Правописание не с прилагательнми

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 54

Класс: 6 «А» «Б» «В» «Г»

Дата:

Тема: Не с прилагательными.

Цель: Ознакомление учащихся с правописанием не с именем прилагательным

Задачи:

1) формировать навыки написания частицы и приставки НЕ в прилагательном.

2) обогащать синтаксический строй речи путем использования прилагательных

3) прививать любовь к учебе.

Тип урока: Изучение новой темы

Вид урока: Смешанный

Оборудование: Учебники, тетради, презентация, раздаточный материал.

Ход урока.

  • Организационный момент

Приветствие. Эмоциональный настрой учащихся.

- Добрый день, дети. Настроимся на серьёзную работу.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок,

Постараюсь всё понять,

Многое хочу узнать.

  • Повторение изученного

Работа с презентацией.

Задание: раскройте скобки, объясните правописание не с глаголами. Найдите устаревшие слова. В связи с чем они перестали употребляться? К какому стилю относится текст?

М.В.Ломоносов о поведении учащихся.

С учителями общаться очень вежливо, (не) упрямиться и (не) спорить с ними ни о чем.

Избегать ссор между собою и (не) производить никакого шума и стука.

(Не) быть гордым и грубым.

(Не) произносить гнилых, грубых и пустых слов.

Самый большой вред - от лени. Ее надо всячески избегать.

Береги время учебы: оно (не) вернется, его (не) наверстаешь. А всё, что учишь, пригодится!

(1758 год)

Вопрос классу.

-Что общего в правилах " НЕ с существительными", " НЕ с глаголами"?

( Они пишутся слитно, если слово без НЕ не употребляется).

- Ребята, М.В.Ломоносов советовал беречь время учебы, так как оно "не вернется, его не наверстаешь". Согласны вы с его высказыванием?

Работа с презентацией.

Посмотрите внимательно на слова на слайде и объясните правописание слов.

(Не)настье;

(не)друг, а враг;

(не)друг;

(не)брежный;

(не)решительность;

(не)правда;

(не)годование;

(не)веселый.

Учитель: В каких словах вы почувствовали затруднения при выполнении данной работы?

Учащиеся: В словах (не)брежный, (не)веселый.

Учитель: А данные слова являются какой частью речи?

Учащиеся: Прилагательными

Учитель: А почему вы испытали затруднения в данных словах?

Учащиеся: Данную тему не изучали

Учитель: Тема нашего урока "Правописание НЕ с прилагательными"

Учитель: Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на доске.

1) Повторить… .

2) Познакомиться с … .

3) Научиться …

  • Изучение новой темы

Ребята, посмотрите на таблицу.

Как пишется НЕ с именем прилагательным? (Пустые строки таблицы заполняют учащиеся в процессе работы)

Правописание не с прилагательными

Не весёлый, а грустный;

Не широкий, а узкий;

Недобрый (злой), нехороший (плохой)

Далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не: вовсе не глубокая река;

Сказка ничуть не страшная.

Учащиеся: Слитно и раздельно.

Учитель: При каких условиях в первом случае слова с НЕ пишутся слитно?

Учащиеся: Слова без НЕ не употребляются.

Учитель: При каких условиях во втором случае написаны слова слитно?

Учащиеся: Можно заменить синонимом.

Учитель: Посмотрите на колонку, в которой имена прилагательные написаны раздельно. Как вы думаете, почему они пишутся раздельно?

Учащиеся выдвигают гипотезы.

Учитель: Какой вывод можно сделать по результатам анализа данной таблицы?

6. Работа с учебником

Учитель: Это были наши с вами выводы, откройте учебник, прочитайте правило.

Учитель: Есть ли какая-то новая информация по данной теме?

Учащиеся: С краткими прилагательными НЕ пишется так же, как и с полными прилагательными.

Учитель: Дополните таблицу новой информацией (примеры).

Учитель: Вернемся к орфографической пятиминутке: к словам, которые у вас вызвали затруднения.

  • Физминутка.

Учитель читает словосочетания. Если не с прилагательным пишется слитно, учащиеся садятся, если раздельно - остаются стоять.

Неожиданное известие, далеко не удачный ответ, не обрывистый, а пологий берег, нестрогий человек, не мягкий, а твёрдый, неглубокий овраг, нечаянная встреча, небрежный почерк.

  • Закрепление изученного материала.

  • Взяли карточку №1

Чтение текста.

Найдите прилагательные, которые без НЕ не употребляются.

(ненастный день, невзрачные цветы)

Какие еще прилагательные пишутся слитно? Почему? (неторопливый

шаг, невысокие кусты)

Найдите примеры, когда есть противопоставление. (не приветливые, а мрачные горы).

Найдите примеры с усилением отрицания. (вовсе не широкая).

Работа с краткими прилагательными.

Посмотрите на доску.

Неторопливый шаг - шаг нетороплив

Невысокие кусты - кусты невысоки

- Чем отличаются прилагательные? (полные и краткие).

2) Выборочный диктант.

- Я читаю текст, вы внимательно слушаете, находите слова на нашу орфограмму и выписываете словосочетания в правый или левый столбик.

Моцарт родился в вовсе не богатой семье музыканта в небольшом

австрийском городе Зальцбурге. Отец рано заметил необыкновенные

способности мальчика и постарался заработать на этом. Вундеркинд объехал

всю Европу и дал необъятное количество концертов. Но когда мальчик

подрос, он стал неинтересен избалованной публике. Моцарт прожил только

тридцать пять лет. Он создал множество произведений. Музыка Моцарта

была не обычной, а абсолютно новой. Для современников - небывалой,

неожиданной. И это порождало далеко не одобрительное отношение к ней.

Такая музыка была не нужна. Независимый Моцарт умер в нищете.

Неизвестным осталось даже место его погребения.

Слитно Раздельно

в небольшом (маленьком) вовсе не богатой

городе не обычной, а новой

необыкновенные (самобытные, далеко не одобрительное

оригинальные) способности не нужна

необъятное (большое) количество

стал неинтересен (скучен)

небывалой (интересной, новой)

неожиданной (новой)

независимый Моцарт (свободный)

осталось неизвестным (тайным)

3) индивидуальные дифференцированные задания (по уровням) для работы

на листочках

Высокий уровень.

· Выполните задание, применяя правила слитного или раздельного написания НЕ. Поставьте знаки препинания, раскройте скобки.

Если бы (не) большие деревья постройки и холмы то из окон верх…этажа школы можно было (бы) увид..ть Михайловское. А если спусти..ся с (не) большой возвышенност…на которой стоит школьное (с,з)дание и пробежать по тр..туару (в)низ выйдешь прямо к Святогорскому монастырю, к могиле Александра Сергеевича Пушкина.

Совсем недавно школу закон(?)чила Таня Ларина. (Не)пушкинская, конечно. Но в этих местах это имя звучит по-особенному.

Смотритель Святогорского монастыря ра(с, сс)казал Ребят о помощ.. просить не надо. Снег ра..чищают лёд со ступен..к (с, з)бивают. Обычное, казалось бы, дело. Но ступеньки и тропинки эти (не) обычные. Они в..дут к Пушкину.

Средний уровень.

· Раскройте скобки. Обозначьте слова цифрой 1, в которых НЕ является частью корня, цифрой 2 - слова с приставкой НЕ.

(Не)вероятный, (не)взрачный, (не)приглядный, (не)заметный. (не) приметный, (не)примечательный, (не)видный, (не)громкий, а тихий стук; (не)далёкий человек; (не)глубокая, но чистая река; (не)глубокая, а мелкая речка;(не)дорогое, но красивое платье.


Низкий уровень.

· Раскройте скобки.

(Не)брежное выполнение; (не)добросовестное отношение; (не) вежественный человек; (не) верный друг; (не)внимательный ученик; не)далёкий человек; (не)глубокая, но чистая река; (не)глубокая, а мелкая речка;(не)дорогое, но красивое платье.


  • Подведение итогов. Рефлексия

- У вас на партах лежат анкеты. Возьмите одну из них, заполните её, подчеркнув свой ответ.

АНКЕТА

1. На уроке я работал (активно / пассивно).

2. Своей работой на уроке я (доволен /не доволен).

3. Урок для меня показался (коротким / длинным).

4. За урок я (не устал / устал).

5. Моё настроение стало (лучше / стало хуже).

6. Материал урока мне был (понятен / не понятен), (полезен / бесполезен), (интересен / скучен).


  • Домашнее задание

Составить 10 словосочетаний с прилагательными с «НЕ»

индивидуальные карточки



© 2010-2022