Образ Петра I в творчестве А. С. Пушкина

Очень многие русские писатели и поэты обращались в своих произведениях к образу Петра, по- разному понимая и трактуя его: кто-то обращал большее внимание на черты тирана, который реформами погубил Россию; кто-то восхищался его преобразовательной деятельностью. Образ Петра Великого с его сподвижниками и его эпохою вошел с ранних лет жизни Пушкина в круг его родовых и даже семейных воспоминаний, и притом с двух сторон. С отцовской стороны это были рассказы о предках Пушкиных Петровского времени, и...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Образ Петра I в творчестве А.С.Пушкина





















Содержание:


  1. Введение 3 - 5 стр.

  2. Глава 1. От «Полтавы» к «Медному всаднику» 6 - 17 стр.

  3. Заключение 18, 19 стр.

  4. Список использованной литературы 20 стр.







Введение.

Петр I - величайший исторический деятель, буквально перевернувший всю российскую жизнь - привлекал многих поэтов 18-19 веков. В то время они воспевали монархов потому, что они олицетворяли государство, героев - потому что они служили государству, мир - потому что он способствовал процветанию государства.

Пётр I был интересной, сложной личностью, что привлекательно для писателей и поэтов. Пушкин также не мог обойти стороной этого великого человека. И насколько Пётр I был великим реформатором, могущественным государственным деятелем, с размахом двинувшим Россию вперёд, настолько Пушкин был Петром Великим русской литературы. Тема Петра - «сквозная» тема в русской литературе вообще, в творчестве Пушкина в частности. Поэт видит в Петре не просто историческую личность, но и олицетворение преобразовательной мощи человечества, насаждающего культуру и цивилизацию по среди нелюдимых и бесприютных пространств, он чувствует себя стеснённым в том, как ему называть эту колоссальную личность, бросившую вызов природе, и говорит о Петре - «Он» (с большой буквы), как принято было говорить лишь о богочеловеке.

Русская философская мысль относилась различно к Петру I и его деятельности. «Различие взглядов происходило во-первых, от громадности дела, совершённого Петром, и продолжительности влияния этого дела: чем значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно, и тем долее толкуют о нём; во-вторых, от того, что русская жизнь не остановилась после Петра, и при каждой новой обстановке её мыслящий человек русский должен был обращаться к деятельности Петра, результаты которой оставались присущими при дальнейшем движении, и обсуждать её, применять к новым условиям, новой обстановке жизни: в третьих, разность взглядов на деятельность Петра зависела от незрелости у нас исторической науки»1.

Очень многие русские писатели и поэты обращались в своих произведениях к образу Петра, по- разному понимая и трактуя его: кто-то обращал большее внимание на черты тирана, который реформами погубил Россию; кто-то восхищался его преобразовательной деятельностью.

Образ Петра Великого с его сподвижниками и его эпохою вошел с ранних лет жизни Пушкина в круг его родовых и даже семейных воспоминаний, и притом с двух сторон. С отцовской стороны это были рассказы о предках Пушкиных Петровского времени, из которых один (Федор Матвеевич) был казнен в 1697 г. за участие в стрелецком заговоре против Петра («С Петром мой пращур не поладил /И был за то повешен им»2- «Моя родословная», 1830). С материнской стороны прадедом поэта был знаменитый Ибрагим (Абрам) Петрович Ганнибал, «Арап Петра Великого», рассказы о нем Пушкин мог слышать от людей, лично его знавших, а с его сыном Петром Абрамовичем встречался после окончания Лицея (1817) и во время ссылки в Михайловское (1824) в усадьбе Ганнибалов Петровское.

На протяжении всей жизни А. С. Пушкин очень интересовался личностью Петра Первого, его историческим значением. Поэтому образ Петра I довольно часто встречается в творчестве А. С. Пушкина. Проблема оценки этого незаурядного монарха становится в начале XIX века необычайно важной. По убеждению Пушкина, история нуждается не в моральной оценке, а в правильном объяснении.

Произведения, в которых Пушкин упоминает Петра: «Заметки по русской истории 18 века», «Стансы», «Моя родословная», «Медный всадник», «Полтава», «Арап Петра Великого», «История Петра».

Цель работы.

Целью данной работы является: рассмотреть художественное изображение Петра I в поэмах «Полтава» и «Медный всадник» Александра Сергеевича Пушкина.

Задачи.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Определить причины обращения Пушкина в 20 - 30-е года к теме Петра I.

  2. Определить трактовку Пушкиным личности и государственной деятельности Петра I, его исторической личности.

  3. Определить художественные средства образа Петра I в реалистических поэмах «Полтава» и «Медный всадник».

Структура работы.

Работа состоит из введения, главы 1, заключения и списка использованной литературы.




Глава 1. От Полтавы к Медному всаднику.

Настойчивый интерес к эпохе и личности Петра I был связан не только с надеждами Пушкина добиться от правительства прогрессивных реформ, подобных реформам Петра. Тема Петра I обусловливалась всей пушкинской концепцией исторического развития России. Пушкин считал, что русский народ, идя своеобразной и самобытной исторической дорогой, благодаря реформам Петра вступил на путь просвещения, тем самым обеспечив себе в будущем возможность свободы.

Пушкин мечтал о таком историческом будущем России, при котором социальный прогресс соединялся бы с развитием просвещения народа, гуманных нравов, подлинной свободы и человечности. Невозможность решения этой проблемы в условиях того времени и явилась источником многих трагических переживаний Пушкина в конце его жизни.

Пушкин не видел, кто мог бы осуществить те «великие перемены» в жизни России, необходимость которых всегда была для него очевидна. Все яснее становится ему тупой, реакционный характер политики Николая I, в котором было «много от прапорщика», как говорил поэт.

Впервые Пушкин коснулся темы Петра в «Заметках по русской истории 18 века». Поэт видит в нём мудрого царя - реформатора, защитника просвещения. «Ничтожные наследники северного исполина, изумлённые блеском его величия, с суеверной точностью подражали ему во всём, что только не требовало нового вдохновения. … Пётр I не страшился народной Свободы, неминуемого следствия просвещения, ибо доверял своему могуществу и презирал человечество, может быть, более, чем Наполеон»3.

Работая над петровской темой, Пушкин использовал различные жанры. В 1826 году он пишет о Петре I в «Стансах». Это стихотворение по стилю напоминает оды 18 века, например: «Петра Великого» Ломоносова и «Вельможу» Державина. Идеалом их была просвещённая монархия, а идеальным героем - Пётр I.

В «Стансах» проводится параллель между Николаем I и Петром - такая параллель была лестной для любого русского монарха. Пушкин убеждал Николая: «Во всём будь пращуру подобен»4. Пётр I в «Стансах» - просвещённый монарх:

Самодержавною рукой

Он смело сеял просвещение,

Не призирал страны родной:

Он знал её предназначенье.

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник5.

Образ Петра - «вечного работника на троне» - Пушкин продолжал развивать и в «Арапе Петра Великого». Пётр I раскрыт в романе уже с разных сторон: Пётр в его отеческой заботливости об Ибрагиме, Пётр - вечный деятель с покоряющей простотой и непринуждённостью обхождения, Пётр с его негативным отношением к нарождавшейся на западный манер аристократии, пустой и мотовской. Наконец, в сюжетной линии Ржевских проступает деспотизм Петра: сосватав их дочь за своего любимца Ибрагима, он разрушает счастье Наташи и Валериана. Европеизм Петра, его вражда к реакционной старине не мешают ему быть вполне русским человеком. Как изображает Пушкин, Пётр любил те русские нравы и обычаи, которые не казались ему проявлением патриархальной дикости. Беседуя с Ибрагимом, Пётр обнаруживает такое добродушие и весёлость, «что никто, - пишет Пушкин, - в ласковом и гостеприимном хозяине не мог бы подозревать героя полтавского, могучего и грозного преобразователя России»6.

Пётр берёт на себя роль свата своего крестника, любит национальные кушанья, не прочь «по русскому обыкновению отдохнуть». Он искренне заботится об Ибрагиме: «Послушай…, ты человек одинокий, без роду и племени, чужой для всех, кроме одного меня. Умри я сегодня, что завтра с тобою будет, бедный мой араб? Надобно тебе пристроится, пока есть ещё время; найти опору в новых связях, вступить в союз с новым боярством»7. Склонность Петра к широкому и большому веселью, добродушное лукавство, гостеприимство - всё это дополняет образ Петра, воплощающего в себе, по мысли Пушкина, черты национального характера. Пушкин даёт глубокое освещение демократичности Петра. Пётр судит о людях и выбирает себе помощников не по сословному признаку, а по умственным способностям, знаниям. Отнюдь не снижая выдающихся личных качеств Петра, Пушкин помогает читателю понять и почувствовать историческую закономерность петровских преобразований и их необходимость. Роман остался незаконченным, но, несмотря на это, современники Пушкина высоко оценили «Арапа Петра Великого». В.Г.Белинский писал: «Будь этот роман кончен так же хорошо, как начат, мы имели бы превосходный исторический русский роман»8.

Художественный опыт «Арапа Петра Великого» как эпическое решение темы Петра I отразился и в поэме «Полтава». Поэма создавалась на основе внимательного, хотя и неизбежно одностороннего, изучения Петровской эпохи. Односторонним оно должно было быть потому, что подлинные архивные материалы, изучение которых в 30-х годах значительно усложнило и углубило представления Пушкина о личности и деятельности Петра, во время создания «Полтавы» были ему неизвестны и недоступны, и он пользовался печатными историческими трудами, в большинстве панегирического или официозного характера, русскими и иностранными. Исходя из них и дополняя гениальной интуицией поэта-историка, он строил свою концепцию исторической эпохи, свое понимание характеров ее главных деятелей - Петра и Карла XII, Мазепы и Кочубея - и значения их деятельности для будущего «северной державы», словом ту концепцию, которая нашла себе выражение в эпилоге поэмы.

Те же источники - но гораздо более скудные по содержанию, чем в области политической истории, - помогли поэту построить и вторую сюжетную линию поэмы, неразрывно сплетенную с чисто исторической, - историю трагической любви дочери Кочубея к гетману Мазепе. Отступив в ней от некоторых исторических фактов, но в полном согласии с психологией героев и характером исторической эпохи, Пушкин создал в «Полтаве» подлинно историческую поэму, в основе своей реалистическую, где каждый исторический факт, каждая деталь в деятельности исторических героев могут быть подтверждены документальными источниками, а характеры, чувства и мысли этих героев, выражаемые в их речах, вытекают не из субъективных намерений поэта, но из глубокого и верного понимания эпохи и из общей исторической концепции, продуманной им. Пушкин имел полное основание решительно защищать «Полтаву» от обвинений в нарушении исторической правды. Он по праву мог писать, что «Мазепа действует в моей поэме точь-в-точь как и в истории, а речи его объясняют его исторический характер»9.

Поэма начинается как семейная драма, а разворачивается как народная трагедия. Кочубей, Мария, Мазепа связаны друг с другом личными отношениями, которые находят настоящую оценку лишь в отношении к истории. Пётр поставлен вне круга личных отношений, он «свыше вдохновленный»10. Мысль Пушкина о русской истории определила и название поэмы. Он назвал её не «Мазепа», не «Пётр Великий», а «Полтава», указывая на великий народный подвиг, совершённый в этой битве, которая была одним «из самых важных и счастливых происшествий царствования Петра Великого»11. Пушкин сумел придать «Полтаве» черты глубокой народности в содержании и в стиле. Пётр Великий, неотделимый от своих дружин, похожий на героев торжественной оды и эпической поэмы, нарисован в традициях литературы 18 века. Он стоит особняком среди всех героев «Полтавы». Он не вовлечен в общую цепочку событий. Это не человек, а полубог, который описывается Пушкин таким же высоким стилем, как «великие мужи» в старинных одах. Основным средством выразительности является сравнение, оттенённое и как бы комментированное эпитетами:

……Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как божия гроза…

И он промчался пред полками,

Могущ и радостен как бой12.

Важнейшей проблемой, лежащей в основе «Полтавы», является проблема исторического значения борьбы России во главе с Петром I со Швецией Карла XII. Отсюда - проходящее через всю историческую часть поэмы и особенно ярко выраженное в ее послесловии сопоставление этих двух исторических деятелей, отсюда же и необходимость не только политической, но и военно-стратегической оценки Полтавского боя, выраженной в предисловии и в примечаниях к поэме.

Возвеличивая подвиг и мужество Петра и его воинства, Пушкин отдаёт должное и сильным противникам русских - шведам. Однако поэт даёт почувствовать, что и сам Карл, и его армия не воодушевлены ничем высоким, тогда как Пётр и его дружины исполнены патриотизма, уверенности в победе. Поэт восхищается благородством Петра на пиру:

При кликах войска своего,

В шатре своём он угощает

Своих вождей, вождей чужих,

И славных пленников ласкает,

И за учителей своих

Заздравный кубок подымает13.

Образ Петра в творчестве Пушкина находится в постоянном движении и развитии. В 1833 г. написана поэма «Медный всадник».

В «Полтаве» Пушкин говорил о Петре Первом:

В гражданстве северной державы,

В её воинственной судьбе,

Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,

Огромный памятник себе14.

Теперь поэт увидел перед собой Медного Всадника - воплощённый в металле памятник Петру Великому, основателю «военной столицы»15. Пушкин в «Медном всаднике» поднимает проблему взаимоотношений государства и личности. Пётр у Пушкина - деятель, который угадывает потенциальные силы науки и направляет их на решение громадных задач в один из самых высоких и творческих моментов его жизни, когда рождался гениальный замысел создания города «на берегу пустынных волн»16 Невы.

В стилистике «Медного Всадника» отчётливо обозначены два разнородных начала: торжественная ода и смиренная элегия. Это разноречие стиля, стилистическое противоречие вполне отвечало свободному и сложному замыслу Пушкина. Он тяготеет к одической возвышенности там, где звучит тема Петра, и возвращается к элегической задушевности там, где касается темы Евгения. Для Пушкина были одинаково достоверны и деяния Петра Великого, и страдания безвестного Евгения. Пушкину был близок мир Петра, была понятна и дорога мечта «ногою твёрдой стать при море»17. Он видел, как перед Петром, «мощным властелином судьбы»18, смирялась «побеждённая стихия»19. Но Пушкин сознавал, какая дорогая цена была заплачена за это торжество, какой ценой был куплен стройный вид Петербурга. Поэтому в его поэме есть истинная глубина, высокая человечность и суровая правда. Пётр, воплощённый в Медного всадника, видится как «мощный властелин судьбы, а не игралище в её руках». Утверждая непреклонную волю, вселяя ужас, Медный всадник своим величием опровергает мысли о своём бессилии человека перед лицом рока. Восторженное настроение поэта омрачается думой о «противоречиях существенности» и скорбном уделе «малых сил», возникает новый образ Петра:

И, обращён к нему спиною

В неколебимой тишине,

Над возмущённою Невою

Стоит с простёртою рукою

Кумир на бронзовом коне20.

Если в предшествующих произведениях Пушкин восхваляет Петра, то в поэме поэт впервые поднимает вопрос: так ли уж идеален Петр на самом деле? Основанный им город, безусловно, нужен российскому государству. Но он стоит на ненадежном месте. И из-за опасного расположения Петербурга страдают люди. По мысли Пушкина, государство должно быть гуманным, ориентированным на человека. Счастье Евгения разрушено, а сущность российского бытия осталась прежней, и творческая воля царя не смогла ничего изменить. Это произошло потому, что царь не может быть Богом, а на это претендует Петр I в начале поэмы. Он - «кумир на бронзовом коне». В поэме Петр - покоритель стихии. Его образ существенно меняется по сравнению с предыдущими произведениями. Петр по сути становится отрицательным героем. Пушкин показывает не только его величие, но недостатки. В грозных событиях наводнения не хватает заботы о маленьком человеке. Пётр велик в государственных замыслах и жесток и жалок в отношении к личности. Евгений жалок в своей бедности и велик в своей любви к Параше, принижен своим жизненным положением и возвышен своими мечтами о независимости и чести, жалок в своём безумии и высок в своей способности протестовать.

Первым наиболее полным критическим очерком о Медном Всаднике была посвящённая ему статья Белинского. Разбор «Медного Всадника» открывается очень важным замечанием: «Медный Всадник», - пишет Белинский, - многим кажется каким-то странным произведением, потому что тема его, по-видимому, выражена не вполне. По крайней мере страх, с каким побежал помешанный Евгений от конной статуи Петра, нельзя объяснить ни чем другим, кроме того, что пропущены слова его к монументу. Иначе почему же вообразил он, что грозное лицо царя, возгорев гневом, тихо оборотясь к нему, и почему, когда стремглав побежал он ему всё слышалось: Как будто грома грохотанье /Тяжело-звонкое скаканье /По потрясенной мостовой? Условьтесь в том, что в напечатанной поэме не достаёт слов, обращённых Евгением к монументу, - и вам сделается ясна идея поэмы, без того смутная и неопределённая. Настоящий герой её - Петербург»21. Но эти слова Белинского не дают нам ответа на вопрос о чём эта поэма, что нам показывает в ней Пушкин. Свою идею Белинский формулирует следующим образом: «В этой поэме мы видим горестную участь личности, страдающей как бы вследствие избрания места для новой столицы, где подверглось гибели столько людей, и наше сокрушенное сочувствием сердце вместе с несчастным готово смутиться; но вдруг взор наш, упав на изваяние виновника нашей славы, склоняется долу»22.

В. Г. Белинский говорил, что «Медный всадник» вместе с «Полтавой» образуют «самую великую «Петриаду», какую только в состоянии создать гений великого национального поэта»23.

В стихотворении 1835 года «Пир Петра Первого» обращает на себя внимание необычность описания событий. Особенности лексики и специфика размера (четырехстопного хорея) создают отчетливое впечатление сказочности, балладности всего происходящего. Соответственно, мифологизированной оказывается и фигура Петра. На первый план выходит мотив
необыкновенной, сказочной милости Петра. В четвертой строфе стихотворения происходит перечисление всех празднеств, по поводу которых Петр теоретически может устроить пир. Но в пятой строфе раскрывается реальная причина торжества:

....Он с подданным мирится;

Виноватому вину

Отпуская, веселится;

Кружку пенит с ним одну...24

Событие, из-за которого происходит пиршество, тем самым для Петра настолько же ценно, насколько ценны другие, вышеперечисленные события. А. С. Пушкину, который во второй половине 20-х годов становится ярым государственником и моделирует идеального монарха, очень важна идея отпущения «виноватому вины». Заслуги и подвиги Петра I оказываются не более существенны, чем его человечность и демократичность (насколько так вообще можно сказать о Петре).

Мысли Петра - историка определяли создание исторической прозы, становление которой мы видим в незавершённой поэтом «Истории Петра», написанной в последние годы его жизни. Действие переносится из Москвы в Голландию, где Пётр с топором в руках работает на верфях и в Англию. Азовские берега и берега Балтики, города Польши и поля Украины, степи Буджака, Париж и границы Персии - таково огромное пространство действия, представленное нам в повествованиях Пушкина. С первых страниц «История Петра» перед нами в живом изображении является юный Пётр. Пушкин показывает его после усмирения одного из стрелецких бунтов, противопоставляя Петра царствовавшему с ним вместе брату Иоанну: «В то время, как стрельцы стояли по обеим сторонам дороги, падая ниц перед государями, - Иоанн оказывал тупое равнодушие, но Пётр быстро смотрел на все стороны, оказывая живое любопытство»25. Изображая Петра, едва не ставшего жертвой нового заговора, когда он во время суда над заговорщиками «занемог горячкою», Пушкин говорит: «Многочисленные друзья и родственники преступников хотели воспользоваться положением государя для испрошения им помилования…но Пётр был непреклонен: слабым, умирающим голосом отказал он просьбе и сказал: «Надеюсь более угодить Богу правосудием, нежели потворством»26. Пушкин подчёркивает противоречие между целями, осуществляемыми Петром, и средствами, которые он применял для их достижения. «Когда народ встречался с царём, - читаем мы в «Истории Петра» - то по древнему обычаю падал перед ним на колена. Пётр Великий в Петербурге запретил коленопреклонение, так как улицы были грязные и болотистые, а народ, его не слушался, то Пётр Великий запретил уже под жестоким наказанием»27. Пушкин рисует черты великодушия Петра и в то же время пишет (в связи с делом первой, постриженной в монахини жены Петра, которая была высечена кнутом): «Пётр хвастал своей жестокостью»28. Пушкин намечает изображение Петра в действии, в противоречиях, в борьбе с врагами и препятствиями. Против Петра вели борьбу за власть бояре и правительница Софья. Эта борьба закончилась избранием на царство Петра. Царь уделял большое внимание просвещению. Он отправил боярских и дворянских детей за границу для изучения инженерству, корабельному искусству, архитектуре и другим наукам. Пётр сам намерен был учиться в чужих краях всему, чего недоставало ещё государству, погружённому в глубокое невежество. Возвращающихся из чужих краёв молодых людей он сам экзаменовал. Пётр был не только реформатором внутреннего преобразования государства, но, как показано в «Истории Петра», и талантливым дипломатом в решении внешних политических вопросов. К сожалению, выполнить задачу, которую Пушкин поставил в освящении эпохи Петра, закончить не удалось. Надежды Пушкина не сбылись. Смерть оборвала его работу, и великий труд остался незавершённым. После смерти Пушкина была сделана попытка издать записи поэта по истории Петра I, но Николай I не разрешил издания. Пушкинский труд был опубликован только в наше время, когда были случайно найдены 22 тетради заметок и выписок Пушкина (часть тетрадей пропала). Основная идея, которой руководствовался Пушкин в своем понимании деятельности Петра, четко выражена следующим замечанием о нем поэта: «Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами, первые суть плоды ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости, вторые нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом. Первые были для вечности или по крайней мере для будущего, вторые вырвались у нетерпеливого, самовластного помещика»29. Отмечая это противоречие, Пушкин глубоко понимал историческую необходимость и значение деятельности Петра, в своих произведениях о нем подчеркивал именно преобразовательную, созидательную ее сторону. И чем мрачнее становилась в глазах Пушкина личность Николая I, тем светлее представлялся ему образ Петра I.





Заключение.

Проделанная нами работа позволяет сделать вывод, что А.С.Пушкин интересовался личностью Петра I во-первых, потому что он - величайший исторический деятель, перевернувший всю русскую жизнь; во-вторых - Пётр был интересной, сложной личностью и это привлекательно для писателя; в третьих - Пушкин, зная историю своего предка - арапа Ганнибала, чувствовал свою особую связь с Петром.

Петра I нередко сравнивают с Наполеоном I. «Да, он был, подобно Наполеону, идеалистом, мечтателем, великим поэтом действий, этот дровосек с мозолистыми руками, этот солдат-математик, одаренный меньшей взбалмошностью фантазий, более здравым сознанием возможностей и более реальными планами будущего»30.

Современники считали Петра лучшим корабельным мастером. При Петре I Россия сделала огромный шаг вперёд. Пётр был предан России, верил в её гигантские возможности, а потому его не устрашали и не могли остановить неудачи. Едва ли не самой яркой чертой его личности было поразительное трудолюбие, которое проявлялось всюду. Недаром А.С. Пушкин называл Петра I «вечным работником».

Итак, в работе А. С. Пушкина над темой Петра I очевидна эволюция эпического содержания петровской эпохи, а также политических взглядов поэта. Эту эволюцию отражает движение от стихотворения одического характера через поэмы с усложняющейся жанровой природой к эпическим жанрам с возможностями изображения действительности в единстве её противоречивых сторон. Когда уходит из жизни незаурядный, великий человек, в его бывшем окружении многого не достаёт, исчезает тот центр, вокруг которого всё собиралось, всё двигалось. Конечно, жизнь продолжалась, и вслед за Петром на престол выходили правители, которых Пушкин метко назвал «ничтожными наследниками северного исполина»31. Пушкин в своих произведениях ставил в пример Николаю I Петра, но уже в дневнике 1834 года он пишет: «В нём немножко от Петра Великого много от прапорщика»32. Этим Пушкин подчёркивает неповторимую личность царя-реформатора.






Список литературы.

  1. Пушкин. А. С. Собрание сочинений в 10 томах. М., «Художественная литература», 1985.

  2. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений.

  3. Валишевский Казимир. Петр Великий - М. Квадрат 1993.

  4. Измайлов Н.В. «Медный всадник» А. С. Пушкина. История замысла и создания, публикации и изучения. Л.,1976.

  5. Измайлов Н.В.: Пушкин в работе над "Полтавой".Л.,1976.

  6. Лотман Ю.М.. Александр Сергеевич Пушкин. Л., 1983.

  7. Макогоненко Г.П. Творчество А. С. Пушкина в 30 - е годы. Л., «Художественная литература», 1974.

  8. Петров С.М. Пушкин: Очерк жизни и творчества. М., 1973.

  9. Проблемы современного пушкиноведения. Ленинградский ордена Трудового Красного Знамени государственный педагогический институт имени А.И. Герцена, 1986.

  10. Соловьёв С.М. «Чтения и рассказы по истории России». Москва, 1989.

  11. Томашевский Б.В. Пушкин. Работы разных лет. М., «Книга», 1990.

  12. Фейнберг И. Незавершённые работы Пушкина. Москва, «Художественная литература», 1979.

  13. royallib.ru/book/pushkin_aleksandr/zametki_po_russkoy_istorii_XVIII_veka.html


1 Соловьёв С.М. «Чтения и рассказы по истории России». Москва, 1989. С.416.

2 А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. М., «Художественная литература», 1985. Т.2, С.493.

3 royallib.ru/book/pushkin_aleksandr/zametki_po_russkoy_istorii_XVIII_veka.html

4 А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. М., «Художественная литература», 1985. Т.2, С.387.

5 Там же. Т.2, С.386, 387.

6 А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. М., «Художественная литература», 1985. Т.5, С.369.

7 Там же. Т.5, С.383.

8 Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. Т.12, С.216.

9 Измайлов Н.В.: Пушкин в работе над "Полтавой".Л.,1976.С.97.

10 А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. М., «Художественная литература», 1985. Т.3, С.248.

11 Томашевский Б.В.. Пушкин. Работы разных лет. М., «Книга», 1990 С.126.

12 А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. М., «Художественная литература», 1985.. Т.3, С.131.

13 А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. М., «Художественная литература», 1985. Т.2, С.134.

14 Там же. Т.3, С.137.

15 Там же. Т.3, С.141.

16 Там же. Т.3, С.139.

17 А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. М., «Художественная литература», 1985. Т.3, С.139.

18 Там же. Т.3, С.149.

19 Там же. Т.3, С.146.

20 Там же. Т.3, С.145.

21 Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. Т.7, С.529.

22 Там же. Т.7, С.538.

23 Там же.. Т.7, С.547.

24 А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. М., «Художественная литература», 1985. Т.2, С.577.

25 А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. М., «Художественная литература», 1985. Т.8, С,129.

26 Там же Т.8, С.134.

27 А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. М., «Художественная литература», 1985. Т.8, С.130.

28 Там же Т.8, С.135.

29 Фейнберг И. Незавершённые работы Пушкина. Москва, «Художественная литература», 1979. С.248.

30 Валишевский Казимир. Петр Великий. М. Квадрат, 1993. С.121.

31 Томашевский Б.В.. Пушкин. Работы разных лет. М., «Книга», 1990 С.128.

32 А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. М., «Художественная литература», 1985. Т.7, С,429.


© 2010-2022