ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ФГОС

  Приоритетные задачи, которые должна решить в настоящее время основная образовательная школа,- создание условий для развития личностных качеств обучающихся, формирование их готовности к самоопределению, самоорганизации и социализации. Важно, что в системе требований к результатам освоения ООП, личностные результаты стоят на первом месте , ведь они определяют ценностно-смысловую ориентацию учащихся и включают в себя действия смыслообразования, знания моральных норм , умения соотносить с ними сво...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ФГОС




КЕНДЕНКОВА ВЕРА АНДРЕЕВНА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОУ «КСОШ №6» КИРИШСКИЙ РАЙОН ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ


























2014 г.

Пояснительная записка


Приоритетные задачи, которые должна решить в настоящее время основная образовательная школа,- создание условий для развития личностных качеств обучающихся, формирование их готовности к самоопределению, самоорганизации и социализации. Важно, что в системе требований к результатам освоения ООП, личностные результаты стоят на первом месте , ведь они определяют ценностно-смысловую ориентацию учащихся и включают в себя действия смыслообразования, знания моральных норм , умения соотносить с ними свои поступки , выстраивать на этой основе межличностные отношения.


Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения - это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания. Многие приоритеты, сложившиеся в системе воспитания в нашей стране в результате многовековых традиций, в настоящий момент просто утрачены.

Мы дожили до тех времен, когда область дозволенного, нравственно допустимого, по меркам здравого смысла, резко сузилась. То, что недавно было абсолютно немыслимым, в современном мире стало нормой. Многие вопросы стали решать деньги, ложь часто считается проявлением находчивости, разврат - природной потребностью организма, а предательство - деловой необходимостью.

.

В Толковом словаре русского языка душа определяется как «…внутренний психический мир человека, его переживания, настроения, чувства и т. п.», а также как «…совокупность характерных свойств, черт, присущих личности; характер человека». Большой энциклопедический словарь справедливо избегает четкого определения, ограничиваясь указанием, что в «новоевропейской философии термин «душа» стал преимущественно употребляться для обозначения внутреннего мира человека».

Духовный интеллект человека напрямую связан с богатством его души, то есть с тем, что Оксфордский словарь английского языка определяет как «моральную и эмоциональную самобытность» и как степень интенсивности ее в «эмоциональной и интеллектуальной энергии».

Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.

В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшей задачей воспитания является формирование у молодежи гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

. Литература является общепризнанным мощным источником нравственного воспитания. Обладая огромной силой воздействия, художественная литература способствует формированию нравственного сознания, представлений о добре и зле, месте и назначении человека в окружающем мире, развивает высокие чувства. Именно развитие эмоциональной сферы растущего человека - одно из важнейших условий осуществления процесса нравственного и эстетического воспитания. Необходимо обращать внимание учащихся на богатый внутренний мир героев, учить понимать человеческие радости и горести и сопереживать им, видеть и оценивать доброе и злое в характере человека. Тогда восприятие нравственной идеи характера литературного героя будет результатом не одних лишь логических выводов учащихся, а прежде всего их большой душевной работы, в процессе которой они обогащаются опытом нравственного поведения других людей, испытывают живой, эмоциональный отклик на выраженные в художественном произведении чувства и мысли, вырабатывают оценку своего поведения. Этому и посвящены занятия элективного курса « Уроки чтения - уроки жизни» в 9 классе.

Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов. Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без продолжения этой работы за рамками школьного урока.

Цель элективного курса « Уроки чтения - уроки жизни» - становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. При этом ученик овладевает мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.

Элективный курс по литературе предполагает систематическое чтение художественных произведений и знакомство с новинками современной литературы. Задача курса - воспитать читателя, научить школьника размышлять над прочитанным, извлекая из него уроки, в том числе и нравственные, а в конечном итоге - помочь становлению и формированию личности.

Цель элективного курса

  • совершенствование всех видов речевой деятельности,

  • формирование и подростков устойчивого интереса к чтению.

  • формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.

  • воспитание активной гражданской позиции.

  • обеспечение необходимых условий для развития социальной, духовной и культурной компетентности личности, ее самоопределения в социуме, формированию человека - гражданина - семьянина - родителя - специалиста-профессионала.

  • Формирование личности, умеющей думать, сопереживать, способной за строкой литературного произведения видеть современную действительность, пропускать художественные произведения через свою душу.

Задача курса - заинтересовать ученика современной литературой, дать современному писателю современного читателя.

Разнообразие форм подачи материала повышает эффективность учебно-воспитательного процесса и его результативность, позволяет вывести ученика из состояния пассивности в состояние активного действия, когда резко возрастает познавательный интерес к предмету, растут качественные показатели, т.е результативность обучения.

Данная программа помогает решать задачи литературного образования, связанные как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:


- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
- формирование эмоциональной культуры личности;
- развитие воображения творческих способностей, инициативы;
- формирование положительных нравственных качеств и высокой гражданской ответственности за судьбу Отечества;
- развитие навыков устной и письменной речи, умение четко и грамотно выступать перед аудиторией;
- развитие коммуникативных навыков:

Данная программа направлена на совместную работу ученика и учителя, совместную работу ума, чувств, воли, на воспитание читающего, грамотного гражданина.
Отбор произведений современной литературы подчинен этим задачам. Программа представляет собой цикл занятий, посвященных творчеству современных авторов, и опирается как на книжные, так и журнальные публикации последних десятилетий.
Особенностью текстов, включенных в программу, является то, что по своей жанровой природе это, как правило, рассказы и небольшие повести. Такие произведения удобны для текстуального анализа и позволяют сосредоточиться не только на осмыслении содержания, но и на выявлении художественного своеобразия текста.
Представленные в программе произведения принадлежат перу как совсем молодых, так и уже получивших читательское признание авторов.
Программа направлена на выработку следующих универсальных учебных действий :
- владение техникой грамотного и осмысленного чтения;
- владение умением выразительного чтения;
- умение самостоятельно анализировать произведение и давать ему оценку;
-умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их.

-умение сравнивать разные точки зрения , на основе их анализа делать выводы и принимать решения.

-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.





Данный курс рассчитан на 17 часов (9 кл.).






Занятия проводятся в следующих формах:

1) групповые формы работы;

2) индивидуальные формы работы;

3) подготовка читательских конференций.

4) подготовка выступлений на сцене

5) подготовка презентации самостоятельно прочитанного произведения.


Планируемые результаты :


  1. Умение работать с художественным текстом.

  2. Формирование читательской самостоятельности учеников.

  3. Расширение и углубление читательского кругозора учеников и формирование их эстетического отношения к литературному творчеству.

  4. Воспитание коммуникативной культуры школьников.

  5. Формирование психологических качеств личности школьника: самостоятельности, любознательности, наблюдательности, трудолюбия, воли.

  6. Приобретение учащимися знаний о моральных нормах поведения. Это, во-первых, знание человеком того, как надо вести себя в том или ином случае. Во-вторых, соблюдение этих правил в своем поведении. В-третьих, способность человека оценивать свои или чужие поступки и действия, осознание детьми ответственности за себя и окружающую действительность, готовности и способности строить жизнь, достойную человека. Умение сделать правильный выбор в различных жизненных ситуациях.

  7. Овладение коммуникативными умениями и навыками, способностью адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях;

  8. Сформированность чувства толерантности, доброжелательности, осознание ребятами ценности дружбы и товарищества.


  1. Повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей; пренебрежение вредными привычками,


  1. Развитие мотивации к познанию, самопознанию, самосовершенствованию.









Календарно-тематическое планирование элективного курса


«Уроки чтения - уроки жизни »


«Литература дает нам колоссальный обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех ее сложностей… Одним словом, делает нас мудрыми».

Д.С. Лихачев


№/№

Тема

Количество часов

Форма урока.

Дата

1

«Ощущаю дефицит добра» Открытие имени - Тамара Крюкова « Ведьма».

1

Урок - дискуссия


2.

Бунин. «Роман горбуна».


1

Урок - откровение

3.

Костюнин. «Рукавичка».


1

Урок - предостережение.

4.

Эдгар По. «Черный кот».


1

Урок - шок

5.

Мужество выживать и оставаться людьми Е. Носов «Яблочный спас»

1

Урок - исследование

6.

Урок - дискуссия « Книги , помогающие жить» по повести Е Мурашовой « Класс коррекции»

1

Урок - дискуссия


7.

Урок по повести Павла Санаева

« Похороните меня за плинтусом»

1

Урок - диалог.


8

Размышления о прочитанных страницах книги « Мой генерал»

1

Читательская конференция


9

«Сделаем свои затеси…» урок по рассказу В. Астафьева «Хвостик» из книги « Затеси»

1

Урок - раздумье


10

«Закон любви» по повести А.Лиханова «Солнечное затмение».

1

Урок - размышление.


11

Агапова. «Серебряный котел дури».


1

Урок - спектакль

12-13

Агапова. «Серебряный котел дури».


1

1

Урок - разговор

Урок- вывод

14

Б. Екимов « Фетисыч»

1

Урок- дискуссия


15

С. Довлатов « Чемодан»

1

Урок - разговор.

16

К. Станюкович « Ёлка»

1

Урок - размышление.

17

Моё читательское открытие ( презентация рассказов, предлагаемых для чтения и размышления)


Урок - итог


Список использованной литературы:



И.И. Тихомирова Как воспитать талантливого читателя часть 1 Чтение как творчество. М. 2009 И. Тихомирова Как воспитать талантливого читателя часть 2 Растим читателя - творца М 200 Довлатов С. Чемодан. Л., 1991..
Распутин В. В ту землю. //Роман - газета. 1997 №9
Залыгин С. Уроки правнука Вовки. //Новый мир. 1996 №6
Екимов Б. Пиночет //Роман - газета. 1999 №22 Носов Е. Яблочный Спас. // Роман - газета. 1997 №21-22
Алексиевич С. Чернобыльская молитва. //Юность.1997 №1
Медведев Г. Чернобыльская тетрадь. //Новый мир. 1997 №3
Екимов Б. Фетисыч. //Новый мир. 1996 №2





© 2010-2022