Материалы по занимательной грамматике

В данной статье я стремилась к тому, чтобы связать преподавание грамматики с лексикой, сделать изучение её занимательным.  Я стараюсь учить детей пристально наблюдать за словарём: улавливать, вычленять неожиданные особенности. И эти словарные находки заставляю служить делу. Вот, к примеру, четверостишие А.Яшина: Ульи в два и три ряда. Ниже – омуты, вода, Только вершу окуни – Караси и окуни. Чудесно! И разве можно не задуматься над смыслом двуликого здесь слова окуни( а точнее – двух русских сло...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Материалы по занимательной грамматике.

В данной статье я стремилась к тому, чтобы связать преподавание грамматики с лексикой, сделать изучение её занимательным. Я стараюсь учить детей пристально наблюдать за словарём: улавливать, вычленять неожиданные особенности. И эти словарные находки заставляю служить делу.

Вот, к примеру, четверостишие А.Яшина:

Ульи в два и три ряда.

Ниже - омуты, вода,

Только вершу окуни -

Караси и окуни.

Чудесно! И разве можно не задуматься над смыслом двуликого здесь слова окуни ( а точнее - двух русских слов - омографов)!

Омографы - разные слова, совпадающие по написанию. Их мы встречаем в стихах разных поэтов. Вот ещё несколько примеров:

Приносили вести

Сорок сорок,

Сорок сорок

С сорока дорог…



Что-то

Тихи

Соспы,

Тихи

Ёлки.

Перепел, знать,

Перепел

Песни перепелке. (В. Смирнов).

День отработала сполна

И спала и спала волна. (В.Зубарев).

А вот ещё интересный пример:

В порту - портальных кранов руки

И пароходные гудки.

И кули, те, что терпят муки,

Таская в трюм кули муки. (Л.Щипахина).



Нет, с золотым шитьём погон

Дружок не нашивал,

Шинели офицерской он

Ещё не нашивал… (А.Яшин).

Приведу ещё несколько примеров на отдельные омографы, значение которых раскрывается в стихотворном контексте.

Щурят.

И приходят ребята.

Глаза свои щурят.

Не простые ребята -

Зубасты

Как щуки. (Р.Рождественский).

Мальчишки тяну бредень важно,

Щурят пугая в ивняке… (И.Шамов).

Замок

Он на долину выезжает

И видит: замок на скалах

Зубчаты стены возвышает. (А.Пушкин).

Замок - собачка верная:

Не лает, не кусается,

А не пускает в дом! (Н.Некрасов).

Веками

С отягченными веками

Я смотрю на луну. (С.Есенин).

Но слово

не сгибается дугой,

Оно кристалл,

Что огранён веками. (Л.Татьяничева).

Заводи

И от той ли тихой заводи,

Посередь того ли озера,

Пролегла струя далёкая

Лентой тёмной и широкою. (С.Есенин).

Когда почтен быть хочешь

у людей,-

С разбором заводи знакомства

и друзей! (И.Крылов)

Паром.

Он перед углями сидит,

Согретый их последним жаром,

И в поле дальнее глядит,

Ночным подёрнутое паром. (А.Пушкин).

Кипит народом перевоз.

Паром отчалили лениво,

Ушами лошади пугливо

Прядут… (И.Никитин).

Пасти.

Разорви его на части,

Вырви солнышко из пасти. (К.Чуковский).

А так как в пастухах у нас

здесь недостаток,

то прикажи Овец Волкам пасти. (И.Крылов).

Плачу.

Не жалею, не зову, не плачу,

Всё пройдёт, как с белых

яблонь дым. (С. Есенин).

Я современникам своим

плачу серебряною строчкой. (М.Светлов).

Совью.

Подрастают, вереща, совята,

В совью мудрость верящие свято. (В.Зубарев).

Прилетела иволга:

«Фью-тиу-фию.

Я на ветке гнёздышко

Лёгкое совью. (М.Левашов).

Толку.

Кто про свои дела кричит

Всем без умолку,

В том, верно, мало толку. (И Крылов).

Я толку, толку упорно,

Шелуху снимают зёрна.

И для каши и для супа

Будут

Крупы, крупы, крупы. (П.Бровка).

Чайку.

Звёзды загорались в вышине.

И туманы белые скрывали

Раненую чайку на волне. (С.Эмин).

- А в полдень бы по жбанчику

Холодного кваску.

- А вечером по чайничку

Горячего чайку… (Н.Некрасов).

Омонимы, омоформы - это слова в буквенно-звуковом отношении совершенно одинаковые, но совершенно разные по значению. Я обращаюсь вновь к поэтическим произведениям. Вот примеры омонимов:

Вдали сверкает горный ключ,

Сбегая с каменной стремнины. (А.Пушкин).

Но ключ в заржавленном

замке гремит - и пробуждён

несчастный. (А.Пушкин).

А вот примеры омоформ ( омоформы - слова, совпадающие в одной из своих форм):

Стали

Сил нам нет кружиться доле;

Колокольчик вдруг умолк;

Кони стали… (А.Пушкин).

Подняв мечи из русской стали,

Нагнув копийные древки,

Из леса с криком вылетали

Новогородские полки. (К.Симонов).

Спеть

Хлеб нельзя получить без труда.

Песню спеть невозможно без сердца. ( С. Гуртуев).

Выйдет в поле травка-

Вырастет и колос,

Станет спеть, рядиться

В золотые ткани. ( Кольцов).

Полей

И кричали парнишки в еланках:

« Дождик, дождик, полей нашу рожь!» (Есенин).

Хотят ли русские войны?

Спросите вы у тишины

Над ширью пашен и полей,

И у берез и тополей… ( Е. Евтушенко).

Знаменательно, что знатоки языка - поэты, начиная с Пушкина,- используют омонимы в своем поэтическом творчестве в качестве своеобразных рифм. В рифмах-омонимах гораздо легче воспринимается смысловое различие омонимов. Об этом я не забываю сообщить учащимся и в доказательство этого привести примеры:

И не заботился о том,

Какой у дочки тайный том

Дремал до утра под подушкой. (Пушкин).

И, закутавшись в полу,

Растянулся на полу. ( П. Ершов).

Мне снится, что я лечу

Бомбить высоту намеченную,

Мне снится, что я лечу

Раненых и вылечиваю. ( С. Кирсанов).

На заре рассветные озера

Голубого неба голубей.

И летят в извечные просторы

Голубые стаи голубей. ( В. Фирсов).

Целесообразно использовать омонимы (в том числе и омографы, и омоформы) для игр и различного рода упражнений. В продолжение учебного года там, где уместно, я пользуюсь текстовым материалом из своего словаря. Так, при изучении состава слова выбираю строки:

  1. От утеса взявши камень,

Он слепил из камня трубку

И на ней фигуры сделал. ( Лонгфелло).

  1. Все слилось, все смешалось: земля, воздух небо превратились в пучину кипящего снежного праха, который слепил глаза, занимал дыхание, ревел, свистел, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху, снизу обливался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось на пути. ( С. Аксаков).

Слова-омонимы разнятся не только по значению, но и по составу слова. В первом случае слепил с приставкой -с- (слепил, вылепил), корень -леп-. Во втором - без приставки, корень - слеп-.

Такие отрывки из прозаических и стихотворных произведений годятся для многих случаев: для упражнений по составу слова, для изучения однородных членов предложения, ознакомления с синонимами и т.п.



© 2010-2022