- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка на тему
Урок русского языка на тему
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Катаева В.И. |
Дата | 14.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: «Имя существительное как часть речи»
Цели урока:
Учебно-познавательные:
закрепление и обобщение сведений об имени существительном, изученных за курс начальной школы.
Интеллектуально-развивающие: развитие мышления, умение сравнивать, классифицировать, развитие самооценки.
Воспитательные: воспитание интереса к предмету, коммуникативные способности, культура поведения, формирование навыков сотрудничества
Формы учебной деятельности: учебное сотрудничество, индивидуальная и совместная учебная работа, учебно - исследовательская деятельность, контрольно - оценочная и рефлексивная деятельность.
Тип урока: комбинированный
Технология: элементы технологии развивающего, проблемного, опережающего, игрового, здоровьесберегающего обучения, ИКТ.
Методы и приемы, способствующие успешному формированию УУД:
· Прием рефлексивной деятельности ;
· Метод конкретизации целей обучения;
· Метод открытого обсуждения новых знаний;
· Метод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций.
Ход урока:
-
Орг. Момент
-
Дорогие ребята, уважаемые гости, учителя! Давайте посмотрим друг на друга, поздороваемся глазками, улыбнемся. У всех, я надеюсь, хорошее настроение. Итак, в путь!
2. Сегодняшнее занятие я хочу начать с загадки, ответ на которую позволит вам определить часть речи и тему урока: «Давно живу я в мире этом, даю названия предметам». О какой части речи эта загадка? (имя существительное).
Почему вы так считаете? Да, правильно. Это имя существительное
*А, что бы вам сегодня хотелось узнать на уроке? (ответы детей)
- Запишите в тетради число, тему урока (Имя существительное как часть речи). (слайд 1)
- С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Сегодня на уроке вы расширите свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль.
- А чтобы вам не было скучно, я хочу предложить вам небольшое путешествие. А что нужно знать, чтобы идти в правильном направлении и не заблудиться? Как же называется заранее намеченный путь следования? (маршрут)
Каждый из вас получит маршрутный лист, который будет указывать, по каким станциям нам предстоит пройти. Каждый будет выставлять себе баллы в эти листы. За каждый правильный ответ балл. Отправляемся в путь!
Маршрутный лист (слайд2)
№
остановка
Количество баллов
1.
«Опознавательная»
2.
«Теоретическая»
3.
«Морфологическая»
4.
«Синтаксическая»
ИТОГ:
1 остановка «Опознавательная» - какое задание нас ждет (слайд 3)
- задание читают дети
*Прочитайте текст, найдите имена существительные, выпишите их, в скобках запишите вопросы, на которые они отвечают.
Наступила долгожданная весна. Небо по-весеннему поголубело. Чёрный, рыхлый снег уже не выдерживал солнца. Повсюду текли и звенели ручьи. Вода поднималась выше берегов, затопляла поля, луга и кустарники.
(слайд 4) - проверка задания
2 остановка «Теоретическая» (слайд 5)
На столах у вас лежат карточки.
-
Прочитайте слова
-
Обсудите в паре и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия. Работайте дружно, прислушивайтесь к мнению друг друга, обсуждайте шепотом
Ребенок, Байкал, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева, Россия, стрельба, микроб, сливки, беседа, свежесть, прыжок, кошка, Белгород, спектакль
1 группа - названия лиц (ребенок, девочка, юноша)
2 группа - названия вещей (стол, окно, ножницы)
3 группа - названия веществ (крупа, мука, сливки)
4 группа - названия живых существ и организмов (кошка, щука, микроб)
5 группа - географические названия (Россия, Байкал, Белгород)
6 группа - названия фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа)
7 группа - названия признаков (свежесть, белизна, синева)
8 группа - название действий (бег, прыжок, стрельба).
Проверка задания (слайд 6)
Физкультминутка (слайд 7)
-
Ребята! Вы любите играть. Только играть надо с пользой. Давайте я и вас научу. Ребята, когда услышите имена существительные ж . рода- руки вверх, м. р.- наклон вперед, ср. рода - повороты туловищем.
Мыло, сирень. Сосед, поле, Обва, туман, Ель, дуб, доброта, флаг
3 остановка «Морфологическая» (слайд 8)
1 группа - 1 ряд. Здесь нас ждет такое задание:
Распределите существительные по родам. Какие слова вам помогали при распределении?
Вода, корабль, ночь, меч, блюдечко, окно, рожь.
2 группа - 2 ряд - распределите имена существительные одушевленные и неодушевленные. Сделайте вывод.
Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
3 группа - 3 ряд - распределите слова в два столбика. В первый столбик имена существительные собственные, во второй столбик - нарицательные)
Пушкин, поэт, река, книга, Кама, Пермь, Обва, доброта.
Проверка задания (СЛАЙД 9)
4 остановка «Синтаксическая» (слайд 10)
- определите, какую роль играет слово дерево в приведенных предложениях:
Дерево поднялось выше дома.
На косогоре я увидел дерево с белоснежным стволом и зеленой кроной.
Сделайте вывод: Расскажите о синтаксической роли существительного?
ПРОВЕРКА ЗАДАНИЯ (слайд 11)
Мы вот мы с вами приблизились к концу маршрута и должны для себя определить, что же узнали о существительном. Свои знания сравните с правилом в учебнике. Чтение правила на с.57
Расскажите об имени существительном по опорному конспекту: (слайд 12)
-
Существительное - отвечает на вопросы….
Обозначает …
-
Морфологические признаки: собственное или …, одушевленное или …, род (…), склонение (…). Изменяется по числам, падежам.
-
В предложении чаще всего бывает…
4. Итог урока.
Ребята, вот и подошло к концу наше с вами путешествие. На протяжении всего пути вы, как и любой путешественник, воспользовались своим багажом знаний и доказали, что все препятствия вам по плечу.
Достигли ли вы поставленной цели? Сколько набрали баллов. А у кого больше?
5. Рефлексия: используя начало фразы, закончи предложение. (слайд 13)
- у меня получилось…….
- было интересно……
- было трудно…..
- теперь я знаю…..
6 Домашнее задание - выучить правило на с.57 (слайд 14) - придумать предложения с именами сущ.
- изобразить существительные рисунками.
- свое задание.