Мастер-класс по литературе на тему Развитие языковых компетенций через креативные виды работы на уроке литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс на конкурс «Учитель года 2015»

Развитие языковых компетенций через креативные виды работы на уроке литературы

  1. Однажды один праведный человек умер и очутился в раю.

Там он встретил Бога. Бог улыбнулся ему и протянул ему свои объятия. Но праведник сразу же начал упрекать Бога: «Всю жизнь я жил по твоим заповедям, я был верен тебе, я очень много работал! Но как я не старался я все равно всю жизнь был бедный! У меня не было ничего: ни хорошего дома, ни прекрасной жены, ни маленьких детишек! Ничего! Почему же так?!»

Тогда Бог взял его за руку и повел за собой в глубину рая:

«Оглянись вокруг! Видишь, на холме стоит большой дом? Этот дом твой.

Видишь, какая прекрасная девушка стоит около твоего дома? Эта девушка твоя жена.

Видишь, как резво бегают ребятишки около нее? Они называют тебя отцом!

А знаешь, почему ты все это так и не получил?»

«Почему?» - с болью в сердце спросил человек.

- Уважаемые коллеги, гости, как вы думаете, что ответил Бог этому человеку? (различные варианты предлагают)

- А Бог ответил: «Потому, что ты об этом даже НЕ МЕЧТАЛ!!!»

- Как вы думаете, в чём смысл этой притчи? (в том, что человек, мечтая, подсознательно сам создаёт себе условия для действий, которые постепенно приближают его к желаемому. Но мечта может стать большим разочарованием для того, кто бездеятелен и для того, кто ждёт воплотителя своих фантазий извне)

- Спасибо! Вы правы.

- Скажите, а с чем у вас ассоциируется слово «мечта»? (дают разные ответы)

- Я предлагаю вам ряд слов-ассоциаций, в том числе и те, которые назвали вы.

- Распределите слова в две группы. Вы называйте, и по щелчку мыши слова будут перемещаться в нужную группу.

МЕЧТА

ТВОРЧЕСТВО

Сон, чудо, счастье, воплощение, осуществление, любовь, будущее, фантазия, душа, планирование, детство, труд, море.

Чудо, счастье, воплощение, осуществление, любовь, будущее, фантазия, душа, планирование, детство, труд, море.

- Как вы думаете, почему многие из предложенных слов-ассоциаций попали в обе группы? (выдвигают предположения)

- Не могу с вами не согласиться. Слова мечта и творчество действительно, близки: именно мечта рождает творчество, а творчество мотивирует к мыслям, мечтам и действиям.

- Обратите внимание на экран и скажите, какой из предложенных образов вызывает у вас самую яркую ассоциацию с мечтой? (уверена, что многие скажут, что алые паруса)

- В данном случае Ваша ассоциация полностью совпадает с моей.

- Сегодня я приглашаю вас отправиться навстречу своей мечте на корабле с алыми парусами.

Фрагмент фильма «Алые паруса»

- Но мне нужны помощники. Уважаемая фокус-группа, пройдите на сцену.

- Для того чтобы приблизиться к мечте, нам необходимо сегодня решить несколько творческих задач. Для этого прошу вас разбиться на 3 группы.

- Для каждой группы подготовлен свой путевой лист, ознакомившись с которым вы можете приступать к выполнению.

Желаю удачи!

- Уважаемые зрители, пока наши группы заняты творчеством, я хочу обратиться к вам.

- Вы верите в мечту?

- Я предлагаю вам сейчас тоже разделиться на группы, их будет две:

  • Мечтатели

  • Философы

- Уважаемые философы, вам предлагается поработать с афоризмами. Прочитайте и выберите тот, который соответствует вашему пониманию, что такое мечта. Объясните Ваш выбор.

- А мечтателям я предлагаю пройти тест, который поможет разобраться, насколько Ваша мечта соответствует вашей личности, и стремитесь ли Вы к исполнению именно своей мечты. А может быть, вы руководствуетесь чужими идеями?!

Тест «Мечта» состоит в следующем: выберите из двух ответов тот, который больше вам подходит.

1. Ваша мечта …

А) лежит тяжким грузом на ваших плечах

Б) придает вам уверенность, легкость и силы для реализации мечты

2. Она …

А) высасывает из вас энергию, напрягает

Б) придает энергию, зажигает вас, вдохновляет на дальнейшую работу

3. Мечта …

А) навевает на вас сонливость, когда приходится проявить инициативу

Б) будит вас среди ночи, крутится в голове, не дает покоя

4. Она …

А) не дает применить ваши лучшие качества

Б) заставляет выйти из зоны комфорта

5. Мечта …

А) исполняется вами из-под палки

Б) исполняется с радостью

6. Она …

А) приносит удовлетворение другим людям

Б) приносит чувство удовлетворения именно вам

7. Мечта …

А) не подходит вам по многим критериям

Б) как будто специально создана для вас

Ключ: чем больше выбрано ответов под буквой Б, тем больше мечта соответствует вам. Д. Максвелл уверен, что «понимание того, что желание принадлежит вам, является первым и самым важным шагом к ее осуществлению»

- Я надеюсь, Мечтатели, ваши мечты принадлежат именно вам. А это значит - Вы на пути к их осуществлению.

- Уважаемые философы, какие афоризмы о мечте заставили ваше сердце волноваться? Представьте нам, пожалуйста, их и поясните Ваш выбор?

- Ну что же, мудрецы говорят: ясность цели - это уже половина успеха. Поэтому я надеюсь, вы на пути к своей мечте.

- Спасибо вам, дорогие зрители, за работу!

- Настало время вернуться к нашей фокус-группе.

- Группы, справились ли вы с заданиями?

- Пожалуйста, познакомьте нас с заданиями и представьте результаты работы вашей группы.

  • Первыми я приглашаю Литераторов.

-Что вы делали?

  • Кораблестроители.

- В чём состояла Ваша задача?

  • Фонографы.

- Какое задание было у Вас?

- Спасибо за сотрудничество! сегодня Мы с Вами не просто мечтали - мы действовали. Я приглашаю Вас, уважаемые помощники, подняться на борт корабля с алыми парусами (подходят и берутся за канат). Алые паруса - это пожалуй самый яркий в русской литературе символ сбывшейся мечты.

Я очень надеюсь, что сегодня нам с вами стало понятно, что путь к мечте - это путь к своей цели.

И я хочу спросить вас:

- Команда, цель видите? (видим).

- В себя верите? (верим)

- Препятствий не замечаете? ( не замечаем).

- Тогда вперёд к своей мечте

Звучит музыка и я читаю стихи от ЕА

Вперёд!!!

Наш корабль плывёт по океану знания…

Вперёд!!!

Ветер мачты рвёт, и ждут нас испытания!

Верь своей мечте, и к своей звезде

Ты всегда стремись бесстрашно и неистово!

С ветром в парусах, с Верой в небесах

И с командой, что в шторма любые выстоит!































Дорожная карта

Вторая группа.

Задание: постройте корабль, на котором мы смело отправимся к своей заветной мечте. На столе у Вас есть всё необходимое.

Файл № 1: паруса для первой мачты, пазлы корпуса корабля, флаг. Файл № 2: паруса для второй мачты, флаг.

Шаг 1: соберите корпус корабля, совместив подходящие детали и наклеив их на плакат.

Шаг 2: для того чтобы у Вас получились объёмные паруса, необходимо края подходящей заготовки паруса вставить в соответствующие прорези на мачте.

Шаг 3: вставьте древко флага в верхнюю часть мачты.

Шаг 4: подготовьтесь защитить свой проект.







Дорожная карта

Третья группа.

Задание: для того чтобы парусник поплыл, необходимо, чтобы ветер наполнил паруса.

Шаг 1: прослушайте предложенные музыкальные фрагменты (на рабочем столе компьютера папка «Музыка ветра»).

Шаг 2: подберите подходящую, на Ваш взгляд, «музыку ветра».

Шаг 3: Подготовьте небольшое, но убедительное высказывание-защиту своего выбора.







Дорожная карта

Первая группа

Задание: перед вами книги разных жанров и авторов, а также аннотации к каждой из предложенных книг.

Шаг 1: рассмотрите книги, прочитайте аннотации к ним.

Шаг 2: выберите книгу, которая является, на Ваш взгляд, символом любви, веры и сбывшейся мечты.

Шаг 3: Подготовьте небольшое, но убедительное высказывание-защиту своего выбора.

При защите Вы можете воспользоваться предложенными клише:

Вариант 1: Мы выбрали книгу _______________________________________________,

(автор, название)

потому что в ней автор говорит о ____________________________________________.

Вариант 2: Мы выбрали книгу _______________________________________________,

(автор, название)

которая, по нашему мнению, _________________________________________________.

Наш выбор обусловлен тем, что _______________________________________________

___________________________________________________________________________.







Тест «Мечта»

Выберите из двух ответов тот, который больше вам подходит.

1. Ваша мечта …

А) лежит тяжким грузом на ваших плечах

Б) придает вам уверенность, легкость и силы для реализации мечты

2. Она …

А) высасывает из вас энергию, напрягает

Б) придает энергию, зажигает вас, вдохновляет на дальнейшую работу

3. Мечта …

А) навевает на вас сонливость, когда приходится проявить инициативу

Б) будит вас среди ночи, крутится в голове, не дает покоя

4. Она …

А) не дает применить ваши лучшие качества

Б) заставляет выйти из зоны комфорта

5. Мечта …

А) исполняется вами из-под палки

Б) исполняется с радостью

6. Она …

А) приносит удовлетворение другим людям

Б) приносит чувство удовлетворения именно вам

7. Мечта …

А) не подходит вам по многим критериям

Б) как будто специально создана для вас

Ключ: чем больше выбрано ответов под буквой Б, тем больше мечта соответствует вам. Д. Максвелл уверен, что «понимание того, что желание принадлежит вам, является первым и самым важным шагом к ее осуществлению»



Прочитайте и выберите тот афоризм, который соответствует вашему пониманию, что такое мечта. Объясните Ваш выбор.

«Разум человеческий владеет тремя ключами, открывающими все: цифрой, буквой, нотой. Знать, думать, мечтать. Все в этом»

Виктор Гюго

«Каждая мечта тебе дается вместе с силами, необходимыми для ее осуществления. Однако, тебе, возможно, придется ради этого потрудиться»

Ричард Бах

«Сами собой мечты явью не станут»

Пауло Коэльо

«Жизнь человеческая замерла бы на одной точке, если бы юность не мечтала, и зерна многих великих идей созрели незримо в радужной оболочке юношеских утопий»

Константин Ушинский

«Именно в мечтах рождаются новые идеи… Добиться исполнения мечты - в этом величайший смысл жизни человека»

Алексей Яковлев

Если отнять у человека способность мечтать, то отпадет одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего.

Паустовский К. Г.

© 2010-2022