Урок русского языка на тему

Урок русского языка в 5 классе на тему "Имя существительное как часть речи". Цели урока: Учебно-познавательные - урок закрепления и обобщения сведений об имени существительном, изученных за курс начальной школы . Интеллектуально - развивающие -развитие мышления, умение сравнивать, классифицировать, развитие самооценки. Воспитательные - воспитание интереса к предмету, коммуникативные способности, культура поведения, навыки сотрудничества . Тип урока комбинированный. Методы и приемы, способствующи...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Имя существительное как часть речи»

Цели урока:


Учебно-познавательные:
закрепление и обобщение сведений об имени существительном, изученных за курс начальной школы.
Интеллектуально-развивающие: развитие мышления, умение сравнивать, классифицировать, развитие самооценки.
Воспитательные: воспитание интереса к предмету, коммуникативные способности, культура поведения, формирование навыков сотрудничества
Формы учебной деятельности: учебное сотрудничество, индивидуальная и совместная учебная работа, учебно - исследовательская деятельность, контрольно - оценочная и рефлексивная деятельность.
Тип урока: комбинированный
Технология: элементы технологии развивающего, проблемного, опережающего, игрового, здоровьесберегающего обучения, ИКТ.
Методы и приемы, способствующие успешному формированию УУД:
· Прием рефлексивной деятельности ;
· Метод конкретизации целей обучения;
· Метод открытого обсуждения новых знаний;
· Метод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций.

Ход урока:

  1. Орг. Момент

  • Дорогие ребята, уважаемые гости, учителя! Давайте посмотрим друг на друга, поздороваемся глазками, улыбнемся. У всех, я надеюсь, хорошее настроение. Итак, в путь!

2. Сегодняшнее занятие я хочу начать с загадки, ответ на которую позволит вам определить часть речи и тему урока: «Давно живу я в мире этом, даю названия предметам». О какой части речи эта загадка? (имя существительное).

Почему вы так считаете? Да, правильно. Это имя существительное

*А, что бы вам сегодня хотелось узнать на уроке? (ответы детей)

- Запишите в тетради число, тему урока (Имя существительное как часть речи). (слайд 1)
- С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Сегодня на уроке вы расширите свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль.
- А чтобы вам не было скучно, я хочу предложить вам небольшое путешествие. А что нужно знать, чтобы идти в правильном направлении и не заблудиться? Как же называется заранее намеченный путь следования
? (маршрут)
Каждый из вас получит маршрутный лист, который будет указывать, по каким станциям нам предстоит пройти. Каждый будет выставлять себе баллы в эти листы. За каждый правильный ответ балл. Отправляемся в путь!

Маршрутный лист (слайд2)

остановка

Количество баллов

1.

«Опознавательная»

2.

«Теоретическая»

3.

«Морфологическая»

4.

«Синтаксическая»

ИТОГ:


1 остановка «Опознавательная» - какое задание нас ждет (слайд 3)

- задание читают дети

*Прочитайте текст, найдите имена существительные, выпишите их, в скобках запишите вопросы, на которые они отвечают.

Наступила долгожданная весна. Небо по-весеннему поголубело. Чёрный, рыхлый снег уже не выдерживал солнца. Повсюду текли и звенели ручьи. Вода поднималась выше берегов, затопляла поля, луга и кустарники.

(слайд 4) - проверка задания

2 остановка «Теоретическая» (слайд 5)

На столах у вас лежат карточки.

  1. Прочитайте слова

  2. Обсудите в паре и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия. Работайте дружно, прислушивайтесь к мнению друг друга, обсуждайте шепотом

Ребенок, Байкал, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева, Россия, стрельба, микроб, сливки, беседа, свежесть, прыжок, кошка, Белгород, спектакль

1 группа - названия лиц (ребенок, девочка, юноша)

2 группа - названия вещей (стол, окно, ножницы)

3 группа - названия веществ (крупа, мука, сливки)

4 группа - названия живых существ и организмов (кошка, щука, микроб)

5 группа - географические названия (Россия, Байкал, Белгород)

6 группа - названия фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа)

7 группа - названия признаков (свежесть, белизна, синева)

8 группа - название действий (бег, прыжок, стрельба).

Проверка задания (слайд 6)

Физкультминутка (слайд 7)

  • Ребята! Вы любите играть. Только играть надо с пользой. Давайте я и вас научу. Ребята, когда услышите имена существительные ж . рода- руки вверх, м. р.- наклон вперед, ср. рода - повороты туловищем.

Мыло, сирень. Сосед, поле, Обва, туман, Ель, дуб, доброта, флаг

3 остановка «Морфологическая» (слайд 8)

1 группа - 1 ряд. Здесь нас ждет такое задание:

Распределите существительные по родам. Какие слова вам помогали при распределении?

Вода, корабль, ночь, меч, блюдечко, окно, рожь.

2 группа - 2 ряд - распределите имена существительные одушевленные и неодушевленные. Сделайте вывод.

Дама сдавала в багаж

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картину,

Корзину,

Картонку

И маленькую собачонку.

3 группа - 3 ряд - распределите слова в два столбика. В первый столбик имена существительные собственные, во второй столбик - нарицательные)

Пушкин, поэт, река, книга, Кама, Пермь, Обва, доброта.

Проверка задания (СЛАЙД 9)

4 остановка «Синтаксическая» (слайд 10)

- определите, какую роль играет слово дерево в приведенных предложениях:

Дерево поднялось выше дома.

На косогоре я увидел дерево с белоснежным стволом и зеленой кроной.

Сделайте вывод: Расскажите о синтаксической роли существительного?

ПРОВЕРКА ЗАДАНИЯ (слайд 11)

Мы вот мы с вами приблизились к концу маршрута и должны для себя определить, что же узнали о существительном. Свои знания сравните с правилом в учебнике. Чтение правила на с.57

Расскажите об имени существительном по опорному конспекту: (слайд 12)

  1. Существительное - отвечает на вопросы….

Обозначает …

  1. Морфологические признаки: собственное или …, одушевленное или …, род (…), склонение (…). Изменяется по числам, падежам.

  2. В предложении чаще всего бывает…

4. Итог урока.

Ребята, вот и подошло к концу наше с вами путешествие. На протяжении всего пути вы, как и любой путешественник, воспользовались своим багажом знаний и доказали, что все препятствия вам по плечу.

Достигли ли вы поставленной цели? Сколько набрали баллов. А у кого больше?

5. Рефлексия: используя начало фразы, закончи предложение. (слайд 13)

- у меня получилось…….

- было интересно……

- было трудно…..

- теперь я знаю…..

6 Домашнее задание - выучить правило на с.57 (слайд 14) - придумать предложения с именами сущ.

- изобразить существительные рисунками.

- свое задание.

© 2010-2022