ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Игра как дидактический метод активного обучения позволяет повысить интерес учащихся к учебному предмету, способствует повышению уровня мотивации в обучении русскому языку, формирует осознанную потребность в усвоении знаний и умений.

Использование игровых технологий позволяет снять напряжение в преодолении трудностей при изучении сложных тем школьного курса русского языка, вести преподавание предмета на уровне эмоционального осознания темы, что сегодня является важным фактором в понимании учебной темы. Участие в играх способствует обогащению словарного запаса учащихся, усвоению сложных грамматических форм, формированию умения различать правильную и неправильную речь (свою и чужую).

Игровые технологии позволяют оптимизировать учебный процесс, решать учебные задачи, создают позитивную, творческую атмосферу, воспитывают в учениках стремление к творчеству, развивают умения находить решение в нестандартных ситуациях, работать самостоятельно, в группе, в парах.

Игровая деятельность может применяться как элемент урока, занимать весь урок или несколько уроков, а может стать и формой внеклассной работы. Все зависит от того, какие цели преследует учитель.

Предлагаем конспект итогового урока по теме «Имя числительное» в 6 классе с использованием элементов игровой технологии, разработанный в форме технологической карты. Имя числительное - самая сложная часть речи с точки зрения ее употребления. На уроке предпринята попытка преодолеть трудности изучения этой части речи с помощью игры.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема: Имя числительное (6 класс)

Цели: создать условия для систематизации и обобщения теоретических знаний по теме, отработки правильного написания числительных, склонения и употребления их в речи; содействовать развитию грамматически правильной речи; способствовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры речи.

Тип: Обобщение и систематизация знаний.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

базовый уровень - знают определение имени числительного, разряды, особенности склонения имен числительных, каким членом предложения являются; находят числительные в предложении; определяют разряды; орфографически правильно пишут числительные; выполняют морфологический разбор составного числительного;

продуктивный уровень -умеют редактировать предложения с наличием числительных; выполняют тестовые задания.

Личностные:

понимают границы собственного знания и «незнания»; осознают необходимость самосовершенствования; адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в изучении темы, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют положительное отношение к учебной деятельности, познавательный интерес к учебному материалу.

Метапредметные (универсальные учебные действия)

Познавательные - общеучебные: формулируют ответы на вопросы

по изучаемой теме; внимательно слушают; строят речевые высказывания; логические: совершенствуют мыслительные операции;

регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; осуществляют взаимоконтроль; адекватно оценивают свою деятельность и деятельность сверстников на уроке

коммуникативные -умеют конструктивно взаимодействовать в парной работе; слушать друг друга.

Основное содержание темы, понятия, термины: имя числительное, разряды имен числительных; склонение имен числительных; член предложения, которым является имя числительное; морфологический разбор собирательного числительного; правописание имен числительных; имена числительные, имеющие форму рода.

Образовательные ресурсы:

  1. Схема «Сведения об именах числительных».

  2. Карточки для индивидуальной работы.

  3. Кроссворд «Числительные» (индивидуальные карты).



Ребус (индивидуальные карты)

ТСО: компьютер, интерактивная доска.



Организационная структура урока

Деятельность учащихся


Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Осуществляемые действия

Формируемые действия

Формы контроля

1.Целевая установка

Форма:фронтальная Метод: беседа

Постановка вопросов, напавленных на формирование рефлексорно-оценочных умений по изучаемой теме.Вопросы: Над какой темой работали?

-Что нового узнали, чему научились?

-С какими трудностями встретились при изучении именя числительного? -Зачем изучается числительное? Где можем встретиться с этой частью речи? -Прочитайте тему сегодняшнего урока. Обозначьте учебные задачи урока, определите круг заданий и упражнений, которые будем выполнять. - Какие качества необходимы для выполнения практических заданий и упражнений?

Внимательно слушают, отвечабт на вопросы, осуществляют самоанализ приобретенных знаний, умений и навыков по изучаемой теме, делают выводы. Исходя из темы определяют учебные задачи урока, задания и упражнения, направленные на решение поставленных задач, качества, необходимые для выполнения практических упражнений и заданий

Строят речевое высказывание при формулировании ответов на вопросы, осуществляют рефлексорно-оценочные умения. Формулируют, осознают и принимают учебные задачи урока

Индивидуальная: Формируют внутреннюю целевую установку на урок

II. Обобщение и систематизация знаний. 1. Конкурс "Повторение-мать учения"

Форма:фронтальная Метод: беседа с опорой на схему

Постановка вопросов при работе со схемой, направленных на актуализацию опорных знаний по изучаемой теме. Вопросы:

-Дайте определение имени числительного. -С какими разрядами имен числительных вы познакомились на уроках? -В чем особенности склонения количественных числительных?

-Каким членом предложения может быть имя числительное?

Внимательно слушают, отвечают на вопросы

Строят речевые высказывания при формулировании ответов на вопросы. Принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют поиск средств ее достижения

Фронтальная: дают определение имени числительного, называют разряды числительных, особенности склонения количественных числительных, каким членом предложения является числительное

Форма - индивидуальная; метод - практический

Формулирует задания: выполнить морфологический разбор составного числительного; определить часть речи у данных слов

Выделяют составное числительное в предложении, осуществляют морфологический разбор составного числительного; определяют часть речи; комментируют выполнение учебных задач

Анализируют задания; удерживают в памяти условие учебных задач; находят пути решения учебных задач

Индивидуальная: выпоняют морфологический разбор составного числительного, определяют часть речи указанных слов

Форма - работа в паре (метод - практический)

Предлагает осуществить самооценку выполненных заданий, обозначить на оценочной шкале и прокомментировать резельтаты, взаимопроверку; сравнить итоги самопроверки и взаимопроверки; сделать выводы, обращая внимание на затруднения, возникшие при выполнение практической работы, причины затруднения, меры по преодолению трудностей

Самопроверка; взаимопроверка; комментируют итоги проверки; делают выводы

Осуществляют рефлексорно-оценочные действия; дают в устной и письменной форме оценку деятельности; осуществляют само- и взаимоконтроль

2. Конкурс " Умники и умницы"

Форма - индивидуальная, метод - иллюстративно-объяснительный

Формулируют задание: решить ребус. Предлагает проговорить правило написания имен числительных. Определяет ход выполнения задания: разгадать кроссворд "Числительные", записать отгаданные слова, обозначить орфограммы. Формулирует задания: определить разряд имен числительных (триста, пятисотый, третий, шестнадцать). Предлагает осуществить самооценку выполненных заданий, обозначить на оценочной шкале и прокомментировать результат. Формулирует задание: исправить ошибки написания имен числительных.

Решают ребус, выводят правило написания имен числительных, опираясь на решенный ребус. Разгадывают кроссворд, записывают отгаданные слова, обозначают орфограммы. Определяют разряд указанных имен числительных. Самопроверка. Исправляют ошибки в написании имен числительных

Формулируют вывод. Принимают и сохраняют учебные задачи; осуществляют поиск средст их достижения; дают в устной и письменной форме оценку деятельности

Фронтальная: решают ребус. Индивидуальная: разгадывают кроссворд, записывают отгаданные слова, обозначают орфограммы, определяют разряд имен числительных, исправляют ошибки в написании имен числительных

Форма - работа в паре; метод - практический

Предлагает осуществить взаимопроверку выполненных заданий и прокомментировать результат

Взаимопроверка.

Форма - фронтальная; метод - беседа

Постановка вопросов о самой распространенной ошибки, возникающей при употреблении имен числительных; об особенностях склонения колличественных числительных; числительных, обозначающих целые и дробные, порядковых числительных. Вопросы: - Какая самая распространенная ошибка возникает при употреблении имен числительных? - Что нужно учитывать при склонении колличественных числительных? Имен числительных,обозначающих целые и дробные числа? -Каковы особенности склонения порядковых числительных?

Отвечают на вопросы

Строят речевое высказывание при формулировании ответов на вопросы; делают выводы и умозаключение

3. Конкурс "Учимся говорить правильно"

Форма - индивидуальная; метод - практический. Форма - работа в паре; метод - практический

Определяет ход выполнения задания: прочитать предложения, поставить имена числительные в нужную форму. Осуществляет выборочную проверку выполненной работы, комментирует оценку, дает рекомендации.

Выполняют задание

Принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют поиск средств ее достижения; адекватно воспринимают оценку деятельности учителем

Индивидуальная. Читают текст, образуют новую нужную форму имен числительных

Форма-индивидуальная. Метод-практическое упражнение

Физкультминутка (зарядка для глаз) 1. Медленно сомкнуть ( в течении 2-3с) и разомкнуть(в течении 2-3с) веки. 2. Поднять глаза вверх, опустить вниз, отвести влево, вправо. 3.Поочередное смыкание и размыкание век. 4.Посмотреть вдаль (в течении 2-3с), не сводя глаз с одной точки. 5.Медленно закрыть глаза (в течении 2-3с)

Выполняют упражнения для глаз, следуя инструкции учителя

Осознаю задание и выполняют действия четко и согласованно, следуя инструкциям учителя.

Индивидуальная: выполняют упражнения физкультминутки

4. Конкурс дикторов

Форма - индивидуальная; метод - практический. Форма - работа в паре; метод - практический

Формулирует задание: выразительно прочитать текст, правильно употребляя числительные. Предлагает осуществить взаимопроверку выполненных заданий и прокомментировать результат

Выполняют задание. Осуществляю взаимопроверку, комментируют оценку выполненной работы

Принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют поиск средств ее достижения; дают в устной форме оценку деятельности

Индивидуальная: читают текст, правильно употребляя числительные

5. Конкурс редакторов

Форма - фронтальная; метод - беседа. Форма - индивидуальная, метод - практический. Форма- работа в паре ( метод- практический)

Постановка вопросов об особенностях употребления собирательных числительных, склонения числительных этого разряда. Вопросы: -Назовите особенности употребления собирательных числительных. -Какие собирательные числительные имеют форму рода? -В чем особенности их склонения? Формулирует задание: отредактировать предложение. Предлагает осуществить самооценку выполненных заданий, обозначить на оценочной шкале и прокомментировать результат, взаимопроверку; сравнить итоги самопроверки и взаимопроверки; сделать выводы, обращая внимание на затруднения, возникшие при выполнении практической работы, причины затруднения, меры по преодолению трудностей

Отвечают на вопросы. Выполняют задание. Самопроверка; взаимопроверка; комментируют итоги проверки; делают выводы.

Строят речевое высказывание при формулировании ответов на вопросы; делают выводы и умозаключение. Анализируют задание; удерживают в памяти условие учебной задачи; осуществляют рефлексорно-оценочные действия; дают в устной и письменной форме оценку деятельности; осуществляют само- и взаимоконтроль

Фронтальная: называют особенности употребления собирательных числительных, склонения собирательных числительных, имеющих форму рода. Индивидуальная: редактируют предложения

lll.Итог урока. Рефлексия деятельности

Форма - фронтальная, метод - беседа

Постановка вопросов, напавленных на формирование рефлексорно-оценочных умений по изучаемой теме. Вопросы -Над какой темой работали? -Что повторили? -Что удалось? Какое задание вызвало у вас затруднение? Что еще хотели бы узнать по теме? -Как оцениваете свою деятельность на уроке? Домашнее задание: Вспомнить пословицы, поговорки, фразеологизмы, содержащие имена числительные; художественные произведения, фильмы, в названиях которых есть имена числительные; найти материал о происхождении некоторых числительных в книгах "Занимательно о русском языке". "Занимательные материалы по русскому языку". Работы оформить для демонстрации в уголке русского языка

Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность на уроке

Осуществляют рефлексорно-оценочные действия;

Индивидуальная: проводят самоанализ учебной деятельности



© 2010-2022