Разработка урока на тему «Один из друзей всегда раб другого…» Дружба в жизни Печорина

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 -1841) — один из самых значительных поэтов русской литературы ХIХ века. Сочетание простоты и возвышенности, естественности и оригинальности отличает руку мастера, а его умение объективно показывать характеры героев, раскрывая одного персонажа через восприятие другим, и по сей день восхищает и читателей и критиков. Знаменитый роман «Герой нашего времени» рассказывает об удивительной судьбе лишнего светского человека, талантливого, но обреченного не быть счастливым в...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Один из друзей всегда раб другого…» Дружба в жизни Печорина.

Класс: 9

Форма урока: групповая.

Метод: исследовательский, частично-поисковый.

Цель:

1) раскрыть необходимость образов второстепенных персонажей для понимания личности Печорина;

2) развить навыки критического мышления, культуры речи;

3) воспитать чувство ответственности за людей, окружающих нас.

Задачи урока.

Предметные:

1) формировать умение анализировать произведение, внимательно относиться к каждому слову в произведении;

2) закрепить полученные умения и навыки при анализе художественного текста;

3) отметить нравственную ценность романа М.Ю. Лермонтова.

Метапредметные:

1)развивать навыки выразительного чтения;

2)совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся;

3)развивать память, внимание, творческие способности, критическое мышление.

Личностные:

1)привлекать учеников к прочтению и изучению русской прозы;

2)воспитать уважение к людям;

3)утвердить значимость и ценность каждого слова.

Умения и навыки учащихся на уроке:

1)умение высказывать свое мнение;

2)умение правильно выбрать главное и формулировать выводы;

3)формирование грамотной речи в процессе устных ответов.

Оборудование: текст романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», ассоциативная карта.

Ход урока


Этап урока

Действие учителя

Действие учеников

Метапредметность

1.Организацион-ный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас очередной урок, но котором мы будем работать по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Работа будет происходить в группах (учащиеся изначально разделены на 4 группы).

2.Определение темы урока.

Перед тем, как мы определим тему и цели урока, послушайте притчу.

По длинной, дикой, утомительной дороге шел человек с собакой. Шел он себе шел, устал, собака тоже устала. Вдруг перед ним - оазис! Прекрасные ворота, за оградой - музыка, цветы, журчание ручья, словом, отдых.

- Что это такое? - спросил путешественник у привратника.
- Это рай, ты уже умер, и теперь можешь войти и отдохнуть по-настоящему.
- А есть там вода?
- Сколько угодно: чистые фонтаны, прохладные бассейны…
- А поесть дадут?
- Все, что захочешь.
- Но со мной собака.
- Сожалею, сэр, с собаками нельзя. Ее придется оставить здесь.

И путешественник пошел мимо. Через некоторое время дорога привела его на ферму. У ворот тоже сидел привратник.

- Я хочу пить, - попросил путешественник.
- Заходи, во дворе есть колодец.
- А моя собака?
- Возле колодца увидишь поилку.
- А поесть?
- Могу угостить тебя ужином.
- А собаке?
- Найдется косточка.
- А что это за место?
- Это рай.
- Как так? Привратник у дворца неподалеку сказал мне, что рай - там.
- Врет он все. Там ад.
- Как же вы, в раю, это терпите?

- Это нам очень полезно. До рая доходят только те, кто не бросает своих друзей.

- О чем эта притча?

- А теперь сформулируйте тему урока, связав слово «дружба» с главным героем романа.

- Напишите в ассоциативную карту тему урока и цель, которую вы хотите осуществить на уроке (что значит дружба для Печорина).























Ответ: о дружбе.

Дружба в жизни Печорина.

Работа в ассоциативной карте (запись темы, постановка цели, которую каждый ученик определяет самостоятельно и записывает в карту).

























Определить тему и цель урока.



3. Подготовительный этап для работы в группах

- Какие ассоциации, мысли возникают у вас, когда слышите слово «дружба»?

-Для того чтобы разобраться, что такое дружба в понимании Печорина, подтвердить или опровергнуть его слова («В дружбе один всегда раб другого»), каждая группа получит карточки с вопросами. Посовещавшись, группа выдвигает 2-3-х человек, которые должны будут ответить на вопросы, анализируя отношения Печорина с второстепенными персонажами: Максим Максимычем, Грушницким, Вернером, Вуличем. Свои ответы подтверждайте фразами из текста.

Ответы учащихся.



Получив карточки с вопросами, начинают обсуждение.

Размышления о дружбе, развитие речи учащихся, развитие критического мышления.

Развитие навыков анализа текста, развитие умения работы в коллективе.

4. Работа в группах.

Вопросы.

1 группа.

Печорин и Максим Максимыч

  1. Перечитайте монолог Печорина из главы «Бэла» со слов «у меня несчастный характер». Почему исповедь Печорина удивила Максима Максимыча? Что в монологе заставляет страдать и сострадать читателя?

  2. Перечитайте сцену встречи Печорина с Максимом Максимычем из главы «Максим Максимыч». Как в ней передается взволнованность Максима Максимыча и равнодушие Печорина?

  3. Как в первых двух главах Печорин и Максим Максимыч относятся друг к другу? Как образ Максима Максимыча оттеняет образ Печорина?

2 группа.

Печорин и Грушницкий

  1. Перечитайте запись в журнале Печорина от 5 июня. Что стало причиной конфликта между Печориным и Грушницким? Чем характер Грушницкого был неприятен Печорину и почему этого не замечали окружающие?

  2. Дайте оценку поведению Печорина и Грушницкого во время дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров?

  3. Какова композиционная роль образа Грушницкого?

3 группа.

Печорин и Вернер

  1. Перечитайте диалог Печорина и Вернера в записи от 13 мая. Что общего в их интеллектуальном развитии и отношении к жизни?

  2. Перечитайте записку Вернера к Печорину после дуэли и описание их последней встречи. В чем Печорин оказался морально выше Вернера?

  3. Какова роль образа Вернера в понимании характера Печорина?

4 группа.

Печорин и Вулич

  1. Перечитайте сцену заключения пари между Печориным и Вуличем. Почему Печорин решил, что Вулич не дорожит своей жизнью? Дорожит ли жизнью Печорин? Какой смысл выявляется при сопоставлении этих образов?

  2. Как можно оценить поведение Печорина в сцене захвата пьяного казака? Почему Вулич все-таки погибает, а Печорин остается жив? В чем художественный смысл такой авторской позиции?

  3. Какова роль кольцевой композиции романа? Почему он начинается и заканчивается в крепости N?

5.Ответы учащихся.

После ответа каждой группы все вместе делаем выводы.

Выводы.

Печорин - Максим Максимыч (дружба людей, встретившихся случайно)

Печорин - безразличие, равнодушие.

Максим Максимыч - любовь, непонимание, удивление.

Выводы.

Печорин - Грушницкий (дружба сверстников, сослуживцев).

Печорин - безжалостность, неумение прощать слабость.

Грушницкий - зависть, соперничество, неискренность.

Ответы 1 группы.





Ответы 2 группы.


© 2010-2022