Конспект урока литературы на тему Мастер и Маргарита

Воланд в романе наказывает не только писателей, но и простых обывателей. Как именно, какими средствами автор изображает обывателей? Изображению московских обывателей служит шарж, ирония, гротеск, фантастика (повторить по словарю, если не помнят ученики). Но основное средство – сатира. Первый персонаж – Иван Бездомный. Знакомство с этим персонажем происходит в самом начале романа, когда Берлиоз и Бездомный беседуют об  антирелигиозной поэме о Иисусе Христе, заказанной Бездомному Берлиозом. Для Б...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока литературы в 10 классе

Тема: Два мира в романе «Мастер и Маргарита»

Цели:

  1. Донести до учеников своеобразие композиции романа и философских прозрений Булгакова;

  2. способствовать воспитанию презрительного отношения к обывательщине и восприятию творческого начала;

  3. способствовать развитию логического, творческого мышления, умения анализировать прочитанное.

Вид урока: урок- творческая беседа.

Ход урока:

Слово учителя:

Любите ли вы мечтать? Создаете ли вы в своих мечтах какие-то фантастические, известные только вам миры? Если да, то вам по пути с Михаилом Афанасьевичем Булгаковым, который в своем гениальном творческом воображении создал два не похожих друг на друга мира.

Вопрос: Что это за миры?

Это мир ершалаимский времен рождения, мессианского проповедничества и распятия Иисуса Христа и мир московский 30-х годов 20 века.

Вопрос: В чем необычность построения (композиции) романа «Мастер и Маргарита»?

В соединении в одном романе повествования об этих двух мирах. Это роман в романе. И один мир отражается в мире другом, как в зеркале.

Дома вы должны были составить таблицу и ее заполнить:

«Два мира. Параллели и отражения»

Мир Москвы 30-х гг. 20в.

Мир Ершалаима нач. нашей эры.

1. Изображается советская власть (жестокость, преследование инакомыслия).

1. Изображается власть императора Тиверия. (Наместник, подчиненный власти, - Понтий Пилат. Все шепчут про него, что он жестокое чудовище).

2. В центре - судьба творческой личности - Мастера, судьба его романа о бродячем философе.

2. В центре - судьба бродячего философа, который будит в Понтии Пилате, жестоком прокураторе Иудеи настоящую человечность.

3. Наказание нечестных людей - например, предателя барона Майгеля, конъюнктурщика Берлиоза, вора-буфетчика, писательской братии и т.д.

3. Наказание Иуды, наказание Пилата и тд.

Таблицу продолжают ученики, зачитывают возможные параллели и объясняют, почему решили, что эпизоды параллельны.

Таблицу можно оформить в виде индивидуальной карты на компьютере. Или предложить создать электронную книжку-энциклопедию, где на отдельных страницах будут отражаться все этапы анализа романа.

Слово учителя:

Вы зачитали таблицу, в которой отразили свое видение параллелей романа о дьяволе и романа о Иешуа Га-Ноцри. Но какой смысл вложил Булгаков, изображая два столь отстоящих друг от друга по времени мира?

Первый мир - московский. С изображения этого мира начинается роман.

Зачитывание исследовательского материала, подготовленного учениками

Москва представляет в колоритно написанных эпизодах: «Вечер в доме литераторов», «События в жилтовариществе», «На садовой», «Сеанс волшебной магии в Варьете» - эта Москва советская. По всему роману рассыпаны приметы нового времени: Соловки, как реальная угроза наказания, шпиономания («Он никакой не интурист, а шпион»), обязательное членство в профсоюзе (Ивана Бездомного спросили в больнице, член ли он профсоюза), доносы и стукачество по телефону (Коровьев и его проделки), тотальные проверки документов («А у вас есть документик?»), вранье с эстрады, секретные наблюдения за гражданами, непечатание «опасных» книг, магазины для «богатых», буфеты с несвежими продуктами, аресты.

Вопрос: Какой персонаж в московском мире встречается читателю первым?

Председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций (МАССОЛИТ), редактор толстого литературного журнала Михаил Александрович Берлиоз. Берлиоз является на страницах романа дважды. Но если в первой главе он предстаёт перед читателем «из плоти и крови», то в главе двадцать третьей у редактора вид самый фантастический - мёртвая голова на золотом блюде. Его нельзя отнести к главным героям романа. Он погибает в самом его начале. Но по ходу действия о нём то и дело вспоминают. Берлиоз - большой литературный авторитет. Хоронят его по «высшему разряду», как лицо очень значительное.

Вопрос: Зачем Булгаков «заставляет» умереть Берлиоза?

Он - «наставник» Ивана Бездомного, которого он убеждает, что «главное не в том, каков был Иисус, плох ли, хорош ли, а в том, что Иисуса-то этого, как личности не существовало на свете и что все рассказы о нем - простые выдумки, самый обыкновенный миф». Его сознание - сознание идеолога, вождя, привыкшего сидеть не за письменным столом, а за ресторанным столиком вместе с обладателями «перелыгинских» дач. Берлиоз помог мастеру напечатать отрывок романа, но «пристроил» рукопись не в своём журнале, а в одной из газет. А затем, увидев, что скандал вокруг отрывка слишком велик, решил обезопасить себя публикацией антирелигиозной поэмы о христианском Иисусе, «которого на самом деле никогда не было в живых».

Вопрос: Обратили ли вы внимание на слова Воланда: «Раз, два…Меркурий во втором доме… луна ушла…шесть…»? Что они означают?

Это означало, что председатель МАССОЛИТа счастлив и в торговле. Михаил Александрович действительно ввел торгующих в храм литературы и получал материальные блага в обмен на отказ от свободы творчества. Не случайно его громадную прекрасную квартиру атакуют после его смерти его «родственники», но им она не достается, становится «нехорошей» и в ней поселяется Воланд. Материальное бытие стало для Берлиоза небытием.

Вопрос: Какова судьба этого персонажа?

Герой получает окончательный приговор, который вынесен Воландом на балу словом Христа: «каждому будет дано по его вере».

Вопрос: Как характеризуется в романе московский писательский мир, главой которого является Берлиоз?

Для характеристики литературного мира Москвы очень важны МАССОЛИТ и «Грибоедов». МАССОЛИТ - название выдуманной Булгаковым Московской ассоциации литераторов, напоминающее другую аббревиатуру этого времени - РАПП: литературную группировку, которая стала символом карательных функций по отношению к свободомыслящим художникам.

Писатели, входящие в МАССОЛИТ, играют в романе неблаговидную роль: Лаврович, Латунский и др. уничтожают статьями, доносами Мастера и его роман. Они равнодушны ко всему, кроме своей карьеры. Они не лишены ни знаний, ни интеллекта, но все это служит собственному продвижению по карьерной лестнице.

«Грибоедов» - ресторан, в котором собирается пишущая братия, но не для того, чтобы обсудить будущего Дон Кихота или Тартюфа, а для того, чтобы отведать порционные судачки аля натюрель, филейчики, выпить, разделить перелыгинские дачи. Грибоедов - символ не пишущей, а жующей писательской братии, символ превращения литературы в источник насыщения неумеренных аппетитов.

Вопрос:

Воланд в романе наказывает не только писателей, но и простых обывателей. Как именно, какими средствами автор изображает обывателей?

Изображению московских обывателей служит шарж, ирония, гротеск, фантастика (повторить по словарю, если не помнят ученики). Но основное средство - сатира.

Первый персонаж - Иван Бездомный. Знакомство с этим персонажем происходит в самом начале романа, когда Берлиоз и Бездомный беседуют об антирелигиозной поэме о Иисусе Христе, заказанной Бездомному Берлиозом. Для Булгакова творение Бездомного - законченный образчик антиискусства. «Трудно сказать, что именно подвело Ивана Николаевича - изобразительная ли сила его таланта или полное незнакомство с вопросом, по которому он собирался писать, - но Иисус в его изображении получился ну совершенно как живой, хотя и не привлекающий к себе персонаж». Следует обратить внимание на слова «полное незнакомство». Что может сотворить сознание при полном незнакомстве с предметом, что нафантазировать, тем более в антирелигиозном ключе!

Вопрос: Меняется ли характер и мировоззрение Ивана?

Встреча с Мастером на время меняет его, но потом он заболевает «всезнанием», истинное духовное начало ему не доступно, все происшедшее он объясняет тем, что «в молодости он стал жертвой преступных гипнотезеров». Иван так и остается Иванушкой.

Вопрос: Какие еще герои изображаются сатирически и почему?

Никанор Иванович Босой, председатель жилтоварищества. Он взяточник, мошенник. Алоизий Могарыч, «подружившийся», втершийся в доверие к Мастеру, написавший на него донос, выселивший из квартиры. Наушник и доносчик барон Майгель, кровь которого пьет Воланд. Пьяница, занимающий не свое место Степан Богданович Лиходеев. Врун Варенуха, скупердяй и жулик буфетчик Андрей Фокич. Чиновник Николай Иванович, берущий справку для оправдания перед женой за полеты в образе борова. Прохор Петрович, костюм которого справляется с обязанностями чиновника и без его обладателя.Все эти герои подвергаются и осмеянию, и осуждению автора.

Вопрос:А как показана московская публика на сеансе черной магии?

Присутствовавшую на сеансе чёрной магии публику объединяла страстная любовь к деньгам, чрезмерное любопытство, атеизм, недоверчивость и страсть к разоблачениям. Да, граждане сильно изменились внешне. А внутренне они люди как люди. "Ну, легкомысленны ну, что ж и милосердие иногда стучится в их сердца, обыкновенные люди". Возможность лёгкой наживы опьяняет, деньги разжигают злобу, выявляют и без того накопившуюся в большом количестве в умах граждан глупость. И голову болтуну Бенгальскому Фагот отрывает не по собственной инициативе. Это безобразное предложение поступило с галёрки. Даже когда оторванная голова звала доктора, никто не пришёл к ней на помощь. Публика не привыкла видеть такое количество крови и посему просила Фагота простить несчастного конферансье, надеть обратно его глупую голову.

Типичный представитель зала - женщина, вышедшая на сцену, чтобы забрать бесплатные туфли. Ей бы поскорее удалиться с товаром, но она ещё спрашивает "А они не будут жать?". Москвичи к тому же ещё и большие вруны. Они обманывают друг друга и самих себя. Аннушка, виновная в убийстве Берлиоза по неосторожности, начала врать, когда в её руки случайно попала золотая подкова "Так это ваша подковочка. А я смотрю, лежит в салфеточке. Я нарочно прибрала, чтобы кто не поднял, а то потом поминай как звали".

Жадность и лицемерие управляют такими людьми.

Автор обнажает пороки времени с помощью сатиры и фантастики.

Второй мир - ершалаимский.

Два главных его представителя ершалаиского мира, ради которых и написан роман Мастера - Иешуа и Понтий Пилат.

Вопрос: Исследователи отмечают, что Иешуа Булгакова отличается от Иисуса Нового Завета. Каким предстает перед читателем Иешуа?

Зачитывание исследовательского материала

В романе Мастер показывает Иешуа как носителя высшей истины - истины доброй воли, согласно которой «человек может делать добро помимо и вопреки всяких корыстных побуждений, ради самой идеи добра, из одного уважения к долгу или нравственному закону».

«Злых людей нет на свете» - утверждает Иешуа. И даже кентуриона Марка он характеризует как доброго, хотя и несчастливого человека. Все это Иешуа говорит прокуратору после того, как его самого добрые люди предали, измучили и собираются казнить. Вечные образы Библии, открывшиеся сознанию Мастера, раздвигают масштабы его произведения в вечность и бесконечность, придают особую весомость нравственному кредо. Этот роман как бы фокусирует в себе глобальные этические противоречия, которое обязано решать своей жизнью каждое последующее поколение людей, каждая мыслящая и страдающая личность.

Вопрос: Каков Пилат до знакомства с Иешуа?

Зачитывание исследовательского материала

Бесстрашный воин и умный политик. (Пилат не только совершенно командует турмой, но и спасает окруженного германцами Марка Крысобоя).

Вопрос: Что думает о Пилате простой народ, как воспринимает его?

Жизнь опостылела ему, он всех презирает, в его душе царят жестокость и коварство. «Это ты меня называешь добрым человеком? Ты ошибаешься. В Ершалаиме все шепчут про меня, что я свирепое чудовище, и это совершенно верно» - говорит он Иешуа. И Иешуа словно вторит ему: «Беда в том, что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей». Но он еще способен осознать весь ужас своего положения. Отсюда и постоянные тяжкие думы, и мучающая его мигрень. «О, боги мои! Я спрашиваю его чем-то ненужном на суде…Мой ум не служит мне больше…».

Вопрос: К какому выводу приходит Пилат, допросив Иешуа?

«Зачем же ты, бродяга на базаре смущал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь представления? Что такое истина?» - задает Пилат вопрос Иисусу. Встреча с Иешуа вызывает в нем сложный поток чувств и мыслей, и он приходит к выводу, что бродячий философ невиновен. «…в светлой теперь и легкой голове прокуратора сложилась формула. Она была такова: игемон разобрал дело бродячего философа Иешуа, по кличке Га-Ноцри, и состава преступления в нем не нашел». В это время прокуратор наблюдает, как ласточка вылетает на волю.

Вопрос: Что символизирует в данном случае эта птица?

Пилату очень хочется все бросить и идти странствовать с Иешуа и Левием Матвием. Но Пилат скорее пленник, чем хозяин во дворце. Сознание его начинает бунтовать, чувствуя правоту Иешуа. Но он - чиновник, подчиненный даже не лично императору Тиверию, а легату Сирии. Оттого-то Каифа присылает угрожающее письмо, оттого-то Пилат обязан принять решение в интересах римского народа. А в эти интересы входило не вызывать бунта в Иудее. Прокуратор чувствует над собой власть другого человека и тяготится ею, втайне желая избавится от всего, что связано с императорской службой. Сознание и совесть побуждают его спасти Иисуса. Сознание Пилата не смирилось с неправым делом: могущество власти еще не захватило его настолько, чтобы спокойно послать «на смерть философа с его мирной проповедью». Иешуа будит в Пилате истинную человечность, раскрывает ему возможности новой жизни.

Вопрос: За что наказан Пилат?

Булгаков - философ в данном случае встает на место Иешуа, и, несмотря на объективные условия, автор утверждает высший нравственный закон, по которому не может быть двух правильных решений, а есть единственный шаг к правде. И Пилат его не совершает. К этому же выводу приходит и исследователь Б.Сарнов: «Его вина в том, что он не сделал то, что, оставаясь самим собой, должен был сделать».

Вопрос: Что предпринимает Пилат, чтобы оправдаться за казнь невинного человека?

Он мстит за смерть Иешуа смертью Иуды. В главе 25, иронически названной писателем «Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа» Пилат рассказывает сценарий должной смерти Иуды, который потом и исполняет его умный помощник Афраний.

Вопрос: Получает ли Пилат прощение и из чьих рук?

Мастер освобождает сознание и тело своего героя, даруя ему свободу: «Человек в белом плаще с кровавым подбоем поднялся с кресла и что-то прокричал хриплым, сорванным голосом. Нельзя было разобрать, плачет ли он или смеется. Видно было только, что вслед за своим верным стражем по лунной дороге стремительно побежал и он».

Вопрос: Какую роль играет Каифа в решении казнить Иешуа с его мирной проповедью?

Каифа - первосвященник Синедриона, который и выносит приговор Иешуа. Пилат прямо говорит ему, что Синедрион укрывает мятежника, разбойника Вар-раввана, а Иешуа с его бродячей проповедью невиновен. Но Каифа боится влияния Иешуа на толпу, боится разоблачения собственных интересов.

Вопрос: Как ведут себя люди во время объявления приговора и во время казни Иешуа?

Как толпа, которой никто не может управлять. Даже Пилат признает силу и мощь этой толпы. «Он знал (Пилат), что теперь у него за спиною на помост градом летят бронзовые монеты, финики, что в воющей толпе люди, давя друг друга, лезут на плечи, чтобы увидеть своими глазами чудо - как человек, который уже был в руках смерти, вырвался из этих рук!».

Вопрос: Связаны ли между собой эти миры и как?

История повторяется. Властьпридержащие посылают на смерть ни в чем не повинных людей, люди также рады любому чуду, от кого бы оно не исходило, среди людей есть предатели, скупердяи, доносчики, трусы, неверующие, любители денег…. Ершалаим дает начало московским событиям, то, что совершилось на витке истории 2000 лет назад, совершается только в другом исполнении в Москве 1930 года. Философия истории начала нашей эры заставляет размышлять человека современного.

Вопрос: Чему нас учит история московская и история встречи Пилата и Иешуа?

Учит совести, правде, человечности. Учит следовать своей совести, презирать трусость. Вспомните эпиграф, с которого мы начинали знакомство с Булгаковым: у каждого своя Муза и надо следовать ей. Булгаков доказал своей жизнью и своим смелым романом, что это не пустые слова.



© 2010-2022