- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методическая разработка открытого урока
Методическая разработка открытого урока
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Погодаева В.Н. |
Дата | 01.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Чиканская средняя общеобразовательная школа
Разработка открытого урока русского языка в 9 классе по теме
«Знаки препинания в сложносочинённых предложениях (ССП) в тексте»
Учитель: Начевных Валентина Филипповна
Дата: 13.11. 2015 г
Технологическая карта урока
Предмет
Русский язык
Тема урока
Использование сложносочинённых предложений (ССП) в тексте
Тип урока
Урок изучения нового материала
Цель урока
Формировать умения употреблять в речи сложносочинённые предложения, различать сложносочинённые предложения и простые предложения с союзом «и» и правильно ставить знаки препинания.
Задачи урока
Образовательные:
- сформулировать правило написания
Развивающие:
-развивать культуру устной и письменной речи;
-совершенствовать умения работать с текстом, находить изучаемые орфограммы в заданиях разного уровня сложности;
Воспитательные:
- понимание важности изучаемого материала для развития личности, самоутверждения в современном мире через любовь к слову.
Планируемые результаты обучения
Предметные:
Учащиеся умеют употреблять в речи сложносочинённые предложения, различать сложносочинённые предложения и простые предложения с союзом «и» и правильно ставить знаки препинания.
Основные понятия
Сложносочинённые предложения
Ресурсы
УМК. 1. Русский язык. 9 кл.: учебник / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014.
Формы урока
Фронтальная работа, самостоятельная работа с текстом.
Методы
Частично-поисковый, исследовательский.
Технология
Технология проблемно-диалогического обучения, технология самооценивания
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный этап.
Цель: формирование положительного настроя на плодотворную работу.
1 мин
Приветствует учащихся. Проверяет готовность класса к работе.
Приветствуют учителя.
Проверка выполнения домашнего задания
5мин
Синтаксический разбор предложения из домашнего упражнения 64.
Учитель записывает на доске.
Запишите дату и задание №1.
Учащиеся обсуждают выполнение упражнения 64.
Актуализация полученных знаний
9 мин
-
Допишите нужное:
1) Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами … и ….
2) Сложные предложения, в которых простые связаны при помощи интонации, называются …
3) Равноправны по смыслу части … и …
4) Имеют союзные слова …
5) Предложение, от которого задаётся вопрос, называется …
6) Между частями ССП может и не быть запятых, если …
Проверка
- Проверка показала, что вы знаете два основных способа соединения простых предложений; дописали нужное по ССП и БСП. В общем, с первым заданием справились хорошо.
2.Дайте характеристику сложносочинённых предложений.
- Остальным учащимся оценить ответ по правилу «6П»: правильно, понятно, последовательно, примеры, полно, подведён итог.
В тетради дописывают нужное:
1.Союзным и бессоюзным
2.Бессоюзными
3.ССП и БСП
4.СПП
5.Главным
6.Есть общий второстепенный член предложения.
Слушают общую оценку учителя.
Один из учащихся по желанию характеризует ССП, другие оценивают ответ по правилу «6П»:
правильно, понятно, последовательно, примеры, полно, подведён итог.
Ответ учащегося по характеристике ССП:
- наличие сочинительного союза (соединительного, противительного, разделительного), который придаёт предложению смысловой оттенок;
- интонация завершённости у всего предложения;
-возможно наличие общего для частей предложения второстепенного члена предложения или пояснительного слова.
- основной знак препинания между частями-запятая, но возможны тире и точка с запятой.
Оценка ответа учащимися:
1.правильно, понятно, последовательно, полно,
2. не приведены примеры, не подведён итог.
Тренировочная работа
5 мин
1.Устно, вместе.Перестройте ССП в простое с однородными членами предложения.
Месяц светил в окно и комната была залита его холодным светом.
2.Перестройте простые предложения с однородными членами в сложносочинённые предложения.
Начался сильный дождь и быстро намочил всё вокруг.
Месяц светил в окно и заливал комнату холодным светом.
Начался сильный дождь, и всё вокруг быстро намокло.
Исследование стихов А.А.Фета.
12 мин
- Сегодня героем наших исследований становятся стихи А.А.Фета.
- А на какой предмет будем исследовать стихи?
Разделимся на две группы:
1 группа получает задание: определить, что соединяет союз «и» в предложениях из стихотворений А.А.Фета: [ ], и [ ] или О и О.
-
Назло жестоким испытаньям
И злобе гаснущего дня
Ты (роза) очертаньем и дыханьем
Весною веешь на меня.
-
Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.
-
Тихонько движется мой конь
По вешним заводям лугов,
И в этих заводях огонь
Весенних светит облаков.
-
… Плакала трава
И ветви о недавнем зное,
И роз, проснувшихся едва,
Сжималось сердце молодое.
Проверка, комментирование ответов:
2 группа получает задание: отличить ССП
от других предложений и записать номера сложносочинённых предложений.
-
Заря прощается с землёю
Ложится пар на дне долин,
Смотрю на лес, покрытый мглою,
И на огни его вершин.
-
Знать, долго скитаться наскуча
Над ширью земель и полей,
На родину тянется туча
Чтоб только поплакать над ней.
-
Серый день ползёт лениво,
И болтают нестерпимо
На стене часы стенные
Языком неутомимо.
-
С полей несётся голос стада,
В кустах малиновки звенят,
И с побелевших яблонь сада
Струится нежный аромат.
-
Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил свое чело,
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло.
-
И грезит пруд, и дремлет тополь сонный,
Вдоль туч скользя вершиной заострённой.
-
Порвёшь случайно повелику
Нетерпеливою ногой
И вдруг откроешь землянику
Красней и слаще, чем весной.
-
В печи трещит огонь - и серый дым ковром
Тихонько стелется над кровлею с коньком.
- Предметов исследований может быть несколько.
- Можно на определение знаков препинаний.
- Можно на отличие ССП от других предложений.
Первая группа получает лист с пронумерованными выдержками из стихотворений А.А. Фета и работают над выполнением заданий. В тетрадях записывают числа 1,2,3,4 и напротив номера стихотворения ставят [ ], и [ ] или О и О.
- в первом предложении союз «и» соединяет однородные дополнения, поэтому запятая не ставится;
- во втором предложении - первый союз соединяет две части сложносочинённого предложения, второй - однородные обстоятельства;
- в третьем - две части сложносочинённого предложения;
- в четвёртом - первый союз однородные подлежащие, второй- две части сложного предложения.
Представление результатов
7 мин
Проверка, комментирование ответов:
Первая группа учащихся:
- в первом предложении союз «и» соединяет однородные дополнения, поэтому запятая не ставится;
- во втором предложении - первый союз соединяет две части сложносочинённого предложения, второй - однородные обстоятельства;
- в третьем - две части сложносочинённого предложения;
- в четвёртом - первый союз однородные подлежащие, второй- две части сложного предложения.
-
Вторая группа учащихся: Заря прощается с землёю
Ложится пар на дне долин,
Смотрю на лес, покрытый мглою,
И на огни его вершин.
БСП
-
Знать, долго скитаться наскуча
Над ширью земель и полей,
На родину тянется туча
Чтоб только поплакать над ней.
СПП
-
Серый день ползёт лениво,
И болтают нестерпимо
На стене часы стенные
Языком неутомимо.
ССП
-
С полей несётся голос стада,
В кустах малиновки звенят,
И с побелевших яблонь сада
Струится нежный аромат.
ССП
-
Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил свое чело,
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло.
ССП
-
И грезит пруд, и дремлет тополь сонный,
Вдоль туч скользя вершиной заострённой.
ССП
-
Порвёшь случайно повелику
Нетерпеливою ногой
И вдруг откроешь землянику
Красней и слаще, чем весной.
Простое
-
В печи трещит огонь - и серый дым ковром
Тихонько стелется над кровлею с коньком.
ССП
Домашнее задание
1 мин
Упражнение 78.