- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка урока на тему «Один из друзей всегда раб другого…» Дружба в жизни Печорина
Разработка урока на тему «Один из друзей всегда раб другого…» Дружба в жизни Печорина
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Алексеева И.С. |
Дата | 06.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: «Один из друзей всегда раб другого…» Дружба в жизни Печорина.
Класс: 9
Форма урока: групповая.
Метод: исследовательский, частично-поисковый.
Цель:
1) раскрыть необходимость образов второстепенных персонажей для понимания личности Печорина;
2) развить навыки критического мышления, культуры речи;
3) воспитать чувство ответственности за людей, окружающих нас.
Задачи урока.
Предметные:
1) формировать умение анализировать произведение, внимательно относиться к каждому слову в произведении;
2) закрепить полученные умения и навыки при анализе художественного текста;
3) отметить нравственную ценность романа М.Ю. Лермонтова.
Метапредметные:
1)развивать навыки выразительного чтения;
2)совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся;
3)развивать память, внимание, творческие способности, критическое мышление.
Личностные:
1)привлекать учеников к прочтению и изучению русской прозы;
2)воспитать уважение к людям;
3)утвердить значимость и ценность каждого слова.
Умения и навыки учащихся на уроке:
1)умение высказывать свое мнение;
2)умение правильно выбрать главное и формулировать выводы;
3)формирование грамотной речи в процессе устных ответов.
Оборудование: текст романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», ассоциативная карта.
Ход урока
Этап урока
Действие учителя
Действие учеников
Метапредметность
1.Организацион-ный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас очередной урок, но котором мы будем работать по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Работа будет происходить в группах (учащиеся изначально разделены на 4 группы).
2.Определение темы урока.
Перед тем, как мы определим тему и цели урока, послушайте притчу.
По длинной, дикой, утомительной дороге шел человек с собакой. Шел он себе шел, устал, собака тоже устала. Вдруг перед ним - оазис! Прекрасные ворота, за оградой - музыка, цветы, журчание ручья, словом, отдых.
- Что это такое? - спросил путешественник у привратника.
- Это рай, ты уже умер, и теперь можешь войти и отдохнуть по-настоящему.
- А есть там вода?
- Сколько угодно: чистые фонтаны, прохладные бассейны…
- А поесть дадут?
- Все, что захочешь.
- Но со мной собака.
- Сожалею, сэр, с собаками нельзя. Ее придется оставить здесь.
И путешественник пошел мимо. Через некоторое время дорога привела его на ферму. У ворот тоже сидел привратник.
- Я хочу пить, - попросил путешественник.
- Заходи, во дворе есть колодец.
- А моя собака?
- Возле колодца увидишь поилку.
- А поесть?
- Могу угостить тебя ужином.
- А собаке?
- Найдется косточка.
- А что это за место?
- Это рай.
- Как так? Привратник у дворца неподалеку сказал мне, что рай - там.
- Врет он все. Там ад.
- Как же вы, в раю, это терпите?
- Это нам очень полезно. До рая доходят только те, кто не бросает своих друзей.
- О чем эта притча?
- А теперь сформулируйте тему урока, связав слово «дружба» с главным героем романа.
- Напишите в ассоциативную карту тему урока и цель, которую вы хотите осуществить на уроке (что значит дружба для Печорина).
Ответ: о дружбе.
Дружба в жизни Печорина.
Работа в ассоциативной карте (запись темы, постановка цели, которую каждый ученик определяет самостоятельно и записывает в карту).
Определить тему и цель урока.
3. Подготовительный этап для работы в группах
- Какие ассоциации, мысли возникают у вас, когда слышите слово «дружба»?
-Для того чтобы разобраться, что такое дружба в понимании Печорина, подтвердить или опровергнуть его слова («В дружбе один всегда раб другого»), каждая группа получит карточки с вопросами. Посовещавшись, группа выдвигает 2-3-х человек, которые должны будут ответить на вопросы, анализируя отношения Печорина с второстепенными персонажами: Максим Максимычем, Грушницким, Вернером, Вуличем. Свои ответы подтверждайте фразами из текста.
Ответы учащихся.
Получив карточки с вопросами, начинают обсуждение.
Размышления о дружбе, развитие речи учащихся, развитие критического мышления.
Развитие навыков анализа текста, развитие умения работы в коллективе.
4. Работа в группах.
Вопросы.
1 группа.
Печорин и Максим Максимыч
-
Перечитайте монолог Печорина из главы «Бэла» со слов «у меня несчастный характер». Почему исповедь Печорина удивила Максима Максимыча? Что в монологе заставляет страдать и сострадать читателя?
-
Перечитайте сцену встречи Печорина с Максимом Максимычем из главы «Максим Максимыч». Как в ней передается взволнованность Максима Максимыча и равнодушие Печорина?
-
Как в первых двух главах Печорин и Максим Максимыч относятся друг к другу? Как образ Максима Максимыча оттеняет образ Печорина?
2 группа.
Печорин и Грушницкий
-
Перечитайте запись в журнале Печорина от 5 июня. Что стало причиной конфликта между Печориным и Грушницким? Чем характер Грушницкого был неприятен Печорину и почему этого не замечали окружающие?
-
Дайте оценку поведению Печорина и Грушницкого во время дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров?
-
Какова композиционная роль образа Грушницкого?
3 группа.
Печорин и Вернер
-
Перечитайте диалог Печорина и Вернера в записи от 13 мая. Что общего в их интеллектуальном развитии и отношении к жизни?
-
Перечитайте записку Вернера к Печорину после дуэли и описание их последней встречи. В чем Печорин оказался морально выше Вернера?
-
Какова роль образа Вернера в понимании характера Печорина?
4 группа.
Печорин и Вулич
-
Перечитайте сцену заключения пари между Печориным и Вуличем. Почему Печорин решил, что Вулич не дорожит своей жизнью? Дорожит ли жизнью Печорин? Какой смысл выявляется при сопоставлении этих образов?
-
Как можно оценить поведение Печорина в сцене захвата пьяного казака? Почему Вулич все-таки погибает, а Печорин остается жив? В чем художественный смысл такой авторской позиции?
-
Какова роль кольцевой композиции романа? Почему он начинается и заканчивается в крепости N?
5.Ответы учащихся.
После ответа каждой группы все вместе делаем выводы.
Выводы.
Печорин - Максим Максимыч (дружба людей, встретившихся случайно)
Печорин - безразличие, равнодушие.
Максим Максимыч - любовь, непонимание, удивление.
Выводы.
Печорин - Грушницкий (дружба сверстников, сослуживцев).
Печорин - безжалостность, неумение прощать слабость.
Грушницкий - зависть, соперничество, неискренность.
Ответы 1 группы.
Ответы 2 группы.