Рабочая программа по литературе 10 класс

Рабочая программа по литературе  составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 20.04.04 № 14-51-102/13), за основу рабочей программы взята ав...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 20.04.04 № 14-51-102/13), за основу рабочей программы взята авторская программа по литературе для 5 - 11 классов Г.И.Беленького, Э.А.Красновского, Ю.И.Лыссого и др., которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по литературе и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Мнемозина», 2009 год


  1. Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Содержание курса 10 класса построено на литературной основе, предполагает знакомство с вершинными произведениями родной литературы, которое даст представление о судьбах родной литературы и родной культуры. Учитель вместе с учениками проходит путь от наблюдения за частным явлением - художественным произведением - к формированию представления об историко-литературном процессе.

Цель литературного образования - способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:

  1. сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

  2. осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

  3. освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

  4. овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

  5. воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

  6. использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь учащемуся в осознании окружающего мира.

Средством достижения целей и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, поэтому особое место при изучении литературы в 10 классе отводится теории литературы. Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

Система теоретико-литературного понятия - неотъемлемый компонент интеллектуального багажа культурного читателя. Это не значит, что художественное произведение лишь иллюстрирует то или иное понятие. Главными условиями отбора программных произведений являются их эстетическая ценность, гуманистическая направленность, личностно-значимый потенциал и включённость в сферу читательских интересов учащихся, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Программа строится на основе историко-литературного принципа: главные явления отечественной и мировой литературы представлены согласно этапам развития (от литературы первой половины 19 века до литературы второй половины 19 века).

Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития литературы.

Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.

Монографические темы достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть - текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним - основа литературного образования.

Главным при изучении предмета «Литература» в 10 классе является работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета.

Содержание курса реализуется следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: сочинения разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.



2. Формы организации учебного процесса:

Основной формой организации учебных занятий остается классно-урочная система. Возможна модификация традиционного урока: очная и заочная экскурсия в дом-музей писателя или по литературным местам и др.

Формы обучения.

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи, урок-дискуссия, литературная викторина, пресс-конференция, творческий конкурс. В процессе изучения курса литературы учащиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно-исследовательской работе.

Методы и приёмы обучения:

-обобщающая беседа по изученному материалу;

-индивидуальный устный опрос; -фронтальный опрос;

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

- написание сочинений;

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; - выразительное чтение;

- различные виды пересказа;

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;

- подготовка рефератов, докладов.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • система инновационной оценки «портфолио»;

  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава);

  • проектно-исследовательская технология.

  1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ

  1. Художественная литература как искусство слова.Художественный образ. Художественное время и пространство.

  2. Содержание и форма. Поэтика. Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.

  3. Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ-ХХ веков.

  4. Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

  5. Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Фабула. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.

  6. Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь. Сказ.

  7. Деталь. Символ. Подтекст.

  8. Психологизм. Народность. Историзм.

  9. Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

  10. Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс.

  11. Гипербола. Аллегория.

  12. Стиль.

  13. Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Ритм. Рифма. Строфа.

  14. Литературная критика.

Обучение на базовом уровене

Обучение на повышенном уровне

Курс базируется на историко - литературной основе - с обзорами творческого пути писателей, выявлением общественного и литературного значения произведений и важнейших фактов литературного процесса, в частности особенностей литературных направлений. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

В системе литературного образования особая роль принадлежит чтению художественных произведений (на уроках и дома), выразительному (вслух) и тихому (про себя). Именно чтение и связанная с ним работа по интерпретации, освоению художественных произведений - основа изучения литературы в школе.

Повышенные уровень обучения предполагает повышенное внимание к художественному миру писателя и произведения, к бытованию произведения в историческом времени. Он требует сопоставления литературных явлений, их различных трактовок в критике и литературоведении, что стимулирует самостоятельную мысль учащихся. Возрастает роль самостоятельной работы школьников. Повышенный уровень предполагает последовательную индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом возможностей и интересов каждого конкретного ученика.

Теоретико-литературные знания все же не являются самодовлеющими: их назначение - способствовать глубокому восприятию и самостоятельной, обоснованной оценке творений писателя.

  1. Требования к уровню подготовки учащихся

Базовый уровень

Повышенный уровень

Знать/понимать:

Знать/ понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX - XX вв.

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- основные теоретико-литературные понятия.

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX - XX вв., этапы их творческой эволюции;

- историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

- основные закономерности историко-литературного процесса;

- сведения об отдельных периодах его развития;

- черты литературных направлений и течений;

- основные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительный средства языка, художественная деталь);

- анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;

- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;

- выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;

- соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр произведения;

- выявлять авторскую позицию;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Уметь:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

- анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;

- раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;

- связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией;

- выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;

- соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи;

- выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

- определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

- сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

- выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

- выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.




  1. Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Из них контроль

Введение

2

А.С. Пушкин

9

М.Ю. Лермонтов

5

Литературные направления 1 п. 19 в

1

Н.В. Гоголь

3

Обзор русской литературы второй половины ХIХ века

1

А.Н. Островский

8

1 сочинение (классное)

И.А. Гончаров

7

1 сочинение (классное)

И.С. Тургенев

9

1 сочинение (классное)

Ф. М. Достоевский

11

1 сочинение (классное)

Л.Н.Толстой

14

1 сочинение (классное)

Ф.И.Тютчев

3

А.А. Фет

2

А.К.Толстой

2

1 комплексный анализ лирического произведения

Н. А. Некрасов

8

1 сочинение (классное)

М. Е. Салтыков-Щедрин

6

1 тест

Н.С. Лесков

4

Значение русской классики 19 века

1

Зарубежная литература (4)


И.Гете.

1

О. де Бальзак

1

Г.Флобер

1

Ш. Бодлер

1

Заключительный урок с рекомендациями для летнего чтения.

1



  1. Содержание программы.

Базовый уровень

Повышенный уровень

Русская литература первой половины XIX века

А. С. ПУШКИН. Жизненный и творческий путь: основные этапы (с обобщением изученного).

«Евгений Онегин»(повторение)

«Значение творчества Пушкина в русской литературе и духовной жизни русского общества.

А. С. ПУШКИН. Жизненный и творческий путь: основные этапы (с обобщением изученного).

«Евгений Онегин» (повторение)

«Борис Годунов». Новый тип исторической пьесы. («Пьеса без героя»). Особенности композиции. Образ Бориса Годунова. Роль народа в трагедии. Значение творчества Пушкина в русской литературе и духов­ной жизни русского общества.

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

«Герой нашего времени» (повторение).

Ю. ЛЕРМОНТОВ. Жизнь и творчество (с обобщением изу­ченного). «Герой нашего времени» (повторение). « Валерик».

Для самостоятельного чтения: «Демон».

Н. В. ГОГОЛЬ. Жизнь и творчество (с обобщением изученного). «Мёртвые души» (повторение).

Литературные направления первой половины XIX века - романтизм и реализм (общая характеристика).

Н. В. ГОГОЛЬ. Жизнь и творчество (с обобщением изученного). «Мёртвые души» (повторение).

«Невский проспект». Контраст в изображении героев повести. Тема столкновения мечты и действительности. Сочетание лиризма, юмора и сатиры.

Литературные направления первой половины XIX века - романтизм и реализм (общая характеристика).

Русская литература второй половины XIX века

Социально-политическая ситуация в России второй полови­ны XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналисти­ке 1850-1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни

Русская литература второй половины XIX века

Социально-политическая ситуация в России второй полови­ны XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850-1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тур­генева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.

А. Н. ОСТРОВСКИЙ. Жизнь и творчество (тема «горячего сердца» и «темного царства» в пьесах драматурга).

«Гроза». Катерина и Кабаниха - два полюса Калиновского мира. Трагическая острота конфликта Катерины с «темным цар­ством». Символика заглавия пьесы.

Для самостоятельного чтения: «Свои люди - сочтёмся», «Бесприданница».

А.Н. ОСТРОВСКИЙ. Жизнь и творчество.

Пьесы: «Свои люди - сочтемся!», «Гроза». Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди - сочтемся!». Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологи­ческой проблематики комедии. Большов, Подхалюзин и Тишка - три стадии накопления «первоначального капитала». Речь героев и ее характерологическая функция.

Изображение «затерянного мира» города Калинова в дра­ме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полю­са народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специ­фика жанра. «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).

Опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.

Внутрпредметные связи: традиции отечественной драматургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).

Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.

Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы».

И. А. ГОНЧАРОВ. Жизнь и творчество.

«Обломов». «Свет» и «тени» в характере Обломова. Роль в ро­мане истории его взаимоотношений с Ольгой Ильинской. Траги­ческий колорит в изображении судьбы Обломова. Сопоставление Обломова и Штольца как средство выражения авторской пози­ции. Обломовщина: ее исторические и социальные корни, нрав­ственное содержание.

Для самостоятельного чтения: «Обыкновенная история».

И.А. ГОНЧАРОВ. Жизнь и творчество.

Роман «Обломов». Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характе­рами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.). Любовная ис­тория как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в су­дьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).

Опорные понятия: образная типизация, символика детали.

Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.

Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж. Н. Михалков).

Для самостоятельного чтения: «Фрегат Паллада», роман «Обыкновенная история».

И. С. ТУРГЕНЕВ. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

«Отцы и дети». Базаров в системе действующих лиц. Ум, твердая воля, громадное самолюбие как отличительные черты главного героя. Его нигилизм и нравственный максимализм. Отношение автора к герою. Проблемы поколений, жизненной активности и вечных человеческих ценностей (любви, дружбы, отношения к природе и искусству) в романе. Своеобразие компо­зиции (испытание героев в сходных ситуациях, роль диалогов). Споры вокруг романа.

Для самостоятельного чтения : «Дворянское гнездо

И.С. ТУРГЕНЕВ. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

Цикл «Записки охотника» (2-3 рассказа по выбору), ро­ман «Отцы и дети», стихотворения в прозе: «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору.

Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского челове­ка как центральная тема цикла.

Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм База­рова, его социальные и нравственно-философские истоки. Ба­заров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения. Философские итоги рома­на, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).

Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского на­ционального самосознания в тематике и образах стихотворений.

Опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего ми­ра героев.

Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и группа «Современ­ника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».

Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в ро­мане; песенная тематика рассказа «Певцы».

Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворянское гнездо».

Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

«Бедные люди». «Белые ночи».

«Преступление и наказание». Многоплановость и сложность социально-психологического конфликта в романе. Бескомпромиссный поиск истины, боль за человека как основа авторе позиции. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Смысл его теории. Трагическая постановка и решение и темы личной ответственности человека за судьбы мира. «Двойники» Раскольникова и их художественная роль.

Для самостоятельного чтения: «Идиот».

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

«Бедные люди», «Белые ночи». Роман «Преступление и наказание ».

Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоз­дания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно-фило­софский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.

Опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; по­лифония (многоголосие); герои-«двойники».

Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толсто­го и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема ин­дивидуализма и др.).

Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, А. Сокурова и др.).

Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».

Л. Н. ТОЛСТОЙ. Жизненный и творческий путь: основные этапы (с обобщением изученного).

«Война и мир» - роман-эпопея. Народ и личность - одна из главных проблем романа. Изображение судеб отдельных людей в тесной связи с крупнейшими историческими событиями. Внутренняя жизнь главных героев романа, поиски ими смысла жизни. Душевная красота в понимании писателя. Любовь Толстого жизни, чувство полноты бытия. «Мысль народная». Кутузов и Наполеон. Правдивое изображение войны и основных ее героев - простых солдат - как художетвенное открытие Толстого.Единство картин войны и мира и философ­ских размышлений писателя. Психологизм романа («диалектика души», роль портретных деталей и внутренних монологов). Картины природы в романе. Мировое значение творчества Л. Н. Толстого.

Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рассказы».

Л.Н. ТОЛСТОЙ. Жизненный и творческий путь: основные этапы (с обобщением изученного).

Роман «Война и мир».

Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий и т.п. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.

«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болкон­ских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.

«Мысль народная» как идейно-художественная основа тол­стовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.

Опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; историко-философская концепция.

Внутрипредметные срязи: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмы­сление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бона­партизма» в произведениях русских классиков.

Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир»; живописные портреты Л.Толстого (И.Н. Крам­ской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к ро­ману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Воклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).

Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Казаки», романы «Анна Каренина», «Воскресение».

Ф. И. ТЮТЧЕВ. Жизнь и творчество (с обобщением изучен­ного).

«Silentium!», «Цицерон», «О, как убийственно мы любим...», «Не то, что мните вы, природа...», «Предопределение», «Она си­дела на полу...», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...») (по выбору).

«Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять...», «Природа - сфинкс. И тем она верней...», «Слезы людские, о слезы людские...», «Осенний вечер» (по выбору).

Тютчев - поэт-философ. Трагическое ощущение мимолетнос­ти человеческого бытия. Мотивы противоборства враждебных сил в природе и в душе человека. Пластическая точность обра­зов, их символический смысл.

Ф.И. ТЮТЧЕВ. Жизнь и творчество (с обобщением изучен­ного).

Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа...», «Silentium», «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встре­тил вас...», «Природа - сфинкс, и тем она верней...», «Певу­честь есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.

«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глуби­на и образная насыщенность. Развитие традиций русской ро­мантической лирики в творчестве поэта. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема трагического противостояния че­ловеческого «я» и стихийных сил природы. Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм зву­чания любовной лирики поэта.

Опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.

Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской ли­рике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.

Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (СИ. Танеев, СВ. Рахманинов и др.).

А. А. ФЕТ. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

«Шепот, робкое дыханье...», «Какая грусть! Конец аллеи...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», , «Ласточки пропали...»

«Еще майская ночь», «Я пришел к тебе с приветом...», «В лунном сиянии» (по выбору).

Традиционные поэтические темы - природа, любовь, твор­чество - и «новое их освещение волшебным языком искусства» (А. А. Фет). Изображение мимолетных, изменяющихся состояний человеческой души и природы. Музыкальность лирики Фета.

А.А. ФЕТ. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще май­ская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к те­бе с приветом... », «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали. ..», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.

Эмоциональная глубина и образно-стилистическое бо­гатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного на­строения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Кра­сота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника.

Опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-пере­живание.

Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А, Фет и поэты радикально-демо­кратического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).

Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.

А. К. ТОЛСТОЙ. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

«Средь шумного бала, случайно...», «Коль любить, так без рассудку...», «Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо...», «Ты не спрашивай, не распытывай..»

А. К. ТОЛСТОЙ. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

«Средь шумного бала, случайно...», «Коль любить, так без рассудку...», «Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо...», «Ты не спрашивай, не распытывай...».

Мажорный тон, ясность и гармоничность поэзии А. К. Толстого. Стихия любви в лирике поэта.

«Сон Попова». Козьма Прутков.

Н. А. НЕКРАСОВ. Жизнь и творчество (с обобщением изучен­ного).

«Вчерашний день, часу в шестом...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной...», «Тишина», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О Муза! я у двери гроба!..».

«Кому на Руси жить хорошо». Замысел и история создания поэмы. Народно-поэтическая основа поэмы. Ее композиция и стиль. Философия народной жизни («Крестьянка»). Тема судьбы России («Пир на весь мир»).

Лирика Некрасова - воплощение страданий, дум и чаяний народа. Лирический герой как выразитель веры в народ, неудов­летворенности собой, готовности к самопожертвованию. Некра­сов о высоком назначении поэзии.

Новаторство Некрасова: сближение поэтического языка с разговорным, поэтических жанров с прозаическими; широкое ис­пользование фольклора.

Н.А. НЕКРАСОВ. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в ше­стом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».

«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.

Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказоч­но-мифологические прием построения сюжета поэмы. Пред­ставители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.). Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды-притчи, рассказы и т.п.). Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.

Опорные понятия: народность художественного творче­ства; демократизация поэтического языка.

Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пуш­кина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.

Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.

Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».

М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).Сказки: Премудрый пискарь».

«История одного города» (обзор с чтением и разбором избранных страниц). Замысел, проблематика и жанр произвело Гротеск, черты антиутопии в произведении.

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Сказки «Премуд­рый пескарь», роман-хроника «История одно­го города».

«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление про­блем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Развенчание обы­вательской психологии, рабского начала в человеке («Премуд­рый пескарь»). Приемы сатирического воссоздания действи­тельности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т.п.). Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гро­теск; авторская ирония.

Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.

Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.).

Для самостоятельного чтения: сказки «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал».

Н. С. ЛЕСКОВ. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

«Очарованный странник». Тема праведничества в рассказе. Герой, который «возвышается над чертою простой нравственности» (Н. С. Лесков).

Для самостоятельного чтения :«Леди Макбет Мценского уезда». .

Н.С. ЛЕСКОВ

Повесть «Очарованный странник».

Стремление Н. Лескова к созданию «монографий» народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и гре­ховности, наивности и душевной глубины в русском националь­ном характере. Сказовый характер повествования, стилистиче­ская и языковая яркость «Очарованного странника».

Опорные понятия: литературный сказ; жанр путеше­ствия.

Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Фляги­на; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души ».

Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.

Для самостоятельного чтения: «Леди Макбет Мценского уезда

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Краткие сведения о жизни и творчестве писателей; беседы по прочитанным произведениям; обзор крупных эпических произведений с чтением и разбором избранных глав и страниц.

Трагедия И.В.Гете «Фауст»

«Человеческая трагедия» О.де Бальзака

Роман Г.Флобера «Госпожа Бовари»

«Маленькие поэмы в прозе» Ш.Бодлера

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Краткие сведения о жизни и творчестве писателей; беседы по прочитанным произведениям; обзор крупных эпических произведений с чтением и разбором избранных глав и страниц. Трагедия И.В.Гете «Фауст», «Человеческая трагедия» О.де Бальзака, Роман Г.Флобера «Госпожа Бовари», «Маленькие поэмы в прозе» Ш.Бодлера, Дав. Г. Байрон. «Корсар»; О. Уайльд. Сказки; О. де Бальзак. «Шагреневая кожа»;

Стендаль. «Красное и черное»; Э. Т. А. Гофман. «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»; Э. По. «Убийство на улице Морг».



Реализовать поставленные цели предполагается посредством использования учебно-методического комплекта:

Учебник: «Русская литература XIX века». 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Автор: Г.Н.Ионин. М.: Мнемозина, 2011

Учебник-практикум: «Русская литература XIX века». 10 класс: учебник-практикум для общеобразовательных учреждений. Автор: Ю.И.Лыссой. М.: Мнемозина, 2011

Методическое пособие для учителя:

1. Егорова, Н.В., Золотарёва, И.В. Поурочные разработки по литературе XIX века: 10 класс/ Н.В.Егорова, И.В.Золотарёва, - Москва «ВАКО», 2009

Дополнительная литература для учителя:

1. Картавцева, М.И. Уроки внеклассного чтения. 5-9 классы: практическое пособие/ М.И.Картавцева, - ТЦ «Учитель», Воронеж, 2006

2. Цветкова, Г.В. Литература. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся/ Г.В.Цветкова, - Волгоград: Учитель, 2011

3. Кривоплясова, М.Е. Средства и приёмы выразительной речи. 5-9 классы: тренинговые задания на уроках/ М.Е.Кривоплясова, - Волгоград: Учитель, 2007

4. Павлова, О.А., Белова, И.В. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы: методические материалы/ О.А. Павлова, И.В. Белова, - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008

5. Павлова, О.А. Готовимся к сдаче ЕГЭ по литературе. Комплексный анализ художественного текста: (дидактические материалы)/ О.А.Павлова, - Белгород: ООО «Логия», 2004

6. Шапошникова, В.В. «Открой мне глубокую тайну твою…». Методическое пособие по литературному анализу для старших классов/ В.В.Шапошникова, - М.: Московский Лицей, 2003

Пособия для учащихся:

1.Альбеткова, Р.И. Учимся читать лирическое произведение/ Р.И.Альбеткова, - М.: Дрофа, 2007.

2. Мещерякова, М.И. Литература в таблицах и схемах (теория, история, словарь)/ М.И.Мещерякова, - М.: Айрис-пресс, 2006

3. Чернец, Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов/ Л.В.Чернец, - Москва «Просвещение», 2007

4.Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова. Москва, 2007

5.Васильченко, Н.В. Литература. 10-11 классы: рефераты/ Н.В.Васильченко, - Волгоград: Учитель, 2008

Календарно-тематическое планирование по литературе 10 класс ( 102 часа)

п/п

Тема урока

К-во часов

Виды деятельности

Дата

План

Факт

1.

О своеобразии русской литературы первой половины 19 века.

1

Работа с вводной статьей учебника.

1.09

2.

Литературные течения и творчество писателей конца 18-начала 19 веков. Обзор.

1

Работа с теоретическим материалом, составление словаря литературоведческих терминов.

3.09

Творчество А.С.Пушкина (9 часов)

3.

А. С. Пушкин. Жизненный и творческий путь (основные этапы) .

1

Обобщение ранее прочитанных и изученных произведений писателя.

4.09

4.

А. С. Пушкин. Общая характеристика лирики поэта.

1

Разбор стихотворений «Погасло древнее светило…» и «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»).

8.09

5.

А. С. Пушкин. Тема свободы в лирике поэта.

1

Разбор стихотворений «Свободы сеятель пустынный…» и «Из Пиндемонти».

10.09

6.

А. С. Пушкин. Философское осмысление вопросов о жизни, ее смысле и смерти человека в лирике поэта.

1

Разбор стихотворений «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» и «Вновь я посетил…».

11.09

7.

А. С. Пушкин. Религиозные мотивы и образы в лирике поэта.

1

Разбор стихотворений «Подражание Корану» и «Отцы пустынники и жены непорочны…» .

15.09

8.

А. С. Пушкин. «Медный всадник.» (Творческая история; сюжет и композиция).

1

Чтение фрагментов поэмы.

17.09

9.

А. С. Пушкин. «Медный всадник.» Герои поэмы.

1

Разбор фрагментов, посвященных Евгению, описанию статуи Петра, конфликту героев поэмы.

18.09

10.

А. С. Пушкин. «Медный всадник.» Обобщение наблюдений учащихся над поэмой (отношение автора к ее героям - Петру и Евгению).

1

Анализ текста.

22.09

11.

Петербург Пушкина.

1

Анализ текста, беседа по вопросам.

24.09

Творчество М.Ю.Лермонтова (5 часов)

12.

М. Ю. Лермонтов. Жизненный и творческий путь.

1

Обобщение ранее прочитанных и изученных произведений писателя.

25.09

13.

М. Ю. Лермонтов. Общая характеристика лирики поэта.

1

Работа с текстом: разбор стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен…».

29.09

14.

М. Ю. Лермонтов. Мотивы любви в лирике поэта.

1

Работа с текстом: разбор стихотворений «Молитва», «Расстались мы, но твой портрет…», «Отчего», «Сон».

1.10

15.

М. Ю. Лермонтов. «Валерик» - рассказ-исповедь (сочетание батальной и любовной тем).

1

Работа с текстом: разбор стихотворения.

2.10

16.

М. Ю. Лермонтов. Философская лирика поэта.

1

Работа с текстом: разбор стихотворения «Выхожу один я на дорогу…».

6.10

17.

Литературные направления: романтизм и реализм в русской литературе первой половины XIX века.

1

Работа с теоретическим материалом, составление словаря литературоведческих терминов.

8.10

Творчество Н.В.Гоголя (3 часа)

18.

Н. В. Гоголь. Жизненный и творческий путь.

1

Обобщение ранее прочитанных и изученных произведений.

9.10

19.

Н. В. Гоголь. «Невский проспект» (Контраст в изображении героев повести).

1

Сопоставительный анализ фрагментов повести, посвященных Пискунову и Пирогову.

13.10

20.

Н. В. Гоголь. «Невский проспект» Тема столкновения мечты и действительности (романтизм и реализм в повести).

1

Работа с текстом: разбор повести.

15.10

21.

Общая характеристика русской литературы второй половины XIX века.

1

Работа с теоретическим материалом, составление словаря литературоведческих терминов.

16.10

Творчество А.Н.Островского (8 часов)

22.

А. Н. Островский - «драматург на все времена» (литературно-театральная деятельность Островского).

1

Работа с теоретическим материалом учебника, составление плана биографии.

20.10

23.

А. Н. Островский. «Гроза.» Город Калинов в пьесе.

1

Анализ пьесы.

22.10

24.

Катерина и Кабаниха - два полюса Калиновского мира. Разбор фрагментов I и II действия пьесы.

1

Составление характеристики героев.

23.10

25.

А. Н. Островский. «Гроза.» Кульминация в развитии основного конфликта пьесы.

1

Работа с текстом. Разбор фрагментов IV действия.

27.10

26.

А. Н. Островский. «Гроза.» Трагическая развязка пьесы.

1

Разбор фрагментов V действия.

29.10

27.

А. Н. Островский. «Гроза.» Драма или трагедия?

1

Анализ текста художественного произведения.

30.10

28.

Р/Р Сочинение по драме «Гроза».

1

10.11

29.

Вн.чт. Драма «Бесприданница».

1

Анализ текста художественного произведения. Сравнение текста и фильма.

12.11

Творчество И.А.Гончарова (6+1)

30.

И. А. Гончаров. Личность писателя. Основные факты его жизни и творчества.

1

Чтение фрагментов из произведений «Обыкновенная история» и «Фрегат «Паллада».

13.11

31.

И. А. Гончаров. «Обломов» I глава романа как своеобразная его экспозиция.«Сон Обломова» - увертюра всего романа (Гончаров).

1

Разбор фрагментов глав I, VIII и IX первой части романа.

17.11

32.

И. А. Гончаров. «Обломов». История отношений Обломова и Ольги.

1

Разбор фрагментов глав X и XII второй части романа.

19.11

33.

И. А. Гончаров. «Обломов». Обломов и Штольц.

1

Разбор фрагментов глав I и II второй части романа.

20.11

34.

И. А. Гончаров. «Обломов». Образ Обломова в романе .

1

Обобщение наблюдений учащихся над текстом романа.

24.11

35.

И. А. Гончаров. Обломов. Обломов и обломовщина .

1

Работа с текстом худож. произв: философский смысл и общечеловеч. значимость образа главного героя.

26.11

36.

Р/Р Сочинение по роману «Обломов».

1

27.11

Творчество И.С.Тургенева (8+1)

37.

И. С. Тургенев. Личность писателя. Основные факты его жизни и творчества .

1

Работа с вступит статьей о писателе. Обобщение ранее прочитанных и изученных произведений.

1.12

38.

«Отцы и дети». Время создания романа, сюжет и композиция романа, своеобразие психологического анализа в романе.

1

Анализ текста художественного произведения.

3.12

39.

И. С. Тургенев. «Отцы и дети». Конфликт Базарова и братьев Кирсановых.

1

Разбор фрагментов из глав III-VII, X.

4.12

40.

Нигилизм Базарова - благотворное начало или опасное для личности и общества направление?

1

Работа с текстом.

8.12

41.

И. С. Тургенев. «Отцы и дети.» Базаров и Одинцова (в чем смысл испытания героя любовью?) .

1

Разбор фрагментов глав XVII-XIX.

10.12

42.

Базаров и его родители.

1

Составление развернутой характеристики героев.

11.12

43.

И. С. Тургенев. «Отцы и дети». Смерть Базарова.

1

Разбор фрагментов главы XXVII.

15.12

44.

И. С. Тургенев. «Отцы и дети». Образ Базарова в романе .

1

Обобщение наблюдений учащихся над текстом романа.

17.12

45.

Р/Р Сочинение по роману «Отцы и дети».

1

18.12

Творчество Ф.М.Достоевского (10+1)

46.

Ф. М. Достоевский. Личность писателя. Основные факты его жизни и творчества .

1

Работа с вступит статьей о писателе. Обобщение ранее прочитанных и изученных произведений.

22.12

47.

Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание».

1

Анализ теоретического материала учебника. Замысел романа, система образов романа, особенность развития действия романа, время действия романа, своеобразие жанра романа.

24.12

1 полугодие по плану 47 уроков К/р 3 - сочинения

48.

Петербург Достоевского.

1

Работа с текстом.

25.12

49.

Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Теория Раскольникова.

1

Рассмотрение фрагментов главы V третьей части романа.

50.

Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Раскольников в мире бедных людей.

1

Разбор фрагментов глав I-IV первой части романа.

51.

Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Преступление Раскольникова.

1

Разбор фрагментов главы VII части первой романа.

52.

Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Раскольников и Лужин .

1

Разбор фрагментов главы V второй части, главы II четвертой части, глав I и III пятой части романа.(Можно ли назвать Лужина двойником Раскольникова?) .

53.

Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Раскольников и Соня Мармеладова.

1

Разбор фрагментов главы IV четвертой части, главы I пятой части, главы VIII шестой части романа.

54.

Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Раскольников и Свидригайлов.

1

Разбор фрагментов главы I четвертой части, глав III, V, VI шестой части романа.

55.

Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание».

1

Обобщение наблюдений учащихся над текстом романа. Кто же Раскольников - преступник, фанатик идеи, гуманист?

56.

Сочинение по роману «Преступление и наказание».

1

Творчество Л.Н.Толстого (13+1)

57.

Л. Н. Толстой. Жизненный и творческий путь (основные этапы) .

1

Работа с вступит статьей о писателе. Обобщение ранее прочитанных и изученных произведений.

58.

Л. Н. Толстой. «Война и мир». Авторский замысел и история создания романа.

1

59.

Л. Н. Толстой. «Война и мир». Эпизод «Салон А. П. Шерер».

1

Разбор фрагментов эпизода.

60.

Л. Н. Толстой. «Война и мир». Эпизоды «Именины у Ростовых» и «Князь Андрей в Лысых горах» .

1

В чем заключается внутренняя связь трех эпизодов первой части первого тома романа? Разбор фрагментов эпизодов.

61.

Л. Н. Толстой. «Война и мир». Настоящая жизнь людей в понимании Толстого.

1

Разбор фрагментов глав III-VII и IX-XII части четвертой тома второго и глав XII-XVII части третьей третьего тома романа.

62.

Л. Н. Толстой. «Война и мир». Князь Андрей на войне. Путь к славе и своему «Тулону».

1

Разбор фрагментов глав XV-XXI части второй и глав XVI и XIX части третьей первого тома романа.

63.

Л. Н. Толстой. «Война и мир». Пьер Безухов в поисках смысла жизни.

1

Разбор фрагментов глав I-IV части второй и главы VII части третьей второго тома романа.

64.

Л. Н. Толстой. «Война и мир». Князь Андрей после Аустерлица .

1

Разбор фрагментов главы IX части первой и глав I-III части третьей второго тома романа.

65.

Л. Н. Толстой. «Война и мир». Эпизод «Бородинское сражение».

1

Разбор фрагментов глав XIX-XXI, XXIV-XXV, XXX-XXXII части второй тома третьего романа.

66.

Л. Н. Толстой. «Война и мир». Партизанская война.

1

Разбор фрагментов глав I-IX части третьей тома четвертого романа.

67.

Образ Наташи Ростовой.

1

Анализ текста художественного произведения. Составление характеристики Наташи Ростовой.

68.

Семья в романе «Война и мир».

1

Анализ текста художественного произведения.

69.

Л. Н. Толстой. «Война и мир». Образы Пьера Безухова и Наталии Ростовой в романе .

1

Обобщение наблюдений учащихся над текстом романа.

70.

Сочинение по роману «Война и мир».

1

Творчество Ф.И.Тютчева ( 3 часа)

71.

Ф. И. Тютчев. Личность и поэтический мир Тютчева.

Чтение стихотворений «Умом Россию не понять…», «Нам не дано предугадать…», «Silentium», «Слезы людские, о слезы людские…».

72.

Ф. И. Тютчев. Природа в лирике поэта.

1

Чтение и разбор стихотворений «Осенний вечер», «Не то что мчите вы природа…», «Природа - сфинкс. И тем она верней…» .

73.

И. Тютчев. Любовная лирика поэта.

1

Чтение и разбор стихотворений «О как убийственно мы любим…», «Я встретил вас - и все былое…».

Творчество А.А. Фета ( 2 часа)

74.

А. А. Фет. Личность и поэтический мир Фета.

1

Чтение и разбор стихотворений «В лунном сиянии…», «Это утро радость эта…», «Еще майская ночь…».

75.

А. А. Фет. Любовная лирика поэта.

1

Чтение и разбор стихотворений «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Я пришел к тебе с приветом…».

Творчество А.К.Толстого ( 2 часа)

76.

А. К. Толстой. Личность и поэтический мир Толстого.

1

Чтение и разбор стихотворений «Коль любить, так без рассудку…», «Иоанн Дамаскин».

77.

А. К. Толстой. Любовная лирика поэта.

1

Чтение и разбор стихотворений «Средь шумного бала…», «Ты не спрашивай, не распытывай…» .

78.

Контрольная работа по теме «Русская лирика 50-80 годов 19 века».

1

Комплексный анализ лирического произведения.

Творчество Н.А.Некрасова (7+1)

79.

Н. А. Некрасов. Личность. Основные факты жизни и творчества.

1

Чтение и разбор фрагментов из стихотворения «Рыцарь на час».

80.

Н. А. Некрасов. Лирика (общая характеристика).

1

Чтение и разбор ст «Вчерашний день часу в шестом…», «Тишина», «Мы с тобой бестолковые люди», «О погоде» (фрагмент из части первой главки «До сумерек»).

81.

Тема поэта и поэзии в лирике Н.А Некрасова.

1

Разбор стихотворения «Поэт и гражданин».

82.

«Философия народной жизни в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Замысел и стиль поэмы.

1

Разбор фрагментов из третьей части «Крестьянка».

83.

Тема судьбы России в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

1

Разбор фрагментов из части «Пир на весь мир» .

84.

Обобщение наблюдений учащихся над произведениями Н.А.Некрасова.

1

Чтение и разбор стихотворений «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! Я у двери гроба…».

85.

Подготовка к сочинению по творчеству Н.А.Некрасова.

1

86.

Сочинение по творчеству Н.А.Некрасова.

1

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина (5+1)

87.

М. Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творческая индивидуальность писателя. «История одного города» - замысел, проблематика, композиция, жанр.

1

Работа с вступит статьей о писателе. Обобщение ранее прочитанных и изученных произведений.

88.

М. Е. Салтыков-Щедрин. Гротеск в «Истории одного города».

1

Разбор фрагментов из «Описи градоначальникам» и главы «Органчик».

89.

Черты антиутопии в «Истории одного города».

1

Разбор фрагментов из главы «Подтверждение покаяния. Заключение».

90.

Сказки Салтыкова-Щедрина - синтез его творчества.

1

Работа с текстом произведения.

91.

Сказки Салтыкова-Щедрина.

1

92.

Контрольная работа по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина.

1

Тестовая работа.

Творчество Н.С.Лескова (4 часа)

93.

Н. С. Лесков. Личность и творческая индивидуальность писателя.

1

Работа с вступит статьей о писателе.

94.

Тема праведничества в рассказе «Однодум».

1

Разбор фрагментов рассказа.

95.

«Очарованный странник» Идейно-художественное своеобразие повести.

1

Работа с текстом художественного произведения.

96.

Проблематика повести «Очарованный странник».

1

Зарубежная литература (4 ч)

97.

Трагедия И.В.Гете «Фауст».

1

Работа с текстом художественного произведения.

98.

«Человеческая трагедия» О.де Бальзака.

1

Работа с текстом художественного произведения.

99.

Роман Г.Флобера «Госпожа Бовари».

1

Работа с текстом художественного произведения.

100.

«Маленькие поэмы в прозе» Ш.Бодлера.

1

Работа с текстом художественного произведения.

101.

Значение русской классики XIX века для современных читателей .

1

Обобщение итогов занятий по курсу русской литературы в 10 классе.

102.

Заключительный урок с рекомендациями для летнего чтения.

1

2 полугодие Уроков по плану:55 контрольных работ: 5 (сочинений 3, комплексный анализ текста 1, тест 1)

ГОД : уроков по плану 102; контрольных работ: 8 (сочинений 3, комплексный анализ текста 1, тест 1)

Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.


  1. Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.


  1. Оценка сочинений.

Сочинение - основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.

  2. Фактические ошибки отсутствуют.

  3. Содержание излагается последовательно.

  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

  5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

  1. Работа не соответствует теме.

  2. Допущено много фактических неточностей.

  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

3. Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 - 100 %;

«4» - 78 - 89 %;

«3» - 60 - 77 %;

«2»- менее 59 %.


Материально - техническое обеспечение образовательного процесса:

  1. Литература. Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы/ под ред. Г.И.Беленького. - 4-е изд., перераб. - М: Мнемозина, 2010.

  2. Учебник: Беленький Г.И., Воронин Л.Б., Лыссый Ю.И. Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х ч.(базовый уровень)-Мнемозина,2012

  3. Методическое пособие для учителя: Золотарѐва И.В., Егорова, Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 10 класс. - М.: «ВАКО», 2011.

Программа

Беленький Г.И., Голубков М.М., Ионина Г.Н., Э.А.Красновский, Ю.И.Лыссый, Программы по литературе 5-11., 4-е изд-е перераб., М.: Мнемозина.-2009

Дополнительная литература:

1.Альбеткова, Р.И. Учимся читать лирическое произведение/ Р.И.Альбеткова, - М.: Дрофа, 2009

  1. Кривоплясова, М.Е. Средства и приѐмы выразительной речи. 5-11 классы: тренинговые задания на уроках/ М.Е.Кривоплясова, - Волгоград: Учитель, 2009

  2. Павлова, О.А. Готовимся к сдаче ЕГЭ по литературе. Комплексный анализ художественного текста: (дидактические материалы)/ О.А.Павлова, - Белгород: ООО «Логия», 2008

  3. Павлова, О.А., Белова, И.В. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы: методические материалы/ О.А. Павлова, И.В. Белова, - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008

  4. Шапошникова, В.В. «Открой мне глубокую тайну твою…». Методическое пособие по литературному анализу для старших классов/ В.В.Шапошникова, - М.: Московский Лицей, 2003

  5. Цветкова, Г.В. Литература. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся/ Г.В.Цветкова, - Волгоград: Учитель, 2011

Справочная литература

  1. Зуева, Т.В. Русский фольклор: Словарь-справочник/ Т.В. Зуева, - М.: Просвещение, 2005.

  2. Линков, В.Я. Литература. Справочник/ В. Я Линков. - Филологическое общество «Слово», 2005

  3. Николаев, П.А. Русские писатели. Библиографический словарь А - Я в 2-х частях/ П. А. Николаев. - М.: «Просвещение», 2003

  4. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова. Москва, 2010

  5. Чернец, Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов/ Л.В.Чернец, - Москва «Просвещение», 2007

Дополнительная научно-критическая литература:

  1. Бахтин М.М. Проблематика поэтика Достоевского. М.,1979

  2. Белов С.В. Роман Достоевского «Преступление и наказание»: комментарий. Пособие для учителя. Л., 1985

  3. Бердников Г.П.Чехов -драматург. Традиции и новаторство в драматургии Чехова.М.,1981

  4. Бушмин А.С. Художественный мир Салтыкова-Щедрина.Л.,1987

  5. Буянова Е.Г. Романы Достоевского: в помощь преподавателям, студентам и абитуриентам. М.,1999

  6. Бялый Г.А.Чехов и русский реализм. М.,1981

  7. Горелов А.А. Н.С.Лесков и народная культура. Л.,1988

  8. Дыханова Б.С. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н.С.Лескова.М.,1980

  9. Жук А.А. Русская проза второй половины 19 века. М.,1981

  10. Иванова А.А.Философские искания Ф.М.Достоевского. М.,1995

  11. Маймин Е.А. Лев Толстой. Путь писателя.М.,1978

  12. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей: статьи и исследования о русских классиках. М.,1972

  13. Хализев В.Е. Кормилов С.И., Роман Толстого «Война и мир», М.,1983

Интернет-ресурсы

  • profile-edu.ru/- профильное обучение в старшей школе

  • 9151394.ru/- Информационные и коммуникационные технологии в обучении

  • 9151394.ru/projects/liter/uroksoch/index.html - Дистанционный семинар

  • 9151394.ru/projects/liter/litkurs/index.html- Сочинение по литературе как модель исследования

  • rifma.com.ru/ - Рифма. Теория и словари рифм. Словарь разновидностей рифмы. Всѐ по стихосложению. Поэтический словарь в примерах. Сотни терминов, цитат и пояснений.

  • som.fio.ru/- сетевое объединение методистов

  • ug.ru/-«Учительская газета»

22

© 2010-2022