Статья Информационные технологии в преподавании русского языка и литературы4411

В современной педагогической литературе все чаще употребляется понятие «компьютерное образование», т.е. развитие, воспитание и обучение человека в компьютерной среде в условиях, когда компьютер является предметом изучения, инструментом деятельности, средством самореализации. При таком подходе четко определяются цели компьютерного образования - формирование качеств личности-образованности, самостоятельности, критичности, ответственности, рефлективности. Компьютер в современных условиях - не прост...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Информационные технологии в преподавании русского языка и литературы

Анварова А.И.

МБОУ «Верхнеиндырчинская основная общеобразовательная школа» Апастовского муниципального района Республики Татарстан


В современном понимании термин «информационная технология обучения» характеризуется как «педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией»[1]. Под информационной технологией обучения понимают «приложение информационных технологий для создания новых возможностей передачи знаний (деятельности педагога), восприятия знаний (деятельности обучаемого), оценки качества обучения и, безусловно, всестороннего развития личности обучаемого в ходе учебно-воспитательного процесса» [2].

В современной педагогической литературе все чаще употребляется понятие «компьютерное образование», т.е. развитие, воспитание и обучение человека в компьютерной среде в условиях, когда компьютер является предметом изучения, инструментом деятельности, средством самореализации. При таком подходе четко определяются цели компьютерного образования - формирование качеств личности-образованности, самостоятельности, критичности, ответственности, рефлективности. Компьютер в современных условиях - не просто электронная вычислительная машина, это источник информации, инструмент её преобразования и универсальная система связи, обеспечивающая взаимодействие всех субъектов дидактической системы, включая и тех, с кем общение идет опосредованно через компьютерную программу[3].

Внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют широко использовать на практике психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.

Информационно-педагогические технологии базируются на следующих основных функциях: наглядности, обеспечивающей осознанность и осмысленность воспринимаемой учебной информации, формирование представителей и понятий; информативности, поскольку средства обучения являются непосредственными источниками знания, т.е. носителями определенной информации, компенсаторности, облегчающей процесс обучения, способствующей достижению цели с наименьшими затратами сил, времени; адаптивности, ориентированной на поддержание благоприятных условий протекания процесса обучения, организацию демонстраций, самостоятельных работ, преемственность знаний; интегративности, позволяющей рассматривать объект или явление и как часть, и как целое.

Под средствами информационных технологий понимаются «программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе вычислительной техники и современных средств, систем информационного обмена, обеспечивающие функции сбора, накопления, хранения, обработки, передачи информации» [4].

В последнее время электронные средства описываются термином «компьютерные технологии», а термин «информационные технологии» приобрел несколько иное значение, а именно: процесс накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств[5]. Они характеризуются средой, в которой осуществляются, и компонентами, которые она содержит:

-техническую (вид используемой техники для решения основных задач);

-программную (набор программных средств);

-предметную (содержание конкретной предметной области науки, техники, знания);

-методическую (инструкции, порядок пользования, оценка эффективности и др.).

Средствами информационных технологий можно хранить, оперативно искать, обрабатывать, продуцировать (моделировать, анализировать и выводить новую), передавать на любые расстояния и предъявлять в желаемом виде информацию больших объемов.

В отличие от других технических средств обучения, средства информационных технологии имеют ряд преимуществ таких, как: интерактивность (взаимодействие компьютер-человек или человек-компьютер-человек в режиме реального времени); моделинг (от параметризации задач до виртуальной реальности (различные тренажеры) для недоступных задач); коммуникативность (возможность использования средств информационных технологий как универсального средства связи).

Главным представляется не «прочтение» с помощью компьютера целого курса или его фрагментов и проверка усвоенного, а более высокий уровень репрезентирования в учебном процессе самого осваиваемого объекта, переход от описательного или аналитического представления этого объекта к моделированию его существенных свойств[6].

Сегодня наиболее перспективным направлением представляется использование средств информационных технологий (компьютерной графики, когнитивных технологий, мультимедийных средств), ориентированных на развитие умственных способностей человека. Появилась возможность представления знаний в различных формах: текстовой, графической, звуковой, динамической, что открывает принципиально новые возможности только для воспитания этих знаний человеком, но и для развития у него способностей оперировать ими. Многие специалисты считают, что для людей будущего принципиально важным окажется хорошее пространственное мышление, навыки которого должны быть своевременно развиты именно в системе образования.

В настоящее время существует большое количество различных классификаций и типологий педагогических программных средств. По методическому назначению программными средствами являются: компьютерные учебники; программы-тренажеры (репетиторы); контролирующие тестовые оболочки; информационно-справочные энциклопедии; имитационные программы; моделирующие программы; демонстрационные слайд или видео; учебно-игровые программы. Как технические, так и программные средства вносят свою специфику и оказывают определенное влияние на учебный процесс.

В исследованиях А.П. Суханова, А.Ю.Уварова, Г.В.Фроловой затрагивающих проблему создания и использования электронных средств обучения, можно выделить два основных подхода: педагогический и информационный. Педагогический подход основан на необходимости реализации в учебном процессе различных дидактических целей (характер представления окружающей действительности, организация разнообразных видов учебно-познавательной деятельности, осуществление мотивационных, учебно-воспитательных и контрольно-корректирующих функций и т.п.). Информационный подход направлен на создание своеобразной обучающей среды, в которой при использовании определенных педагогических технологий происходит процесс познания, интеллектуального развития.

Несмотря на огромные возможности компьютерных технологий обучения, главную и определяющую роль в процессе обучения, на мой взгляд, должен играть учитель. Соответственно этому возможное использование средств информационных технологий в учебном процессе будет определяться учителем.

Среди компьютерных информационных технологий, широко используемых в учебном процессе, выделяются: компьютерные демонстрации; лабораторно - компьютерные практикумы; компьютерное моделирование; компьютерное тестирование; программируемые учебные среды. Основным достоинством компьютерных демонстраций является то, что она может органично вписаться в любой момент учебного процесса, урок и эффективно помочь преподавателю и обучаемому.

Одним из бурно развивающихся направлений новых информационных технологий в учебном процессе являются мультимедийные технологии. Под мультимедиа понимают способ и средства передачи информации пользователю, при котором используется несколько средств: компьютерная графика, фотография, фрагменты видео, текст, звуковое сопровождение. Эффективности обучения способствует также мотивация, усиленная различными способами коммуникация.

Информационные технологии позволяют использовать на уроках в качестве наглядного материала мультимедийные презентации, созданные в программе « Power Point», электронные схемы и таблицы, упражнения для наблюдения в электронном виде, обучающие тесты для коллективного и индивидуального выполнения. Накопление банка наглядных материалов происходит не только за счет работы преподавателей, но и за счет творческих работ детей. Выступления учащихся на конференциях, на уроках сопровождаются мультимедийными презентациями.

Мультимедийная презентация - один из эффектных методов организация обучения на уроках. Внедрение этой деятельности позволяет учителю организовать освоение современных информационных технологий, сформировать у учащихся необходимые навыки самостоятельной работы с современными системами, позволяет одновременно использовать различные способы представления информации: таблицы, изображения, анимацию, видео, и каждый слайд может включить в себя различные формы представления информации.

Мультимедийную презентацию может создать учитель к уроку, либо ученик в качестве проектной работы. Существует много возможностей демонстрации мультимедийной презентации и объяснения нового материала:

- демонстрация происходит с помощью проектора, учитель объясняет новый материал;

- на каждом компьютере ученик смотрит мультимедийную презентацию сам, слушая объяснения учителя;

- ученик самостоятельно изучает материал во время демонстрации мультимедийной презентации на своем компьютере;

- демонстрация материала, непосредственная работа с ним происходит с помощью проектора и интерактивной доски.

Возможности использования интерактивной доски особенно велики: можно представлять и выделять определения, понятия, термины с помощью цветных маркеров, выделительных линий, показывать видеофрагменты, иллюстративный материал, карты, выделять необходимый фрагмент.

Возможности анимации позволяет акцентировать внимание учащихся на наиболее важных моментах урока, позволяют понять логику построения логических цепочек, схем, таблиц, планов. Сегодня мультимедийная презентация, подготовленная учителем к уроку, где используется интерактивное оборудование, заменила и конспекты уроков, и тезисы докладов и сообщений.

Необходимо подчеркнуть, что само по себе пользование мультимедийными средствами не окажет значительного влияния на процесс обучения. Главным, на мой взгляд, является педагогическая стратегия использования мультимедийных средств. Здесь решающую роль играет знание психологии обучения и восприятия обучающегося.

С помощью информационного комплекса можно организовать углубленное изучение предмета для сильных учащихся и корректирующую работу со слабыми учащимися на основе индивидуальной карты пробелов. Непосредственно на уроке время для работы с каждым учеником ограничено. Необходимо такое средство, которое максимально сократит время на проверку дополнительных заданий, выполненных учащимися. Именно таким средством и является информационный комплекс, который помогает индивидуализировать работу с учащимися на протяжении всего изучения школьного курса.

Работу с информационными технологиями позволяют осуществлять программы, имеющиеся в кабинетах и создаваемые учениками. Например, «Фраза» по русскому языку, «Семейный наставник» и подобные им программы представляют собой комплекс справочных материалов и готовых диагностических, коррекционных и обучающих тестов по всем классам и темам школьного курса русского языка. Второй тип программ « NEW TEST», «TESTPRO» дает возможность учителю самостоятельно сформулировать задание и составить тест по изучаемому материалу с учетом особенностей клас- са и пробелов учащихся в знаниях и навыках[7].

За последние годы в школе сложилась система применения компьютерных технологий в преподавании целого ряда предметов, в том числе русского языка и литературы.

Опыт нескольких последних лет показал, что в сочетании с другими видами проверки использования тестовых технологий является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету.

Использования программированного контроля знаний учащихся, особенно с применением компьютерной техники, позволил выделить следующие положительные моменты:

- устранена возможность подсказок и списывания;

- повысилась объективность оценки знаний;

- преподаватель освобождается от проверки контрольных работ и может, используя статистические данные, оперативно получить объективную картину успеваемости, определить, какие области курса учащиеся усвоили хуже всего и своевременно скорректировать учебный процесс.

Таким образом, использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы позволяет реализовать следующие функции: организацию учебных, справочных и методических материалов в единой информационной системе с использованием четкой структуры поиска; оказание помощи в изучении предметов путем предоставления объяснения по конкретным вопросам; организацию самостоятельной работы обучаемых по повторению ранее изученного материала; развитие творческих способностей учеников; развитие умения анализировать и систематизировать изучаемый материал; создание текстовой системы проверки знаний для самоконтроля и итогового контроля. Использование средств информационных технологий как высокоэффективного педагогического инструмента позволяет получить новое качество образовательного процесса при меньших затратах сил и времени как преподавателей, так и учащихся. Информационные технологии используются для повышения эффективности образования.

Литература

  1. Шило Л.П. Вопросы компьютеризации учебного процесса /М.: Просвещение, 1987. - 128 с.

  2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании/ М.: Академия, 2003. - 22 с.

  3. Кречетников К.Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе/Ярославль: ЯГПУ, 2003. - 40 с.

  4. Халитова З.Р. Дидактические условия подготовки будущих учителей к применению компьютерной техники в учебной процессе/ Казань: КГПУ, 2000. - 180 с.

  5. Образцов П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения/Орел: Орловский государственный технологический университет, 2000.- 9 с.

  6. Киршев С.П. Компьютер как средство повышения эффективности учебного процесса/ URL: lib.sportedu.ru.

  7. Габдулхаков В.Ф. Русский язык как государственный в национально-региональных условиях Татарстана/Казань: Татарское книжное издательство, 2007.- 419с.


© 2010-2022