«Это многих славный путь…» по стихотворению Н. Некрасова «Школьник»

 «Это многих славный путь…» по стихотворению Н.Некрасова «Школьник»  Цель: -познакомить с   краткими  сведениями  о Н.А.Некрасове, -  проанализировать текст произведения; -раскрыть  идейно-художественное содержание стихотворения , отношение поэта к крестьянским детям; -рассмотреть движение поэтической темы от дорожной зарисовки к мысли о жизненном пути; -воспитывать стремление к получению знаний на примере жизни знаменитых людей; -развитие высокого гражданского чувства, любви, сострадания.  Ф...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Это многих славный путь…»

по стихотворению Н.Некрасова «Школьник»


Цель:

-познакомить с краткими сведениями о Н.А.Некрасове,

- проанализировать текст произведения;
-раскрыть идейно-художественное содержание стихотворения , отношение поэта к крестьянским детям;

-рассмотреть движение поэтической темы от дорожной зарисовки к мысли о жизненном пути;

-воспитывать стремление к получению знаний на примере жизни знаменитых людей;

-развитие высокого гражданского чувства, любви, сострадания.


Форма: объяснение нового материала с применением ИКТ



I.Оргмомент.

Вступительное слово учителя:

- Сегодня на уроке мы поговорим об замечательном русском поэте Николае Алексеевиче Некрасове, о котором одним из критиков сказал: (прочитать с)()

Его как поэта я уважаю за горячее сочувствие к страданиям простого человека, за честное слово, которое он всегда готов замолвить за бедняка и угнетенного человека. Он очень рано познакомился с жизнью простого народа и до конца своих дней оставался преданным ему, как поэт и как гражданин.

II. Опережающие задания.

1.Презентацию о жизни Николая Алексеевича Некрасова.

Просмотр презентации «Н.Некрасов».

Индивидуальное задание: отрывок из стихотворения «Крестьянские дети», «Плач детей».

III.Определение темы урока. Запись темы урока в тетрадях:

Это многих славный путь… по стихотворению Н.Некрасова «Школьник».

IV.Прослушивание стихотворения «Школьник» - показ слайда.

1.Индивидуальное задание. История создания стихотворения «Школьник».

V .Работа над текстом. Анализ.

1.Какое впечатление произвело на вас это стихотворение ? Какое чувство, настроение вызвало у вас это стихотворение ? О какой дороге идет речь?

Кроме прямого значения, каково переносное значение слова «дорога».

2.Найдите обращение в 1 строфе, к кому обращается? Отношение к мальчику какое? Как вы это увидели?

4.От какого лица идет дальнейшее повествование? Как называется речь одного лица? Согласны ли вы, что это совет, напутствие?

Найдите напутственные слова, сказанные мальчику :

Не робей,не стыдися,не пропадешь .Знай,работай ,да не трусь..

5.Какие части речи преобладают в напутствии? О чем все это говорит?


6.Почему и чего он не должен стыдиться?

Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь...

Не стыдися! что за дело?

Это многих славный путь

Должен ли этот мальчик (назовем его Ванюшей) стыдиться своей нищеты?


7.Продолжим: Это многих славный путь. Кто это СЛАВНЫЕ?

От какого слова образовалось СЛАВНЫЕ?

8. Относится ли название стихотворения только к Ломоносову или ко всякому, кто пошел славным путем знаний? На слайде

А кого ,ребята, вы могли бы поставить рядом с этими людьми, прославившие Россию, из казахских писателей? показать слайд

Обратите на словосочетание СЛАВНЫЙ ПУТЬ? Может ли путь быть жизненным?

Анализируем 3,4 строфу:

Вижу я в котомке книжку.

Так учиться ты идешь...

Знаю: батька на сынишку

Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха

Отдала четвертачок,

Что проезжая купчиха

Подарила на чаек

Смысл каких слов вам не понятны? Посмотрим в словарь(слайд-словарная работа)

Кто помог мальчику собраться на учебу? ? Что можно сказать о материальном положении семьи?

Далее поэт предполагает:

Или, может, ты дворовый

Из отпущенных?.. Ну, что ж!

Ребята, кого называют дворовым? (в словарь)

9.Кого имеет поэт в виду в строках:

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и божьей воле

Стал разумен и велик.

Как вы думаете, почему Некрасов упоминает о нем в своем стихотворении?

10.Как вы думаете, выучится этот мальчик? Легко ли ему будет? Кто поможет ему? Найдите строки в стихотворении:

Не без добрых душ на свете-

Кто-нибудь свезет в Москву,

Будешь в университете -

Сон свершится наяву!

11.В каких строках выражается основная мысль ? Что это за мысль?

12.Итак,мы сегодня слушали, читали ,анализировали стихи Некрасова и пришли к какому выводу?

VI.Просмотр проекта к слову «Школьник».

VII. Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть ,стр-120-122, составить сенквейн к теме «Школа,школьник»



© 2010-2022