Статья Орфографический алгоритм как путь развития орфграфической зоркости учащихся

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Орфографический алгоритм как путь развития орфографической зоркости учащихся.

Автор статьи: Завьялова Е.В., учитель русского языка и литературы

Умение грамотно писать и говорить на государственном языке - привилегия любого современного человека, считающего себя образованным. Одно из условий социального заказа общества и государства сегодня - формирование грамотного и образованного выпускника.

Ведущей причиной снижения уровня орфографического навыка учащихся является несформированность их орфографической зоркости.

Поиск путей и приемов развития орфографической зоркости уч-ся - одна из актуальных проблем в методике обучения русскому языку.

В современной методике прочно утвердилось представление об орфографическом навыке как автоматизированном «правилособразном» действии, предполагающем знание орфографических правил и умение применять их в процессе письма. Но почти любое орфографическое правило имеет ряд исключений, а очень многие орфограммы вообще не объясняются никакими правилами. Поэтому путь «от умения, опирающегося на правило, - к навыку» оказывается ненадежным и неэффективным.

Отсюда возникла потребность в развитии орфографической зоркости на всех ступенях обучения через орфографический алгоритм и систему орфографических упражнений.

В своей работе я опиралась на богатый опыт методистов и преподавателей: Рождественского Н.С., Рамзаевой Т.Г., Лювова М.Р.; психологов: Богоявленского Д.Н., Гальперина П.Я.; учителей, работающих над данной проблемой и публикующих свой опыт в сети и научных журналах.

В методике преподавания русского языка выделяют два пути развития орфографических умений и навыков. Первый заключается в заучивании орфографического правила, основанного на ведущем принципе русской орфографии - морфологическом. Второй - в создании системы комплексного подхода к работе над орфограммой с учетом фонетических, исторических, дифференцирующих написаний, а также психологических особенностей уч-ся.

Изучение трудов ученых, методистов русского языка дает основание утверждать, что обучение орфографии нельзя основывать только на заучивании, так как это приводит к развитию механического навыка, оторванного от языка. Д.Н. Богоявленский писал о том, что существуют различные группы написаний, требующие и различных путей усвоения. Для одних важно осознание фонетических особенностей слова, для других необходимо знание грамматических, лексических и прочих языковых знаний, а формой, в которой эти задания зафиксированы, является орфографическое правило. Ещё в 1960 году вышла книга Н.С.Рождественского «Свойства русского правописания как основа методики его преподавания», в которой автор доказывал необходимость «установить связь между отдельными написаниями, дав такие общие нормы, под которые отдельные правила подходили бы как части к целому». Под свойствами нашего правописания Н.С.Рождественский имел ввиду его принципы: морфологический, фонематический, традиционный, дифференцирующий, фонетический.

На неэффективность обучения орфографии через заучивание указывают и работы психологов. Например, Гальперин отмечает несоответствие методики преподавания психологическим закономерностям усвоения знаний, формирования умений и навыков. Сами правила, являясь только предписывающими, не дают объяснения причин и условий столь строгой регламентации, нет и логической связи между правилами и условиями их применения, а поэтому учащимся приходится заучивать их механически, без достаточного понимания. Механическое запоминание не формирует умения и навыки, значит, содержание правил в памяти всех лет обучения в школе сильно затруднено и, естественно, многое забывается.

С точки зрения фонематической концепции русского правописания, орфографическая зоркость - это умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, то есть различать, какой звук в сильной позиции, а какой - в слабой, и , следовательно, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость. Следовательно, задача учителя состоит именно в развитии умения «видеть» орфограмму.

Профессор М.Р.Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи и которые я применяю на уроках русского языка:

-увидеть орфограмму в слове

-определить вид: проверяемая или нет. Если да, к какой теме относится, вспомнить правило

-определить способ решения задачи в зависимости от типа ( вида) орфограммы

-определить шаги, ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм задачи

-решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму

-написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку

Это и есть орфографический алгоритм, на котором должно основываться развитие орфографической зоркости учащихся.

Следует учить ребят следующему алгоритму:

-увидеть орфограмму в слове

-определить, какая это часть речи (обязательно)

Определить морфему, содержащую орфограмму

-вспомнить правило

-применить его к данному слову

Алгоритм любого орфографического правила базируется на двух «китах»: состав слова и часть речи. Поэтому особенное внимание с самого начала нужно уделить отработке умений быстро разбирать слово по составу и определять часть речи (эту работу следует проводить параллельно с работой по созданию схем-алгоритмов). Только после этого возможно осмысленное использование нужной орфограммы. Впоследствии учащиеся могут самостоятельно составлять алгоритм к изучаемой орфограмме.

Использование алгоритмов позволяет средне и слабо успевающим ребятам воспроизвести ход рассуждения по применению правила, показать путь его сокращения и способствует выработке умения правильно опредялять орфограммы. Алгоритм дает возможность «собрать» в единое целое изученный материал, дать его в обобщенном виде и в то же время конкретизировать каждое орфографическое правило.

© 2010-2022