- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по предмету Русский язык 8-9 класс по УМК М. М. Разумовской
Рабочая программа по предмету Русский язык 8-9 класс по УМК М. М. Разумовской
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чараева Е.М. |
Дата | 22.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 8-9 классов класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (Примерныепрограммы основного общего образования. Русский язык. - 2-е изд. - М., 2010. - (Стандарты второго поколения), Программы по русскому (родному) языку, 5-9 классы, авторы программы: М.М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов, Г.А.Богданова. («Рабочие программы.) Русский язык. 5-9 классы», сост. Е. И. Харитонова, М.: «Дрофа».-2012)
Данная программа представляет собой практический курс русского языка для учащихся, получающих образование по УМК следующих авторов:
Р а з у м о в с к а я М. М., Л ь в о в а С. И., К а п и н о с В. И., Л ь в о в В. В. Русский язык.
8 класс/ под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта.
Р а з у м о в с к а я М. М., Л ь в о в а С. И., К а п и н о с В. И., Л ь в о в В. В. Русский язык.
9 класс/ под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта.
Данная программа учитывает основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования. Предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых, программа имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего среднего образования; во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых.
Цели обучения русскому языку в основной школе:
- воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему
явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую
информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая
СМИ; осуществлять информационную переработку текста и др.);
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования,о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитиеспособности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения,
нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Общая характеристика предмета «Русский язык»
Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку и реализует основные идеи стандарта второго поколения для основной школы.
Для каждого года обучения выделяются коммуникативные умения, связанные с различными видами учебной речевой деятельности: чтением, восприятием устного и письменного высказывания и его анализом, воспроизведением текста (устным и письменным), созданием высказывания
(устного и письменного), совершенствованием устного и письменного высказывания. Содержание обучения связной речи (объём знаний и основных умений) изложено в отдельном блоке, однако предполагается, что изучаться материалы этого раздела будут на протяжении всего учебного года
определёнными порциями, перемежающимися с языковыми темами курса.
Речевая направленность курса усилена и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя
(тексты с обращениями, однородными членами, обособлениями и т. д.). Программа нацеливает и на усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.
Важный аспект в обучении - формирование у учащихся чуткости к богатству и выразительности родной речи, гордости за родной язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.
Структура курса: 5-7 классы имеют морфолого-орфографическую направленность, включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование; 8-9 классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации. Каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап по
материалам предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития. На всех этапах обучения реализована идея поэтапного овладения теоретическим материалом:
- введение понятия;
- осмысление лингвистической сути понятия;
- овладение теоретическим (научным) способом действия, гарантирующим правильное проведение анализа языкового материала;
- формулирование теоретических выводов;
- углубление знаний.
Обязательное изучение русского языка осуществляется в объёме:
№
Классы
Количество часов в неделю
Количество часов в год
1.
8 класс
3
108
2.
9 класс
3
105
3.
10 класс
1
36
4.
11 класс
1
72
5.
12 класс
2
70
Итого:
10
391 ч.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения русского языка.
Личностные результаты освоения русского (родного) языка:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты освоения русского (родного) языка:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения. свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном
уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты освоения русского (родного) языка:
1) представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной
литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально- смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание программы курса русского языка
8 класс
№
п/п
Содержание разделов
Всего часов
Количество контрольных работ
Количество
работ по развитию речи
О языке
1
-
-
Морфология и орфография
(закрепление ранее изученного материала)
8
1
-
Речь, её разновидности. Текст, его тема и основная мысль. Типы речи;
5
-
1
Словосочетание и предложение.
6
-
2
Двусоставное предложение.
Главные и второстепенные члены предложения
16
1
-
Односоставное простое предложение
12
1
2
Неполные предложения
2
--
-
Предложения с однородными членами
13
1
1
Предложения с обращениями
и вводными конструкциями
10
1
1
Предложения с обособленными членами
17
2
1
Прямая речь
11
1
2
Повторение
7
-
-
Итого:
105
8
10
Количество часов-108
Количество часов в неделю - 3
Количество контрольных работ - 8
Развитие речи - 10
9 класс
№
Раздел программы
Общее кол-во часов
Из них количество часов
контр. работы
Р.Р.
1
Русский язык - национальный язык русского народа
2
-
-
2
Повторение изученного в 5-8 классах
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Лексика. Морфемика. Словообразование. Морфология и синтаксис. Орфография и пунктуация.
24
-
-
3
Сложное предложение
Понятие сложного предложения. Типы сложного предложения и средства связи между его частями.
2
-
-
4
Речь. Повторение изученного в 5-8 классах
Стили речи. Типы речи. Основные способы сжатия текста.
4
-
3
5
Сложносочинённое предложение
Понятие сложносочинённого предложения. Виды сложносочинённого предложения.
5
1
-
6
Художественный стиль речи и язык художественной литературы
2
-
-
7
Текст. Строение текста.
2
-
2
8
Сложноподчинённое предложение
Понятие сложноподчинённого предложения. Виды сложноподчинённого предложения. Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными: места, времени, сравнения, образа действия и степени, цели, условия, причины и следствия, уступки. Сложноподчинённое с несколькими придаточными.
21
1
-
9
Обучение написанию сочинения по заданному тексту
1
-
1
10
Эссе
1
-
1
11
Подготовка к ГВЭ
Изложение. Анализ текста. Сочинение по заданному тексту.
5
-
2
12
Бессоюзное сложное предложение
Понятие бессоюзного сложного предложения. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени или условия и следствия.
6
1
-
13
Путевые заметки
1
-
1
14
Подготовка к ГВЭ
Изложение. Анализ текста. Сочинение по заданному тексту.
5
-
2
15
Сложное предложение с различными видами связи
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи
5
-
1
16
Рецензия
1
-
1
17
Подготовка к ГВЭ
Пробная экзаменационная работа. Изложение. Анализ текста. Сочинение по заданному тексту.
5
-
2
18
Деловая речь
1
-
1
19
Повторение
Повторение изученного материала в 5-9 классах
4
-
-
20
Подготовка к ГВЭ
Пробная экзаменационная работа. Анализ текста. Сочинение по заданному тексту.
6
-
1
21
Итоговое занятие
Анализ пробной экзаменационной работы. Выводы.
1
-
-
22
Резервные уроки
2
-
-
Общее количество часов - 105;
Уроков в неделю - 3;
Контрольных работ -3;
Уроков развития речи -18.
Календарно-тематическое планирование
8 класс (108 ч)
№
п/п
Содержание раздела (темы) урока
Кол-во
часов
Тип урока
Цели и задачи урока
Дата проведения
Примечания
план
факт
О языке (1 ч.)
1.
Русский язык в семье славянских языков
1
комбини-рованный
Знать структуру учебника, разделов. Уметь найти справочный материал
1.09
Морфология и орфография
(закрепление ранее изученного) (8ч)
2-4.
Буквы - и н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.
3
Комбини-рованный
Уметь распознавать имена сущ., прил., прич., нареч.; образовывать полные и краткие формы страдательных причастий; уметь соотносить конкретные суффиксы с определенными группами слов. Правильно писать суффиксы с -Н и -НН.
2.09
4.09
8.09
5.
Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи
1
Комбинирован-ный
Усвоить написания НЕ с глаголами и деепричастиями; с причастиями, существительными и наречиями
9.09
6.
Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с местоимениями и наречиями
1
практикум
Закрепить навыки слитного и раздельного правописания с местоимениями и наречиями.
11.09
7.
Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи
1
практикум
Закрепить навык правописания. Знать способы разграничения смысла слов разных частей речи. Различать их лексическое и грамматическое значения, морфемный состав
15.09
8.
Диктант №1
1
контрольный
Уметь применять изученные правила
16.09
9.
Анализ диктанта.
1
Уметь анализировать написанное, объяснять неправильное написание слов
18.09
Синтаксис и пунктуация (74 ч)
Словосочетание и предложение. (6 ч)
10-11.
Словосочетание. Типы подчинительной связи в словосочетании.
2
Комби-нированный
Понимать роль словосочетания, различать словосочетания в предложении. Знать и уметь вычленять из предложений словосочетания с разными видами связи (согласование, управление, примыкание). Уметь употреблять их в составе предложений. Производить устный и письменный син таксический разбор словосочетаний
22.09
23.09
12-15.
Повторение. Речь. Разновидности речи.
Текст, его тема и основная мысль.
Типы речи. Средства художественной выразительности речи.
4
Уметь определять типы речи на основе анализа речевой ситуации, видеть языковые средства изученных стилей
25.09
29.09
30.09
02.10
16.
Способы и средства связи предложений в тексте.
1
Формировать умения определять способ и средства связи предложений в тексте. Анализ текста своего изложения.
06.10
17-18.
Предложение и его типы
2
Комбинированный
Знать и уметь определять типы предложений; утвердительные и отрицательные; по цели высказывания; по эмоциональной окраске; по количеству грамм. основ; по характеру основы; по наличию второстепенных членов.
7.10
9.10
19.
Рр Изложение
1
13.10
20.
Рр Изложение
1
14.10
Двусоставное предложение.
Главные и второстепенные члены предложения
(16 ч)
21.
Главные члены предложения, их функции. Подлежащее и способы его выражения
1
комбинированный
Знать и пояснять функцию главных членов предложения
16.10
22-24.
Сказуемое и способы его выражения
3
комбинированный
Усвоить понятие сказуемого; уметь находить и характеризовать сказуемое в предложении.
20.10
21.10
23.10
25-26.
Тире между подлежащим и сказуемым.
2
Закрепить навык постановки тире между подлежащим и сказуемым; уметь применять правило в письменной речи.
27.10
6.10
27.
Правила согласования главных членов предложения.
1
комбинированный
Формирование умения согласовывать подлежащее и сказуемое с учетом существующих в литературной речи вариантов согласования
10.11
28-29.
Второстепенные члены предложения, их функции.
2
Определять роль второстепенных членов предложения.
11.11
13.11
30.
Определение.
1
Формировать умение классифицировать виды определений. Грамотно и уместно употреблять определения в речи.
17.11
31.
Дополнение.
1
Сформировать понятие дополнения и способов его выражения. Уметь отличать подлежащее от дополнения, выраженного в омонимичной форме
18.11
32-33.
Обстоятельство. Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом.
2
Знать разряды обстоятельств и способы их выражения. Правильно употреблять знаки препинания в предложении со сравнительным оборотом.
20.11
24.11
34.
Порядок слов в предложении.
1
Сформировать представление о прямом и обратном порядке слов и месте главных и второстепенных членов предложения.
25.11
36.
Диктант №2.
1
Умение применять полученные навыки и правила
27.11
37.
Анализ контрольного диктанта.
1
Умение анализировать типичные ошибки.
1.12
Односоставное простое предложение (12ч)
38.
Виды односоставных предложений
1
Понимать роль односоставных предложений в речи, их значение; вид (четыре глагольных и назывное)
2.12
39-40
Определённо-личное предложение.
2
Усвоить особенности употребления в речи определенно-личных предложений, формы выражения сказуемого; уметь грамотно использовать в собственных высказываниях.
4.12
8.12
41-42
Неопределённо-личное предложение.
2
Знать условия употребления в речи неопределенно-личных предложений; формы выражения сказуемого
9.12
11.12
43
Рр Репортаж, его тематика, задачи речи
1
15.12
44.
Рр Сочинение в жанре репортажа
1
Урок развития речи
Продемонстрировать навыки создания определенного текста в соответствии с заданным стилем и жанром
16.12
45
Обобщённо - личное предложение.
1
практикум
Усвоить роль обобщенно-личных предложений в речи; формы выражения сказуемого.
18.12
46-47
Безличное предложение.
2
Знать особенности употребления в речи безличных предложений и способы выражения сказуемого, грамотно использовать в собственном высказывании.
22.12
23.12
48
Назывные предложения
1
Знать условия употребления в речи назывных предложений и способы выражения подлежащего.
25.12
49.
Контрольная работа по теме
«Односоставные предложения»
1
Творческое задание
Демонстрация навыков определения односоставных предложений в предложенных текстах
29.12
Неполные предложения (2ч)
50-51
Понятие неполного предложения. Оформление неполных предложений на письме.
2
Тесты
Знать назначение неполных предложений в общении; опознавать их в текстах и грамотно употреблять в собственных речевых высказываниях; сформировать навыки пунктуационного оформления на письме неполых предложений.
12.01
13.01
Простое осложненное предложение (40 ч)
Предложения с однородными членами (13 ч)
52-54
Понятие однородности членов предложения.
3
Сформировать понятие об однородных членах предложения и их особенностях; отработать навыки построения синтаксической структуры предложения в виде графических схем; развить умение пунктуационного анализа таких предложений.
15.01
19.01
20.01
55-57
Средства связи между однородными членами предложения
3
Знать особенности сочинительной связи; группы сочинительных союзов по их значению6 сочинительные, противительные, разделительные; оформлять пунктуационный анализ предложений с данными видами связи
22.01
26.01
27.01
58-59
Однородные и неоднородные определения
2
Творческое задание
Уметь отличать эти виды определений в тексте, грамотно оформлять их пунктуацию на письме.
29.01
2.02
60-61
Обобщающие слова при однородных членах предложения.
2
Особенности данной синтаксической конструкции; владение навыками постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами.
3.02
5.02
62
Рр Сочинение с грамматическим заданием по картине А.П. Рябушкина «Московская девушка 17 века)
1
9.02
63-64
Диктант № 3 и работа над ошибками
2
10.02
12.02
Предложения с обращениями
и вводными конструкциями (10 ч)
65-66
Обращение.
2
Сформировать понятие обращения в устной и письменной речи; навыки обозначения на письме в разных частях предложения
16.02
17.02
67-71
Предложения с вводными конструкциями.
5
Познакомить с основными группами вводных слов по значению; научить навыкам разграничения смысловых различий разных вариантов предложения; навыки выделения на письме таких конструкций.
19.02
24.02
26.02
2.03
3.03
72
Предложения с вставными конструкциями.
1
Творческий диктант
Сформировать понятие о вставных конструкциях и их отличиях от вводных слов и предложений; пунктуация таких предложений на письме.
5.03
73-74
Контрольный диктант № 4 по теме
«Вводные и вставные конструкции» с последующей работой над ошибками.
2
10.03
12.03
Предложения с обособленными членами (17 ч)
75
Обособления второстепенных членов предложения.
1
Сформировать понятие об обособлении как способе придать второстепенному члену предложения особую смысловую значимость в речевом высказывании. Совершенствовать умение опознавать обособленные члены, выраженные причастными и и деепричастными оборотами.
16.03
76-80
Обособленные определения и приложения.
5
Обобщить основные условия разновидностей обособления определений и приложений; закрепить навыки пунктуации таких предложений осложненного типа.
17.03
19.03
23.03
2.04
6.04
81-82.
Рр Изложение «Что значит быть воспитанным?» (статья)
2
7.04
9.04
83-84
Диктант №5 по теме «Предложения с обособленными определениями» с последующим анализом
2
Контрольн.
Определить уровень усвоения пройденной темы
13.04
14.04
85-87.
Обособленные обстоятельства
3
практикум
Повторить и обобщить сведения об обстоятельствах и способах его выражения и условиях обособления в форме деепричастий, деепричастных оборотов и существительных в косвенных падежах.
16.04
20.04
21.04
88-89
Уточняющие члены предложения.
2
практикум
Сформировать понятие об уточняющих членах предложения и свойствах, отличающих их от обособленных оборотов; опознавать уточняющие члены предложения на основе семантико-интонационного анализа высказывания.
23.04
27.04
90-91
Диктант № 6 на тему «Предложения с обособленными членами» с работой над ошибками.
2
28.04
30.04
Прямая речь(11 ч)
92-93
Прямая и косвенная речь.
Оформление прямой речи на письме.
2
Практикум
Закрепить навыки оформления прямой речи и диалога на письме; умение пользоваться схемами при обозначении предложений с прямой речью на письме.
5.05
7.05
94
Рр Сочинение по картине М.М. Кустодиева «Шаляпин» (портретный очерк)
1
Урок развития речи
12.05
95
Диалог.
1
Закрепить навыки разграничения прямой речи и диалога.
14.05
96-97
Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной.
2
Дать понятие косвенной речи; закрепить навыки трансформирования предложений с прямой речью в предложения с косвенной и наоборот.
18.05
19.05
98
Цитаты и их обозначение на письме.
1
Сформировать навыки оформления цитирования с соблюдением норм письменной и устной речи.
21.05
99-100
Итоговый контрольный диктант №7
2
25.05
26.05
101-102
Рр Контрольная работа №4 - сочинение в жанре портретного очерка
2
28.05
103-108
Резервные уроки
6
Календарно-тематическое планирование
9 класс (105 ч)
№
Содержание раздела
(темы урока)
Кол-во часов
Тип урока
Цели и задачи
Дата проведения
примечания
План
факт
О языке (2 ч.)
1.
1. Русский язык - национальный язык русского народа
2
Лекция с элементами беседы
Познакомить с понятиями: язык как система; уровни языка; функции языка с опорой на прежние представления
01.09
Повторение изученного материала в 5-8 кл. (12 ч.)
2
3. Фонетика.
2.Орфоэпия.
3. Графика.
3
практикум
Повторить сведения о звуках речи; важнейших фонетических законах в соответствии с нормами произношения
02.09
04.09
08.09
5. Лексика
6.
7.
3
практикум
Привести в систему знания о лексическом разнообразии языка
09.09
11.09
15.09
7. Морфемика.
8. Словообразование.
2
практикум
Закрепить знания о морфемном составе слов умения; навыки разбора слов по составу
16.09
9. Морфология и орфография.
Правописание гласных в
корнях слов.
12. Правописание чередующихся
гласных в корнях слов.
1
практикум
Усвоить понятия орфограммы; видов орфограмм; орфографической зоркости
18.09
22.09
10. Правописание слов с не и ни.
1
практикум
Закрепить на примерах орфограмму
23.09
11.Морфология и синтаксис.
Синтаксический разбор
предложения
2
практикум
Сформировать навыки пунктуационного разбора
23.09
25.09
13. Знаки препинания в простом предложении осложненной структуры.
2
практикум
29.09
30.09
14. Пунктуация в предложениях с причастными и деепричастными оборотами.
1
практикум
Закрепить навыки пунктуационного разбора
Сложное предложение (2 ч.)
3
15. Понятие о сложном предложении
1
комбинированный
Формировать понятие сложного предложения; навыки разграничения сложных предложений от простых
02.10
06.10
16. Типы сложных предложений.
Средства связи между частями сложного предложения
1
Речь. Стили и типы речи (4 ч.)
4
Рр 17. Стили и типы речи
1
лекция
Закрепить знания о стилях, типах речи, строении текста
07.10
Рр 18. Основные способы сжатия текста
1
практикум
09.10
Рр 19-20. Сжатое изложение №1
2
контроль
13.10
14.10
Сложносочиненное предложение (ССП) -5 ч.
5
21. Понятие о сложносочинённом предложении
1
Сформировать понятие ССП, развивать умения и навыки постановки знаков препинания в ССП и предложениях с однородными членами
16.10
22-23. Виды сложносочинённых предложений
2
20.10
21.10
24 Контрольная работа №2
1
23.10
25 Анализ контрольной работы №2
1
27.10
Художественный стиль речи и язык художественной литературы (2 ч.)
6
26-27. Художественный стиль речи и язык художественной литературы
2
Развивать умения и навыки использования различных стилей речи в художественном тексте, закрепить навыки анализа текста
06.11
10.11
Орфография. Повторение изученного в 5-8 кл. (5 ч.)
7
28-30. Правописание приставок
3
Закрепить навыки правописания приставок
11.11
13.11
31-32. Правописание н и нн в различных частях речи
2
Правописание -Н и -НН в разных частях речи
17.11
18.11
Текст (2 ч.)
8
Рр 33. Строение текста
1
Познакомить с принципами строения текста
20.11
Рр 34. Выборочное изложение «Хранитель Пушкиногорья»
1
Развивать правильную устную и письменную речь
24.11
Сложноподчиненное предложение (СПП) - 21 ч.
9
35-36. Понятие о сложноподчинённом предложении
2
Сформировать понятие СПП, познакомить с видами СПП, развивать умения и навыки определения вида СПП, построения схемы СПП, постановки знаков препинания в СПП, познакомить со способами связи в СПП с несколькими придаточными, развивать навыки анализа текста
25.11
27.11
37-38. Виды сложноподчинённых предложений
2
01.12
02.12
39-40. Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным
2
04.12
08.12
41. Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным
1
09.12
42. Сложноподчинённое предложение с придаточным места
1
11.12
43. Сложноподчинённое предложение с придаточным времени
1
15.12
44. Сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения
1
16.12
45. Сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия и степени
1
18.12
46. Сложноподчинённое предложение с придаточным цели
1
22.12
47. Сложноподчинённое предложение с придаточным условия
1
23.12
48. Сложноподчинённое предложение с придаточными причины и следствия
1
25.12
49. Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным
1
29.12
50-51. Понятие о сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными
2
12.01
13.01
52-53. Закрепление
2
15.01
19.01
54. Контрольная работа №3
1
20.01
55. Анализ контрольной работы №3
1
22.01
Синтаксис. Повторение изученного материала в 8 кл. (4 ч)
10
56. Типы подчинительной связи в словосочетаниях
1
Закрепить навыки определения подчинительной связи в словосочетаниях; грамматических основ предложения в односоставных и двусоставных предложениях
26.01
57. Грамматическая основа предложения
1
27.01
58-59. Односоставные и двусоставные предложения
2
29.01
02.02
Обучение письменному высказыванию по заданному тексту (2 ч.)
11
60. Рр Обучение написанию сочинения по заданному тексту
1
03.02
12
61. Рр Эссе
1
05.02
Подготовка к ГИА (5 ч.)
14
62-63. Рр Сжатое изложение
2
09.02
10.02
64. Анализ текста
1
12.02
Рр 65. Сочинение по заданному тексту
1
16.02
66. Анализ пробной экзаменационной работы
1
17.02
Бессоюзное сложное предложение (БСП) - 7ч.
15
67. Понятие о бессоюзном сложном предложении
1
Сфомировать понятие БСП, развивать навыки постановки знаков препинания в БСП, навыки синтаксического разбора БСП.
19.02
68. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления
1
24.02
69. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения
1
26.02
70. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени или условия и следствия
1
02.03
71. Контрольная работа № 4
1
03.03
72. Анализ контрольной работы № 4
1
05.03
73. Путевые заметки
1
10.03
Синтаксис и пунктуация. Повторение изученного материала в 8 классе (3 ч.)
16
74. Предложения с однородными членами
1
Закрепить умения по полному грамматическому (синтаксическому и пунктуационному) разбору простых предложений осложненной структуры
12.03
75. Предложения с вводными словами
1
16.03
76. Предложения с обращениями
1
17.03
Подготовка к ГИА (5 ч.)
17
18
77-78. Рр Изложение
2
Сформировать навыки создания текста в соответствии с заданным жанром
19.03
23.03
79. Анализ текста
1
Развивать умения и навыки написания изложения и сочинения по заданному тексту, навыки анализа текста
02.04
80. Рр Сочинение по заданному тексту
1
06.04
81. Анализ пробной экзаменационной работы
1
07.04
Сложное предложение с различными видами связи (6 ч.)
19
82-83. Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи
2
Сформировать понятие сложного предложения с различными видами связи, развивать умения и навыки постановки знаков препинания в предложениях с разными видами связи, навыки анализа текста
09.04
13.04
84. Закрепление
1
практикум
14.04
85. Контрольная работа № 5
1
контрольный
16.04
86. Анализ контрольной работы
№ 5
1
20.04
20
87. Рр Рецензия
1
Закрепить навык создания текста определенного жанра
21.04
Подготовка к ГИА. Написание сжатого изложения (6 ч.)
21
88-89. Рр Изложение
2
Развивать умения и навыки написания сжатого изложения;
Совершенствовать языковые и не языковые приемы сжатия текста.
23.04
27.04
90. Анализ текста
1
28.04
91. Рр Сочинение по заданному тексту
1
30.04
92. Анализ пробной экзаменационной работы
1
05.05
22
93. Рр Деловая речь
1
Совершенствовать навыки создания текста определенного стиля речи
07.05
Повторение изученного материала в 5- 9 кл. (4 ч.)
23
94-97. Повторение изученного материала в 5-9 классах
4
12.05
14.05
Подготовка к ГИА (8 ч.)
24
98-101. Рр Пробная экзаменационная работа: изложение, анализ текста, сочинение по заданному тексту
4
Совершенствовать умения и навыки создания изложения и сочинения по заданной теме и в соответствии с заданным стилем
18.05
19.05
21.05
25.05
102. Анализ пробной экзаменационной работы
1
26.05
25
103. Итоговое занятие
1
Диагностика ошибок, допущенных в экзаменационной работе
28.05
26
104-105. Резервные уроки
2
Основная литература:
-
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по русскому языку 2004 г.
-
Авторская программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений под редакцией М.М. Разумовской, 2010 г.
-
Учебник для 9 класса «Русский язык». М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов. М.: Дрофа, 2011 г.