- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока на тему «Несклоняемые существительные»
Конспект урока на тему «Несклоняемые существительные»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Трошина Л.А. |
Дата | 14.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок русского языка 6 класс
Несклоняемые имена существительные
Цель: знакомство с несклоняемыми существительными, их группами.
Задачи:
- осмысление учебного материала, выделение главного;
- формирование умения самооценки.
- применение знаний в реальной жизненной ситуации.
Развивающие
- развитие речи, мышления, памяти, внимания, воображения учащихся;
- формирование навыков самостоятельной работы;
- обогащение словарного запаса учащихся, расширение кругозора.
Воспитательные
- пробуждение познавательного интереса к предмету;
- воспитание уважительного отношения к чужому мнению;
- развитие умения работать в паре, в группе, в коллективе.
Оборудование:
1. Таблица «Группы несклоняемых существительных»
2.Индивидуальные листы с заданиями.
3. Компьютер, мультимедийная установка, экран.
Ход урока:
Презентация для демонстрации на экране при помощи мультимедийного проектора «Несклоняемые существительные» к уроку в 6 классе.
Презентация состоит из 20 слайдов. Управление презентацией осуществляется по клику мышки учителем, что представляется удобным, т.к. не ограничивает время на рассуждения и ответы учащихся. Подробно соответствие слайдов и учебного материала урока раскрывается в данном конспекте урока.
Ход урока.
I. Организационный момент. Слайд 1.
II. Проверка домашнего задания.
Проверочная работа по теме «Буквы Е, И в окончаниях существительных»
в форме графического диктанта.
1. стоять у знамени
2. находиться в вестибюле
3. постареть от времени
4. участвовать в экспедиции
5. заботиться об урожае
6. в пламени костра
7. отвечать по истории
8. звать по имени
9. проходить по аллее
10. нога в стремени
Один учащийся выполняет задание на закрытой доске.
Взаимопроверка по коду : Слайд 2.(По первому клику мышки появляется нумерация примеров, по второму - варианты ответов И или Е, по третьему критерии оценки)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
и е и и е и и и е и
Оценивание:
0 ошибок - «5»
1-2 ошибки - «4»
3-4 ошибки - «3»
5 и более ошибок- «2»
- Результативность выполнения задания (рефлексия)
III. Знакомство с новым материалом.
- А теперь давайте вспомним, сколько склонений в русском языке.
- Какие исключения из этого правила мы знаем?
- Сегодня мы познакомимся с еще одной группой слов, которая не подчиняется общему правилу.
1. КРОССВОРД
Для этого нужно разгадать кроссворд, состоящий из этих слов и определить, чем мы будем заниматься на уроке: Слайд 3.( По первому клику мышки появляется стрелочка, указывающая, какую строчку кроссворда будем разгадывать, по второму - разгаданное учащимися слово. В результате в десяти горизонтальных строчках появляется 10 слов. В вертикальной строчке появляется слово - ПУТЕШЕСТВИЕ, которое по клику мышки высвечивается в клеточках жёлтого цвета.)
-
Род очков, держащихся при помощи пружинки, защемляющей переносицу (ПЕНСНЕ)
-
Крупная нелетающая птица, один из видов страусов, распространенная в Австралии и на о-ве Тасмания (ЭМУ)
-
Танец в медленном темпе с характерным движением - скользящим шагом, а также музыкальное произведение в ритме этого танца (ТАНГО)
-
Подбор блюд, а также листок с их перечнем (МЕНЮ)
-
Яркое эстрадное представление (ШОУ)
-
Английский писатель, автор романа «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (Д.ДЕФО)
-
Аббревиатура, сокращённое название нашей школы (МОУ СОШ)
-
Литературный герой сказки А.Толстого, деревянный мальчик с длинным носом (БУРАТИНО)
-
Во Франции, Великобритании, США и некоторых странах: широкая улица, обычно обсаженная по обеим сторонам деревьями (АВЕНЮ)
10.Курортный город, в котором будет проходить олимпиада
(СОЧИ)
11. Знак препинания в виде длинной горизонтальной черточки (ТИРЕ)
В вертикальной строчке - ПУТЕШЕСТВИЕ.
2. ОПРЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА, ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Что общего у всех слов, разгаданных нами в кроссворде?
(Все они не изменяются, не склоняются, многие из них заимствованы из других языков).
Какова же тема нашего урока?
Тема урока: «Путешествие на планету Несклоняемых существительных»
Слайд 4.
Какова цель урока? Что мы должны узнать? Чему научиться на уроке?
Мы должны познакомиться с этой группой существительных, научится находить их в тексте, уметь употреблять в речи.
3. ГРУППЫ НЕСКЛОНЯЕМЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
(работа с таблицей, учащиеся вписывают в неё примеры, профессор Всезнайка рассказывает об этимологии слов, Почемучки дают лексическое значение слов)
Слайд 5
Несклоняемые существительные - это существительные, которые во всех падежах имеют форму только именительного падежа.
Попробуем просклонять одно из несклоняемых существительных:
И.п. построено метро
Р.п. стою у метро
Д.п. иду по метро
В.п. вижу метро
Т.п. восхищаюсь метро
П.п. еду в метро
Слайд 6.
Познакомимся с группами несклоняемых существительных. Слайд 7.
1.Заимствованные существительные с конечным гласным -О, - Е, -И,-У, -Ю и конечным ударным гласным - А (нарицательные и собственные)
(по первому клику мышки появляется «Животный мир», по второму - «Одежда, пища и жилище человека», по третьему - «Город»)
-
Животный мир: кенгуру, какаду, шимпанзе, колибри, пони.
-
Одежда, пища и жилище человека: кашне, трико, пенсне, манто, портмоне, хаки, пальто, манго, какао, кофе, эскимо, салями, иваси, филе, жалюзи, фойе, трюмо, пианино, кашпо, домино, фортепьяно, радио.
-
Город: авеню, шоссе, табло, шоу, панно, ателье, кафе, метро, такси, кино.
Слайд 8.
-
Имена, фамилии, названия: Тбилиси, Конго, Токио, Сочи, А. Дюма, Чиполлино, Пеппи, Маугли, Буратино. Слайд 9.(Таблица)
(По гиперссылке переходим к таблице, к которой возвращаемся после каждой группы несклоняемых существительных) Слайд 10.
2. Заимствованные существительные, обозначающие лиц женского пола и
оканчивающиеся на согласный: мисс, мадам, Э.Войнич, М.Поппинс
Слайд 11.(Таблица) Слайд 12.
3. Русские и украинские фамилии на -О и -ЫХ(-ИХ): Рудых, Малых,
Левченко, Дайнеко, Головных, Тихих, Т.Г. Шевченоко, А.Н.Приходько.
Слайд 13. (Таблица) Слайд 14.
4. Сложносокращённые слова: МТС, КПРФ, ЦСКА, ГИБДД, ЛФК, СМИ, ВВЦ,
ПФТ. Слайд 15.(Таблица. Полную таблицу смотри в Приложении к
уроку)
-
Закрепление
-
Задание №1. Слайд 16.(Пустой слайд, создающий эффект выключенного экрана)
Найдите в тексте, пользуясь составленной таблицей, несклоняемые существительные и подчеркните их.
Прошлой весной мадам Анна Викторовна Осипенко ездила на экскурсию по странам Европы. Она побывала в Париже, Хельсинки, США, Копенгагене.
Быстро мчится по шоссе автобус, а Анна Викторовна вспоминает о своем путешествии. Об этом турне она узнала от своей подруги Белых Зинаиды Сергеевны. На пути из Финляндии в Швецию она узнала о страшном цунами, произошедшем на Капри.
Когда огромный пароход подходил к Стокгольму, Анна Викторовна стояла на палубе. Даже в манто и в кашне было прохладно. Ее поразили нарядные, будто сделанные из папье-маше башенки «города веселого Карлсона». В обед она с удовольствием поела в кафе филе осетра с пюре, выпила стаканчик пепси.
Вечером в каюте под светом бра она уже читала в путеводителе о городе Осло - столице Норвегии и мечтала о том, как на будущий год побывает в Монако или в Майами.
Слайд 17.( По первому клику мышки появляется текст с выделенными несклоняемыми существительными, по второму - в квадрате количество существительных, которые учащиеся должны были найти(20)
Перед началом выполнения упражнения текст читает ученик, проверка осуществляется одним учеником вслух, остальные в своих листах. Подсчёт количества несклоняемых существительных, самооценка.
Прошлой весной мадам Анна Викторовна Осипенко ездила на экскурсию по странам Европы. Она побывала в Париже, Хельсинки, США, Копенгагене.
Быстро мчится по шоссе автобус, а Анна Викторовна вспоминает о своем путешествии. Об этом турне она узнала от своей подруги Белых Зинаиды Сергеевны. На пути из Финляндии в Швецию она узнала о страшном цунами, произошедшем на Капри.
Когда огромный пароход подходил к Стокгольму, Анна Викторовна стояла на палубе. Даже в манто и в кашне было прохладно. Ее поразили нарядные, будто сделанные из папье-маше башенки «города веселого Карлсона». В обед она с удовольствием поела в кафе филе осетра с пюре, выпила стаканчик пепси.
Вечером в каюте под светом бра она уже читала в путеводителе о городе Осло - столице Норвегии и мечтала о том, как на будущий год побывает в Монако или в Майами.
2.Задание №2. Работа в группах
«Сломай рифму!» Слайд 18.(Пустой слайд, создающий эффект выключенного экрана)
Исправьте в данном тексте ошибки, допущенные поэтом, поставьте несклоняемые существительные в нужную форму, определите у них падеж.
Перед началом выполнения один учащийся читает стихотворение выразительно.
1группа
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашны и без пальты.
2группа
Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура,
Ходит - бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Кенгура в кафу зашел,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
3группа
Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино.
Жаль окончилось оно.
В гардероб пора бежать -
Будут польта выдавать.
Исправленный вариант:
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метро(В.п.)
И поехали в метро(П.п.)
Фильм смотреть о кенгуру(П.п.).
Вот сидим мы с ним в кино(П.п.)
Без пальто(Р.п.) и без кашне(Р.п.),
А вернее, я и ты
Без кашне(Р.п.) и без пальто(Р.п.).
Любит кино(В.П.) детвора,
Если в кино(П.п.) кенгуру(И.п.),
Ходит - бродит по шоссе(Д.п.),
Носит в сумке шимпанзе(В.п.).
Кенгуру(И.п.) в кафе(В.п.) зашел,
Занял там свободный стол
И сидит за домино(Т.п.)
С шимпанзе(Т.п.) и какаду(Т.п.).
Вдруг огромная обезьяна
Стал играть на фортепьяно(П.п.).
Тут и взрослый, сняв пенсне(В.п.),
Хохотал на всё кино(В.п.).
Интересное кино(И.п.).
Жаль, окончилось оно.
В гардероб пора бежать -
Будут пальто (В.п.) выдавать.
3.Задание №3. Распредели слова в таблице
Несклоняемые существительные
Существ на гласный звук
Существ ж.р. на согл звук
Русские и украинские фамилии на -о, -их,-ых
Сложносокращенные слова
нариц
собств
меню
Гюго
Герман
Короленко
СМИ
пальто
Баку
Лингрен
Седых
ГЭС
Жюри, Капри, Войнич, СССР, Диккенс, Черных , эскимо , Гоби, метро, какаду, ЛФК, колибри, панно, портмоне, салями, бра, Дефо, Милых, Сойер,.
-
Подведение итогов
Что нового вы узнали на уроке?
Что понравилось на уроке?
Что было самым интересным?
Что было самым трудным?
VI.Домашнее задание Слайд 20.
Используя несклоняемые существительные, составить 5-8 предложений или текст
на тему «Кругосветное путешествие»
VII.Запасное задание : упр. 197
Список использованной литературы:
1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007 (3 CD - ROM)
2.Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 200 (2CD - ROM)
3.Рабочая тетрадь Т.Ю. Угроватовой «Подсказки на каждый день: Русский язык
на уроке в 5 классе», 1995)
Приложение к уроку:
Индивидуальный лист учащегося.
Фамилия, имя
Задание №1
Прошлой весной мадам Анна Викторовна Осипенко ездила на экскурсию по странам Европы. Она побывала в Париже, Хельсинки, США, Копенгагене.
Быстро мчится по шоссе автобус, а Анна Викторовна вспоминает о своем путешествии. Об этом турне она узнала от своей подруги Белых Зинаиды Сергеевны. На пути из Финляндии в Швецию она узнала о страшном цунами, произошедшем на Капри.
Когда огромный пароход подходил к Стокгольму, Анна Викторовна стояла на палубе. Даже в манто и в кашне было прохладно. Ее поразили нарядные, будто сделанные из папье-маше башенки «города веселого Карлсона». В обед она с удовольствием поела в кафе филе осетра с пюре, выпила стаканчик пепси.
Вечером в каюте под светом бра она уже читала в путеводителе о городе Осло - столице Норвегии и мечтала о том, как на будущий год побывает в Монако или в Майами.
Задание №2
1 группа
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашны и без пальты.
2 группа
Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура,
Ходит - бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Кенгура в кафу зашел,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
3 группа
Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино.
Жаль окончилось оно.
В гардероб пора бежать -
Будут польта выдавать.