Урок русского языка Комплексный анализ текста

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1

11 класс

ТЕМА: Комплексный анализ текста.

Цель урока:

  1. научить детей строить сочинение по предложенному тексту,

  2. развивать навык анализа текста: определять тип, стиль, тему, проблему текста,

  3. развивать навык выполнения заданий части А (№13, 9, 28, 29, 30),В (8)

  4. воспитывать чувство ответственности за слабых.

оборудование урока:

  1. тексты для каждого ученика.

  2. слайды на тему «Дети и война»

  3. выставка книг на тему «Война и дети- понятия несовместимые»

  4. схема сочинения по предложенному тексту.

  5. перечень средств художественной выразительности.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент.

Тема сегодняшнего урока - комплексный анализ текста, итогом урока будет сочинение, которое должно соответствовать заданиям части С экзамена в форме ЕГЭ.

Как много жёлтых снимков на Руси

В такой простой и бережной оправе!

2. Анализ текста.

СЛАЙД №1


СЛАЙД №2-9

  1. В качестве текста для анализа вам предлагается рассказ известного писателя А.Приставкина.

-Что вы знаете об этом авторе?

-О чем его произведения?

Прослушайте, пожалуйста, текст, определите его тип и стиль.

-Какие типы текста вы знаете?

-Какие стили текста вы знаете?

Чтобы усилить восприятие текста, я подобрала фотографии к нему.

2. Дрозд Екатерина читает текст, дети слушают.


(повествование, описание, рассуждение).

научный, публицистический, художественный…)

идет видеоряд на тему «Война и дети-понятия несовместимые».

3.

















1.-Итак, к какому типу речи вы бы отнесли этот текст и почему?

-Какой синтаксический прием использует автор, чтобы показать эти события?




2. Для чего был написан этот текст Приставкиным?

-А эмоциональное воздействие - это признак какого стиля?

3. Проверка домашнего задания.

Вашим домашним заданием было: повторить материал о признаках художественного стиля;

Повторить средства эмоционального воздействия на читателя.

-Какими средствами пользуется автор для создания художественного образа, чтобы добиться эмоционального воздействия на читателя?

-Какие средства художественной выразительности вы знаете?

Письменно подобрать по два примера ИНВЕРСИИ -нарушение прямого порядка слов. (Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (обычный порядок -Одинокий парус белеет в голубом тумане моря.- подлежащее+сказуемое) )

ГРАДАЦИИ -последовательность, постепенность (обычно нарастающая) в расположении чего-н., при переходе от одного к другому.

(Каждый день, каждый час, каждую секунду думаю о тебе. Капнула одна снежинка, потом другая, капель усилилась, и вдруг из глаз её хлынул ливень.)

МЕТАФОРА -слово или выражение, употребляемое переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим предметом на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов. ( нос корабля, заря жизни, закат пылает)

ЭПИТЕТ.

Ласковый ветер, ледяной взгляд, хрупкая девушка, туманные мечты.

Разобраться с средствами художественной выразительности текста может помочь задание части В №8.

Укажите, какое средство речевой выразительности, использованное в предложении 30, передает лютую стужу в детдоме, где жил рассказчик: (прочесть предложение)

1. инверсия

2. градация

3. метафора

4. эпитет.

????Почему правильный ответ №4? Что такое эпитет?

Что такое эпитет? - художественное определение, ярко и образно рисующее наиболее существенный признак предмета или явления ( седое море, пламенная речь; ночевала тучка золотая)

Мы определились с типом и стилем предложенного текста, теперь нам легче будет выполнить следующее задание.

(повествование, потому что события чередуются во времени)

(синтаксический параллелизм - использование однотипных предложений «Шли дни и месяцы. Шли месяцы и годы.»

использование многоточия, как прием умалчивания, благодаря которым читатель понимает, что прошло время, предложения 15,16)

в первую очередь, чтобы эмоционально воздействовать на читателя.)

(художественного).

Художественный стиль - функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. Текст в этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

(средствами художественной выразительности).


(Вырос Никита ребенком избалованным. Побежали по дорогам веселые ручейки.)

(Мы вошли в темную, мрачную, страшную комнату. Лес звенел, свистел, гремел от птичьего гомона.)

(В лесу горит костер рябины красной. Солнце всходит и заходит.)

(мрачные сумерки, скучная дорога)


30.В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок.

(Потому что именно словосочетание пышным инеем передает состояние зимнего холода)

4.

СЛАЙД 10















Итогом нашего урока должно стать сочинение. С чего необходимо начать свою работу, выполняя задания части С?

(структура сочинения)

I. Проблема выявляется из вступления (ключевые слова)

II. Комментарий актуальность, злободневность проблемы.

III. Позиция автора (не должно быть пересказа)

IV. Собственное мнение два аргумента

V. Выводы вернись к началу

Вспомните, что помогает определить проблему текста? На что необходимо обращать внимание в первую очередь? (на заглавие, на ключевые слова во вступлении и в финале) (схема)?

Обратимся к заглавию. Вам может помочь в определении проблемы задание,

которое соответствует заданию части А (№30).

Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит главный ответ на вопрос: «Почему рассказ назван «Фотографии»?

1.Дети постоянно рассматривают фотографии.

2.На фотографиях изображены родственники детей.

3.Фотографии - это возможность детей почувствовать, что они не одиноки.

4.Фотографий было много, и дети их часто рассматривали.

????О чем поведали диалоги в рассказе «Фотографии»? Обратите внимание на то, кто говорит, что говорят, о чем говорят и как говорят.

Подумайте, какая художественная деталь остались у нас сегодня «за кадром»? (Например, Людочка - не Люда)



Для определения проблемы помогут также ключевые слова из первого абзаца. Почему из первого? (обычно в первом абзаце содержится основная мысль всего текста)

Назовите ключевые слова в этом предложении. (дети не одиноки) обратите внимание на соответствие словосочетаний, значит, мы на верном пути.

в определении проблемы вам может помочь и задание А28.

Какое из высказываний, приведенных ниже, наиболее полно содержит ответ на вопрос: «Почему рассказчика можно назвать мужественным человеком»?




Ответ №4, почему?


Итак, мы уже можем сформулировать проблемы текста.




А можем ли мы выделить общую проблему? Когда происходили описываемые события?




Фото - это память, фото - это возможность почувствовать, что ты не один, возможность выжить, не утратить связь с людьми, среди которых наверняка найдутся добрые и близкие).



Речь детей, но смысл велик: в диалогах показано, как брат спасает маленькую сестру от душевной травмы, как сберегает ее, как внушает веру в жизнь и в людей. Через диалоги яснее представляем, какая страшная трагедия разыгрывается на наших глазах, понимаем, какой силой духа обладает маленький мальчик, как противостоит он жестокости времени.)



1. Он живет в детдоме, вдали от родных, но помнит о них.

2. Он стал сиротой, ему некуда вернуться из детдома, но он не переживает.

3. Он сохранил фотографии родных и смог выжить в детдоме.

4. Он смог в одиночку пережить горе утраты близких и сделать все, чтобы сестренка не утратила связь с окружающими людьми и веру в них.

(потому что только в этом ответе сказано и о мальчике, и о его сестре, только здесь сказано, что он сумел пережить горе утраты).

1. Проблема мужества мальчика, сумевшего самому пережить горе, и поддержать в сестренке веру в людей.

2. Проблема сиротства во время Великой Отечественной войны.,

3. Проблема предательства взрослых, обрекших детей на полное одиночество.

значит, основная проблема «Война и дети».

5

Итак, проблема сформулирована, теперь необходимо ее прокомментировать.

Какие способы вы знаете? (в виде риторических вопросов, в виде лирического отступления, в виде прямого заявления проблемы).

Попробуйте написать вступительную часть сочинения, работая по группам. (первая - в виде риторических вопросов- Юра, Женя , вторая - в виде лирического отступления девочки в группе)

Риторические вопросы

1.Насколько поднятая проблема актуальна?

2..Как автор относится к поднятой проблеме?

Лирическое отступление

Данная нравственная проблема довольна серьёзная и важна в наше время……..Поднятая автором проблема заставила меня глубоко задуматься о….

6



СЛАЙД №11

ПРОВЕРИМ!









Заслушать вступления и отредактировать их. Итак, проблема сформулирована и прокомментирована, теперь следующий абзац - позиция автора.

О чем должно быть сказано в этой части сочинения?

Позиция автора может быть раскрыта через рассказ о средствах выразительности, с помощью которых он излагает свою мысль. В этой части может быть цитирование текста.

Я предлагаю вам свой вариант этого абзаца.

Ра..сказывая о жизни ребят в детском доме, А. Приставкин п..редает свою острую з..интересованность данной проблемой. ..держанно, без лишних эмоций он п…вествует о том, как мальчик после смерти родителей …делал все, чтобы сестренка не утратила связь с людьми, не п…теряла веру в них. П…реживания своего героя А.Приставкин п…казывает через внутренний монолог ребенка («…и у меня мерзли кончики пальцев. И что-то коченело в животе»). Авторская позиция пр…является в небе…различном отношении к изображаемым событиям. В ра…сказе нет гневных слов, обличающих войну или недостойное поведение взрослых; писатель с…знательно часто использует многоточие, и читателю прходится самостоятельно делать нравственные выводы.

Составляя этот абзац, я использовала клише, которые нам предлагают методические рекомендации, и о которых знаете и вы:



Работа над орфографией:

вставьте пропущенные буквы, над какими видами орфограмм мы работаем? Как можно сгруппировать правила о правописании приставок?

От чего зависит правописание приставок на з-, с-?

От чего зависит правописание приставок пре-, при-?

Это работа соответствует заданию А13 первой части ЕГЭ.

Работа над пунктуацией. (задание А 9)

В последнем предложении объясните знаки препинания, дайте характеристику предложения.

1. простое осложненное предложение;

2. сложносочиненное предложение;

3. сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью;

4. сложное предложение с подчинительной связью.









КЛИШЕ- шаблонная фраза, ходячее выражение, речевой штамп.

Автор передает свою острую заинтересованность данной проблемой.; Сдержанно, без лишних эмоций он повествует о том,…; Переживания своего героя А.Приставкин показывает через…

1. приставки, которые пишутся независимо от произношения (с-, со-, по-, пере-,)

2. приставки на -з, -с (рас-, раз-; без-, бес)

3. приставки на пре-, при-.

В рассказе нет гневных слов, обличающих войну или недостойное поведение взрослых; писатель сознательно часто использует многоточие, и читателю приходится самостоятельно делать нравственные выводы.

7Д/З

Вам осталось написать абзац, в котором вы должны выразить собственное мнение к предложенной проблеме, я надеюсь, что вы полностью согласитесь с мнением автора о том, что война и дети - понятия несовместимые. В качестве аргументов вам необходимо привести два примера, один - из художественной литературы, другой - из публицистики или исторических событий, а также из опыта ваших родных или близких.

Любовь Павловна, библиотекарь нашей школы подобрала для вас выставку книг, которые вам могут пригодиться при написании сочинения. Но, может быть, уже кто-то вспомнил художественное произведение, которое как нельзя лучше подходит к нашей теме?

-Почему рассказ Шолохова подходит к теме нашего сочинения?

А последний абзац - это выводы из всего сказанного. Вспомните, как необходимо строить вывод, последнюю часть сочинения-рассуждения? (вернуться к началу)




(М. Шолохов «Судьба человека»).

(в рассказе мальчишка остался один, но его усыновил Андрей Соколов)

8

СЛАЙД №12, 13

В начале урока во время чтения текста я вам поставила видеоряд с фотографиями. Вы, наверное, заметили, что среди фотографий были дети разных национальностей, разного цвета кожи, дети времени Отечественной войны, дети Чечни, Афганистана…я думаю, что в выводе должна прозвучать мысль об ответственности взрослых за счастливое детство, чтобы это словосочетание «счастливое детство» не стало расхожим, чтобы дети всей земли не боялись самолета в небе, чтобы они вздрагивали только от взрывов праздничного салюта.

У современного поэта М Садовского есть стихотворение. Оно бы могло стать эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку, оно может стать эпиграфом к вашему сочинению.

Играют дети всей Земли в войну,

Но разве о войне мечтают дети?

Пусть только смех взрывает тишину

На радостной безоблачной планете.

СЛАЙД №14

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ- ПРОБУЕМ ПЕРО…

СЛАЙД №15

МИРНОГО НЕБА, ДОБРА И СЧАСТЬЯ !


Урок русского языка Комплексный анализ текста


© 2010-2022