Рабочая программа по чтению и развитию речи. 5 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 72

г. Челябинска

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Методическим советом Заместителем директора по УР Директор школы

Протокол №__ _______________ _________В.Г. Терентьева

от _____/_____/ 201___г. от _____/_____/ 201___г. _____/_____/ 201___г.

Рабочая программа по чтению и развитию речи

(5 класс)





Составитель:

Кабанова О.И.,

учитель русского языка

(высшая квалификационная категория)







г.Челябинск, 2012г.

Содержание


  1. Пояснительная записка

  2. Календарно-тематический план

  3. Перечень компонентов учебно-методического комплекса

  4. Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу

  5. Характеристика контрольно-измерительных материалов

Приложения







1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе по чтению и развитию речи


Программа адресована учащимся 5 класса МСКОУ № 72.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

1. Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В.Воронковой раздел «Русский (родной) язык» автор В.В.Воронкова. - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010 г. - Сб. 1;

2. Приказ МОиН Челябинской области от 27.05.2008 года № 02-452 «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов Челябинской области на 2008-2009 учебный год (для классов С(К)О)

  1. «Письмо МОиН Челябинской области от 28.05.2008 № 103/2365 об использовании учебных планов МС(К)ОУ I-VIII видов Челябинской области на 2008-2009 учебный год

  2. Учебный план МСКОУ школы №72 на 2010-2011 учебный год.

Чтение и развитие речи относится к предметной области «Филология». Чтение и развитие речи является одним из основных предметов в коррекционной школе. Обучение чтению носит коррекционную и практическую направленность, что определяет содержание и структуру учебного предмета

Цель курса чтения и развитие речи: Формирование речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности. Организация процесса обучения чтению с учётом особенностей учащихся с отклонениями в развитии для дальнейшей социальной адаптации

Рабочая программа составлена с учетом особенностей познавательной деятель­ности, особенностей психофизического развития учащихся данного класса, которые имеют бо­лее выраженные и сложные дефекты умственного развития.

Система изучения курса «Чтение и развитие речи», представленная в данной рабочей программе, направлена на

  • коррекцию высших психических функций учащихся с проблемами интеллекта;

  • формирование навыка правильного осознанного чтения с соблюдением орфоэпи­ческих норм русского литературного языка;

  • совершенствования умения связно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме,

что должно способствовать более успешной социальной адаптации учащихся с проблемами ин­теллектуального развития.

Коррекционной направленностью обучения, а также психофизическими особенностями учащихся данного класса, определяются и конкретные задачи изучения курса «Чтение и разви­тие речи» в рабочей программе для 5 класса:

  • развивать интерес к чтению и на этой основе совершенствовать технику чтения;

  • знакомить учащихся с художественными произведениями разнообразных видов и жанров классиков русской и современной отечественной литературы, зарубежными авторами, основными сведениями о жизни и творчестве писателей;

  • способствовать формированию нравственных качеств пятиклассников.

Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы по русскому языку В.В. Воронковой, согласно Базисному учебному плану в неделю проводятся 4 урока чтения, 136 часа в год.


Класс

Количество часов

I четверть

36

II четверть

28

III четверть

40

IV четверть

32

Итого

136

Содержание учебного материала


Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях в жизни страны; о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении, о жизни животных.

Рабочая программа по чтению и развитию речи» в 5 классе построена по тематическому принципу, произведения объединены единой тематикой, например, «Спешите делать добро», «О друзьях- товарищах», «О животных», «Картины родной природы», «Устное народное творчество», «Басни Крылова», «Из прошлого нашего народа», «Из произведений зарубежных писателей». Учащимся для знакомства предлагаются тексты различных жанров: сказка, считалка, потешка, пословица и поговорка, загадка, басня, стихотворение, рассказ, отрывки из повести.

Тематика художественных произведений способствует формированию нравственных качеств пятиклассников, таких, как доброта, отзывчивость, жалость к животным, заботливое отношение к пожилым людям.

Последовательность изучения тем по программе

Наименование темы

Количество часов

  1. Устное народное творчество

10

  1. Сказки

7

  1. Картины родной природы. Лето.

8

  1. Картины родной природы. Осень.

9

  1. О друзьях - товарищах

19

  1. Картины родной природы. Зима.

13

  1. Басни Крылова

3

  1. Спешите делать добро

14

  1. Картины родной природы. Весна.

15

  1. О животных.

11

  1. Из прошлого нашего народа

11

  1. Из произведений зарубежных писателей.

7

  1. Внеклассное чтение

9

Основные межпредметные связи:

Чтение и развитие речи - русский язык

Чтение - история Отечества

Чтение - география

Чтение - изобразительное искусство

Национально - региональный компонент в рабочей программе


Национально - региональный компонент составляет, согласно ОБУЛ, 10% от общего коли­чества часов и направлен на расширение кругозора и привитие любви к малой родине. Региональный компонент содержания образования реализуется через чтение и обсуждение статей местных детских газет и журналов, произведений уральских поэтов и писателей: Д. Мамина - Сибиряка, Е.А. Пермяка, П.П. Бажова, Л.Татьяничевой и др., а также на уроках развития речи используется материал учителя, личный опыт и наблюдения учащихся при составлении рассказов

НРК присутствуют в нижеуказанной таблице тем и уроков.

Дата

Содержание НРК, тема урока

№ урока

Источники

Время

1

Устное народное творчество.

Башкирская сказка. Золотые руки.

учебник

40 мин

2

Устное народное творчество. О змее - полозе.

Е.Пермяк. О змее-полозе. / Легенды Южного Урала./ Сост. .Кириллова И.А.-Челябинск: Аркаим,2009,стр.15-16

40 мин

3 - 5

Сказки. По Д. Мамину - Сибиряку. Серая шейка

учебник

120

6

Л.Татьяничева. Стихи об Урале

Папка НРК

20 мин

7

Стихи уральских поэтов об осени.

Папка НРК

15 мин

8

Составление рассказа «Осень к нам пришла».

По личным впечатлениям и материалу учителя

40 мин

9

Чтение статей из местных детских газет и журналов о детях.

Местные детские газеты и журналы (статьи о детях).

40 мин

10

Е.А.Пермяк. Сказ о дедушке Само

Е.Пермяк. Сказ о дедушке Само. / Мастера Изумрудного края./ Сост. .Кириллова И.А.-Челябинск: Аркаим, 2010, стр.92-93

40 мин

11

Обобщение по теме «О друзьях - товарищах». Составление рассказа «Мой друг».

По личным впечатлениям и материалу учителя

40 мин

12

«Зима». Составление рассказа «Ледяной городок на площади».

По личным впечатлениям от экскурсии

40 мин

13

Стихи уральских поэтов о зиме.

Папка НРК

40 мин

14

Составление рассказа. « Зима в городе».

По личным впечатлениям от экскурсии

40 мин

15

Ю. Подкорытов. Хрупкая чаша

Ю. Подкорытов. Хрупкая чаша// Мастера Изумруд-ного края.. / Сост. Кириллова И.А. Челябинск: Аркаим,2010, стр. 102-103

40 мин

16

Ю.Подкорытов. Солнечная пиала.

Легенды Южного Урала / Сост.И.А.Кириллова.-3-е изд.- Челябинск, Арк-им,2009,с.85

40 мин

17

Стихи уральских поэтов о труде

Папка НРК

20 мин

18

Стихи уральских поэтов о весне.

Папка НРК

15 мин

19

Составление рассказа «Весна идет на Урал».

По личным впечатлениям и материалу учителя

40 мин

20

П.П.Бажов. Малахитовая шкатулка.

П.П.Бажов. Малахитовая шкатулка. М.: Изд-во Эксмо, 2004.

40 мин

21

Стихи уральских поэтов о войне.

Папка НРК

40 мин

Итого: 13,7 % учебного времени (750 мин)









Коррекционная работа, применяемая на уроках:

  • Коррекция речи:

развитие техники чтения от громкоречевой формы чтения до чтения про себя; наращивание скорости чтения и овладение рациональными приёмами чтения.

устранение недоразвития словаря через толкование новых и незнакомых слов;

обогащение словаря образными выражениями текста;

развитие умения пересказывать кратко, полно, выборочно, от лица разных героев произведения.

  • Коррекция мышления:

формирование умений различать эмоциональное состояние героев произведений в их поступках, видеть отношение героев к окружающему миру, размышлять над причинами, вызвавшими подобные эмоциональные состояния;

развитие творческого, образного видения предмета, которое способствует накоплению образных обобщений;

углубление умений анализировать прочитанное, находить главную мысль в тексте, делить текст на части, озаглавливать их;

формирование эмоционально-оценочных суждений.

  • Коррекция внимания:

развитие внимания к средствам художественной выразительности, развитие наблюдательности, чуткости к поэтическому слову, умения находить в тексте эпитеты, сравнения, метафоры;

воспитание внимания к авторскому слову в художественном произведении, развитие умений сравнивать состояние природы в разное время гола, умение находить необычное в обычных предметах,

  • Коррекция памяти:

развитие зрительного восприятия и зрительной памяти при чтении текстов;

развитие зрительной памяти при заучивании стихов;

развитие слухового восприятия и слухоречевой памяти на задания со слов учителя и ответов учащихся;

развитие механической памяти при заучивании стихов, прозаических отрывков.

  • Коррекция воображения:

развитие воображения, фантазии, образного восприятия;

формирование умений воссоздавать художественные образы литературного произведения;

развитие ассоциативного мышления.

2. Календарно - тематическое планирование.

Тематическое планирование составлено в соответствие с нормативными документами рабочей программы.

Календарно - тематическое планирование определяет последовательность изучения произведений, за­дачи изучения произведений, номер урока и его тему, коррекционную работу и формирование ОУУН, содержание работы по НРК, которое составляет, согласно ОБУЛ, 10% от общего коли­чества часов и направлено на расширение кругозора и привитие любви к малой родине. В тематическом планировании курса предусмотрены уроки: вводные, уроки сообщения новых знаний, уроки закрепления, комбинированные, контрольно - обобщающие, развития речи.


I четверть (4 час. Х 9 нед. = 36 час.)

Дата

5 кл. 1 четв

Тема раздела

Задачи

Тема урока

Словарь

Коррекционная работа. Формирование ОУУН.

НРК

Примечания


план

факт






Устное народное творчество.

(10 часов).

Продолжать знакомить с произведениями устного народного творчества; с композицией сказок, художественными средствами.

Совершенствовать навыки правильного, беглого, выразительного чтения на основе понимания читаемого материала.

1. *Устное народное творчество. Считалки. Заклички - приговорки. Потешки.

Заклички - приговорки. Потешки.

Коррекция произвольного внимания, его концентрации.

Выразительное чтение.

С. 3 - 4

Учить наизусть по выбору учащихся

2. Устное народное творчество. Пословицы. Поговорки.

Пословицы, поговорки, сравнения.

Коррекция произвольного внимания, его концентрации.

Выразительное чтение.

С. 5 - 6

Списать 3 пословицы, объяснить смысл.

3.Устное народное творчество. Загадки. Обучение составлению загадок

Око, мостил, суконце.

Коррекция соотносительного анализа.

Составление загадок.

С. 6 - 8

Учить наизусть по выбору учащихся

4. УНТ.Сказки.

Русская народная сказка. Никита Кожемяка.

Неволя, триста пудов пеньки, беда неминучая.

Миловал, уняться, заточить

Коррекция связной устной речи. Составление рассказа по иллюстрациям сказок.

С.11 - 14

Дочитать, назвать главных героев, осовные события

Совершенствовать навыки правильного, беглого, выразительного чтения на основе понимания читаемого материала.

5.УНТ.Сказки.

Тофаларская сказка.

Как наказали медведя.

Тайга

Миловал

Куда глаза глядят Сходка Измываться Заточить

Коррекция произвольного внимания, его концентрации.

Выразительное чтение.

С.14 - 15,

Читать по ролям.

НРК (40 мин.)

Продолжить знакомство с устным народным творчеством народов Урала

6.УНТ.Сказки.

Башкирская сказка. Золотые руки.

Бай, очи, «Мастер -золотые руки»

Коррекция произвольного внимания. Составление характеристики героев.

учебник

С. 15 - 18,

Дочитать, назвать главных героев, основные события

Продолжать учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме, учить выбирать в тексте слова и выражения, характеризующие героев, их поступки.

7. УНТ.Сказки.

Русская народная сказка.

Морозко.


Нежила, голубила, бранила хворост

Стужа кудель.

Тулуп, посох

Кованый сундук

Коррекция связной устной речи. Составление рассказа по иллюстрациям сказок.

Составление характеристики героев.

С.18 - 24,

Дочитать, назвать главных героев,1-2 гр.озаглавить..


Учить

отвечать на вопросы учителя к прочитанным отрывкам текста;

называть главных героев произведения;

выявлять отношение к поступкам действующих лиц. Учить находить в тексте и объяснять непонятные слова и выражения, пользоваться подстрочным словарём.

8. УНТ.Сказки.

Два Мороза.

Озирается бранится иззябла кочерга.

Коррекция произвольного внимания (распределение). Самостоятельное чтение с заданием

С.24 - 26,

Дочитать, назвать главных героев,1-2 гр.озаглавить..


9.УНТ.Сказки.

Татарская сказка. Три дочери.

Коррекция соотносительного анализа.

Нахождение в тексте ответов на вопросы.

С. 27 - 28 Выразительное чтение - 3 - 4 гр.

1 - 2 гр. Чтение по ролям

В.ч.

Формировать читательскую самостоятельность, выбирать в и пересказывать интересные отрывки.

10. В.ч. Сказки

Русская народная сказка. Царевна-лягушка.

Инсценировка

Стрелы калёные, шелковая тетива, выткала полотно,

каравай

Коррекция произвольного внимания (распределение). Самостоятельное чтение с заданием

Пересказ по составленному плану

НРК (40 мин)

Продолжить знакомство с устным народным творчеством народов Урала

11.НРК Устное народное творчество. О змее - полозе.

Сказы

Лешие

Полоз самоцветы хребет

коченеть

минули

Коррекция интонационной стороны речи

Е.Пермяк. О змее-полозе. / Легенды ЮжногоУрала. / Сост.КирилловаИ.А.-Челябинск: Аркаим , 2009,стр. 15-16

Краткий пересказ по иллюстрациям


Продолжать знакомить учащихся с произведениями русских писателей

Совершенствовать

-умение правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- умение читать «про себя», выполняя задание учителя;

- правильно и полно отвечать на последовательно поставленные вопросы к тексту произведения

12. Сказки. А.С.Пушкин. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях. (Отрывки.)

Сочельник

Сенная девушка

Перст

Коррекция произвольного внимания, его концентрации.

Выразительное чтение.

С.29 - 32

Выразительное чтение

13. Сказки. А.С.Пушкин. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях. (Отрывки.)

Рогатка

Черница

Коррекция связной устной речи. Составление рассказа по иллюстрациям сказок.

Составление характеристики героев

С. 33 - 35 дочитать

Ответы на вопросы 1 - 4

14. Сказки.А.С.Пушкин. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях. (Отрывки.)

Коррекция соотносительного анализа.

Нахождение в тексте ответов на вопросы.

С. 36 - 39

3 - 4 гр. выразительное чтение

Ответы на вопросы

1 - 2 гр. Наизусть отрывок

НРК

15. Сказки.По Д. Мамину - Сибиряку. Серая шейка.

Холодные утренники бывалые птицы

Коррекция связного устного высказывания. Беседа о прочитанном, пересказ отрывков по вопросам учителя.

Учебник

С.. 41-43, подобрать опорные слова к данному плану.

НРК

16. Сказки.По Д. Мамину - Сибиряку. Серая шейка.

Беззащитный кубарем вылетел приковылял

Учебник

С. 43-46, читать , озаглавить.

НРК

17. Сказки.По Д. Мамину - Сибиряку. Серая шейка.

Полынья логовище лукавцы

Учебник

С. 46 - 50, ответы на вопросы 9,11.

Учить отвечать на вопросы, подтверждая высказывания примерами из текста.

18. Сказки.

Контрольно - обобщающий урок по теме.(с. 51 - 52)

Коррекция анализа-синтеза.

Ответы на вопросы с чтением примеров из текста.

Записаться в библиотеку.

Читать сказки

НРК

20 мин

Картины родной природы. Лето. ( 8 ч.)

Продолжать знакомить учащихся с произведениями русских писателей о родной природе, и бережном к ней отношении.

19. .Л.Татьяничева. Стихи об Урале Г.Скребицкий. Июнь.

Палисадник, горизонт,

заря с зарею сходится.

Коррекция произвольного внимания, его концентрации.

Ответы на вопросы к тексту. Деление текста на части с помощью учителя.

Папка НРК

20 мин

С.53 - 54

3 - 4 гр. Выразительное чтение

1 - 2 гр. Пересказ


Совершенствовать навыки заучивания стихотворений.

*20. И. Суриков. Ярко солнце светит…

«золотом облиты темные листы, дремлет лес,

Коррекция оперативной памяти. Заучивание наизусть стихотворения.

С. 54 - 55

1 - 2 гр. наизусть

3 - 4 гр. - выраз.чтение

Учить

отвечать на вопросы учителя к прочитанным отрывкам текста;

называть главных героев произведения;

выявлять отношение к поступкам действующих лиц.

21. А. Платонов. Июльская гроза. Часть 1.2.

Застыло, настиг, кошелка, сбережение.

Коррекция соотн. анализа Озаглавливание отрывка.

С. 55 - 58 выраз. Чтение, ответы на вопросы

22. А. Платонов. Июльская гроза. Часть 3. Пересказ по вопросам.

Коррекция соотно-сительного анализа Озаглавливание отрывка.

С. 58 - 59

выборочный пересказ

23. А. Платонов. Июльская гроза. Часть 4. Выборочное чтение.

Боязно, сумрачный.

Коррекция соотноси-тельного анализа Озаглавливание отрывка.

С. 60 - 61

1 - 2 гр. составить рассказ о девочке Наташе

3 - 4 гр. - ответы на вопросы

Учить читать с выразительной интонацией в соответствии с содержанием, смыслом и настроением произведения, заучивать наизусть стихотворения.

Учить выделять с помощью учителя главную мысль художественного произведения.

24. А. Прокофьев. Берёзка. Выразительное чтение.

Плакучая, в белёном сарафанчике

Коррекция интонационной стороны речи.

Работа над выразительностью чтения.

С. 61 - 62

Наизусть

3 - 4 гр. 4 строчки наизусть


25.Ю.Гордиенко.

Вот и клонится лето к закату…

Полуденный, чужбина, мгла.

Коррекция интонационной стороны речи

Работа над выразительностью чтения.

С. 62 - 63

Выразительное чтение

Учить отвечать на вопросы, подтверждая высказывания примерами из текста.

26. Контрольно - обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Лето.»С. 63

Коррекция лексико-грамматической стороны речи.

Нарисовать рисунок по теме «Лето»

Картины родной природы. Осень.( 9 ч.) Продолжать знакомить учащихся с произведениями

27. Г.Скребицкий. Сентябрь.

Равноденствие

Логовища

Коррекция соотносительного анализа

Ответы на последовательно поставленные вопросы к тексту

С. 64 - 65

1 - 2 гр. Найти осенние приметы в тексте

3 - 4 гр. - выраз. Чтение

Учить отвечать на вопросы учителя к прочитанным отрывкам текст.

28. .По И. Соколову- Микитову.

Золотая осень.

Золотая осень

Коррекция соотн.анализа

Работа с деформированным по частям планом

С. 66 - 67

1 - 2 пересказ

3 - 4 ответы на вопросы

НРК

15 мин

русских писателей о родной природе и бережном к ней отношении.

29. К Бальмонт. Осень.

НРК. Стихи уральских поэтов об осени.

Благовонья-приятный запах спросонья

Коррекция интонационной стороны речи Работа над выразительностью чтения.

Папка НРК

С.68

Выразительное чтение.

*30. К Бальмонт. Осень. Заучивание.

Заучивание наизусть стихотворения.

С. 68

1-2гр.- наизусть; 3-4 - 2 строфы.

Продолжать формировать навыки связной устной речи, правильно и полно отвечать на последовательно поставленные вопросы к тексту произведения.

Учить пересказывать основные события , изложенные в произведении по плану.

31. Г.Скребицкий.

Добро пожаловать.

Деление на части. Пересказ.

Сторожка, моховое болотце,

Логовище

Затаившись

Лакомка

Коррекция операций анализа (выделение существенных признаков) Деление текста на части.

Коррекция связной устной речи.

Пересказ по данному плану.

С. 69-71

Дочитать, назвать главных героев, основные событии я 1-2 гр. -.озаглавить


Продолжать формировать умение учащихся- делить текст на части с помощью учителя

32 . По В. Астафьеву. Осенние грусти.

Подпол, изморозь, всеядная

Коррекция соотносительного анализа. Озаглавливание.

С.72-73

Выразительное чтение

В.Ч.

- озаглавливать их,

- составлять с помощью учителя план в форме повествовательных предложений

33.М.М.Пришвин.

Лисичкин хлеб. Составление краткого отзыва.

Составление с помощью учителя краткого отзыва в форме повествовательных предложений.

переписать в папку творческих работ.

Учить читать с выразительной интонацией в соответствии с содержанием, смыслом и настроением произведения, заучивать наизусть стихотворения.

*34. И. Бунин.

Первый снег.

Заучивание.

Пурпур, вереница

буря бушевала.

Холодом пахнуло

Коррекция интонационной стороны речи

Коррекция долговременной памяти (запоминание). Заучивание наизусть.

С.73, выразительное чтение,

1-2 - наизусть.

3 - 4 гр. Наизусть 1 четверостишие

Продолжать учить школьников правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

35 Картины родной природы. Осень. Контрольно - обобщающий урок (с. 74)

Коррекция лексико-грамматической стороны речи.

Составление рассказа по личным впечатлениям с использованием слов и выражений из произведений.

Подобрать осенние слова, записать.

НРК Р.р.

36. Р.р. Составление рассказа «Осень к нам пришла» с использованием ил-ции «Осень. .Аллея в Жуковке» Коровина К.А.

Папка НРК

Нарисовать иллюстрацию к рассказу.

2 четверть (4час.Х 7 нед. = 28 час.)

Дата

5 кл. 2 чет.

Тема раздела

Задачи

Тема урока

Словарь

Коррекционная работа. Формирование ОУУН

НРК

Примечания


О друзьях- товарищах. ( 19 час.)

Продолжать знакомить учащихся с произведениями русских писателей о жизни людей, их отношении друг к другу.

Учить выделять с помощью учителя главную мысль художественного произведения.

Продолжать формировать умение делить текст на части и составлять с помощью учителя план в форме повествовательных или вопросительных предложений.

1.Ю. Яковлев. Колючка. Глава 1.

Норовили, юркнул, вооружалась иглой.

Коррекция соотносительного анализа Озаглавливание отрывка.


  1. С.75-77, дочитать, ответы на вопросы.

2. Яковлев. Колючка.

Глава 2.

За шиворот ускользнуть переулок воинственно

солидная трёпка

глазки закатились в портфель;

похититель

ёрзает по скамейке

Коррекция соотносительного анализа Озаглавливание отрывка.

  1. С. 77 - 79,

Читать, ответы на вопросы (3 - 4 гр. 1 вопрос)

3.Ю. Яковлев. Колючка. Составление коллективного плана.

Коррекция операций анализа (выделение существенных признаков) .

Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения.


  1. С. 75-79,

1-2 гр. пересказ 1, 2 частей по выбору.

3-4 гр. по иллюстрациям.

4. Ю. Яковлев. Колючка. Пересказ по коллективному плану.

Коррекция операций анализа (выделение существенных признаков) Составление с помощью учителя плана в форме вопр.предложений.


  1. С. 80- 81,

3-4 гр.- найти в тексте отрывки к иллюстрациям;

1-2гр.-пересказ по плану.

Учить

-пересказывать по плану;

-использовать при пересказе слова и обороты речи из текста;

-передавать содержание иллюстраций к произведению по вопросам учителя. Совершенствовать интонационную сторону речи.

5. Ю. Яковлев. Рыцарь Вася.

Рыцарь полынья Тюфяк, сердце рыцаря.

Коррекция произ.внимания Озаглавливание отрывка.


  1. С. 80-83 отметить ответы в тексте.

6. Ю. Яковлев. Рыцарь Вася. Пересказ.

Коррекция соотн. анализа. Озаглавливание отрывка.


  1. С.80-83.

1-2 гр. пересказ 1, 2 частей по выбору. 3-4 гр. По иллюстрациям.

7. Н. Носов. Витя Малеев в школе и дома. (Отрывок).

Звено Выздоровеешь Моментально Предупредить акробат

Растерянно заковылял

Как варёный рак , расхворался ускользнуть

Разбор содержания с помощью вопросов учителя. Чтение по ролям.


  1. С. 83-87/ , читать, ответы на вопросы ( 3-4 гр.-1-3 в.в.)

8. Н. Носов. Витя Малеев в школе и дома. (Отрывок). Выявление отношения к поступкам героев.

Коррекция связного устного высказывания.

Выборочный пересказ по вопросам учителя.


  1. С. 83-87/, разметить в тексте роли героев.

9. Н. Носов. Витя Малеев в школе и дома. (Отрывок). Чтение по ролям.

Коррекция интонационной стороны речи Выразительное чтение по ролям.


  1. Взять в библиотеке рассказы Н.Носова.

В.Ч

Формировать читательскую самостоятельность школьников.

10.В.Ч. Н. Носов. Рассказы. Составить отзыв по данному плану.

Коррекция св. пис. речи.

Составление отзыва по данному плану.


  1. Подобрать подписи к иллюстрациям.

Учить выделять с помощью учителя главную мысль художественного произведения.

Продолжать формировать умение делить текст на части и составлять с помощью учителя план в форме повествовательных или вопросительных предложений.

Учить использовать при пересказе слова и обороты речи из текста;

11. В. Медведев. «Фосфорический» мальчик.

Дорожные шахматы Фосфор, фосфорический

Буфет

Воинственно

Пауза

сражение

Коррекция операций анализа (выделение существенных признаков)

Называние главных героев.

Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения.


  1. С. 88-91, дочитать, 1-2гр. - выборочный пересказ; 3-4гр. - ответы на 1-5 в.в.

12. В. Медведев. «Фосфорический» мальчик. Пересказ.

Коррекция св. уст. высказывания. Выбор. пересказ по вопросам учителя


  1. С. 89-91,

1-2 краткий пересказ;

3-4гр.-выборочный пересказ по вопросам учителя;

НРК 40мин

Формировать читательскую самостоятельность школьников.

13.Чтение статей из местных детских газет и журналов о детях.

Коррекция связного устного высказывания Беседа о прочитанном.

из местных детских газет и журналов о детях.

  1. Прочитать статью по выбору

Продолжать формировать умение учащихся

- делить текст на части с помощью учителя.


  1. Л. Воронкова.

Дорогой подарок.

Глава 1.

Натуралисты,

примулы, биология.

Коррекция связного устного высказывания. Разбор содержания с помощью вопросов учителя. Озаглавливание отрывка


  1. С.92 - 93,

1-2гр. составить по 3 вопроса к тексту, 3-4 читать.

Продолжать формировать умение делить текст на части, озаглавливать с помощью учителя.

15 Л. Воронкова. Дорогой подарок.

Глава 2.

Галоши юннаты примулы полдюжины

Коррекция соотносительного анализа Озаглавливание отрывка.


  1. С. 93-94,

1-2гр. составить по 3 вопроса к тексту, 3-4гр. читать.

Продолжать совершенствовать умение правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме, правильно и полно отвечать на поставленные вопросы к тексту произведения.

Совершенствовать интонационную сторону речи.

  1. Л. Воронкова.

Дорогой подарок.

Глава 3.

Вихры пригладить; предпоследняя минута

Коррекция операций анализа (установление причинно-след.отношений). Выделение с помощью учителя гл. мысли худ.произведения. Озаглавливание отрывков.

16.С.94-96,

Ответы на вопросы.,

3-4гр 1-3 в. в.;

1-2гр. - 8в.

17. Я. Яким. Твой друг.

Суров, поэт знатный горновой, колхозник

Коррекция интонационной стороны речи.

Выразительное чтение


  1. С. 96-97, выразительное чтение

НРК

Формировать читательскую самостоятельность школьников.

18 Е.А.Пермяк.

Сказ о дедушке Само

Коррекция связного устного высказывания. Беседа о прочитанном, пересказ отрывков.

Е.Пермяк. Сказ о дедушке Само. / Мастера Изумрудного края./ Сост. .Кириллова И.А.-Челябинск: Аркаим,2010,стр.92-93.

  1. составить по 3 вопроса к тексту

Совершенствовать умение правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

19.Контрольно - обобщающий урок по теме «О друзьях - товарищах».

Коррекция лексико-грамматической стороны речи.

Коррекция связного устного высказывания Составление рассказа по данному плану.


  1. Приготовить материал к составлению ассказа «Мой друг»

НРК

Р.р.

20.Обобщение по теме «О друзьях - товарищах». Составление рассказа «Мой друг».

Из личного опыта

  1. Оформить работы в творческую папку.

Картины родной природы. Зима. ( 13 час.). Продолжать знакомить учащихся с произведениями русских писателей о родной природе.

Учить правильно и полно отвечать на последовательно поставленные вопросы к тексту произведения. Продолжать формировать умение делить текст на части и составлять с помощью учителя план в форме повествовательных или вопросительных предложений. Совершенствовать интонационную сторону речи. Учить пересказывать текст по плану, с помощью учителя, несложные по содержанию тексты самостоятельно.

21.Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою…».

Лес очарован, околдован, тенью пуховой.

Коррекция интонационной стороны речи. Выразительное чтение.


  1. С.131, выразительное чтение

*22. Ф. Тютчев. Чародейкою Зимою. Заучивание.

Коррекция долг.памяти (запоминание). Заучивание по частям.


  1. С.131

1-2 - наизусть всё,

3-4гр. - 1 строфу.

23.Г. Скребицкий. Декабрь.

К Бальмонт. К зиме.

Долины

Лесные обитатели

хлопотливая

Коррекция операций анализа (выделение существенных признаков). Ответы на вопросы к тексту.


  1. С.132,

1 -2гр, разделить текст на части по плану;

3-4гр. читать.

24.Г. Скребицкий.

Всяк по - своему.Часть 1.

Болотные заросли

Лесной великан.

Уцелевшая,

Обгладывать, студёная, тетерева.

Коррекция соотнос. анализа Озаглавливание отрывка.


  1. С. 134-135, читать, ответы на вопросы.

25. Г.Скребицкий.

Всяк по - своему. Часть 2.

Коррекция соотн. анализа

Ответы на вопросы к тексту.


  1. С.135-137, читать, ответы на вопросы.

26.Г. Скребицкий.

Всяк по - своему. Пересказ.

Коррекция связного устного высказывания.

Выборочный пересказ по вопросам учителя


  1. С.134-237,

1 -2гр. - пересказ, 3-4гр. ответы на вопросы

В. ч.

27.В.ч. Г. Скребицкий. Рассказы.

Коррекция св. уст.высказывания. Беседа о прочитанном.

Составление рассказа с использованием слов и выражений из произведений.


  1. Читать.

НРК

«Зима». Составление рассказа «Ледяной городок на площади»

По личным впечатлениям от экскурсии

  1. Нарисовать иллюстрацию.

3 четверть. (4 час. Х 10 нед. = 40 час.)

Дата

5 кл. 3 чет

Тема раздела

Задачи

Тема урока

Словарь

Коррекционная работа. Формирование ОУУН

НРК

Примечания


Учить читать с выразительной интонацией в соответствии с содержанием, смыслом и настроением произведения, заучивать наизусть стихотворения.

.

1.С. Есенин. «Поёт зима - аукает…».

* Берёза.

Заучивание.

Сравнения.

Стозвоном сосняка

Лес сквозистый.

Коррекция интонационной стороны речи

Коррекция долговременной памяти (запоминание). Заучивание по частям


  1. С.137 - 138

выразительное чтение по выбору - 3 - 4 гр.

1 - 2 гр. - наизусть

Стр

НРК

2.НРК. Стихи уральских поэтов о зиме.

Коррекция интонационной стороны речи

Выразительное чтение

Папка НРК

выразительное чтение по выбору

3.А. Пушкин. Зимняя дорога.

Вёрсты полосаты

Тройка борзая,

однозвучно


  1. С.139, выразительное чтение.


Совершенствовать умение правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

4. Контрольно - обобщаюший урок по теме «Зима» (с. 140)

Коррекция лексико-грам. стороны речи.

Коррекция умения правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Обогащение словаря (использование слов и выражений из произведений о зиме)

Составление рассказа по данному плану


  1. подобрать загадки о зиме

НРК

5. НРК Составление рассказа. « Зима в городе».

Зимний словарь в тетради.

Из личного опыта

  1. Записать рассказ самостоятельно

В.Ч.

Формировать читательскую самостоятельность школьников.

6. Д. Мамин - Сибиряк. Сказка о храбром зайце

Коррекция связного устного высказывания. Беседа о прочитанном, пересказ отрывков по вопросам учителя.


  1. Пересказ по заранее составленному плану

Басни И. Крылова.

( час.).

Учить читать с выразительной интонацией в соответствии с содержанием,

смыслом и настроением произведения,

заучивать наизусть стихотворения.

7.И. Крылов. Ворона и Лисица.

Лесть гнусна

Не впрок

Плутовка

Коррекция соотносительного анализа

Ответы на вопросы к тексту.


  1. С. 99, читать, ответы на вопросы.

8.И. Крылов. Щука и Кот.

Ремесло кума

Куманёк Невидаль

Амбар Натешился Осрамиться

Коррекция операций анализа (выделение существенных признаков).

Составление характеристики.


  1. С. 101 выразительное чтение

9.И. Крылов. Квартет.

Квартет

Пленять искусством

Прима втора

Альт

Коррекция операций анализа (установление несложных причинно-следственных отношений).


  1. С. 102, читать, ответы на вопросы. 1-2гр. -пересказ по плану.

3-4гр. - выборочный пересказ по вопросам

Спешите делать добро.( час).

Продолжать знакомить учащихся с произведениями русских писателей о жизни людей, их отношении друг к другу.

Совершенствовать умение читать «про себя», выполняя задание учителя.

Продолжать формировать умение делить текст на части и составлять с помощью учителя план в форме повествовательных или вопросительных предложений.

Учить пересказывать текст по плану, с помощью учителя, несложные по содержанию тексты самостоятельно.

Учить правильно и полно отвечать на последовательно поставленные вопросы к тексту произведения.

Совершенствовать умение читать «про себя», выполняя задание учителя.

Учить правильно и полно отвечать на последовательно поставленные вопросы к тексту произведения.

10.Н. Хмелик. Будущий олимпиец.

Олимпиец.

Коррекция соотн. анализа

Ответы на вопросы к тексту.


  1. С.105-108, 1-2гр. - 3-5в. в,

3-4гр. - 1 - 2 в.в..

11.О. Бондарчук. Слепой домик. Составление плана пересказа.

Ставни, порог поеживался

Добрые дела красят человека

Ставни, порог поеживался

Добрые дела красят человека

Коррекция соотносительного анализа

Ответы на вопросы к тексту с подтверж-дением примерами из текста.


  1. С. 108 - 110, читать, ответы

1-2гр. - пересказ по плану.

3-4гр. - по вопросам учителя.

12.В. Осеева. Бабка. Глава 1, 2

Сундук, наставления,

оконная замазка

Коррекция соотносительного анализа

Ответы на вопросы к тексту.


  1. С. 110-113, ответы на вопросы отметить в тексте, 1-2 гр. - выбор. пересказ.

13.В. Осеева. Бабка.

Глава 3.

Мается

сундук

Старое-что малое

Коррекция соотносительного анализа

Ответы на вопросы к тексту с подтверждением ответов примерами из текста.


  1. С. 112-114, читать, ответы на вопросы, 1-2 - 3-5в. в.,

3-4гр. - 1 - 2 в.в.

14.В. Осеева. Бабка. Глава 4.

Опрометью

Рухлядь

Безрукавка

Коррекция соотносительного анализа

Ответы на вопросы к тексту


  1. С. 115-117, читать, отвечать на вопросы. 3-4гр.-рассказ по иллюстрациям, 1-2гр. Пересказ по вопросам

НРК

Совершенствовать умение читать «про себя», выполняя задание учителя.

Продолжать формировать умение делить текст на части и составлять с помощью учителя план в форме повествовательных или вопросительных предложений.

Учить пересказывать текст по плану, с помощью учителя, несложные по содержанию тексты самостоятельно. Воспитывать уважение к людям труда.

15. НРК

Ю. Подкорытов.

Хрупкая чаша

Коррекция связного устного высказывания. Беседа о прочитанном, пересказ отрывков по выбору учащихся.

Ю.Подкорытов. Хрупкая чаша// Мастера Изум-рудного края.. / Сост.Кирилло-ва И.А. Челябинск: Аркаим,2010,стр102-103

  1. Нарисовать иллюстрации к выбранным эпизодам

16.А. Платонов. Сухой хлеб. Глава 1.

Плуг, лемех, волы,

бадья.

Коррекция связного устного высказывания. Беседа о прочитанном, пересказ отрывков


  1. С.118 - 121, читать, ответы на вопросы,

17.А. Платонов. Сухой хлеб. Глава 2.

Пахота, рушник,

мотыга.

Коррекция соотносительного анализа Ответы на вопросы к тексту.


  1. С.121 - 124, читать, ответы на вопросы,

18.А. Платонов. Сухой хлеб. Пересказ.

Коррекция связного устного высказывания.

Выборочный пересказ по вопросам учителя


  1. Стр.121-124,

3-4гр.-рассказ по иллюстрациям, 1-2гр. Пересказ по вопросам

19.В. Распутин. Люся. (Отрывок из повести «Последний срок»).

Борона, боронить, межа, судороги заковылял.

Коррекция соотносительного анализа

Ответы на вопросы к тексту.


  1. 19. С.124 - 127,

1-2гр. - пересказ по плану. 3-4гр. - по вопросам учителя.

НРК

(40 мин)


  1. НРК

Ю.Подкорытов. Солнечная пиала.

Пиала аксакалы

егет -молодец

аркан

Коррекция связного устного высказывания.

Выборочный пересказ по вопросам учителя

Легенды Юж-ного Урала /Сост.И.А.Кириллова.-3-е изд.- Челябинск, Арк-им,2009,с.85

20.С. 85, Нарисовать иллюстрации к выбранным эпизодам

В.Ч.


  1. А.М. Волков. Волшебник изумрудного города

Коррекция связного устного высказывания. Беседа о прочитанном, пересказ отрывков по вопросам учителя.

21. Выделить характерные черты героев книги

НРК

20 мин

Учить читать с выразительной интонацией в соответствии с содержанием,

смыслом и настроением произведения,

заучивать наизусть стихотворения.

*22.В. Брюсов. Труд.

НРК. Стихи уральских поэтов о труде

Щедро, труженик.

Коррекция долговременной памяти (запоминание). Заучивание по частям

Папка НРК

  1. С.23

1-2гр.- наизусть; 3-4 - 2 строфы.


Р.Рождественский

Огромное небо.

Эскадрилья

Рухнет на город

Стрела самолёта рванулась

Коррекция операций анализа (установление неложных причинно-следственных отношений).

Ответы на вопросы. Выразительное чтение.

23.С. 129,

выразительное чтение, ответы на вопросы.

Продолжать формировать навыки связной устной речи, правильно и полно отвечать на последовательно поставленные вопросы

  1. Контрольно - обобщающий урок по теме «Спешите делать добро».С. 130

Коррекция связного устного высказывания. Беседа о прочитанном, пересказ отрывков по выбору учащихся.

24. Подобрать загадки и приметы по теме «Весна»

Картины родной природы. Весна.( час.)

Продолжать знакомить учащихся с произведениями русских писателей о родной природе, о бережном к ней отношении, о жизни животных.

25.Г. Скребицкий. Март.

Водосточные трубы

Солнцепёк

Проталины

Палисадник

Воркуют

Коррекция соотносительного анализа

Ответы на вопросы к тексту.


  1. .С. 141 -142, ответы на вопросы отметить в тексте.

НРК.

(15 мин)

26.А. Толстой. Вот уж снег последний в поле тает…

НРК. Стихи о весне.

Коррекция долговр. памяти (запоминание). Заучивание.

Папка НРК

  1. .С.142, , 1-2гр. - наизусть, 3-4гр. - выразительное чтение.

Совершенствовать умение читать «про себя», выполняя задание учителя.

27.Г. Скребицкий.

От первых проталин до первой грозы (Отрывки).

Безбрежное неотъемлемая вестники проталинки

Коррекция соотносительного анализа

Ответы на вопросы к тексту.


  1. .с.143 - 145, 1-2гр.- выборочный пересказ,

3-4гр. - ответы на вопросы (1-4).

Учить правильно отвечать на последовательно поставленные вопросы к тексту произведения.

28.Г. Скребицкий. Весна - красна.

причалил

Коррекция соотносительного анализа

Ответы на вопросы к тексту с подтверждением примерами из текста.


  1. .с.145- 147, 1-2гр. -пересказ «Мамина сказка»,

3-4гр. - ответы на вопросы (1-3)

Учить правильно и полно отвечать на последовательно поставленные вопросы к тексту произведения.

Совершенствовать умение читать «про себя», выполняя задание учителя.

29.Г. Скребицкий. Грачи прилетели.

Оттаявшая

Позастроили гвалт

. С. 147-148, читать, ответы на вопросы.

30.Г. Скребицкий. Заветный кораблик.

Заветный четырехугольный судно

Коррекция операций анализа (установление неложных причинно-след.отношений).

Беседа о прочитанном, пересказ отрывков


  1. .С. 148-149, 1-2гр. -пересказ,

3-4гр. - ответы на вопросы (1-3)

31.Г. Скребицкий.

В весеннем лесу. Выборочный пересказ по вопросам.

Заволокли озимь неумолкаемая косогор

Талая вода вальдшнеп медуница

Коррекция связного уст. высказывания. Беседа о прочитанном, пересказ отрывков. Выбор. пересказ по вопросам учителя


  1. .С.149-151, дочитать, ответы на вопросы 6-13.

32.А. Толстой. Весенние ручьи

Борозда водомоины омуты кузница


  1. С. 152-154, читать, ответы на вопросы.

Учить читать с выразительной интонацией в соответствии с содержанием, смыслом и настроением произведения, заучивать наизусть стихотворения.

Совершенствовать умение правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

33.А. Пушкин. Гонимы вешними ручьями…

Вешние воды, за данью полевой, из кельи восковой безмолвие

Коррекция интонационной стороны речи.

Выразительное чтение.


  1. С. 154, выразительное чтение

34. А. Блок. Ворона.

Покатая крыша вешние звоны


  1. С. 155, выразительное чтение

35.Е. Серова. Подснежник.

И. Соколов - Микитов. Весна.

Пуховки, коряги полутьма косяки птиц.

Коррекция соотносительного анализа

Ответы на вопросы к тексту.


  1. С.155-156, выразительное чтение по выбору.

*36.И. Бунин. Крупный дождь в лесу зеленом…

Беззаботный томит

Коррекция долговременной памяти (запоминание. Заучивание по частям


  1. С. 158

1-2гр.- наизусть; 3-4 - 2 строфы.

37.С. Есенин. Черёмуха.

Роса медвяная волна гремучая

Коррекция интонационной стороны речи.

Выразительное чтение


  1. С.159, выразительное чтение.

38.Я Аким. Весна, весною, о весне

Падежи, склонение.


  1. .С.1549-160, выразительное чтение.

39. Контрольно - обобщающий урок по теме «Весна».

Коррекция лексико-грамматической стороны речи.

Коррекция умения правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Обогащение словаря (использование слов и выражений из произведений о весне)

Составление рассказа по данному плану


  1. С. 161, выучить загадки о весне.

НРК

(40 мин

40. Составление рассказа «Весна идет на Урал».

Из личного опыта

  1. оформить в творческую папку

4 четверть (4 час. Х 8 нед. = 32 час.)

Дата

5 кл. 4четв.

Тема раздела

Задачи

Тема урока

Словарь

Коррекционная работа. Формирование ОУУН

НРК

Примечания


О животных. ( 13 часов). Продолжать знакомить учащихся с произведениями русских писателей о жизни животных и бережном к ним отношении.

Совершенствовать

--умение правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- умение читать «про себя», выполняя задание учителя;

- правильно и полно отвечать на последовательно поставленные вопросы к тексту произведения

1. Н.Гарин-Михайловский. Тёма и Жучка. (Отрывок из повести «Тёма и Жучка»). Глава 1.

Сруб, вожжи невероятный проект

терраса

жерди барахтаться.

Коррекция связного устного высказывания. Беседа о прочитанном, пересказ отрывков по вопросам учителя.


  1. С.163 - 166,

1-2гр. - пересказ,

3-4гр. - ответы на вопросы (1-3)

2.Н.Гарин-Михайловский. Тёма и Жучка. (Отрывок из повести «Тёма и Жучка»). Глава 2.

Смрад

прилив сил

Коррекция операций анализа (выделение существенных признаков).

Составление характеристики.


  1. С. 166 - 169,

1-2гр. - деление на части, озаглавливание. 3-4гр. - читать.

В.Ч.

НРК

(40 мин)

3.В.Ч. НРК

П.П.Бажов.

Серебряное копытце.

Коррекция соотносительного анализа

Ответы на вопросы к тексту.

П.П.Бажов. Малахитовая шкатулка.

  1. Нарисовать иллюстрацию к отрывку по выбору.

Продолжать формировать умение делить текст на части и составлять с помощью учителя план в форме повествовательных или вопросительных предложений.

Учить правильно и полно отвечать на последовательно поставленные вопросы к тексту произведения.

4.А. Толстой. Желтухин. (Отрывок из повести «Детство Никиты»). Главы 1,2.

Нахохлился, неизменно, Марля

Коррекция связного устного высказывания. Беседа о прочитанном, пересказ отрывков


  1. С. 169 - 173, дочитать, ответы на вопросы( 3 - 4 гр. - 1-3в.в.). Озаглавить.

5.А. Толстой. Желтухин. (Отрывок из повести «Детство Никиты»). Глава 3.

Шлейф платья


  1. С. 174 - 176, читать, ответы на вопросы.

Совершенствовать умение читать «про себя», выполняя задание учителя.

6.К. Паустовский.

Кот - ворюга.

Погреб, чулан.

Коррекция операций анализа (установление неложных причинно-следственных отношений). Чтение «про себя», выполняя задание учителя.


  1. С. 176 - 180, дочитать, ответы на вопросы.

В.Ч.

Формировать читательскую самостоятельность школьников

7. К. Паустовский. Рассказы

Коррекция связного устного высказывания. Беседа о прочитанном, пересказ отрывков по вопросам учителя


  1. Составить рассказ по выбору по иллюстрации

Совершенствовать

умение правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме

8.Б. Житков.

Про обезьянку. Глава 1,2.

Буфет, занавески

Коррекция соотносительного анализа

Ответы на вопросы к тексту.


  1. С.180 - 184, пересказ 2 главы по вопросам.

9.Б. Житков. Про обезьянку.

Глава 3.

Шлейф платья


  1. С. 184 - 187

Рассказ о проказах Яшки - 1 - 2 гр.

3 - 4 гр. Ответы на вопросы 2,3

Совершенствовать умение читать «про себя», выполняя задание учителя.

10.Э. Асадов. Дачники.

Дачники, щурится, галдящее воронье

Коррекция операций анализа (установление неложных причинно-след. отношений).


  1. С. 187 - 188 выразительное чтение

Совершенствовать умение читать «про себя», выполняя задание учителя.

11.Ф. Абрамов. Из рассказов Олены Даниловны.

Коррекция операций анализа (выделение сущ. признаков).

Составление характеристики.


  1. С. 189 - 191

1 - 2 гр. Пересказ

3 - 4 гр. Ответы на вопросы 1,2,3.

Учить читать с выразительной интонацией в соответствии с содержанием, смыслом и настроением произведения

12. С. Михалков.

Будь человеком.

Коррекция операций анализа (установление несложных причинно-след.отношений).


  1. С. 192

выразительное чтение

Продолжать формировать навыки связной устной речи, правильно и полно отвечать на последовательно поставленные вопросы

13. Контрольно -обобщающий урок по теме «О животных.»

Коррекция долговременной памяти


  1. подобрать загадки о животных

Из прошлого нашей Родины. ( 11 часов). Продолжать знакомить учащихся с произведениями русских писателей о прошлом нашего народа, о его героизме в труде, и ратных подвигах, о политических событиях в жизни страны.

14.На поле Куликовом. По О. Тихомирову.

Коррекция связного устного высказывания. Беседа о прочитанном, пересказ указанных эпизодов.


  1. С. 195 - 200

Дочитать, ответы на вопросы

15.На поле Куликовом. По О. Тихомирову. Пересказ по данному плану.

Коррекция соотносительного анализа

Ответы на вопросы к тексту.


  1. С. 195 - 200

1 - 2 гр. - пересказ

3 - 4 гр. Выборочный пересказ

Совершенствовать умение читать «про себя», выполняя задание учителя.

16.По С. Алексееву. Рассказы о войне 1812 года.

Коррекция операций анализа (установление неложных причинно-след.отношений).


  1. С.201 - 203

Выразительное чтение, ответы на вопросы

17.Н Некрасов Отрывок из поэмы «Мороз, Кр. нос»

Коррекция интонационной стороны речи.

Выразительное чтение


  1. С. 204 - 207

Выразительное чтение

18.А. Куприн. Белый пудель. Глава 1,2.

Терраса, галоп, шарманка,.

Коррекция св. уст. высказывания. Беседа о прочит., пересказ отрывков


  1. С. 207 - 210

читать 2 главу, отвечать на вопросы.

Совершенствовать умение читать «про себя», выполняя задание учителя.

19А. Куприн. Белый пудель. Глава 3 - 4

трюки гувернантка

Коррекция соотн. анализа Ответы на вопросы к тексту.


  1. С. 211 - 216

Дочитать, ответить на вопросы

Учить пересказывать текст по плану, с помощью учителя, несложные по содержанию тексты самостоятельно.

20. А. Куприн. Белый пудель. Пересказ по плану.

Коррекция связного устного высказывания.

Пересказ по данному плану.


  1. 1 - 2 гр. Пересказ по составленному плану,

3 - 4 гр. Вопрос 10.

Совершенствовать интонационную сторону речи.

21.По Л. Жарикову. Снега, поднимитесь метелью.

Загорланили

Снаряды

Фронт

Коррекция соотносительного анализа

Ответы на вопросы к тексту.


  1. С.217 - 220, ответы на вопросы 1 - 5.

НРК 15 мин

22.*Ю. Коринец. У Могилы Неизвестного солдата.

Стихи урал. поэтов о войне.

Коррекция долговременной памяти (запоминание. Заучивание по частям

Папка НРК

  1. С. 222 - 223,

1-2гр.- наизусть; 3-4 - 2 строфы.

23. КОУ по теме «Из прошлого нашей родины»

Коррекция долговременной памяти


  1. подобрать стихотворение л ВОв

НРК


  1. П.П.Бажов.

Малахитовая шкатулка

Коррекция связного устного высказывания.

П.П.Бажов.

Малахитовая шкатулка

24. Краткий пересказ по иллюстрациям

Из произведений зарубежных писателей. (8 ч )

Продолжать знакомить учащихся с произведениями зарубежных писателей о жизни людей.

Учить правильно и полно отвечать на последовательно поставленные вопросы к тексту произведения.

Совершенствовать умение читать «про себя», выполняя задание учителя..

25. В. Гюго.

Гаврош.

Бульвар, цирюльник, сантимы.

Коррекция операций анализа (выделение существенных признаков).

Пересказ по кол. плану.


  1. С.224 - 228,

1 - 2 - пересказ по плану - вопрос 6.

3 - 4 гр. Ответы на вопросы 1 - 3

26. М.Твен. Приключения Тома Сойера. Глава 1 - 3

Орава, пещера, яства, бечевка, галерея.

Коррекция связного устного высказывания. Беседа о прочитанном, пересказ отрывков


  1. С.229 - 235

27. М.Твен. Приключения Тома Сойера. Глава 4 - 5

Коррекция соотн. анализа

Ответы на вопросы к тексту.


  1. С.236 - 238

28. С. Лагерлеф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями. Глава 1, 2

Сородичи, гном.

Коррекция операций анализа (выделение сущ.признаков).

Составление характеристики.


  1. С.239 - 243

ответы на вопросы

29. С. Лагерлеф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями. Глава 3 - 4.

Коррекция св. уст. высказывания.Пересказ по данному плану.


  1. С.243 - 247

пересказ по иллюстрации

30. Г.- Х. Андерсен. Русалочка.

Принц, русалка,

пурпуровая.

Коррекция операций анализа (выделение сущ.признаков).

Составление характеристики.


  1. С.247 - 251

читать 2 главу.

В.Ч

Совершенствовать умение правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме

  1. Сказки народов мира

Беседа о прочитанном, пересказ отрывков

31.оформить иллюстрацию с отрывком из произведения в тв.папку.

32. КОУ по теме «Сказки народов мира»

Коррекция связного устного высказывания


  1. задание на летние каникулы по внеклассному чтению

ВЧ - внеклассное чтение

НРК - национально региональный компонент

* - заучивание наизусть

3. Учебно - методический комплекс


Учебный предмет

Класс

Учебная программа по предмету

Учебники для учащихся

Учебный материал для учащихся

Чтение и развитие речи

5 класс

Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида:

5 - 9 кл.:В 2 сб. / Под ред. В.ВВоронковой.-

М.:Гуманит. центр ВЛАДОС,2011 - Сб. 1.

Чтение.Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Автор-составитель

З.Ф. Малышева

М.:Просвещение, 20….г.

  1. Литература Урала: Кн. для чтения в 5-8 кл. общеобр. шк. / Сост. М. А. Литовская, Е.К.Созина.--Екатеринбург: изд-во Урал. ун-та,1997

  2. Россыпи горного края. Сб. стихов. - Челябинск: ЧПО «Книга», 1998

  3. Литературный альманах «Синегорье» - Челябинск: Автограф,1995.

  4. Современные уральские литературные сказки.

  5. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1994

  6. Южный Урал.Альманах писателей Урала. №1 (132) Челябинск Юж.- Урал. кн. изд. - во, 2001.


Учебно-методические пособия для учителя


  1. Аксёнова А. К.Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) образовательной школе: Учеб. для студ. дефектолог. фак. педвузов./ А.К.Аксёнова. - М.: ВЛАДОС,2004

  2. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. - М.: Ось-89,2001.

  3. Лисенкова Л.Н.Развитие и коррекция навыков чтения: Программа для занятий с детьми младшего школьного возраста. - М.: Школьная пресса, 2002.

  4. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. Учебное пособие.

  5. СПб.: СОЮЗ, 1998.

  6. Бойков Д.И. Общение детей с проблемами развития: коммуникативная дифференциация личности. Учебно-методическое пособие. СПб.: КАРО, 2005.

  7. Ильина С.Ю. Речевое развитие умственно отсталых школьников 5-9 классов. Теоретико-экспериментальное исследование.СПб.: КАРО, 2005.

  8. Лагутина Е.В. Чтение 1-4 классы. Сборник текстов для проверки техники чтения. - М.: Изд-во «Школа 2000», 2001.

  9. Письмо и чтение: Трудности обучения и коррекция. Учебное пособие/ под редакцией О.Б.Иншаковой. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001

  10. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М.: Педагогический поиск

  11. Портреты отечественных писателей и поэтов./ Сост. Н.Пьянов. М.: Образование,2006

  12. О.В.Узорова. Практическое пособие по развитию речи./ О.В.Узорова, Е.А. Нефедова. -М

  13. Портреты отечественных писателей и поэтов./ Демонстрационный материал для школы. М.К.Антошин. М.: Айрис-пресс, 2005

  14. Портреты детских зарубежных писателей. Демонстрационный материал для школы. М.К.Антошин. М.: Айрис-пресс, 2005.

Литература для реализации НРК:

  1. Миасс в легендах и сказаниях./ Сост. Л. А. Буторина, В. С. Усольцева, Н. А. Фёдорова. Миасс, ООО «Глагол», 2004.

  2. Современные уральские литературные сказки. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1994.

  3. П.П.Бажов. Малахитовая шкатулка. М.: Изд-во ЭКСМО, 2006.

  4. Рождественский сказки: сборник /сост. И.Л.Унру. - Челябинск: Изд - во Марины Волковой, 2008.

  5. Горская А.Б. Формула цветка: Стихи / Предисловие С.Борисова. - Челябинск: Издательство ЧПО Книга, 2002.

  6. Южный Урал. Альманах писателей Урала. №1 (132). Челябинск: Юж.- Урал. кн. изд. - во, 2001.

  7. Д.Н. Мамин-Сибиряк. Охонины брови. М.:Современник, 1989.

  8. Литературно-публицистический альманах «Синегорье»/сост.В.Г.Еремин, О.Е.Зуев.Челябинск: Автограф,1995.

  9. Утренний час. Сборник стихов.Челябинск: Юж.- Урал. кн. изд. - во, 2001.

  10. Литература России. Южный Урал. Хрестоматия. 5 - 9 кл. / Сост. Капитонова Н.А., Крохалева Т.Н., Соловьева Т.В. - Челябинск: ООО «Издательский центр «Взгляд», 2007.

  11. Уральские сказки. Из фольклорного наследия И.Я.Стяжкина. Свердловский областной дом фольклора, 2002.

  12. А.В.Середа. Из тени в свет…Избранное. - Челябинск, 2003.

  13. Шилов Н.П. Безусый Самсусам. (стихи для детей). - Челябинск: Издатель Татьяна Лурье, 2001.

  14. Рязанов А., Шмаков В. Рассказы о войне. - Челябинск: Издательство Марины Волковой, 2010.

  15. Слово об Урале:Очерки сов. Писателей и журналистов/Сост. Золотов А.А. - Челябинск: Юж. - Урал. Кн. Изд - во, 1984.

  16. Базуев Г.К. Заложники. Документальная повесть. - Челябинск: Рифей, 1996.

  17. В.Красин. Встречи в Ильменах. Челябинск, Южно - Уральское кн. Изд - во, 1968.

  18. История родного края. Учеб. Пособие по ист. Краеведению для уч - ся 7 - 10 кл. школ Челяб. обл. Челябинск, Юж - Урал. кн. изд - во, 1978.

  19. Виноградов Н.Б. Страницы древней истории Южного Урала: Учеб. для учащихся общеобр. шк. - Челябинск: Южно - Урал. Кн. Изд - во, 1997.

  20. Десять путешествий по городу Челябинск. - Челябинск: Южно - Урал. кн. изд - во, 1971.

  21. Корецкая Т.Л. История Урала в рассказах для детей/Т.Л.Корецкая. Челябинск, 2010.

  22. Корецкая Т.Л. Земля уральская: энциклопедия для детей. Челябинск, ОАО Южно-Уральское книжное издательство, 2004.

  23. Вехи Великой Победы. Воспоминания ветеранов ЮУЖД /ред.-сост. А.Л.Казаков. Челябинск: «Автограф», 2010.

  24. Дореволюционный Челябинск в слове современников./Центр историческо - культурного наследия г.Челябинска. Сост. и научный редактор Боже В.С. Челябинск, ООО «Полиграф-Мастер», 2010.

  25. Составитель Горская А.Б. Хрестоматия по литературе родного края 1-4 кл. Челябинск, Взгляд, 2002.

  26. Составитель Горская А.Б., Капитонова Н.А. Хрестоматия по литературе родного края 1-4 кл. Челябинск, Взгляд, 2005.

  27. Фонотов М. Голубые зеркала Каменного пояса.Челябинск, Взгляд, 2004.

  28. Попов А.Е. Мамаматематика. Челябинск: Издательство Игоря Розина, 2010.

  29. Ефремцев С.В. Бабушка словесность. Челябинск: Издательство Игоря Розина, 2010.

  30. Волина В. Хрестоматия для младших школьников. Поэзия XIX - начала XX в.в. Рассказы о природе. Рассказы о животных. Екатеринбург, АРД ЛТД, 1998

  31. Человек из будущего. Памяти Максима Клайна/Сост. М.С.Фонотов, Ю.А.Калинина. Челябинск, Взгляд, 2009.

  32. Сыч Е.К. Замечательный день. Стихи для детей. Челябинск: Издатель Т.Лурье,2004.

  33. Пикулева Н.В. Слово на ладошке: занятия, обогощающие внутренний мир ребенка. Ч., Издательство Марины Волковой, 2006

  34. Мамин-Сибиряк Д.Н. Серая шейка: сказки и рассказы/Д.Н. Мамин-Сибиряк. М.:Астрель, 2008. Хрестоматия школьника.

  35. Бажов П.П. Серебряное копытце.Уральские сказы. М.:«Стрекоза», 2008. Библиотека школьника.

  36. Пермяк Е.А. Рассказы. М.:«Стрекоза», 2008. Библиотека школьника.

  37. Пермяк Е.А. Памятные узелки. Сказки и рассказы. М., Астрель:АСТ, 2008. Хрестоматия школьника.

  38. Рубинская Н. Однажды здесь. Книга стихотворений. Ч., Южно-Уральское книжное издательство, 2005.

  39. Макаров К. Необычайное происшествие в Челябинском зоопарке. Ч., ЧДП, 2000.

  40. Горская А., Сафонов А. Только в Челябинске… Ч., Южно-Уральское книжное издательство, 2001.

4. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса 5 класса чтения и развития речи

Учащиеся должны знать:

  • наизусть 6-8 стихотворений

Учащиеся должны уметь:


  • читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух;

  • читать «про себя», выполняя задания учителя;

  • отвечать на вопросы учителя;

  • пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты - самостоятельно


  1. Характеристика контрольно-измерительных материалов

В течение учебного года проводятся

  • проверки техники чтения. Цель этих проверок: правильность, беглость, выразительность и осознанность чтения учащимися.

  • контрольно - обобщающие уроки по пройденной теме

  • составление рассказа по теме…

Навыки чтения

Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблю­дением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям).

Чтение «про себя» с выполнением заданий.

Выделение с помощью учителя главной мысли художественно­го произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выра­жений, пользование подстрочным словарем.

Ответы на вопросы к тексту.

Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме по­вествовательных и вопросительных предложений.

Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборо­тов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произве­дению по вопросам учителя.

Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найти ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.

Заучивание наизусть стихотворений.

В пятом классе продолжается работа над формированием читательской самостоятельности школьников. Раз в месяц проводятся уроки внеклассного чтения, на которых ребята должны пересказать или прочитать интересные отрывки из книг, указанных учителем для самостоятельного чтения.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы по русскому языку В.В. Воронковой, которая не предусматривает распределение часов по основным темам учебного курса. Исходя из психофизических особенностей умственно отсталых учащихся, сложности прохождения отдельных тем, в рабочей программе дано следующее распределение часов

Приложения

  1. Папка с материалами для реализации НРК по предмету.

  2. Список Интернет - источников, используемых учителем для работы.

© 2010-2022