для галереи европейских красавиц.

Тютчев и Амалия - стихотворение «Я помню время золотое» (начинает читать поэт, она вторит и дочитывает)

Амалия: Теодор так мил и предупредителен, так превосходно владеет французским языком, наконец, так смущается, что румянец заливает ему обе щеки.

Дама 1: Теодор просил руки Амалии у её родителей, она согласна на брак. Дама 2: Но не её родственники. Их не устраивает русский дипломат, находящийся в Германии на внештатной службе, к тому же небогатый и ещё слишком молодой.

Дама 1: У них свои соображения, они дали согласие на брак дочери с секретарём русской дипломатической миссии бароном Александром Сергеевичем Крюденером.

Дама 2: Родительское благословение играет первостепенную роль. Девушка

подчинилась воле родных.

Тютчев - читает стихотворение «Твой милый взор, невинной страсти полный...»

Вед. 1: Опечаленный неудачным сватовством, Тютчев отбыл в шестимесячный отпуск в Россию.

Вед. 2: Дружба - любовь длилась всю жизнь. В 1870 году, невзначай встретившись с Амалией Максимилиановной в курортном Карлсбаде, Тютчев создал знаменитые стихи.

звучит романс «Я встретил вас…»

Сцена №3

Вед.1: В начале 1826 года в Мюнхен возвратился уже не восторженный юноша с ярким румянцем во всю щёку, а серьёзный молодой дипломат.

Вед.2: Но Тютчев прежде всего поэт, его не перестаёт увлекать всё прекрасное и в природе, и в искусстве, и в женской красоте.

Вед.1: По долгу службы Тютчев должен был помогать вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон, она была занята своими наследственными делами и часто посещала миссию.

Вед.2: Фёдор Иванович оказался во власти нового сердечного увлечения. Эмилия - Элеонора Петерсон - происходила из старинного графского рода Ботмеров. От предыдущего брака у неё было четверо сыновей.

Элеонора: (делает книксен)

Тютчев: (целует руку, читает стихотворение «Люблю глаза твои, мой друг...»)

В течение одиннадцати лет не было ни одного дня в её жизни, когда, дабы упрочить моё счастье, она не согласилась бы, не колебаясь ни мгновения, умереть за меня.

Вед.1 (исполняется пьеса на пианино)

Весной 1837 года Тютчевы всей семьёй выехали в Россию в отпуск с надеждой больше не возвращаться в Мюнхен. В 20-30 годы Тютчев много размышляет о Человеке и Истории, Человеке и Природе. Известия о Тютчеве доходили, конечно, и до России.

Вед.2: В третьем номере журнала «Современник» за 1836 год А.С. Пушкин поместил шестнадцать поэтических произведений Тютчева под общим заглавием «Стихотворения, присланные из Германии» и ещё восемь в следующее номере. По желанию автора они были подписаны псевдонимом «Ф.Т.».

Чтецы: (сменяют друг друга, проходят по сцене с журналом «Современник» руке)

  • Как океан объемлет шар земной…

  • Поток сгустился и темнеет…

  • О чём ты воешь, ветр ночной?

  • Ещё земли печален вид…

  • Не то, что мните вы, природа...

  • Silentium.

Тютчев: Мне приятно воздать честь русскому уму, по самой сущности своей чуждающемуся риторики. Вот отчего Пушкин так высоко стоит над всеми современными французскими поэтами.

Вед.2: Можно представить себе, какое страдание испытал поэт. Он опоздал всего на каких то четыре месяца. Князь Гагарин вспоминал о своей встрече с Тютчевым на Невском Проспекте.

Гагарин: «Он спрашивает меня, какие новости, я ему отвечаю, что военный суд только что вынес приговор Геккерену. - «К чему же он приговорён?» - «Он будет сослан за границу в сопровождении фельдъегеря» - «Уверены ли вы в этом?» - Совершенно уверен» - «Пойду, Жуковского убью...»

Вед.1: Что же ему оставалось говорить, когда убийца величайшего русского поэта был всего лишь в сопровождении фельдъегеря сослан за границу?

Тютчев: (за столом, горит свеча, пишет, перечитывает «Из чьей руки свинец смертельный...»)

Вед.2: Это было знаменитое стихотворение «29-ое января 1937», которое пролежало в бумагах князя Гагарина около сорока лет за невозможностью публикации.

Вед.1: В августе Тютчев получил новое назначение - старшим секретарём российской дипломатической миссии в Турине и отбыл туда пока один, оставив на попечение родителей жену и трёх дочерей: Анну, трёхлетнюю Дарью и двухлетнюю Екатерину.

Тютчев: «Мне, признаюсь, иногда очень грустно за жену. Никто на свете не знает, кроме меня, как ей должно быть на сердце...»

Вед.2: Как будто бы пророческое письмо написал: «грустно за жену». Элеоноре Тютчевой оставалось прожить ещё ровно год.

Вед.1: 14 мая 1838 года из Петербурга в Любек отплыл пароход «Николай I», на котором с дочерьми Элеонора Федоровна направлялась к мужу в Италию. Но случилось непредвиденное. В ночь с 18 на 19 мая на пароходе вспыхнул пожар.

Вед.2: Девятнадцатилетний юноша И.С. Тургенев оказался на этом же пароходе. Много лет спустя в очерке «Пожар на море» он вспоминал:

Тургенев: Два широких столба дыма, пополам с огнём поднимались по обеим сторонам трубы и вдоль мачт, началась ужаснейшая суматоха, которая уже и не прекращалась. Беспорядок был невообразимый: чувствовалось, что отчаянное чувство самосохранения охватило все эти человеческие существа...

В числе дам, спасшихся от крушения, была одна г-жа Т..., очень хорошенькая и милая, но связанная своими четырьмя дочками и их нянюшками; поэтому она оставалась покинутой на берегу, бегая, с едва прикрываемым плечом.

Элеонора: Мы живы! Дети невредимы - только я пишу вам ушибленной рукой... Мы сохранили только жизнь... Бумаги, деньги, вещи - всё потеряли... Никогда вы не сможете представить себе эту ночь, полную ужаса и борьбы со смертью!

Вед.1: После приезда в Мюнхен 23 июня и встречи с мужем, не пролечившись, Элеонора Фёдоровна выехала в Турин. Но с каждым днём ей было всё труднее приниматься за дела, и она умерла 28 август 1838 года.

Вед.2: Поэт был так потрясён смертью жены, её «жесточайшими страданиями», что, «проведя ночь подле её гроба, поседел от горя в несколько часов».

Тютчев: стихотворение «Ещё томлюсь тоской желаний»

Сцена №4

(исполняется музыкальное произведение на скрипке)

Вед.1: После похорон жены Тютчев встретился с Жуковским, который после этого сделал в своем дневнике очередную запись: « Глядя на север озера, он сказал: «3а этими горами Германия» ; он горюет о жене, которая умерла мученической смертью, а говорит, что влюблен в Мюнхен».

Вед.2: Жуковский не ошибался. Тютчев действительно вот уже несколько лет был влюблен в молодую вдову Эрнестину Дернберг. Влюбленные долгие годы были вынуждены скрывать свои любовные связи начала 1830 годов.

Вед.1: Эрнестина - дочь баварского дипломата барона Христиана Гюбера Пфефеля. Благодаря отличному воспитанию и красивой внешности юной баронессы вокруг нее собиралось немало поклонников. Девушка вынуждена была рано выйти замуж за нелюбимого ею барона Дернберга.

Вед.2: Можно считать счастливой случайностью знакомство Тютчева и Эрнестины Дернберг на балу в начале 1833.

(брат подводит Элеонору к Тютчеву, знакомит, разговаривают, читает стихотворение)

- стихотворение "Как дымный столп светлеет в вышине"

(подходит г-н Дернберг, кланяется)

Г-н Дернберг: "Я должен уехать, а ты оставайся. Поручаю вам мою жену".

Вед.1: Приехав домой, г-н Дернберг слег, он болел тифом, и более не встал на ноги.

Вед.2: С этого времени влюбленные практически не расставались. Их бракосочетание состоялось 17 июля 1839 в православной крестовоздвиженской церкви при российской миссии в Берне. Богатая вдова, красивая и умная женщина, имевшая многих поклонников, целых шесть лет ждала своего избранника.

Тютчев: «О, если бы тогда тебе приснилось, что будущность для нас обоих берегла ...Как уязвленная, ты б с воплем пробудилась, иль в сон иной бы перешла».

Вед.1: Только в 1844 поэт, мечтавший о возвращении на родину, вместе с семьей приехал в северную столицу, (сажает за стол).

Вед.2: В петербургских салонах на него сразу же обратили внимание. (Тютчев, окруженный дамами, входит, рассаживаются на диване)

Мужчина1: Много мне случалось на моем веку слушать знаменитых рассказчиков, но ни один из них не производил на меня такого чарующего впечатления, как Тютчев.

Мужчина 2: Дурен собой, небрежно одет, неуклюж и рассеян, но все это исчезает, когда он начинает говорить.

Эрнестина: Я не устаю удивляться точности его выражений, возникающих в совершенно законченном виде,- кажется, будто он читает их в открытой книге. Ни задержки, ни колебания, ни единой запинки - это поток, который течет легко и свободно.

Чтец: Среди громов, среди огней,

Среди клокочущих страстей,

В стихийном, пламенном раздоре,

Она с Небес слетает к нам -

Небесная к Земным Сынам,

С лазурной ясностью во взоре -

И на бунтующее Море

Льет примирительный елей.

Мужч.1 и 2: Послушаем, о чем рассказывает князь Владимир Петрович Мещерский (1839-1914).

Мещерский: Свои прелестные стихи Тютчев ронял, как цветы мгновенного вдохновения. Точно так же падали с уст его умные слова. Как - то, вернувшись домой под проливным дождем, Тютчев стоял в кабинете,.. камердинер... снимал замоченный сюртук... Стоит и с уст его падают те прелестные стихи. "Слезы людские", которые он так поэтично уподоблял каплям дождя.

Чтец. Т: стихотворение "Слезы людские"

Сцена 5

Вед.1: В отношениях с женщинами полностью проявилась противоречивость натуры поэта. Всю свою жизнь он не был однолюбом. Страстная любовь к жене непостижимым образом уживалась с увлечением другой женщиной. Эту мучительную раздвоенность своей «греховной любви» поэт хорошо сознавал сам, но ничего не мог с собой поделать.

Вед.2: Посещая в Смольном своих дочерей, Фёдор Иванович познакомился с вольнослушательницей Еленой Денисьевой. Ко времени знакомства с поэтом ей исполнилось 20 лет. Встречи продолжались в литературных салонах, где собирались известные литераторы, актёры и музыканты.

Чтец: мелодекламация стихотворения «Есть в осени первоначальной»

Певец: Романс на стихи А. Фета

Дама 1: С кем это беседует наш известный поэт?

Дама 2: Да это дочь отставного майора Александра Дмитриевича Денисьева.

Дама 1: Говорят, природа одарила её большим умом и остроумием, глубиной чувства и энергией характера.

Дама 2: А я слышала, что множество блестящих поклонников без ума от её любезности, приветливости и природной весёлости.

Ведущий 1: Эрнестина Федоровна занята заботами о семье, в которой было три старших дочери от первого брака и трое маленьких - девятилетняя Мария, семилетний Дима и двухлетний Иван.

Эрнестина: (про себя). Эта скромная девушка может быть полезным громоотводом против других более опытных и опасных красавиц большого света.

Ведущий 2: Сплетни поползли по северной столице.

Тютчев или чтец (сидя на ступеньках):

Чему молилась ты с любовью,

Что, как святыню берегла,

Судьба людскому суесловью

На поруганье предала.

Толпа вошла, толпа вломилась

В святилище души твоей,

И ты невольно постыдилась

И тайн и жертв, доступных ей.

Ах, если бы живые крылья

Души, парящей над толпой,

Её спасали от насилья

Бессмертной пошлости людской!

Ведущий 1: Поэт метался между двумя женщинами, не находя покоя ни у одной из них.

Тютчев: стихотворение «О, не тревожь меня укорой справедливой!»

Ведущий 2: В стихотворениях - размышлениях этого периода видна непрекращающаяся работа мысли поэта, пытавшегося понять любимых им женщин.

Чтец или Эрнестина: стихотворение «Не говори: меня он, как и прежде любит»

Тютчев: «Ах, какая мука! Я ненавижу себя за то, что создан таким... Да сохранит её Господь, и мне больше нечего будет просить у него...» (про Эрнестину Федоровну).

Чтец: стихотворение «Она сидела на полу».

Чтец: стихотворение «Я очи знал…».

Чтец: стихотворение «О, как убийственно мы любим».

Чтец: стихотворение «Предопределение».

Ведущий 1: Стихотворение «Последняя любовь» можно считать вершиной «Денисьевского цикла». Грусть и надрыв так и слышатся в музыке прекрасных рифм.

Ведущий 2: Да и вообще, что это за любовь одновременно к двум женщинам, не миф ли это, не лицемерие?

Денисьева: «А мне нечего скрывать и нет надобности ни от кого прятаться, я ему более жена, чем бывшие его жёны, и никто в мире никогда его так не любил и не ценил, как я его люблю и ценю, никогда никто его так не понимал, как я его понимаю - всякий звук, всякую интонацию его голоса... всякий его взгляд и усмешку; я вся живу его жизнью, я вся его, а он мой» (кашляет в белый платочек).

Ведущий 1: До конца этой житейской драмы оставалось всего два месяца.

Тютчев: «Всё кончено - вчера её хоронили... Что это такое?.. Во мне всё убито: мысль, чувство, память, всё...

Пустота, страшная пустота... Даже вспомнить о ней - вызвать её, живую, в памяти, как она была, глядела, двигалась, говорила, и этого не могу. Страшно - невыносимо».

Ведущий 1: Поэт был одинок в собственной семье.

Ведущий 2: Мысли его постоянно возвращались к утраченному, вызывали воспоминания о последних месяцах, проведённых с Лелей.

Ведущий 1: Тяжкие испытания судьба ещё готовила Тютчеву. В начале мая 1865 года скончалась от чахотки его дочь от Денисьевой - маленькая Леля, а на другой день - от той же болезни и её брат Коля.

Ведущий 2: Незаметно подкрадывается старость. Поэт переживает череду смертей близких ему людей: старшего сына Дмитрия, брата Николая Ивановича Тютчева, зятя, младшей дочери Марии Фёдоровны.

Чтец: Дни сочтены, утрат не перечесть,

Живая жизнь давно уж позади,

Передового нет, и я, как есть,

На роковой стою очереди.

Ведущий 1: 1 января 1873 года Тютчева разбил паралич. Началась полугодовая борьба за его жизнь.

Ведущий 2: Ему ещё удалось шевелящимися губами продиктовать несколько стихотворений, и среди них, пожалуй, самое главное, посвящённое жене Эрнестине Фёдоровне.

Тютчев: Всё отнял у меня казнящий Бог:

Здоровье, силу воли, воздух, сон,

Одну тебя при мне оставил он,

Чтоб я ему ещё молиться мог.

Ведущий 1: Ранним утром 15 июля 1873 года лицо его внезапно приняло какое-то особенное выражение торжественности и ужаса, глаза широко открылись.

Ведущий 2: Никогда так не светилось мыслью его лицо, как в этот миг. Вся жизнь духа вспыхнула разом и озарила его последнею верховною мыслью.

Ведущий 1: Он просиял и погас.

(Нарезка из заключения фильма)

Литература:

  1. Ф.И.Тютчев в жизни и творчестве: Учебное пособие для школ, гимназий…

  2. Березов Н. Федор и Амалия: К 200-летию со дня рождения Ф.И.Тютчева //Парламент. Газ. - 2002.-4-10 дек.-С.16

  3. Благой Д.Д. Жизнь и творчество Тютчева // Тютчев Ф.И. полн. Собр. Стихотворений: В 2т. Т. 1.-М., 1994.

  4. Бочарова М. Сила любви в художественном мире Тютчева // Литература. - 2001. - №19 (16 - 22.05). - С. 11-12.

  5. Бухаркин П.Е. Любовно-трагедийный цикл в поэзии Тютчева // Русская литература. - 1977. - №2. - С. 118-122.

  6. Бухштаб Б.Я. Поэзия Тютчева // Ф.И.Тютчев. Весенняя гроза. Лирика. Письма. - Тула, 1984.

  7. Вейдле В. Последняя любовь Тютчева // Литература: Газета Издательского дома «Первое сентября». - 2002. - №2. - С. 8-15.

  8. Головатенко А. Тютчев - дипломат и политик // История: Газета Издательского дома «Первое сентября». - 2003. - №34. - С. 2.

  9. Горелов А.Е. Вещая душа. Ф.И. Тютчев // Горелов А.Е. три судьбы. - Л.: Сов. Писатель, 1980. - С. 9-172.

© 2010-2022