- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературе 10 класс
Рабочая программа по литературе 10 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Джумайло С.А. |
Дата | 07.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 20.04.04 № 14-51-102/13), за основу рабочей программы взята авторская программа по литературе для 5 - 11 классов Г.И.Беленького, Э.А.Красновского, Ю.И.Лыссого и др., которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по литературе и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Мнемозина», 2009 год
-
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
-
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
-
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Содержание курса 10 класса построено на литературной основе, предполагает знакомство с вершинными произведениями родной литературы, которое даст представление о судьбах родной литературы и родной культуры. Учитель вместе с учениками проходит путь от наблюдения за частным явлением - художественным произведением - к формированию представления об историко-литературном процессе.
Цель литературного образования - способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:
-
сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
-
осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
-
освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
-
овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
-
воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
-
использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь учащемуся в осознании окружающего мира.
Средством достижения целей и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, поэтому особое место при изучении литературы в 10 классе отводится теории литературы. Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.
Система теоретико-литературного понятия - неотъемлемый компонент интеллектуального багажа культурного читателя. Это не значит, что художественное произведение лишь иллюстрирует то или иное понятие. Главными условиями отбора программных произведений являются их эстетическая ценность, гуманистическая направленность, личностно-значимый потенциал и включённость в сферу читательских интересов учащихся, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Программа строится на основе историко-литературного принципа: главные явления отечественной и мировой литературы представлены согласно этапам развития (от литературы первой половины 19 века до литературы второй половины 19 века).
Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития литературы.
Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.
Монографические темы достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть - текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним - основа литературного образования.
Главным при изучении предмета «Литература» в 10 классе является работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета.
Содержание курса реализуется следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
- продуктивная творческая деятельность: сочинения разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.
2. Формы организации учебного процесса:
Основной формой организации учебных занятий остается классно-урочная система. Возможна модификация традиционного урока: очная и заочная экскурсия в дом-музей писателя или по литературным местам и др.
Формы обучения.
Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи, урок-дискуссия, литературная викторина, пресс-конференция, творческий конкурс. В процессе изучения курса литературы учащиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно-исследовательской работе.
Методы и приёмы обучения:
-обобщающая беседа по изученному материалу;
-индивидуальный устный опрос; -фронтальный опрос;
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- написание сочинений;
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; - выразительное чтение;
- различные виды пересказа;
- заучивание наизусть стихотворных текстов;
- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;
- подготовка рефератов, докладов.
Технологии, методики:
-
уровневая дифференциация;
-
проблемное обучение;
-
информационно-коммуникационные технологии;
-
здоровьесберегающие технологии;
-
система инновационной оценки «портфолио»;
-
коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава);
-
проектно-исследовательская технология.
-
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ
-
Художественная литература как искусство слова.Художественный образ. Художественное время и пространство.
-
Содержание и форма. Поэтика. Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.
-
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ-ХХ веков.
-
Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
-
Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Фабула. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.
-
Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь. Сказ.
-
Деталь. Символ. Подтекст.
-
Психологизм. Народность. Историзм.
-
Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
-
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс.
-
Гипербола. Аллегория.
-
Стиль.
-
Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Ритм. Рифма. Строфа.
-
Литературная критика.
Обучение на базовом уровене
Обучение на повышенном уровне
Курс базируется на историко - литературной основе - с обзорами творческого пути писателей, выявлением общественного и литературного значения произведений и важнейших фактов литературного процесса, в частности особенностей литературных направлений. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
В системе литературного образования особая роль принадлежит чтению художественных произведений (на уроках и дома), выразительному (вслух) и тихому (про себя). Именно чтение и связанная с ним работа по интерпретации, освоению художественных произведений - основа изучения литературы в школе.
Повышенные уровень обучения предполагает повышенное внимание к художественному миру писателя и произведения, к бытованию произведения в историческом времени. Он требует сопоставления литературных явлений, их различных трактовок в критике и литературоведении, что стимулирует самостоятельную мысль учащихся. Возрастает роль самостоятельной работы школьников. Повышенный уровень предполагает последовательную индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом возможностей и интересов каждого конкретного ученика.
Теоретико-литературные знания все же не являются самодовлеющими: их назначение - способствовать глубокому восприятию и самостоятельной, обоснованной оценке творений писателя.
-
Требования к уровню подготовки учащихся
Базовый уровень
Повышенный уровень
Знать/понимать:
Знать/ понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX - XX вв.
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия.
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX - XX вв., этапы их творческой эволюции;
- историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
- основные закономерности историко-литературного процесса;
- сведения об отдельных периодах его развития;
- черты литературных направлений и течений;
- основные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительный средства языка, художественная деталь);
- анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;
- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
- выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;
- соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
- анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
- раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
- связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией;
- выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;
- соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи;
- выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
- определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
- сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
- выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
- выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.
-
Учебно-тематический план
Тема
Кол-во часов
Из них контроль
Введение
2
А.С. Пушкин
9
М.Ю. Лермонтов
5
Литературные направления 1 п. 19 в
1
Н.В. Гоголь
3
Обзор русской литературы второй половины ХIХ века
1
А.Н. Островский
8
1 сочинение (классное)
И.А. Гончаров
7
1 сочинение (классное)
И.С. Тургенев
9
1 сочинение (классное)
Ф. М. Достоевский
11
1 сочинение (классное)
Л.Н.Толстой
14
1 сочинение (классное)
Ф.И.Тютчев
3
А.А. Фет
2
А.К.Толстой
2
1 комплексный анализ лирического произведения
Н. А. Некрасов
8
1 сочинение (классное)
М. Е. Салтыков-Щедрин
6
1 тест
Н.С. Лесков
4
Значение русской классики 19 века
1
Зарубежная литература (4)
И.Гете.
1
О. де Бальзак
1
Г.Флобер
1
Ш. Бодлер
1
Заключительный урок с рекомендациями для летнего чтения.
1
-
Содержание программы.
Базовый уровень
Повышенный уровень
Русская литература первой половины XIX века
А. С. ПУШКИН. Жизненный и творческий путь: основные этапы (с обобщением изученного).
«Евгений Онегин»(повторение)
«Значение творчества Пушкина в русской литературе и духовной жизни русского общества.
А. С. ПУШКИН. Жизненный и творческий путь: основные этапы (с обобщением изученного).
«Евгений Онегин» (повторение)
«Борис Годунов». Новый тип исторической пьесы. («Пьеса без героя»). Особенности композиции. Образ Бориса Годунова. Роль народа в трагедии. Значение творчества Пушкина в русской литературе и духовной жизни русского общества.
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
«Герой нашего времени» (повторение).
Ю. ЛЕРМОНТОВ. Жизнь и творчество (с обобщением изученного). «Герой нашего времени» (повторение). « Валерик».
Для самостоятельного чтения: «Демон».
Н. В. ГОГОЛЬ. Жизнь и творчество (с обобщением изученного). «Мёртвые души» (повторение).
Литературные направления первой половины XIX века - романтизм и реализм (общая характеристика).
Н. В. ГОГОЛЬ. Жизнь и творчество (с обобщением изученного). «Мёртвые души» (повторение).
«Невский проспект». Контраст в изображении героев повести. Тема столкновения мечты и действительности. Сочетание лиризма, юмора и сатиры.
Литературные направления первой половины XIX века - романтизм и реализм (общая характеристика).
Русская литература второй половины XIX века
Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850-1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни
Русская литература второй половины XIX века
Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850-1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.
А. Н. ОСТРОВСКИЙ. Жизнь и творчество (тема «горячего сердца» и «темного царства» в пьесах драматурга).
«Гроза». Катерина и Кабаниха - два полюса Калиновского мира. Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством». Символика заглавия пьесы.
Для самостоятельного чтения: «Свои люди - сочтёмся», «Бесприданница».
А.Н. ОСТРОВСКИЙ. Жизнь и творчество.
Пьесы: «Свои люди - сочтемся!», «Гроза». Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди - сочтемся!». Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии. Большов, Подхалюзин и Тишка - три стадии накопления «первоначального капитала». Речь героев и ее характерологическая функция.
Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).
Опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.
Внутрпредметные связи: традиции отечественной драматургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).
Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.
Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы».
И. А. ГОНЧАРОВ. Жизнь и творчество.
«Обломов». «Свет» и «тени» в характере Обломова. Роль в романе истории его взаимоотношений с Ольгой Ильинской. Трагический колорит в изображении судьбы Обломова. Сопоставление Обломова и Штольца как средство выражения авторской позиции. Обломовщина: ее исторические и социальные корни, нравственное содержание.
Для самостоятельного чтения: «Обыкновенная история».
И.А. ГОНЧАРОВ. Жизнь и творчество.
Роман «Обломов». Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.). Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).
Опорные понятия: образная типизация, символика детали.
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.
Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж. Н. Михалков).
Для самостоятельного чтения: «Фрегат Паллада», роман «Обыкновенная история».
И. С. ТУРГЕНЕВ. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
«Отцы и дети». Базаров в системе действующих лиц. Ум, твердая воля, громадное самолюбие как отличительные черты главного героя. Его нигилизм и нравственный максимализм. Отношение автора к герою. Проблемы поколений, жизненной активности и вечных человеческих ценностей (любви, дружбы, отношения к природе и искусству) в романе. Своеобразие композиции (испытание героев в сходных ситуациях, роль диалогов). Споры вокруг романа.
Для самостоятельного чтения : «Дворянское гнездо
И.С. ТУРГЕНЕВ. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
Цикл «Записки охотника» (2-3 рассказа по выбору), роман «Отцы и дети», стихотворения в прозе: «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору.
Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.
Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).
Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.
Опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев.
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и группа «Современника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».
Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в романе; песенная тематика рассказа «Певцы».
Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворянское гнездо».
Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
«Бедные люди». «Белые ночи».
«Преступление и наказание». Многоплановость и сложность социально-психологического конфликта в романе. Бескомпромиссный поиск истины, боль за человека как основа авторе позиции. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Смысл его теории. Трагическая постановка и решение и темы личной ответственности человека за судьбы мира. «Двойники» Раскольникова и их художественная роль.
Для самостоятельного чтения: «Идиот».
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
«Бедные люди», «Белые ночи». Роман «Преступление и наказание ».
Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.
Опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; полифония (многоголосие); герои-«двойники».
Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема индивидуализма и др.).
Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, А. Сокурова и др.).
Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».
Л. Н. ТОЛСТОЙ. Жизненный и творческий путь: основные этапы (с обобщением изученного).
«Война и мир» - роман-эпопея. Народ и личность - одна из главных проблем романа. Изображение судеб отдельных людей в тесной связи с крупнейшими историческими событиями. Внутренняя жизнь главных героев романа, поиски ими смысла жизни. Душевная красота в понимании писателя. Любовь Толстого жизни, чувство полноты бытия. «Мысль народная». Кутузов и Наполеон. Правдивое изображение войны и основных ее героев - простых солдат - как художетвенное открытие Толстого.Единство картин войны и мира и философских размышлений писателя. Психологизм романа («диалектика души», роль портретных деталей и внутренних монологов). Картины природы в романе. Мировое значение творчества Л. Н. Толстого.
Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рассказы».
Л.Н. ТОЛСТОЙ. Жизненный и творческий путь: основные этапы (с обобщением изученного).
Роман «Война и мир».
Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий и т.п. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.
«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.
«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.
Опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; историко-философская концепция.
Внутрипредметные срязи: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмысление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бонапартизма» в произведениях русских классиков.
Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир»; живописные портреты Л.Толстого (И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к роману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Воклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).
Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Казаки», романы «Анна Каренина», «Воскресение».
Ф. И. ТЮТЧЕВ. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
«Silentium!», «Цицерон», «О, как убийственно мы любим...», «Не то, что мните вы, природа...», «Предопределение», «Она сидела на полу...», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...») (по выбору).
«Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять...», «Природа - сфинкс. И тем она верней...», «Слезы людские, о слезы людские...», «Осенний вечер» (по выбору).
Тютчев - поэт-философ. Трагическое ощущение мимолетности человеческого бытия. Мотивы противоборства враждебных сил в природе и в душе человека. Пластическая точность образов, их символический смысл.
Ф.И. ТЮТЧЕВ. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа...», «Silentium», «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа - сфинкс, и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.
«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы. Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм звучания любовной лирики поэта.
Опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.
Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской лирике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.
Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (СИ. Танеев, СВ. Рахманинов и др.).
А. А. ФЕТ. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
«Шепот, робкое дыханье...», «Какая грусть! Конец аллеи...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», , «Ласточки пропали...»
«Еще майская ночь», «Я пришел к тебе с приветом...», «В лунном сиянии» (по выбору).
Традиционные поэтические темы - природа, любовь, творчество - и «новое их освещение волшебным языком искусства» (А. А. Фет). Изображение мимолетных, изменяющихся состояний человеческой души и природы. Музыкальность лирики Фета.
А.А. ФЕТ. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к тебе с приветом... », «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали. ..», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.
Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника.
Опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-переживание.
Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А, Фет и поэты радикально-демократического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).
Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.
А. К. ТОЛСТОЙ. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
«Средь шумного бала, случайно...», «Коль любить, так без рассудку...», «Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо...», «Ты не спрашивай, не распытывай..»
А. К. ТОЛСТОЙ. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
«Средь шумного бала, случайно...», «Коль любить, так без рассудку...», «Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо...», «Ты не спрашивай, не распытывай...».
Мажорный тон, ясность и гармоничность поэзии А. К. Толстого. Стихия любви в лирике поэта.
«Сон Попова». Козьма Прутков.
Н. А. НЕКРАСОВ. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
«Вчерашний день, часу в шестом...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной...», «Тишина», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О Муза! я у двери гроба!..».
«Кому на Руси жить хорошо». Замысел и история создания поэмы. Народно-поэтическая основа поэмы. Ее композиция и стиль. Философия народной жизни («Крестьянка»). Тема судьбы России («Пир на весь мир»).
Лирика Некрасова - воплощение страданий, дум и чаяний народа. Лирический герой как выразитель веры в народ, неудовлетворенности собой, готовности к самопожертвованию. Некрасов о высоком назначении поэзии.
Новаторство Некрасова: сближение поэтического языка с разговорным, поэтических жанров с прозаическими; широкое использование фольклора.
Н.А. НЕКРАСОВ. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».
«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.
Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические прием построения сюжета поэмы. Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.). Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды-притчи, рассказы и т.п.). Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.
Опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация поэтического языка.
Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.
Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.
Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».
М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).Сказки: Премудрый пискарь».
«История одного города» (обзор с чтением и разбором избранных страниц). Замысел, проблематика и жанр произвело Гротеск, черты антиутопии в произведении.
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
Сказки «Премудрый пескарь», роман-хроника «История одного города».
«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке («Премудрый пескарь»). Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т.п.). Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гротеск; авторская ирония.
Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.
Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.).
Для самостоятельного чтения: сказки «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал».
Н. С. ЛЕСКОВ. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
«Очарованный странник». Тема праведничества в рассказе. Герой, который «возвышается над чертою простой нравственности» (Н. С. Лесков).
Для самостоятельного чтения :«Леди Макбет Мценского уезда». .
Н.С. ЛЕСКОВ
Повесть «Очарованный странник».
Стремление Н. Лескова к созданию «монографий» народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».
Опорные понятия: литературный сказ; жанр путешествия.
Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души ».
Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.
Для самостоятельного чтения: «Леди Макбет Мценского уезда
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Краткие сведения о жизни и творчестве писателей; беседы по прочитанным произведениям; обзор крупных эпических произведений с чтением и разбором избранных глав и страниц.
Трагедия И.В.Гете «Фауст»
«Человеческая трагедия» О.де Бальзака
Роман Г.Флобера «Госпожа Бовари»
«Маленькие поэмы в прозе» Ш.Бодлера
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Краткие сведения о жизни и творчестве писателей; беседы по прочитанным произведениям; обзор крупных эпических произведений с чтением и разбором избранных глав и страниц. Трагедия И.В.Гете «Фауст», «Человеческая трагедия» О.де Бальзака, Роман Г.Флобера «Госпожа Бовари», «Маленькие поэмы в прозе» Ш.Бодлера, Дав. Г. Байрон. «Корсар»; О. Уайльд. Сказки; О. де Бальзак. «Шагреневая кожа»;
Стендаль. «Красное и черное»; Э. Т. А. Гофман. «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»; Э. По. «Убийство на улице Морг».
Реализовать поставленные цели предполагается посредством использования учебно-методического комплекта:
Учебник: «Русская литература XIX века». 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Автор: Г.Н.Ионин. М.: Мнемозина, 2011
Учебник-практикум: «Русская литература XIX века». 10 класс: учебник-практикум для общеобразовательных учреждений. Автор: Ю.И.Лыссой. М.: Мнемозина, 2011
Методическое пособие для учителя:
1. Егорова, Н.В., Золотарёва, И.В. Поурочные разработки по литературе XIX века: 10 класс/ Н.В.Егорова, И.В.Золотарёва, - Москва «ВАКО», 2009
Дополнительная литература для учителя:
1. Картавцева, М.И. Уроки внеклассного чтения. 5-9 классы: практическое пособие/ М.И.Картавцева, - ТЦ «Учитель», Воронеж, 2006
2. Цветкова, Г.В. Литература. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся/ Г.В.Цветкова, - Волгоград: Учитель, 2011
3. Кривоплясова, М.Е. Средства и приёмы выразительной речи. 5-9 классы: тренинговые задания на уроках/ М.Е.Кривоплясова, - Волгоград: Учитель, 2007
4. Павлова, О.А., Белова, И.В. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы: методические материалы/ О.А. Павлова, И.В. Белова, - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008
5. Павлова, О.А. Готовимся к сдаче ЕГЭ по литературе. Комплексный анализ художественного текста: (дидактические материалы)/ О.А.Павлова, - Белгород: ООО «Логия», 2004
6. Шапошникова, В.В. «Открой мне глубокую тайну твою…». Методическое пособие по литературному анализу для старших классов/ В.В.Шапошникова, - М.: Московский Лицей, 2003
Пособия для учащихся:
1.Альбеткова, Р.И. Учимся читать лирическое произведение/ Р.И.Альбеткова, - М.: Дрофа, 2007.
2. Мещерякова, М.И. Литература в таблицах и схемах (теория, история, словарь)/ М.И.Мещерякова, - М.: Айрис-пресс, 2006
3. Чернец, Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов/ Л.В.Чернец, - Москва «Просвещение», 2007
4.Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова. Москва, 2007
5.Васильченко, Н.В. Литература. 10-11 классы: рефераты/ Н.В.Васильченко, - Волгоград: Учитель, 2008
Календарно-тематическое планирование по литературе 10 класс ( 102 часа)
№
п/п
Тема урока
К-во часов
Виды деятельности
Дата
План
Факт
1.
О своеобразии русской литературы первой половины 19 века.
1
Работа с вводной статьей учебника.
1.09
2.
Литературные течения и творчество писателей конца 18-начала 19 веков. Обзор.
1
Работа с теоретическим материалом, составление словаря литературоведческих терминов.
3.09
Творчество А.С.Пушкина (9 часов)
3.
А. С. Пушкин. Жизненный и творческий путь (основные этапы) .
1
Обобщение ранее прочитанных и изученных произведений писателя.
4.09
4.
А. С. Пушкин. Общая характеристика лирики поэта.
1
Разбор стихотворений «Погасло древнее светило…» и «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»).
8.09
5.
А. С. Пушкин. Тема свободы в лирике поэта.
1
Разбор стихотворений «Свободы сеятель пустынный…» и «Из Пиндемонти».
10.09
6.
А. С. Пушкин. Философское осмысление вопросов о жизни, ее смысле и смерти человека в лирике поэта.
1
Разбор стихотворений «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» и «Вновь я посетил…».
11.09
7.
А. С. Пушкин. Религиозные мотивы и образы в лирике поэта.
1
Разбор стихотворений «Подражание Корану» и «Отцы пустынники и жены непорочны…» .
15.09
8.
А. С. Пушкин. «Медный всадник.» (Творческая история; сюжет и композиция).
1
Чтение фрагментов поэмы.
17.09
9.
А. С. Пушкин. «Медный всадник.» Герои поэмы.
1
Разбор фрагментов, посвященных Евгению, описанию статуи Петра, конфликту героев поэмы.
18.09
10.
А. С. Пушкин. «Медный всадник.» Обобщение наблюдений учащихся над поэмой (отношение автора к ее героям - Петру и Евгению).
1
Анализ текста.
22.09
11.
Петербург Пушкина.
1
Анализ текста, беседа по вопросам.
24.09
Творчество М.Ю.Лермонтова (5 часов)
12.
М. Ю. Лермонтов. Жизненный и творческий путь.
1
Обобщение ранее прочитанных и изученных произведений писателя.
25.09
13.
М. Ю. Лермонтов. Общая характеристика лирики поэта.
1
Работа с текстом: разбор стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен…».
29.09
14.
М. Ю. Лермонтов. Мотивы любви в лирике поэта.
1
Работа с текстом: разбор стихотворений «Молитва», «Расстались мы, но твой портрет…», «Отчего», «Сон».
1.10
15.
М. Ю. Лермонтов. «Валерик» - рассказ-исповедь (сочетание батальной и любовной тем).
1
Работа с текстом: разбор стихотворения.
2.10
16.
М. Ю. Лермонтов. Философская лирика поэта.
1
Работа с текстом: разбор стихотворения «Выхожу один я на дорогу…».
6.10
17.
Литературные направления: романтизм и реализм в русской литературе первой половины XIX века.
1
Работа с теоретическим материалом, составление словаря литературоведческих терминов.
8.10
Творчество Н.В.Гоголя (3 часа)
18.
Н. В. Гоголь. Жизненный и творческий путь.
1
Обобщение ранее прочитанных и изученных произведений.
9.10
19.
Н. В. Гоголь. «Невский проспект» (Контраст в изображении героев повести).
1
Сопоставительный анализ фрагментов повести, посвященных Пискунову и Пирогову.
13.10
20.
Н. В. Гоголь. «Невский проспект» Тема столкновения мечты и действительности (романтизм и реализм в повести).
1
Работа с текстом: разбор повести.
15.10
21.
Общая характеристика русской литературы второй половины XIX века.
1
Работа с теоретическим материалом, составление словаря литературоведческих терминов.
16.10
Творчество А.Н.Островского (8 часов)
22.
А. Н. Островский - «драматург на все времена» (литературно-театральная деятельность Островского).
1
Работа с теоретическим материалом учебника, составление плана биографии.
20.10
23.
А. Н. Островский. «Гроза.» Город Калинов в пьесе.
1
Анализ пьесы.
22.10
24.
Катерина и Кабаниха - два полюса Калиновского мира. Разбор фрагментов I и II действия пьесы.
1
Составление характеристики героев.
23.10
25.
А. Н. Островский. «Гроза.» Кульминация в развитии основного конфликта пьесы.
1
Работа с текстом. Разбор фрагментов IV действия.
27.10
26.
А. Н. Островский. «Гроза.» Трагическая развязка пьесы.
1
Разбор фрагментов V действия.
29.10
27.
А. Н. Островский. «Гроза.» Драма или трагедия?
1
Анализ текста художественного произведения.
30.10
28.
Р/Р Сочинение по драме «Гроза».
1
10.11
29.
Вн.чт. Драма «Бесприданница».
1
Анализ текста художественного произведения. Сравнение текста и фильма.
12.11
Творчество И.А.Гончарова (6+1)
30.
И. А. Гончаров. Личность писателя. Основные факты его жизни и творчества.
1
Чтение фрагментов из произведений «Обыкновенная история» и «Фрегат «Паллада».
13.11
31.
И. А. Гончаров. «Обломов» I глава романа как своеобразная его экспозиция.«Сон Обломова» - увертюра всего романа (Гончаров).
1
Разбор фрагментов глав I, VIII и IX первой части романа.
17.11
32.
И. А. Гончаров. «Обломов». История отношений Обломова и Ольги.
1
Разбор фрагментов глав X и XII второй части романа.
19.11
33.
И. А. Гончаров. «Обломов». Обломов и Штольц.
1
Разбор фрагментов глав I и II второй части романа.
20.11
34.
И. А. Гончаров. «Обломов». Образ Обломова в романе .
1
Обобщение наблюдений учащихся над текстом романа.
24.11
35.
И. А. Гончаров. Обломов. Обломов и обломовщина .
1
Работа с текстом худож. произв: философский смысл и общечеловеч. значимость образа главного героя.
26.11
36.
Р/Р Сочинение по роману «Обломов».
1
27.11
Творчество И.С.Тургенева (8+1)
37.
И. С. Тургенев. Личность писателя. Основные факты его жизни и творчества .
1
Работа с вступит статьей о писателе. Обобщение ранее прочитанных и изученных произведений.
1.12
38.
«Отцы и дети». Время создания романа, сюжет и композиция романа, своеобразие психологического анализа в романе.
1
Анализ текста художественного произведения.
3.12
39.
И. С. Тургенев. «Отцы и дети». Конфликт Базарова и братьев Кирсановых.
1
Разбор фрагментов из глав III-VII, X.
4.12
40.
Нигилизм Базарова - благотворное начало или опасное для личности и общества направление?
1
Работа с текстом.
8.12
41.
И. С. Тургенев. «Отцы и дети.» Базаров и Одинцова (в чем смысл испытания героя любовью?) .
1
Разбор фрагментов глав XVII-XIX.
10.12
42.
Базаров и его родители.
1
Составление развернутой характеристики героев.
11.12
43.
И. С. Тургенев. «Отцы и дети». Смерть Базарова.
1
Разбор фрагментов главы XXVII.
15.12
44.
И. С. Тургенев. «Отцы и дети». Образ Базарова в романе .
1
Обобщение наблюдений учащихся над текстом романа.
17.12
45.
Р/Р Сочинение по роману «Отцы и дети».
1
18.12
Творчество Ф.М.Достоевского (10+1)
46.
Ф. М. Достоевский. Личность писателя. Основные факты его жизни и творчества .
1
Работа с вступит статьей о писателе. Обобщение ранее прочитанных и изученных произведений.
22.12
47.
Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание».
1
Анализ теоретического материала учебника. Замысел романа, система образов романа, особенность развития действия романа, время действия романа, своеобразие жанра романа.
24.12
1 полугодие по плану 47 уроков К/р 3 - сочинения
48.
Петербург Достоевского.
1
Работа с текстом.
25.12
49.
Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Теория Раскольникова.
1
Рассмотрение фрагментов главы V третьей части романа.
50.
Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Раскольников в мире бедных людей.
1
Разбор фрагментов глав I-IV первой части романа.
51.
Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Преступление Раскольникова.
1
Разбор фрагментов главы VII части первой романа.
52.
Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Раскольников и Лужин .
1
Разбор фрагментов главы V второй части, главы II четвертой части, глав I и III пятой части романа.(Можно ли назвать Лужина двойником Раскольникова?) .
53.
Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Раскольников и Соня Мармеладова.
1
Разбор фрагментов главы IV четвертой части, главы I пятой части, главы VIII шестой части романа.
54.
Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Раскольников и Свидригайлов.
1
Разбор фрагментов главы I четвертой части, глав III, V, VI шестой части романа.
55.
Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание».
1
Обобщение наблюдений учащихся над текстом романа. Кто же Раскольников - преступник, фанатик идеи, гуманист?
56.
Сочинение по роману «Преступление и наказание».
1
Творчество Л.Н.Толстого (13+1)
57.
Л. Н. Толстой. Жизненный и творческий путь (основные этапы) .
1
Работа с вступит статьей о писателе. Обобщение ранее прочитанных и изученных произведений.
58.
Л. Н. Толстой. «Война и мир». Авторский замысел и история создания романа.
1
59.
Л. Н. Толстой. «Война и мир». Эпизод «Салон А. П. Шерер».
1
Разбор фрагментов эпизода.
60.
Л. Н. Толстой. «Война и мир». Эпизоды «Именины у Ростовых» и «Князь Андрей в Лысых горах» .
1
В чем заключается внутренняя связь трех эпизодов первой части первого тома романа? Разбор фрагментов эпизодов.
61.
Л. Н. Толстой. «Война и мир». Настоящая жизнь людей в понимании Толстого.
1
Разбор фрагментов глав III-VII и IX-XII части четвертой тома второго и глав XII-XVII части третьей третьего тома романа.
62.
Л. Н. Толстой. «Война и мир». Князь Андрей на войне. Путь к славе и своему «Тулону».
1
Разбор фрагментов глав XV-XXI части второй и глав XVI и XIX части третьей первого тома романа.
63.
Л. Н. Толстой. «Война и мир». Пьер Безухов в поисках смысла жизни.
1
Разбор фрагментов глав I-IV части второй и главы VII части третьей второго тома романа.
64.
Л. Н. Толстой. «Война и мир». Князь Андрей после Аустерлица .
1
Разбор фрагментов главы IX части первой и глав I-III части третьей второго тома романа.
65.
Л. Н. Толстой. «Война и мир». Эпизод «Бородинское сражение».
1
Разбор фрагментов глав XIX-XXI, XXIV-XXV, XXX-XXXII части второй тома третьего романа.
66.
Л. Н. Толстой. «Война и мир». Партизанская война.
1
Разбор фрагментов глав I-IX части третьей тома четвертого романа.
67.
Образ Наташи Ростовой.
1
Анализ текста художественного произведения. Составление характеристики Наташи Ростовой.
68.
Семья в романе «Война и мир».
1
Анализ текста художественного произведения.
69.
Л. Н. Толстой. «Война и мир». Образы Пьера Безухова и Наталии Ростовой в романе .
1
Обобщение наблюдений учащихся над текстом романа.
70.
Сочинение по роману «Война и мир».
1
Творчество Ф.И.Тютчева ( 3 часа)
71.
Ф. И. Тютчев. Личность и поэтический мир Тютчева.
Чтение стихотворений «Умом Россию не понять…», «Нам не дано предугадать…», «Silentium», «Слезы людские, о слезы людские…».
72.
Ф. И. Тютчев. Природа в лирике поэта.
1
Чтение и разбор стихотворений «Осенний вечер», «Не то что мчите вы природа…», «Природа - сфинкс. И тем она верней…» .
73.
И. Тютчев. Любовная лирика поэта.
1
Чтение и разбор стихотворений «О как убийственно мы любим…», «Я встретил вас - и все былое…».
Творчество А.А. Фета ( 2 часа)
74.
А. А. Фет. Личность и поэтический мир Фета.
1
Чтение и разбор стихотворений «В лунном сиянии…», «Это утро радость эта…», «Еще майская ночь…».
75.
А. А. Фет. Любовная лирика поэта.
1
Чтение и разбор стихотворений «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Я пришел к тебе с приветом…».
Творчество А.К.Толстого ( 2 часа)
76.
А. К. Толстой. Личность и поэтический мир Толстого.
1
Чтение и разбор стихотворений «Коль любить, так без рассудку…», «Иоанн Дамаскин».
77.
А. К. Толстой. Любовная лирика поэта.
1
Чтение и разбор стихотворений «Средь шумного бала…», «Ты не спрашивай, не распытывай…» .
78.
Контрольная работа по теме «Русская лирика 50-80 годов 19 века».
1
Комплексный анализ лирического произведения.
Творчество Н.А.Некрасова (7+1)
79.
Н. А. Некрасов. Личность. Основные факты жизни и творчества.
1
Чтение и разбор фрагментов из стихотворения «Рыцарь на час».
80.
Н. А. Некрасов. Лирика (общая характеристика).
1
Чтение и разбор ст «Вчерашний день часу в шестом…», «Тишина», «Мы с тобой бестолковые люди», «О погоде» (фрагмент из части первой главки «До сумерек»).
81.
Тема поэта и поэзии в лирике Н.А Некрасова.
1
Разбор стихотворения «Поэт и гражданин».
82.
«Философия народной жизни в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Замысел и стиль поэмы.
1
Разбор фрагментов из третьей части «Крестьянка».
83.
Тема судьбы России в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
1
Разбор фрагментов из части «Пир на весь мир» .
84.
Обобщение наблюдений учащихся над произведениями Н.А.Некрасова.
1
Чтение и разбор стихотворений «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! Я у двери гроба…».
85.
Подготовка к сочинению по творчеству Н.А.Некрасова.
1
86.
Сочинение по творчеству Н.А.Некрасова.
1
Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина (5+1)
87.
М. Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творческая индивидуальность писателя. «История одного города» - замысел, проблематика, композиция, жанр.
1
Работа с вступит статьей о писателе. Обобщение ранее прочитанных и изученных произведений.
88.
М. Е. Салтыков-Щедрин. Гротеск в «Истории одного города».
1
Разбор фрагментов из «Описи градоначальникам» и главы «Органчик».
89.
Черты антиутопии в «Истории одного города».
1
Разбор фрагментов из главы «Подтверждение покаяния. Заключение».
90.
Сказки Салтыкова-Щедрина - синтез его творчества.
1
Работа с текстом произведения.
91.
Сказки Салтыкова-Щедрина.
1
92.
Контрольная работа по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина.
1
Тестовая работа.
Творчество Н.С.Лескова (4 часа)
93.
Н. С. Лесков. Личность и творческая индивидуальность писателя.
1
Работа с вступит статьей о писателе.
94.
Тема праведничества в рассказе «Однодум».
1
Разбор фрагментов рассказа.
95.
«Очарованный странник» Идейно-художественное своеобразие повести.
1
Работа с текстом художественного произведения.
96.
Проблематика повести «Очарованный странник».
1
Зарубежная литература (4 ч)
97.
Трагедия И.В.Гете «Фауст».
1
Работа с текстом художественного произведения.
98.
«Человеческая трагедия» О.де Бальзака.
1
Работа с текстом художественного произведения.
99.
Роман Г.Флобера «Госпожа Бовари».
1
Работа с текстом художественного произведения.
100.
«Маленькие поэмы в прозе» Ш.Бодлера.
1
Работа с текстом художественного произведения.
101.
Значение русской классики XIX века для современных читателей .
1
Обобщение итогов занятий по курсу русской литературы в 10 классе.
102.
Заключительный урок с рекомендациями для летнего чтения.
1
2 полугодие Уроков по плану:55 контрольных работ: 5 (сочинений 3, комплексный анализ текста 1, тест 1)
ГОД : уроков по плану 102; контрольных работ: 8 (сочинений 3, комплексный анализ текста 1, тест 1)
Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.
-
Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
-
знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
-
умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
-
понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
-
знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
-
умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
-
уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
-
Оценка сочинений.
Сочинение - основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
-
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
-
полнота раскрытия темы;
-
правильность фактического материала;
-
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
-
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
-
стилевое единство и выразительность речи;
-
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.
Отметка
Основные критерии отметки
Содержание и речь
Грамотность
«5»
-
Содержание работы полностью соответствует теме.
-
Фактические ошибки отсутствуют.
-
Содержание излагается последовательно.
-
Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
-
Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.
Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
«4»
-
Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
-
Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
-
Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
-
Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
-
Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
«3»
-
В работе допущены существенные отклонения от темы.
-
Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
-
Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
-
Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
-
Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.
«2»
-
Работа не соответствует теме.
-
Допущено много фактических неточностей.
-
Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
-
Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
-
Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
3. Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 - 100 %;
«4» - 78 - 89 %;
«3» - 60 - 77 %;
«2»- менее 59 %.
Материально - техническое обеспечение образовательного процесса:
-
Литература. Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы/ под ред. Г.И.Беленького. - 4-е изд., перераб. - М: Мнемозина, 2010.
-
Учебник: Беленький Г.И., Воронин Л.Б., Лыссый Ю.И. Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х ч.(базовый уровень)-Мнемозина,2012
-
Методическое пособие для учителя: Золотарѐва И.В., Егорова, Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 10 класс. - М.: «ВАКО», 2011.
Программа
Беленький Г.И., Голубков М.М., Ионина Г.Н., Э.А.Красновский, Ю.И.Лыссый, Программы по литературе 5-11., 4-е изд-е перераб., М.: Мнемозина.-2009
Дополнительная литература:
1.Альбеткова, Р.И. Учимся читать лирическое произведение/ Р.И.Альбеткова, - М.: Дрофа, 2009
-
Кривоплясова, М.Е. Средства и приѐмы выразительной речи. 5-11 классы: тренинговые задания на уроках/ М.Е.Кривоплясова, - Волгоград: Учитель, 2009
-
Павлова, О.А. Готовимся к сдаче ЕГЭ по литературе. Комплексный анализ художественного текста: (дидактические материалы)/ О.А.Павлова, - Белгород: ООО «Логия», 2008
-
Павлова, О.А., Белова, И.В. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы: методические материалы/ О.А. Павлова, И.В. Белова, - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008
-
Шапошникова, В.В. «Открой мне глубокую тайну твою…». Методическое пособие по литературному анализу для старших классов/ В.В.Шапошникова, - М.: Московский Лицей, 2003
-
Цветкова, Г.В. Литература. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся/ Г.В.Цветкова, - Волгоград: Учитель, 2011
Справочная литература
-
Зуева, Т.В. Русский фольклор: Словарь-справочник/ Т.В. Зуева, - М.: Просвещение, 2005.
-
Линков, В.Я. Литература. Справочник/ В. Я Линков. - Филологическое общество «Слово», 2005
-
Николаев, П.А. Русские писатели. Библиографический словарь А - Я в 2-х частях/ П. А. Николаев. - М.: «Просвещение», 2003
-
Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова. Москва, 2010
-
Чернец, Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов/ Л.В.Чернец, - Москва «Просвещение», 2007
Дополнительная научно-критическая литература:
-
Бахтин М.М. Проблематика поэтика Достоевского. М.,1979
-
Белов С.В. Роман Достоевского «Преступление и наказание»: комментарий. Пособие для учителя. Л., 1985
-
Бердников Г.П.Чехов -драматург. Традиции и новаторство в драматургии Чехова.М.,1981
-
Бушмин А.С. Художественный мир Салтыкова-Щедрина.Л.,1987
-
Буянова Е.Г. Романы Достоевского: в помощь преподавателям, студентам и абитуриентам. М.,1999
-
Бялый Г.А.Чехов и русский реализм. М.,1981
-
Горелов А.А. Н.С.Лесков и народная культура. Л.,1988
-
Дыханова Б.С. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н.С.Лескова.М.,1980
-
Жук А.А. Русская проза второй половины 19 века. М.,1981
-
Иванова А.А.Философские искания Ф.М.Достоевского. М.,1995
-
Маймин Е.А. Лев Толстой. Путь писателя.М.,1978
-
Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей: статьи и исследования о русских классиках. М.,1972
-
Хализев В.Е. Кормилов С.И., Роман Толстого «Война и мир», М.,1983
Интернет-ресурсы
-
profile-edu.ru/- профильное обучение в старшей школе
-
9151394.ru/- Информационные и коммуникационные технологии в обучении
-
9151394.ru/projects/liter/uroksoch/index.html - Дистанционный семинар
-
9151394.ru/projects/liter/litkurs/index.html- Сочинение по литературе как модель исследования
-
rifma.com.ru/ - Рифма. Теория и словари рифм. Словарь разновидностей рифмы. Всѐ по стихосложению. Поэтический словарь в примерах. Сотни терминов, цитат и пояснений.
-
som.fio.ru/- сетевое объединение методистов
-
ug.ru/-«Учительская газета»
22