- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Открытый урок по русскому языку на тему Этикет
Открытый урок по русскому языку на тему Этикет
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Олексина Т.В. |
Дата | 26.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ФИО учителя: Олексина Татьяна Викторовна.
Общая тема: «Лексика. Словообразование. Правописание».
Тема урока: «Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?»
Базовый учебник: Русский язык. 5 кл.: /учебник для общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2006.
Класс: 5 «в»
Цель урока - создать ситуацию, позволяющую, с одной стороны, организовывать усвоение приемов, дающих возможность сделать высокоэффективной любую информационно-аналитическую работу в условиях учебного процесса, с другой - через саму эту деятельность развивать интеллектуальные способности детей, стимулировать их познавательную активность, способствовать формированию таких компетентностей, как коммуникативная, культуроведческая и читательская.
Задачи:
Содействовать процессу овладения учащимися искусством общения в разных ситуациях и условиях речепорождения.
Помочь учащимся повысить культуру речи, свободно осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения, совершенствовать знания об особенностях правильной русской
речи.
Показать на примерах высокого художественного мастерства писателей разнообразные стилистические приемы усиления выразительности, эмоциональности речи.
Формировать умения не получать готовые знания, а продуцировать их, участвовать в процедуре учебной деятельности, проектировать собственное знание, рождаемое в процессе обучения, организовывать собственную учебно-поисковую деятельность (в том числе и в работе над мультимедийными проектами).
Развивать через работу в группах чувство «командности» и умение осуществлять совместный поиск решения проблемы, видеть и осознавать многозначность позиций и мнений, стимулировать чувство толерантности, навыки самоорганизации, самообразования и рефлексии.
Воспитывать любовь к родному слову, внимательное отношение к собеседнику.
Оборудование урока:
-
раздаточный материал
-
презентация
Необходимое техническое оборудование: компьютер для учителя, проектор, экран.
Тип урока: комбинированный (изложение нового материала, закрепление новых знаний).
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
ХОД УРОКА
1.Орг.момент.
Встали! Подравнялись! Ребята,у нас в классе гости, я попрошу вас поприветствовать гостей и друг друга улыбкой! Присаживайтесь!
Вступительное слово учителя: А начнём мы урок стихотворением Солоухина, которое и будет эпиграфом к нашему уроку.(Читает Настя Тараскина)
-Как вы думаете какова основная мысль этого стихотворения?(В этом стихотворении говорится о вежливых словах, добрых.)
-А как часто вы используете эти слова в жизни?(ответы детей)
2.Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы поговорим о принятых в обществе правилах и нормах общения, которые, к сожалению, в настоящее время выполняются далеко не всеми. Но мы постараемся это исправить. Это и будет цель нашего урока.
-Откройте тетради и запишите. Сегодня восемнадцатое декабря. Тема урока: «Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова»
3.Изучение новой темы.
-Сегодня на уроке, в рамках изучения раздела лингвистики «Культура речи», поговорим с вами о том, умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова.
-Как вы думаете ,ребята, что такое культура речи?(вежливость, воспитанность, доброжелательность)
- Вы совершенно правы- Культура речи заключается в умении избегать ошибок в речи, в стремлении постоянно обогащать свой словарный запас, в умении слушать и понимать собеседника, уважая его точку зрения, в способности подбирать нужные слова в каждой конкретной ситуации общения.
В течение тысячелетий люди искали такие способы и формы общения, при которых всем было бы удобно и хорошо. У нас есть известные с детства волшебные слова помогающие жить в мире и согласии.
-Назовите их.(ответы детей)
-Главное, надо уметь ими пользоваться. В разной форме, разными способами желать друг другу доброго дня, утра или вечера, здоровья, добра и благополучия. И это приветствие окажет удивительное действие.
-Давайте-ка, просмотрим эпизод мультфильма «Мешок яблок» и внимательно проследим за диалогом крота и зайца.(Обсуждения с детьми употребляемых в диалоге выражений)-Какие выражения употребляет заяц?-А какие крот?
-Эти слова появились ни вчера и ни сегодня, давайте посмотрим значение некоторых из них в этимологическом словаре.(Слайд 9)
4. Индивидуальная работа у доски и самостоятельная работа с дифференцированным подходом .
-А сейчас я попрошу вас посмотреть на парту, те у кого прикреплён - треугольник-выполнить фонетический разбор слова-здравствуйте, а к доске пойдёт Лина Сугоняк , те у которых круг выполнят морфемный разбор слова благодарю, а к доске с этим же заданием пойдёт Полина Сенова, ,те у кого квадрат выполнят фонетический разбор слово спасибо, к доске пойдёт Алеся Паденко.
- А как вы думаете, что нужно для того чтобы окружающим было приятно общаться с вами?
-А как вы считаете-улыбка помогает общению?-Давайте улыбнёмся друг другу.
Физкультминутка (звучит песня «Улыбка»)
5.Работа с учебником.
Откройте учебники на стр.111,прочтите упр.335,читает Арина Тищенко.
-Я хотела бы прочитать отрывок из рассказа В. Осеевой «Волшебное слово»:
- Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово... - Павлик раскрыл рот. - Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни - тихим голосом, глядя прямо в глаза...
- А какое слово?
Старик наклонился к самому уху мальчика. Он прошептал что-то и громко добавил:
- Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.
Скажите, ребята, о каком слове идет речь? (высказывания учеников)
- и так вы уже ознакомились с тем, что в русском языке есть особая группа слов, которые помогают устанавливать доброжелательный контакт с собеседником. Это слова приветствия, прощания, благодарности, извинения, сочувствия, просьбы, отказа, согласия. Такие слова называются этикетными.
-А может быть кто-то из вас знает, что такое этикет?
Этикет -нормы и правила поведения людей в обществе. (Запишите, пожалуйста, этот термин в тетрадь)
В современном виде и значении слово было впервые употреблено при дворе короля Франции Людовика XIV - гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться; хотя определённые своды норм и правил поведения существовали уже с древнейших времён
(Слайд 6)
6.Закрепление изученного.
Прослушайте внимательно стихотворение и ответьте на вопрос: является ли вежливым мальчик? И если нет, объясните, почему.
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном:
Его зовут ... а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовем.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: «Добрый день!»
А он стесняется, молчит.
И в лучшем случае «здорово»
Он вместо «здравствуй» говорит.
«Спасибо», «здравствуйте», «простите»
Произносить он не привык,
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
А вместо слова «до свиданья»
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
«Ну, я пошел, пока, всего...»
Не скажет он друзьям по школе:
Алеша, Петя, Ваня, Толя.
Своих друзей зовет он только:
Алешка, Петька, Ванька, Толька.
Ребята, мы не можем тут
Сказать вам, как его зовут.
Мы честно вас предупреждаем,
Что имени его не знаем.
-Ребята, а вы считаете себя воспитанными и вежливыми?
-Очень хочется надеется, что среди вас не затерялся герой стихотворения А. Барто.
- Здорово! Салют! и подобные приветствия носят грубоватый, фамильярный характер и применимы далеко не ко всем. Некрасиво и грубо обращаться к друзьям Петька, Лёшка. Тем самым, вы выражаете неуважительное отношение к своим друзьям, пренебрегая их именем.
-А теперь перейдём от произношения к правильному написанию этикетных слов.
А)Орфографическая разминка.
Задание. Вставить пропущенные буквы.(Слайд)
Запишите эти слова.
-Найдите этикетные слова-приветствия.(устно)
-Сейчас мы с вами просмотрим эпизод из мультфильма «Вовка в тридевятом царстве», внимательно прослушайте диалог Вовки и золотой рыбки. Обсуждение формы приветствия и используемых слов.
-Это ,ребята, речевая ситуация. Давайте посмотрим из каких элементов складывается речевая ситуация?
-Зачем? (это говорить?)
-Кому?
-О чём?
-Кто?
-Где?
-Почему?
-Когда?(Слайд 7)
- В разной ситуации мы используем разные этикетные слова
Б)Творческая работа.
Задание для нескольких групп. Ознакомьтесь с ситуациями, которые вам предложены и составьте диалог, используя 2 - 3 реплики с этикетными словами. Я попрошу вас начать свой диалог со слов приветствия
Работа в группах (для каждой группы задания лежат на столах).1 группа - Опоздали в кинотеатр,2 группа - приход в гости,3 группа - в автобусе,4 группа - на остановке, ждём автобус.
Речевая ситуация: просьба. Чтобы твою просьбу выполнили, надо уметь попросить. Ты знаешь, что одну и ту же просьбу можно выразить по-разному. Выбери наиболее вежливую форму для объявления в школьной столовой.
1) Убирайте за собой посуду!
2) У нас посуду убирают сами.
3) Не забыл ли ты убрать за собой посуду?
(Ответ:3-я форма самая вежливая, так как в ней нет прямого побуждения к действию.)
- Ребята, а вот ещё одна ситуация:
На остановке в трамвай вошел человек. Все заметили, что у него нет ноги. Протез. Это заметила и девочка, сидевшая на переднем сиденье. Она быстро вспорхнула со своего места и громко, на весь вагон, чтобы все поняли, какая она воспитанная и добрая сказала:
- Садитесь, пожалуйста, дяденька. Вам же очень тяжело стоять! Всем стало неловко, а мужчина покраснел и не знал, куда себя деть. На следующей остановке он вдруг взял и вышел из трамвая. Девочка удивилась, чем это все недовольны, ведь она уступила инвалиду свое место и сделала это очень вежливо.
-Что девочка сделала неправильно?
-Почему все ее осудили?
А теперь стихотворение о добрых словах нам прочтёт Лина Протасова.
Слайд №5
Как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Резерв
-На стр.112,упр.338 даны пословицы, ваша задача-прочесть их и объяснить значение.
-А может кто-то из вас, ребята, знает пословицы и поговорки о добрых словах, делах или поступках (провожу устный опрос учеников).
-Как можно назвать человека, который умеет употреблять в своей речи этикетные слова?
Вежливый - соблюдающий правила приличия; учтивый, обходительный.
Воспитанный - получивший хорошее воспитание, умеющий себя вести
Подведение итогов.
- Ребята, а как вы думаете, то о чём мы говорили сегодня на уроке-пригодится нам в жизни?
- А что больше всего вам понравилось из урока?
-Что нового узнали?
- Чему научились на уроке?
Оценивание знаний обучающихся по ходу урока.
Д.З.
-А теперь запишем домашнее задание: упр. 339, стр. 113 (учебник под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2006.)
Приносите же радость людям, радуйтесь сами. До свидания! Успехов вам на следующих уроках!
АКТУАЛЬНОСТЬ обращения к данной теме несомненна. Сегодня практически перед всей системой образования встала задача формирования навыков и умений устного творчества.