Урок по литературе на тему Чацкий в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума (9 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Александр Андреевич Чацкий в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Цель: расширить знания учащихся, привести весь материал в систему, обобщить его, сделать выводы о значении образа Чацкого в комедии.

Оборудование: компьютер, фрагменты видеофильма «Горе от ума», презентация «Образ Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума».

План урока.

1. Организационный момент.

2. Постановка цели и задач урока.

3. Проверка домашнего задания.

4. Сообщение новой темы.

5. Знакомство с новой темой:

а) знакомство с планом работы над образом; беседа по вопросам с привлечением текста;

в) просмотр видеофрагмента;

6. Итог урока.Рефлексия.

7. Домашнее задание.

Ход урока.

  1. Знакомство с планом работы.

1.) Прошлое Чацкого; его занятия; как автор вводит эти сведения в пьесу?

2) Личная драма Чацкого.

  1. Против чего протестует Чацкий; каковы его собственные идеалы?

  2. Как характеризует Чацкого его речь?

  3. Кто Чацкий - победитель или побеждённый?

  4. Значение образа Чацкого.

2. Просмотр видеоролика «Первое появление Чацкого» (Д. I)

Какое чувство вызывает его первое появление у читателей? Что знают они и чего не знает он?

3.Проверка домашней работы. Сообщения учащихся на тему:

- Прошлое Чацкого.

- Личная драма Чацкого.

4. Беседа по вопросам, работа с текстом.

- Что же вызывает негодование Чацкого?

- Каковы его собственные идеалы?

- Как говорит Чацкий? Работа в группах.

5.Прослушивание фрагмента (видеоролик) « Монолог Чацкого «А судьи кто?». Беседа по вопоросам: Как старый мир борется с Чацким? Кто побеждает в этой борьбе?

6.Чтение фрагмента статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний» о Чацком.

7.Слово учителя о значении образа Чацкого.

Значение образа Чацкого не только в разоблачении старого мира, но и в утверждении новых, декабристских идеалов. У Чацкого они ясно выражены: он требует освобождения закрепощённой личности, уважения к простому народу, развития науки и национальной культуры, свободы мнений, свободного выбора профессий, справедливой оценки человека по его качествам.

Одинок ли Чацкий?

С первого взгляда кажется, что Чацкий совершенно одинок. Но если вчитаться в пьесу, можно увидеть, что за Чацким стоят его единомышленники. Кроме двоюродного брата Скалозуба, князя Фёдора и профессоров Педагогического института, «упражняющихся» «в расколах и безверьи», к ним относятся и те студенты, которые обучались у этих профессоров.

Итак, круг единомышленников Чацкого шире, чем кажется на первый взгляд.

Чацкий - образ типичный. Таких людей, как он, в русской жизни было не так уж много, протестовало меньшинство, но Грибоедов понял, что за такими людьми - будущее, и создал образ передового человека первого периода освободительного движения в России.

8.Составление плана характеристики Чацкого.

  1. Первая встреча читателя с Чацким.

  2. Личная драма Чацкого и качества, проявившиеся в отношении к Софье.

  3. Чацкий в борьбе со старым миром.


  1. Клевета как способ борьбы крепостников с Чацким; обличающее слово как средство борьбы Чацкого.

  2. Речевая характеристика Чацкого.

  3. Значение образа Чацкого.

  1. Чацкий - победитель и жертва (оценка Гончаровым образа Чацкого)

  2. Чацкий - выразитель взглядов декабристов.

  3. Типичность образа Чацкого.

9. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: Выучить наизусть один из монологов Чацкого. Выписать из текста афоризмы. Проанализировать эпизод «сумасшествия» Чацкого.




© 2010-2022