Рабочая программа курса дистанционного обучения «39 шагов по русскому языку»

Единый государственный экзамен является единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы. Поэтому подготовка к сдаче ЕГЭ должна быть усиленной.Курс «39 шагов по русскому языку» призван актуализировать и углубить знания,ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка, научить применять эти знания на практике.Курс рассчитан на 35 часов. Контроль знанийосуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ.Системна...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Мужевская средняя общеобразовательная школа

имени Н.В. Архангельского»




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«39 ШАГОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

10-11 класс

Количество часов: 35.




Составитель: Лямина Ольга Александровна,

учитель русского языка и литературы.




2013- 2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Элективный курс «39 шагов по русскому языку» предназначен для обучающихся 10-11 классов.

Цель изучения курса - формирование лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций и их практическая реализация при подготовке к ЕГЭ (39 заданий), что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 10-11 классах основной школы - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Задачи изучения элективного курса:

  • углубление знаний о русском языке;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.

Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой, лингвистической и коммуникативной.

Составляющие языковой компетенции: орфоэпия, орфография, культура речи, грамматические нормы. Составляющие лингвистической компетенции: морфология, синтаксис, словообразование, речеведение. Составляющие коммуникативной компетенции: построение текста, понимание содержания текста, выделение проблемы, позиции автора, формулировка своего мнения. Задания разделены на 2 уровня сложности: базовый и повышенный (части А и В ЕГЭ по русскому языку).

Подобранный к каждому заданию теоретический и практический материал помогает формированию умений и навыков:

- применять основные орфоэпические нормы;

- применять орфографические, пунктуационные знания на письме;

- оценивать речь с точки зрения основных грамматических норм;

- конструировать текст;

- определять главную мысль в тексте;

- определять утверждение, противоречащее или соответствующее содержанию текста;

- определять тип речи;

- определять и находить в тексте изобразительно- выразительные средства (тропы и стилистические фигуры);

- конструировать текст в жанре эссе.

Каждая из компетенций рассматривается

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 10-11 классах.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.

В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программой школы у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.

Курс рассчитан на 35 часов. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ЕГЭ - основной результат изучения данного курса.

Для изучения элективного курса используются контрольно-измерительные материалы 2012 года, а также пособие Бароновой М.М. (Баронова М.М. ЕГЭ за 30 дней. Русский язык. - М., «Астрель», 2011).







СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Тема 1. 30 шагов по части А (базовый уровень)


Формирование лингвистической компетенции

Морфология: части речи и принципы их классификации, морфологические нормы.

Синтаксис, речеведение: грамматическая основа предложения; синтаксическая характеристика предложения; синтаксические нормы; обособленные члены предложения; виды сложных предложений; способы связи предложений в тексте.

Часть/уровень

сложности

Проверяемое содержание

Задание

Часть 1 (А) (базовый уровень)

Морфология

А11

Синтаксис

А8-А10

Речеведение

А6-А7

Формирование языковой компетенции

Орфография: Н и НН в различных частях речи; правописание корней, правописание приставок, разделительные Ъ Ь; правописание Е-И в глаголах и глагольных формах; правописание суффиксов глаголов; различение НЕ-НИ; слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи; слитное, раздельное и дефисное написание омонимичных частей речи.

Пунктуация: союз И в сложносочиненных предложениях и простых предложениях с однородными членами; знаки препинания при обособленных членах предложения, при вводных словах, при однородных членах предложения; знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях, сложноподчиненных предложениях, предложениях с различными видами связи.

Часть/уровень

сложности

Проверяемое содержание

Задание

Часть 1 (А) (базовый уровень)

Орфоэпия

А1

Орфография

А12-А18

Пунктуация

А19-А25

Культура речи

А2-А5, А26

Формирование коммуникативной компетенции

Построение текста; понимание содержания текста; понимание лексики текста.

Часть/уровень

сложности

Проверяемое содержание

Задание

Часть 1 (А) (базовый уровень)

Построение текста

А27

Понимание содержания текста

А28-А29

Понимание лексики текста

А30

Тема 2. 8 шагов по части В (повышенный уровень)


Формирование лингвистической компетенции

Словообразование: основные способы образования слов.

Морфология: части речи и принципы их классификации.

Синтаксис, речеведение: словосочетание и основные способы связи слов в словосочетаниях, простые односоставные предложения; обособленные члены предложения; виды сложных предложений; способы связи предложений в тексте; стилистические фигуры.

Часть 2 (В) (повышенный уровень)

Словообразование

В1

Морфология

В2

Синтаксис

В3-В6

Речеведение

В7-В8


Тема 3. Шаги в часть С (сочинение-рассуждение)


Формирование коммуникативной компетенции:

формулировка проблемы, позиции автора, своего мнения по прочитанному тексту; комментирование проблемы текста, определение главной темы текста, выразительность речи, построение текста.

Часть 3 (С) (повышенный уровень)

Понимание содержания текста

К1

Комментарий к сформулированной проблеме

К2

Отражение позиции автора

К3

Выражение своего мнения

К4

Построение текста

К5

Выразительность речи

К6

Орфография

К7

Пунктуация

К8

Грамматические нормы

К9

Речевые нормы

К10-К12









УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Тема

Кол-во

часов

Формы контроля

Тема 1. 30 шагов по части А.

25

Тестовые задания

Тема 2. 8 шагов по части В.

8

Задания с кратким ответом

Тема 3. Шаги по части С.

1

Сочинение

Итого:

34 часов












































ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;


должны уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

должны владеть:

  • коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями; использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.Федеральный компонент государственного стандарта основного среднего образования по русскому языку. - //Официальные документы в образовании, 2004, №5.

2.Веселова З.Т. Русский язык. Трудные случаи орфографии и пунктуации. Развитие Речи. 10-11 классы: Методическое пособие. - С.-Петербург: Паритет, 2002

3.Сальникова О.А. Поурочные разработки к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. 10-11 классы» для ОУ филологического профиля. - М.: Дрофа, 2008

4.Макурина Л.В. Русский язык. 11 класс. Урок за уроком: Книга для учителя. - М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово - РС», 2000

5.Коротченкова Л.В. Русский язык. 11 класс. Тесты: в 2 частях. - Саратов: Лицей, 2006

6.Пучкова Л.И. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку: 10-11: Грамматика. Речь. - М.: Просвещение, 2009

7.fipi.ru

8.obrnadzor.gov.ru

9.ege.edu.ru




































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

1.

А1-А2

Орфоэпические нормы (ударение).

Лексические нормы (употребление паронимов).

1

2.

А3

Морфологические нормы (образование формы слова).

1

3.

А4

Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием).

1

4.

А5

Синтаксические нормы. Нормы согласования и управления.

1

5.

А6

Грамматические нормы (синтаксические нормы). Построение сложноподчиненных предложений.

1

6.

А7-А8

Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте.

1

7.

А9

Предложение. Грамматическая основа предложения.

1

8.

А10

Синтаксический анализ предложения (обобщение).

1

9.

А11

Морфологический анализ. Определение частей речи.

1

10.

А12

Лексическое значение слова.

1

11.

А13

Орфография. Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи.

1

12.

А14-А15

Орфография. Правописание корней. Правописание приставок.

1

13.

А16

Орфография. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.

1

14.

А17

Орфография. Правописание суффиксов различных частей речи.

1

15.

А18

Орфография. Правописание НЕ и НИ.

1

16.

А19

Орфография. Слитное, дефисное, раздельное написание.

1

17.

А20

Пунктуация в простом и сложном предложениях.

1

18.

А21

Пунктуация. Знаки препинания в предложениях при обособленных членах предложения (определения, обстоятельства).

1

19.

А22

Пунктуация. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

1

20.

А23

Пунктуация. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (однородные члены предложения).

1

21.

А24.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

1

22.

А25.

Пунктуация. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

1

23.

А26.

Пунктуация. Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью.

1

24.

А27.

Информационная обработка письменных текстов.

1

25.

А28-А30

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.

Стили и функционально-смысловые типы речи.

1

26.

В1

Словообразование.

Основные способы словообразования.

1

27.

В2

Морфология.

Морфологический анализ слова.

1

28.

В3

Синтаксис.

Словосочетание. Типы связи в словосочетаниях.

1

29.

В4

Синтаксис.

Предложение. Двусоставные и односоставные предложения.

1

30.

В5

Синтаксис.

Осложнённое простое предложение.

1

31.

В6

Синтаксис.

Сложное предложение с разными видами придаточных.

1

32.

В7

Речеведение.

Средства связи предложений в тексте.

1

33.

В8

Речеведение.

Анализ средств выразительности.

1

34.

С

Критерии оценивания сочинения. Написание сочинения.

1

35.


Контрольный тест.

1

Итого:

35 часов



© 2010-2022