• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • «Работа с текстом на уроках литературы: поиск информации и понимание прочитанного» Егорова М. Н. , учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №30 имени М. К. Янгеля»

«Работа с текстом на уроках литературы: поиск информации и понимание прочитанного» Егорова М. Н. , учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №30 имени М. К. Янгеля»

Главным источником развития является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое. В деятельности чтения участвую...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Работа с текстом на уроках литературы: поиск информации и понимание прочитанного»

Главным источником развития является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение - сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое. В деятельности чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, антиципация, рефлексия и др.

Нас интересует чтение в узком смысле. Чтение как процесс интерпретации и понимания текста, как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Важную роль в формировании УУД смыслового чтения является поиск информации и понимание прочитанного;

Под поиском и пониманием прочитанного мыслится:

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

  • определять тему и главную мысль текста;

  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;

  • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение);

  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

  • понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нём информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства текста;

  • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках

Работа с текстом обычно проводится в три этапа: предтекстовой, текстовой и послетекстовой.

Предтекстовые задания направлены на моделиро­вание фоновых знаний, необходимых и достаточных для усвоения конкретного текста, на устранение смысловых и языковых трудностей его понимания и одновременно на формирование навыков и умений чтения, выработку «стратегии понимания». В них учи­тываются лексико-грамматические, структурно-смысловые, лингвостилистические и лингвострановедческие особенности подлежащего чтению текста.

Цели: определить (сформулировать) речевую задачу для первого прочтения; создать необходимый уровень мотивации у учащихся; сократить уровень языковых и речевых трудностей.

Я предлагаю своим учащимся предтестовые задания и упражнения:

  1. Работа с заголовком: определить тематику текста; перечень поднимаемых в нем проблем; ключевые слова и выражения.

  2. Использование ассоциаций, связанных с именем автора:

- К какому жанру можно отнести текст?

- Кто будет главным героем, его профессия, национальность?

- Где и в какое время может происходить действие?

3. Формулирование предположений о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций.

4. С новой лексикой и определение тематики/проблематики текста на основе языковой догадки.

5. Прочитать вопросы/утверждения по тексту и определить его тематику и проблематику.

6. Ответить на вопросы до чтения текста.

На предтекстовом этапе проводится подготовка к чтению. На данном я использую приемы работы: «мозговой штурм», предсказыва­ние/предугадывание, ассоциации с иллюстрацией или заголовком текста, «За семью печатями», «ключевые слова», таблица «ЗХУ», выявле­ние имеющихся у учащихся знаний по проблемам, затронутым в тексте, ответы на вопросы.

На первом этапе урока совместно с учениками мы ставим учебную задачу, которая предполагает предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт.

В текстовых заданиях обучаемым предлагаю установки, в которых содержатся указания на вид чтения (изучающее, ознакомитель­ное, просмотровое, поисковое), скорость и необходи­мость решения определенных познавательно-комму­никативных задач в процессе чтения.

Цели: проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений; продолжить формирование соответствующих навыков и умений.

Кроме этого, обучаемые выполняют ряд упражне­ний с текстом, обеспечивающих формирование соот­ветствующих конкретному виду чтения навыков и умений.

Упражнения и задания:

  1. Найди /выбери /прочти /соедини /вставь:

-ответы на предложенные вопросы;

-подтверждение правильности /логичности утверждений;

-подходящий заголовок к каждому из абзацев;

-подходящие по смыслу предложения, пропущенные в тексте;

-предложения со следующими словами /грамматическими явлениями;

-описание внешности /места /события /отношение;

  1. Догадайся:

-о значении слова по контексту;

-как будут развиваться события во 2 главе /части текста;

Представлю некоторые из используемых приёмов работы с текстом использованы для развития смыслового чтения:

«Верные-неверные утверждения». Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать задания «Верные-неверные утверждения». Используя прием «Верные-неверные утверждения», предлагаю ученикам несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

«Прогнозирование». Упражнение «Прогнозирование» можно использую, например, когда учащимся предлагается спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной для него ситуации, в ситуации морального, нравственного выбора.

«Ассоциативная карта». Эта стратегия позволяет актуализировать учебный материал по теме урока. Прошу учеников написать ключевое слово или фразу затем слова или фразы, которые приходят на ум по выбранной теме. Происходит эффект «мозгового штурма». На основе ассоциативной карты далее возможно составление кластера.

Так, на уроке по анализу стихотворения Н.Заболоцкого «Журавли» учащимся предлагаю записать слово «Мироздание». Работу по ассоциативной карте предваряют вопросы по составу слова. Учащиеся определяют, что слово состоит из двух: мир и здание. Далее задаю вопросы: Как вы представляете себе это здание мира? Кто населяет здание мира?

В результате составления ассоциативной карты, оказывается, что человек живет в здании мира вместе со всеми живыми существами. Именно противостояние человека и природы в образе застреленного журавля является идейным центром стихотворения.

Ассоциативная карта использую также , как мотивацию с целью побуждения учащихся к самостоятельной познавательной деятельности и как рефлексию.

Например, на стадии вызова по новой теме начинаю урок с задания: запишите в тетради «Что я ЗНАЮ по теме урока». Посредством естественного мозгового штурма, ученик оказывается включенным в активнейший мыслительный процесс. Данная технология позволяет уйти от пассивной репрезентации материала: учитель дал - ученик выучил - воспроизвел.

Одна из ошибок чтения - невнимание к словам. Зачастую ученики не обращают внимания на слова, не разделяют их на понятные и непонятные. Многие убеждены, что понимают значение всех слов, особенно если ключевые слова из книги совпадают со словами из разговорной речи. Поэтому необходимо организовывать работу не только над значением слов, но и над поиском ключевых слов, значение которых нужно выяснить. Предлагаю обучающимся задания на выделение (устно или письменно) ключевых слов в прочитанных дома или на уроках текстов, объяснение их значений, сопоставление значений данных учеником, савторским пониманием, а также с пониманием слова и другими авторами..

Текстовой этап включает в себя зада­ния, которые учащиеся выполняют непосредственно во время чтения. Именно на этом этапе развиваются коммуникативные умения чтения, и поэтому он самый про­должительный во времени и может вклю­чать несколько заданий, например:

  • запол­нение таблицы;

  • составление плана текста (информативного, картинного, стереотипного и др.);

  • выбор заголовка к тексту;

  • заполнение про­пусков;

  • верные/неверные утверждения;

  • соотнесение картинок с предложениями из текста;

  • логическая перегруппировка предложений;

  • деление текста на параграфы и т.д.

  • «собери текст»;

  • «чтение с пометками»;

  • «тонкие» и «толстые» вопросы.

  • «досье на героя».

Данные задания позволяют про­вести проверку понимания прочитанного.

Второй этап актуализирует умение осмысленно читать и свободно ориентироваться в произведении, формируя познавательные универсальные учебные действия постановки и решения проблем.

«Собери текст». Использование техники «Собери текст» способствует формированию универсальных действий учащихся. Урок начинается с проверки домашнего задания, что принципиально важно для выяснения уровня подготовленности учащихся к уроку. С этой целью класс делится на группы, каждая из которых получает файл с фрагментами статьи о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Учащиеся в течение двух минут восстанавливают последовательность текста и придумывают к нему тонкие вопросы.

«Чтение с пометками». Использование техники «Чтение с пометками» способствует развитию логического мышления и памяти. Учащимися вслух попеременно читается рассказ и делаются следующие пометки на полях: ++ (соответствует тому, что я знаю); - (противоречит тому, что я знаю); + (новое); ? (надо обсудить). После прочтения произведения школьники, работая в группах, обсуждают содержание рассказа в течение четырёх минут, а затем обмениваются опытом совместной работы.

«Прием восстановления/заполнения пропусков». Это прием работы со связным текстом, в котором преднамеренно пропущено каждое n-е слово (n колеблется от 5 до 10). Задача учащихся - восстановить деформированный текст, подобрать пропущенные по смыслу, исходя из контекста или привычной сочетаемости слов. Например, учащиеся получают текст, в котором каждое девятое слово пропущено. Задача учащихся - заполнить пропуски подходящими по смыслу словами.

«Досье на литературного героя». Конкретизирующая таблица, которую учащиеся должны заполнить в тетради, работая в группе в течение трёх минут и записывая ответы на вопросы

Таким образом, система заданий, предложенная на первых двух этапах урока, способствует формированию у учащихся универсальных действий, интегрирующих в себе умение прогнозировать, находить и выделять необходимую информацию, осознанно строить речевое высказывание, свободно ориентироваться в художественном тексте и воспринимать его.

Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля за степенью сформированности умений чтения и возможного использования полученной информации в будущей профессиональной деятельности.

Цели: использовать ситуацию текста в качестве языковой (речевой), содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.

Упражнения и задания:

1.Опровергни мои утверждения или согласись с ними.

2.Докажи что…

3.Охарактеризуй…

4.Скажи, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста. Обоснуй ответ.

5.С какими из данных выражений был бы согласен автор.

7.Расскажи текст от лица главного героя /наблюдателя и т.д.

8.Кратко изложи содержание текста /составь аннотацию/дай рецензию на текст.

9.Придумай новый конец текста.

На всех этапах урока обучающиеся активно включаются в деятельность, проявляя инициативу и творчество, выполняя предложенные им задания:

- пересказать текст по плану, по ключевым словам;

- составить новый текст: повествование, рассуждение, описание;

- составить «паспорт понятий»;

- сформулировать «тонкие» и «толстые» вопросы к тексту;

- разделить текст на части;

- выделить главную и избыточную информацию текста;

- выделить противоречивую, недостоверную информацию;

-составить РАФТ.

Гете говорил: «Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, чтобы вполне достиг цели».

© 2010-2022