Рабочая программа по предмету Русский язык 8-9 класс по УМК М. М. Разумовской

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 8-9 классов класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (Примерныепрограммы основного общего образования. Русский язык. - 2-е изд. - М., 2010. - (Стандарты второго поколения), Программы по русскому (родному) языку, 5-9 классы, авторы программы: М.М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов, Г.А.Богданова. («Рабочие программы.) Русский язык. 5-9 классы», сост. Е. И. Харитонова, М.: «Дрофа».-2012)

Данная программа представляет собой практический курс русского языка для учащихся, получающих образование по УМК следующих авторов:

Р а з у м о в с к а я М. М., Л ь в о в а С. И., К а п и н о с В. И., Л ь в о в В. В. Русский язык.

8 класс/ под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта.

Р а з у м о в с к а я М. М., Л ь в о в а С. И., К а п и н о с В. И., Л ь в о в В. В. Русский язык.

9 класс/ под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта.

Данная программа учитывает основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования. Предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых, программа имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего среднего образования; во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых.

Цели обучения русскому языку в основной школе:

- воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему

явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую

информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая

СМИ; осуществлять информационную переработку текста и др.);

- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования,о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитиеспособности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения,

нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Общая характеристика предмета «Русский язык»

Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку и реализует основные идеи стандарта второго поколения для основной школы.

Для каждого года обучения выделяются коммуникативные умения, связанные с различными видами учебной речевой деятельности: чтением, восприятием устного и письменного высказывания и его анализом, воспроизведением текста (устным и письменным), созданием высказывания

(устного и письменного), совершенствованием устного и письменного высказывания. Содержание обучения связной речи (объём знаний и основных умений) изложено в отдельном блоке, однако предполагается, что изучаться материалы этого раздела будут на протяжении всего учебного года

определёнными порциями, перемежающимися с языковыми темами курса.

Речевая направленность курса усилена и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя

(тексты с обращениями, однородными членами, обособлениями и т. д.). Программа нацеливает и на усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.

Важный аспект в обучении - формирование у учащихся чуткости к богатству и выразительности родной речи, гордости за родной язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.

Структура курса: 5-7 классы имеют морфолого-орфографическую направленность, включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование; 8-9 классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации. Каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап по

материалам предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития. На всех этапах обучения реализована идея поэтапного овладения теоретическим материалом:

- введение понятия;

- осмысление лингвистической сути понятия;

- овладение теоретическим (научным) способом действия, гарантирующим правильное проведение анализа языкового материала;

- формулирование теоретических выводов;

- углубление знаний.

Обязательное изучение русского языка осуществляется в объёме:

Классы

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1.

8 класс

3

108

2.

9 класс

3

105

3.

10 класс

1

36

4.

11 класс

1

72

5.

12 класс

2

70

Итого:

10

391 ч.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения русского языка.

Личностные результаты освоения русского (родного) языка:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты освоения русского (родного) языка:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения. свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

- осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном

уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях

формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты освоения русского (родного) языка:

1) представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной

литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально- смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Содержание программы курса русского языка

8 класс

п/п

Содержание разделов

Всего часов

Количество контрольных работ

Количество

работ по развитию речи

О языке

1

-

-

Морфология и орфография

(закрепление ранее изученного материала)

8

1

-

Речь, её разновидности. Текст, его тема и основная мысль. Типы речи;

5

-

1

Словосочетание и предложение.

6

-

2

Двусоставное предложение.

Главные и второстепенные члены предложения

16

1

-

Односоставное простое предложение

12

1

2

Неполные предложения

2

--

-

Предложения с однородными членами

13

1

1

Предложения с обращениями

и вводными конструкциями

10

1

1

Предложения с обособленными членами

17

2

1

Прямая речь

11

1

2

Повторение

7

-

-

Итого:

105

8

10

Количество часов-108

Количество часов в неделю - 3

Количество контрольных работ - 8

Развитие речи - 10

9 класс


Раздел программы

Общее кол-во часов

Из них количество часов

контр. работы

Р.Р.

1

Русский язык - национальный язык русского народа

2

-

-

2

Повторение изученного в 5-8 классах

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Лексика. Морфемика. Словообразование. Морфология и синтаксис. Орфография и пунктуация.

24

-

-

3

Сложное предложение

Понятие сложного предложения. Типы сложного предложения и средства связи между его частями.

2

-

-

4

Речь. Повторение изученного в 5-8 классах

Стили речи. Типы речи. Основные способы сжатия текста.

4

-

3

5

Сложносочинённое предложение

Понятие сложносочинённого предложения. Виды сложносочинённого предложения.

5

1

-

6

Художественный стиль речи и язык художественной литературы

2

-

-

7

Текст. Строение текста.

2

-

2

8

Сложноподчинённое предложение

Понятие сложноподчинённого предложения. Виды сложноподчинённого предложения. Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными: места, времени, сравнения, образа действия и степени, цели, условия, причины и следствия, уступки. Сложноподчинённое с несколькими придаточными.

21

1

-

9

Обучение написанию сочинения по заданному тексту

1

-

1

10

Эссе

1

-

1

11

Подготовка к ГВЭ

Изложение. Анализ текста. Сочинение по заданному тексту.

5

-

2

12

Бессоюзное сложное предложение

Понятие бессоюзного сложного предложения. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени или условия и следствия.

6

1

-

13

Путевые заметки

1

-

1

14

Подготовка к ГВЭ

Изложение. Анализ текста. Сочинение по заданному тексту.

5

-

2

15

Сложное предложение с различными видами связи

Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи

5

-

1

16

Рецензия

1

-

1

17

Подготовка к ГВЭ

Пробная экзаменационная работа. Изложение. Анализ текста. Сочинение по заданному тексту.

5

-

2

18

Деловая речь

1

-

1

19

Повторение

Повторение изученного материала в 5-9 классах

4

-

-

20

Подготовка к ГВЭ

Пробная экзаменационная работа. Анализ текста. Сочинение по заданному тексту.

6

-

1

21

Итоговое занятие

Анализ пробной экзаменационной работы. Выводы.

1

-

-

22

Резервные уроки

2

-

-

Общее количество часов - 105;

Уроков в неделю - 3;

Контрольных работ -3;

Уроков развития речи -18.

Календарно-тематическое планирование

8 класс (108 ч)


п/п

Содержание раздела (темы) урока

Кол-во

часов

Тип урока

Цели и задачи урока

Дата проведения

Примечания

план

факт

О языке (1 ч.)







1.

Русский язык в семье славянских языков

1

комбини-рованный

Знать структуру учебника, разделов. Уметь найти справочный материал

1.09

Морфология и орфография

(закрепление ранее изученного) (8ч)


2-4.

Буквы - и н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

3

Комбини-рованный

Уметь распознавать имена сущ., прил., прич., нареч.; образовывать полные и краткие формы страдательных причастий; уметь соотносить конкретные суффиксы с определенными группами слов. Правильно писать суффиксы с -Н и -НН.

2.09

4.09

8.09

5.

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи

1

Комбинирован-ный

Усвоить написания НЕ с глаголами и деепричастиями; с причастиями, существительными и наречиями

9.09

6.

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с местоимениями и наречиями

1

практикум

Закрепить навыки слитного и раздельного правописания с местоимениями и наречиями.

11.09

7.

Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи

1

практикум

Закрепить навык правописания. Знать способы разграничения смысла слов разных частей речи. Различать их лексическое и грамматическое значения, морфемный состав

15.09



8.

Диктант №1

1

контрольный

Уметь применять изученные правила

16.09

9.

Анализ диктанта.

1

Уметь анализировать написанное, объяснять неправильное написание слов

18.09

Синтаксис и пунктуация (74 ч)

Словосочетание и предложение. (6 ч)






10-11.

Словосочетание. Типы подчинительной связи в словосочетании.

2

Комби-нированный

Понимать роль словосочетания, различать словосочетания в предложении. Знать и уметь вычленять из предложений словосочетания с разными видами связи (согласование, управление, примыкание). Уметь употреблять их в составе предложений. Производить устный и письменный син таксический разбор словосочетаний

22.09

23.09

12-15.

Повторение. Речь. Разновидности речи.

Текст, его тема и основная мысль.

Типы речи. Средства художественной выразительности речи.

4

Уметь определять типы речи на основе анализа речевой ситуации, видеть языковые средства изученных стилей

25.09

29.09

30.09

02.10

16.

Способы и средства связи предложений в тексте.

1

Формировать умения определять способ и средства связи предложений в тексте. Анализ текста своего изложения.

06.10

17-18.

Предложение и его типы

2

Комбинированный

Знать и уметь определять типы предложений; утвердительные и отрицательные; по цели высказывания; по эмоциональной окраске; по количеству грамм. основ; по характеру основы; по наличию второстепенных членов.

7.10

9.10

19.

Рр Изложение

1

13.10

20.

Рр Изложение

1

14.10

Двусоставное предложение.

Главные и второстепенные члены предложения

(16 ч)



21.

Главные члены предложения, их функции. Подлежащее и способы его выражения

1

комбинированный

Знать и пояснять функцию главных членов предложения

16.10

22-24.

Сказуемое и способы его выражения

3

комбинированный

Усвоить понятие сказуемого; уметь находить и характеризовать сказуемое в предложении.

20.10

21.10

23.10

25-26.

Тире между подлежащим и сказуемым.

2

Закрепить навык постановки тире между подлежащим и сказуемым; уметь применять правило в письменной речи.

27.10

6.10

27.

Правила согласования главных членов предложения.

1

комбинированный

Формирование умения согласовывать подлежащее и сказуемое с учетом существующих в литературной речи вариантов согласования

10.11

28-29.

Второстепенные члены предложения, их функции.

2

Определять роль второстепенных членов предложения.

11.11

13.11

30.

Определение.

1

Формировать умение классифицировать виды определений. Грамотно и уместно употреблять определения в речи.

17.11

31.

Дополнение.

1

Сформировать понятие дополнения и способов его выражения. Уметь отличать подлежащее от дополнения, выраженного в омонимичной форме

18.11

32-33.

Обстоятельство. Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом.

2

Знать разряды обстоятельств и способы их выражения. Правильно употреблять знаки препинания в предложении со сравнительным оборотом.

20.11

24.11

34.

Порядок слов в предложении.

1

Сформировать представление о прямом и обратном порядке слов и месте главных и второстепенных членов предложения.

25.11

36.

Диктант №2.

1

Умение применять полученные навыки и правила

27.11

37.

Анализ контрольного диктанта.

1

Умение анализировать типичные ошибки.

1.12


Односоставное простое предложение (12ч)


38.

Виды односоставных предложений

1

Понимать роль односоставных предложений в речи, их значение; вид (четыре глагольных и назывное)

2.12

39-40

Определённо-личное предложение.

2

Усвоить особенности употребления в речи определенно-личных предложений, формы выражения сказуемого; уметь грамотно использовать в собственных высказываниях.

4.12

8.12

41-42

Неопределённо-личное предложение.

2

Знать условия употребления в речи неопределенно-личных предложений; формы выражения сказуемого

9.12

11.12

43

Рр Репортаж, его тематика, задачи речи

1

15.12

44.

Рр Сочинение в жанре репортажа

1

Урок развития речи

Продемонстрировать навыки создания определенного текста в соответствии с заданным стилем и жанром

16.12

45

Обобщённо - личное предложение.

1

практикум

Усвоить роль обобщенно-личных предложений в речи; формы выражения сказуемого.

18.12

46-47

Безличное предложение.

2

Знать особенности употребления в речи безличных предложений и способы выражения сказуемого, грамотно использовать в собственном высказывании.

22.12

23.12

48

Назывные предложения

1

Знать условия употребления в речи назывных предложений и способы выражения подлежащего.

25.12

49.

Контрольная работа по теме

«Односоставные предложения»

1

Творческое задание

Демонстрация навыков определения односоставных предложений в предложенных текстах

29.12

Неполные предложения (2ч)


50-51

Понятие неполного предложения. Оформление неполных предложений на письме.

2

Тесты

Знать назначение неполных предложений в общении; опознавать их в текстах и грамотно употреблять в собственных речевых высказываниях; сформировать навыки пунктуационного оформления на письме неполых предложений.

12.01

13.01

Простое осложненное предложение (40 ч)

Предложения с однородными членами (13 ч)


52-54

Понятие однородности членов предложения.

3

Сформировать понятие об однородных членах предложения и их особенностях; отработать навыки построения синтаксической структуры предложения в виде графических схем; развить умение пунктуационного анализа таких предложений.

15.01

19.01

20.01

55-57

Средства связи между однородными членами предложения

3

Знать особенности сочинительной связи; группы сочинительных союзов по их значению6 сочинительные, противительные, разделительные; оформлять пунктуационный анализ предложений с данными видами связи

22.01

26.01

27.01

58-59

Однородные и неоднородные определения

2

Творческое задание

Уметь отличать эти виды определений в тексте, грамотно оформлять их пунктуацию на письме.

29.01

2.02

60-61

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

2

Особенности данной синтаксической конструкции; владение навыками постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами.

3.02

5.02

62

Рр Сочинение с грамматическим заданием по картине А.П. Рябушкина «Московская девушка 17 века)

1

9.02

63-64

Диктант № 3 и работа над ошибками

2

10.02

12.02

Предложения с обращениями

и вводными конструкциями (10 ч)


65-66

Обращение.

2

Сформировать понятие обращения в устной и письменной речи; навыки обозначения на письме в разных частях предложения

16.02

17.02

67-71

Предложения с вводными конструкциями.

5

Познакомить с основными группами вводных слов по значению; научить навыкам разграничения смысловых различий разных вариантов предложения; навыки выделения на письме таких конструкций.

19.02

24.02

26.02

2.03

3.03

72

Предложения с вставными конструкциями.

1

Творческий диктант

Сформировать понятие о вставных конструкциях и их отличиях от вводных слов и предложений; пунктуация таких предложений на письме.

5.03

73-74

Контрольный диктант № 4 по теме

«Вводные и вставные конструкции» с последующей работой над ошибками.

2

10.03

12.03

Предложения с обособленными членами (17 ч)


75

Обособления второстепенных членов предложения.

1

Сформировать понятие об обособлении как способе придать второстепенному члену предложения особую смысловую значимость в речевом высказывании. Совершенствовать умение опознавать обособленные члены, выраженные причастными и и деепричастными оборотами.

16.03

76-80

Обособленные определения и приложения.

5

Обобщить основные условия разновидностей обособления определений и приложений; закрепить навыки пунктуации таких предложений осложненного типа.

17.03

19.03

23.03

2.04

6.04

81-82.

Рр Изложение «Что значит быть воспитанным?» (статья)

2

7.04

9.04

83-84

Диктант №5 по теме «Предложения с обособленными определениями» с последующим анализом

2

Контрольн.

Определить уровень усвоения пройденной темы

13.04

14.04

85-87.

Обособленные обстоятельства

3

практикум

Повторить и обобщить сведения об обстоятельствах и способах его выражения и условиях обособления в форме деепричастий, деепричастных оборотов и существительных в косвенных падежах.

16.04

20.04

21.04

88-89

Уточняющие члены предложения.

2

практикум

Сформировать понятие об уточняющих членах предложения и свойствах, отличающих их от обособленных оборотов; опознавать уточняющие члены предложения на основе семантико-интонационного анализа высказывания.

23.04

27.04

90-91

Диктант № 6 на тему «Предложения с обособленными членами» с работой над ошибками.

2

28.04

30.04

Прямая речь(11 ч)


92-93

Прямая и косвенная речь.

Оформление прямой речи на письме.

2

Практикум

Закрепить навыки оформления прямой речи и диалога на письме; умение пользоваться схемами при обозначении предложений с прямой речью на письме.

5.05

7.05

94

Рр Сочинение по картине М.М. Кустодиева «Шаляпин» (портретный очерк)

1

Урок развития речи

12.05

95

Диалог.

1

Закрепить навыки разграничения прямой речи и диалога.

14.05

96-97

Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной.

2

Дать понятие косвенной речи; закрепить навыки трансформирования предложений с прямой речью в предложения с косвенной и наоборот.

18.05

19.05

98

Цитаты и их обозначение на письме.

1

Сформировать навыки оформления цитирования с соблюдением норм письменной и устной речи.

21.05

99-100

Итоговый контрольный диктант №7

2

25.05

26.05

101-102

Рр Контрольная работа №4 - сочинение в жанре портретного очерка

2

28.05


103-108

Резервные уроки

6





Календарно-тематическое планирование

9 класс (105 ч)



Содержание раздела

(темы урока)

Кол-во часов

Тип урока

Цели и задачи

Дата проведения

примечания

План

факт


О языке (2 ч.)

1.

1. Русский язык - национальный язык русского народа

2

Лекция с элементами беседы

Познакомить с понятиями: язык как система; уровни языка; функции языка с опорой на прежние представления

01.09




Повторение изученного материала в 5-8 кл. (12 ч.)

2

3. Фонетика.

2.Орфоэпия.

3. Графика.

3

практикум

Повторить сведения о звуках речи; важнейших фонетических законах в соответствии с нормами произношения

02.09

04.09

08.09



5. Лексика

6.

7.

3

практикум

Привести в систему знания о лексическом разнообразии языка

09.09

11.09

15.09




7. Морфемика.

8. Словообразование.

2

практикум

Закрепить знания о морфемном составе слов умения; навыки разбора слов по составу

16.09



9. Морфология и орфография.

Правописание гласных в

корнях слов.

12. Правописание чередующихся

гласных в корнях слов.

1

практикум

Усвоить понятия орфограммы; видов орфограмм; орфографической зоркости

18.09



22.09



10. Правописание слов с не и ни.

1

практикум

Закрепить на примерах орфограмму

23.09



11.Морфология и синтаксис.

Синтаксический разбор

предложения

2

практикум

Сформировать навыки пунктуационного разбора

23.09

25.09



13. Знаки препинания в простом предложении осложненной структуры.

2

практикум

29.09

30.09




14. Пунктуация в предложениях с причастными и деепричастными оборотами.

1

практикум

Закрепить навыки пунктуационного разбора





Сложное предложение (2 ч.)

3

15. Понятие о сложном предложении

1

комбинированный

Формировать понятие сложного предложения; навыки разграничения сложных предложений от простых

02.10


06.10



16. Типы сложных предложений.

Средства связи между частями сложного предложения

1


Речь. Стили и типы речи (4 ч.)

4

Рр 17. Стили и типы речи

1

лекция

Закрепить знания о стилях, типах речи, строении текста

07.10



Рр 18. Основные способы сжатия текста

1

практикум

09.10



Рр 19-20. Сжатое изложение №1

2

контроль

13.10

14.10




Сложносочиненное предложение (ССП) -5 ч.

5

21. Понятие о сложносочинённом предложении

1


Сформировать понятие ССП, развивать умения и навыки постановки знаков препинания в ССП и предложениях с однородными членами

16.10



22-23. Виды сложносочинённых предложений

2


20.10

21.10



24 Контрольная работа №2

1



23.10



25 Анализ контрольной работы №2

1


27.10




Художественный стиль речи и язык художественной литературы (2 ч.)

6

26-27. Художественный стиль речи и язык художественной литературы

2


Развивать умения и навыки использования различных стилей речи в художественном тексте, закрепить навыки анализа текста

06.11

10.11



Орфография. Повторение изученного в 5-8 кл. (5 ч.)

7

28-30. Правописание приставок

3


Закрепить навыки правописания приставок

11.11

13.11



31-32. Правописание н и нн в различных частях речи

2


Правописание -Н и -НН в разных частях речи

17.11

18.11




Текст (2 ч.)

8

Рр 33. Строение текста

1


Познакомить с принципами строения текста

20.11



Рр 34. Выборочное изложение «Хранитель Пушкиногорья»

1


Развивать правильную устную и письменную речь

24.11




Сложноподчиненное предложение (СПП) - 21 ч.

9




































35-36. Понятие о сложноподчинённом предложении

2


Сформировать понятие СПП, познакомить с видами СПП, развивать умения и навыки определения вида СПП, построения схемы СПП, постановки знаков препинания в СПП, познакомить со способами связи в СПП с несколькими придаточными, развивать навыки анализа текста

25.11

27.11



37-38. Виды сложноподчинённых предложений

2


01.12

02.12



39-40. Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным

2


04.12

08.12



41. Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным

1


09.12



42. Сложноподчинённое предложение с придаточным места

1


11.12



43. Сложноподчинённое предложение с придаточным времени

1


15.12



44. Сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения

1


16.12



45. Сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия и степени

1


18.12



46. Сложноподчинённое предложение с придаточным цели

1


22.12



47. Сложноподчинённое предложение с придаточным условия

1


23.12



48. Сложноподчинённое предложение с придаточными причины и следствия

1


25.12



49. Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным

1


29.12



50-51. Понятие о сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными

2


12.01

13.01



52-53. Закрепление

2


15.01

19.01



54. Контрольная работа №3

1


20.01



55. Анализ контрольной работы №3

1


22.01




Синтаксис. Повторение изученного материала в 8 кл. (4 ч)

10

56. Типы подчинительной связи в словосочетаниях

1


Закрепить навыки определения подчинительной связи в словосочетаниях; грамматических основ предложения в односоставных и двусоставных предложениях

26.01



57. Грамматическая основа предложения

1


27.01



58-59. Односоставные и двусоставные предложения

2


29.01

02.02




Обучение письменному высказыванию по заданному тексту (2 ч.)

11

60. Рр Обучение написанию сочинения по заданному тексту

1



03.02



12

61. Рр Эссе

1



05.02




Подготовка к ГИА (5 ч.)

14

62-63. Рр Сжатое изложение

2



09.02

10.02



64. Анализ текста

1



12.02



Рр 65. Сочинение по заданному тексту

1



16.02



66. Анализ пробной экзаменационной работы

1



17.02




Бессоюзное сложное предложение (БСП) - 7ч.

15

67. Понятие о бессоюзном сложном предложении

1


Сфомировать понятие БСП, развивать навыки постановки знаков препинания в БСП, навыки синтаксического разбора БСП.

19.02



68. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления

1


24.02



69. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения

1


26.02



70. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени или условия и следствия

1


02.03



71. Контрольная работа № 4

1


03.03



72. Анализ контрольной работы № 4

1


05.03




73. Путевые заметки

1



10.03




Синтаксис и пунктуация. Повторение изученного материала в 8 классе (3 ч.)

16

74. Предложения с однородными членами

1


Закрепить умения по полному грамматическому (синтаксическому и пунктуационному) разбору простых предложений осложненной структуры

12.03



75. Предложения с вводными словами

1


16.03



76. Предложения с обращениями

1


17.03




Подготовка к ГИА (5 ч.)

17

18

77-78. Рр Изложение

2


Сформировать навыки создания текста в соответствии с заданным жанром

19.03

23.03



79. Анализ текста

1


Развивать умения и навыки написания изложения и сочинения по заданному тексту, навыки анализа текста

02.04



80. Рр Сочинение по заданному тексту

1


06.04



81. Анализ пробной экзаменационной работы

1


07.04




Сложное предложение с различными видами связи (6 ч.)

19

82-83. Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи

2


Сформировать понятие сложного предложения с различными видами связи, развивать умения и навыки постановки знаков препинания в предложениях с разными видами связи, навыки анализа текста

09.04

13.04



84. Закрепление

1

практикум

14.04



85. Контрольная работа № 5

1

контрольный

16.04



86. Анализ контрольной работы

№ 5

1


20.04



20

87. Рр Рецензия

1


Закрепить навык создания текста определенного жанра

21.04




Подготовка к ГИА. Написание сжатого изложения (6 ч.)

21

88-89. Рр Изложение

2


Развивать умения и навыки написания сжатого изложения;

Совершенствовать языковые и не языковые приемы сжатия текста.

23.04

27.04



90. Анализ текста

1


28.04




91. Рр Сочинение по заданному тексту

1


30.04



92. Анализ пробной экзаменационной работы

1


05.05



22

93. Рр Деловая речь

1


Совершенствовать навыки создания текста определенного стиля речи

07.05




Повторение изученного материала в 5- 9 кл. (4 ч.)

23

94-97. Повторение изученного материала в 5-9 классах

4



12.05

14.05




Подготовка к ГИА (8 ч.)

24

98-101. Рр Пробная экзаменационная работа: изложение, анализ текста, сочинение по заданному тексту

4


Совершенствовать умения и навыки создания изложения и сочинения по заданной теме и в соответствии с заданным стилем

18.05

19.05

21.05

25.05



102. Анализ пробной экзаменационной работы

1


26.05



25

103. Итоговое занятие

1


Диагностика ошибок, допущенных в экзаменационной работе

28.05



26

104-105. Резервные уроки

2













Основная литература:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по русскому языку 2004 г.

  2. Авторская программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений под редакцией М.М. Разумовской, 2010 г.

  3. Учебник для 9 класса «Русский язык». М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов. М.: Дрофа, 2011 г.



© 2010-2022