Конспект урока по творчеству Пастернака

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 11 классе

по теме:

«Нить судьбы. Жизнь и творчество Бориса Леонидовича Пастернака»

(Урок - исследование)

Цели урока:

  1. Познакомить с биографией, гражданской позицией поэта Б.Пастернака.

  2. Научить видеть взаимосвязь событий, стихотворений.

Задача:

- обогащение учащихся знаниями о поэтах Серебряного века;

- развитие речи, совершенствование навыков анализа поэтического

произведения;

- воспитание чувства гордости, человеческого достоинства на примере жизни

поэта, чувства прекрасного к миру, философского восприятия жизни.

Оформление урока:

портрет Пастернака, цитаты из стихотворений, свеча, шахматы, ноты, картины Серова, Репина, Врубеля, портреты Блока, Маяковского, Цветаевой, Ахматовой, телевизор, ноутбук, презентации, видеоролики со стихами и песнями на стихи Б.Пастернака.

Верю я, придёт пора -

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

Цель творчества - самоотдача,

А не шумиха, не успех.

О, знал бы я, что так бывает,

Когда пускался на дебют,

Что строчки с кровью - убивают,

Нахлынут горлом и убьют!

Жить и сгорать у всех в обычае.

Но жизнь тогда лишь обессмертишь.

Когда ей к славе и величию

Своею жертвой путь прочертишь.

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

И дольше века длится день,

И не кончаются объятья.

Б.Пастернак

Ход урока

1. Актуализация. Звучит песня на стихотворение Б.Пастернака «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…») и девушка зажигает свечу. (Демонстрируется видеоролик)

- Ребята, скажите, пожалуйста, песню на стихи какого поэта мы сейчас услышали, и как называется это стихотворение?

(Б.Пастернак «Зимняя ночь»)

- Свеча горела на столе, свеча горела…

Почему так часто писатели и поэты обращаются к образу свечи?

(Это символ надежды, творчества, поиска)

- Мы сегодня зажгли свечу, чтобы вспомнить замечательного поэта,

писателя и человека Бориса Леонидовича Пастернака.

2. Проверка домашнего задания.

- На дом вы получили задание самостоятельно изучить биографию Бориса

Пастернака, записать в тетради основные даты жизни и творчества поэта,

а ещё провести интервью с родителями на тему «Что они знают о

Б.Пастернаке.»

- Родители почти ничего не знают о Б.Пастернаке. И это не случайно, ведь долгое время его имя и творчество оставалось под запретом и вот вернулось, заговорило, засверкало! Почему?

- «Нить судьбы» назовём мы наше исследование, чтобы понять почему долгие годы творчество поэта было в забвении.

Я попрошу всех открыть свои тетради, где вы записали основные даты жизни и творчества Б.Пастернака.

У Беспалова Артёма было индивидуальное задание, он готовил презентацию о жизни и творчестве поэта Пастернака.

Давайте посмотрим на презентацию и послушаем рассказ Артёма.

Дополните свои записи или выступление Артема.

( Презентация «Жизнь и творчество Б.Пастернака»)


- Перед нами прошли портреты поэта разных лет. А вот что говорили о Пастернаке его современники:

«Он был поразительно красив: с выдающимися скулами и тёмными глазами, и в меховой шапке он выглядел как какой-то персонаж русской сказки». (О.Карлайл)

«Пастернак похож одновременно и на араба на его лошадь». (М. Цветаева)

«На улице прохожие часто оглядывались на Борисика, не зная, кто он. Он ведь был очень красив: огромные глаза, пухлые губы, взгляд горделивый и мечтательный, высокий рост, гармоничная походка, звучный голос».

(Ю. Анненков)

- «Памяти Пастернака». Видеоролик с песней на стихи Пастернака.

- Своеобразной визитной карточкой поэта Пастернака является стихотворение

«Февраль. Достать чернил и плакать!» (1912 год) Пастернак родился 10 февраля в Москве. В 2015 году исполняется 125 лет со дня рождения Б.Пастернака. Этим стихотворением начинались многие сборники стихов поэта.

- Ребята, вы получили групповые задания: подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений Б.Пастернака, а также их анализ.

1 группа читает и анализирует стих. «Февраль. Достать чернил и плакать!»

- Творческий путь поэта это «Судеб скрещенье», много человеческих судеб сплелись с судьбой Пастернака, да и судьба России не отделима от его судьбы. Поэт и эпоха неразделимы.

- Стихотворения Пастернака удивительно мелодичны. Многое из них были положены на музыку. Послушайте песню на стихи Пастернака «Снег идёт».

(Звучит песня «Снег идёт», видеоролик)


- 30-е годы для России - трудное время, время нелепых подозрений, необоснованных репрессий. Пастернак делает всё возможное, чтобы обезопасить близких людей: поддерживает Ахматову, Мандельштама.

Он не молчит: выступает на 1 съезде писателей в 1934 году, но изменить ничего не может. Зато может остаться самим собой. По- новому стала звучать тема поэта и поэзии.

- 2 группа готовила выразительное чтение и анализ стихотворения «О, знал бы я, что так бывает…»

- В годы правления Сталина репрессии не коснулись Пастернака, хотя кругом творилось необыкновенное. Сам Сталин сказал о нём как о юродивом:

«Оставьте в покое этого небожителя». А позже станет известно, что на Пастернака был собран материал, достаточный для «десяти лет без права переписки». Он всегда чувствовал неловкость от того, что другие сидят, а он на свободе. Не подозревая, как близко к пропасти подошёл.

Его творчество переместилось в область переводов и прозы. Он переводит с английского Шекспира, с немецкого Гёте, с венгерского Петефи, с польского Словацкого, с грузинского Бараташвили.

В России его перестают печатать, а за границей присуждают Нобелевскую премию.

- Кузнецова Ульяна готовила сообщение «Нобелевская премия Пастернака». Давайте её выслушаем.

Чтение стихотворения «Нобелевская премия»

Роман «Доктор Живаго принёс Пастернаку мировую славу.

23 октября Шведская Академия словесности и языкознания объявила о присуждении Пастернаку Нобелевской премии по литературе 1958 года.

Не каждому присуждается такая премия! Кто ещё из русских писателей

имел такое признание? (И.Бунин. О.Мандельштам)

Началась травля по всей стране. Пастернак был исключён из Союза писателей. Ему предложили уехать из страны. И это в 68 лет.


- 3 группа читает стихотворение «Быть знаменитым некрасиво» (1959 г.)

Анализ стихотворения.

Слайд: «Борис Пастернак.Свеча»

Нить судьбы Пастернака закончилась, но не прервалась. Мы связаны

Временем, историей, традициями.

- Какой бы эпиграф вы выбрали для биографии и творчества Пастернака?

(Ответы учеников)

- Закончить урок мне хочется песней на стихи поэта Пастернака «Никого не будет в доме». Предлагаю её исполнить всем вместе.

Домашнее задание:

Проанализировать 1 стихотворение

( план анализа стихотворения на столе)

Оценки за урок


© 2010-2022