Разработка урока Разговорная лексика

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № ________

Тема: «Разговорная лексика»

Цель урока: углубить знания учащихся о разговорной лексике.

Задачи: предметные: обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «лексикология»; расширить и углубить предметную компетенцию учащихся;.

метапредметные: совершенствовать учебно-языковые умения и навыки; воспитывать познавательную активность и творческие способности учащихся;

личностные: отработка навыков работы в группе; умение слушать друг друга; уважать мнение других; помогать друг другу; уважать достижения других.

Тип урока: урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный этап.

Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

  1. Проверка д/з.

Проверка наличия домашнего задания

Показывают работы.

  1. Мотивация УУД.

Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость.

Августин Аврелий

Работают с эпиграфом.


  1. Актуализация опорных знаний.

Расскажите теорию «трёх штилей» Ломоносова.

Рассказывают

  1. Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока.

Объявляет тему, цель, задачи урока, план. Запись на доске и в классном журнале.

Оформление тетради. Оформление эпиграфа.

  1. Работа над темой (продолжение).

Работа с учебником: стр.100, №25 чтение материала учебника, составление схемы

Разговорная лексика - это слова, употребляющиеся в непринужденной беседе.

Вещица, грязища, дрязги, ерунда, молодчина, работяга, раздевалка, торгаш, халтурщик, читалка; безалаберный, вихрастый, долговязый, заправский, злющий, каверзный, нынешний, прыткий, разбитной, щуплый; выкрутиться, грохнуть; ехидничать, затеять, навязаться, огорошить, прихвастнуть, тараторить, франтить, чудить; вконец, втихомолку, играючи, кувырком, многовато, нагишом, помаленьку, по-свойски, хорошенько, чуточку, экий, этакий; ага, бац, ну, ого, ой.

Разговорная лексика:

  1. Литературно-разговорные слова;

  2. Жаргонизмы;

  3. Диалектизмы;

  4. Просторечные слова.

Составляют схему.



Записать частично слова.

  1. Физкультминутка

Облако

Нарисуйте глазами облако на потолке класса и проследите путь снежинки до земли.

Проведем, друзья, сейчас

Упражнение для глаз.

Вправо, влево посмотрели,

Глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз.

Ты, хрусталик, не сердись,

Посмотри на потолок,

Отыщи там уголок.

Чтобы мышцы крепче стали,

Смотрим мы по диагоналям.

Мы не будем циркуль брать,

Будем взглядом круг писать.

А теперь слова напишем.

Чьи же буквы будут выше?

«Папа», «мама», «дом», «трава» -

За окном у нас видна.

За окно ты посмотри.

Что ты видишь там вдали?

А теперь на кончик носа.

Повтори так восемь раз -

Лучше будет видеть глаз.

Глазки нас благодарят,

Поморгать нам всем велят.

Плавно глазками моргаем,

Потом глазки закрываем.

Чтобы больше было силы,

К ним ладошки приложили.

(Дети закрывают глаза ладонями, держат их так до тех пор, пока не почувствуют глазами тепло от рук.)

Раз, два, три, четыре, пять -

Можно глазки открывать!

Делают разминку для глаз.


  1. Закрепление материала.

Упражнение. Сгруппируйте приведённые слова по трём стилистическим разрядам: 1) стилистически нейтральные; 2) книжные; 3) разговорные.

Ахнуть, актуальный, взыскание, трёпка, вещий, вкалывать, доверенность, дефект, иждивение, забота, вакуоль, иск, книжка, косинус, картошка, начертать, норма, нормальный, отлынивать, пневмония, чахотка, работа, рот, трудиться, уста, эксперимент.

Упражнение. Определите значения просторечных слов, замените их литературными.

Богатей, тепереча, манатки, тутошний, небось, умаяться, сызмала, смотаться, шибко, пузо, сдрейфить, расфуфыриться, укокошить.

Самостоятельная работа.

Упражнение . Прочитайте группы слов, определите, к какому пласту лексики они относятся.

Неустрашимый - храбрый - удалой.

Добрые и злые, умные и недалекие, веселые и угрюмые, откровенные и хитрый.

Намеднись, бучило, сугибель.

Лицедей, перст, верста.

Мультикасса, роуминг, штрихкод.

Флора, фауна, эволюция.

Упражнение . Распределите слова-синонимы в графы таблицы. Выполнив это задание, сделайте вывод.

Нейтральное Книжное Разговорное

Идти, шествовать, плестись, жадный, завистливый, алчный, гигантский, здоро-венный, большой, дрыхнуть, ночевать, спать, ходатайствовать, просить, клян-чить, заплакать, зарыдать, разреветься.

Работа в парах.

  1. Рефлексия.

Продолжить фразу…

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают.

  1. Домашнее задание

Подобрать три примера (см. упр. 195)

Запись в дневник.

  1. Заключительное слово учителя


Мой верный друг! мой враг коварный!

Мой царь! мой раб! родной язык!

Мои стихи - как дым алтарный!

Как вызов яростный - мой крик!

Ты дал мечте безумной крылья,

Мечту ты путами обвил,

Меня спасал в часы бессилья

И сокрушал избытком сил.

Как часто в тайне звуков странных

И в потаенном смысле слов

Я обретал напев - нежданных,

Овладевавших мной стихов!

Но часто, радостью измучен

Иль тихой упоен тоской,

Я тщетно ждал, чтоб был созвучен

С душой дрожащей - отзвук твой! Брюсов. Родной язык.Разработка урока Разговорная лексика

1



© 2010-2022