- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа курса дистанционного обучения «39 шагов по русскому языку»
Рабочая программа курса дистанционного обучения «39 шагов по русскому языку»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лямина О.А. |
Дата | 15.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ «Мужевская средняя общеобразовательная школа
имени Н.В. Архангельского»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«39 ШАГОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»
10-11 класс
Количество часов: 35.
Составитель: Лямина Ольга Александровна,
учитель русского языка и литературы.
2013- 2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс «39 шагов по русскому языку» предназначен для обучающихся 10-11 классов.
Цель изучения курса - формирование лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций и их практическая реализация при подготовке к ЕГЭ (39 заданий), что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 10-11 классах основной школы - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Задачи изучения элективного курса:
-
углубление знаний о русском языке;
-
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.
Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой, лингвистической и коммуникативной.
Составляющие языковой компетенции: орфоэпия, орфография, культура речи, грамматические нормы. Составляющие лингвистической компетенции: морфология, синтаксис, словообразование, речеведение. Составляющие коммуникативной компетенции: построение текста, понимание содержания текста, выделение проблемы, позиции автора, формулировка своего мнения. Задания разделены на 2 уровня сложности: базовый и повышенный (части А и В ЕГЭ по русскому языку).
Подобранный к каждому заданию теоретический и практический материал помогает формированию умений и навыков:
- применять основные орфоэпические нормы;
- применять орфографические, пунктуационные знания на письме;
- оценивать речь с точки зрения основных грамматических норм;
- конструировать текст;
- определять главную мысль в тексте;
- определять утверждение, противоречащее или соответствующее содержанию текста;
- определять тип речи;
- определять и находить в тексте изобразительно- выразительные средства (тропы и стилистические фигуры);
- конструировать текст в жанре эссе.
Каждая из компетенций рассматривается
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 10-11 классах.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.
В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программой школы у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.
Курс рассчитан на 35 часов. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ЕГЭ - основной результат изучения данного курса.
Для изучения элективного курса используются контрольно-измерительные материалы 2012 года, а также пособие Бароновой М.М. (Баронова М.М. ЕГЭ за 30 дней. Русский язык. - М., «Астрель», 2011).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. 30 шагов по части А (базовый уровень)
Формирование лингвистической компетенции
Морфология: части речи и принципы их классификации, морфологические нормы.
Синтаксис, речеведение: грамматическая основа предложения; синтаксическая характеристика предложения; синтаксические нормы; обособленные члены предложения; виды сложных предложений; способы связи предложений в тексте.
Часть/уровень
сложности
Проверяемое содержание
Задание
Часть 1 (А) (базовый уровень)
Морфология
А11
Синтаксис
А8-А10
Речеведение
А6-А7
Формирование языковой компетенции
Орфография: Н и НН в различных частях речи; правописание корней, правописание приставок, разделительные Ъ Ь; правописание Е-И в глаголах и глагольных формах; правописание суффиксов глаголов; различение НЕ-НИ; слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи; слитное, раздельное и дефисное написание омонимичных частей речи.
Пунктуация: союз И в сложносочиненных предложениях и простых предложениях с однородными членами; знаки препинания при обособленных членах предложения, при вводных словах, при однородных членах предложения; знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях, сложноподчиненных предложениях, предложениях с различными видами связи.
Часть/уровень
сложности
Проверяемое содержание
Задание
Часть 1 (А) (базовый уровень)
Орфоэпия
А1
Орфография
А12-А18
Пунктуация
А19-А25
Культура речи
А2-А5, А26
Формирование коммуникативной компетенции
Построение текста; понимание содержания текста; понимание лексики текста.
Часть/уровень
сложности
Проверяемое содержание
Задание
Часть 1 (А) (базовый уровень)
Построение текста
А27
Понимание содержания текста
А28-А29
Понимание лексики текста
А30
Тема 2. 8 шагов по части В (повышенный уровень)
Формирование лингвистической компетенции
Словообразование: основные способы образования слов.
Морфология: части речи и принципы их классификации.
Синтаксис, речеведение: словосочетание и основные способы связи слов в словосочетаниях, простые односоставные предложения; обособленные члены предложения; виды сложных предложений; способы связи предложений в тексте; стилистические фигуры.
Часть 2 (В) (повышенный уровень)
Словообразование
В1
Морфология
В2
Синтаксис
В3-В6
Речеведение
В7-В8
Тема 3. Шаги в часть С (сочинение-рассуждение)
Формирование коммуникативной компетенции:
формулировка проблемы, позиции автора, своего мнения по прочитанному тексту; комментирование проблемы текста, определение главной темы текста, выразительность речи, построение текста.
Часть 3 (С) (повышенный уровень)
Понимание содержания текста
К1
Комментарий к сформулированной проблеме
К2
Отражение позиции автора
К3
Выражение своего мнения
К4
Построение текста
К5
Выразительность речи
К6
Орфография
К7
Пунктуация
К8
Грамматические нормы
К9
Речевые нормы
К10-К12
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема
Кол-во
часов
Формы контроля
Тема 1. 30 шагов по части А.
25
Тестовые задания
Тема 2. 8 шагов по части В.
8
Задания с кратким ответом
Тема 3. Шаги по части С.
1
Сочинение
Итого:
34 часов
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
-
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
-
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
-
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
-
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
должны уметь:
-
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
-
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
-
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
-
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
-
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
-
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
должны владеть:
-
коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями; использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
-
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
-
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
-
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Федеральный компонент государственного стандарта основного среднего образования по русскому языку. - //Официальные документы в образовании, 2004, №5.
2.Веселова З.Т. Русский язык. Трудные случаи орфографии и пунктуации. Развитие Речи. 10-11 классы: Методическое пособие. - С.-Петербург: Паритет, 2002
3.Сальникова О.А. Поурочные разработки к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. 10-11 классы» для ОУ филологического профиля. - М.: Дрофа, 2008
4.Макурина Л.В. Русский язык. 11 класс. Урок за уроком: Книга для учителя. - М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово - РС», 2000
5.Коротченкова Л.В. Русский язык. 11 класс. Тесты: в 2 частях. - Саратов: Лицей, 2006
6.Пучкова Л.И. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку: 10-11: Грамматика. Речь. - М.: Просвещение, 2009
7.fipi.ru
8.obrnadzor.gov.ru
9.ege.edu.ru
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Раздел
Тема урока
Кол-во часов
1.
А1-А2
Орфоэпические нормы (ударение).
Лексические нормы (употребление паронимов).
1
2.
А3
Морфологические нормы (образование формы слова).
1
3.
А4
Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием).
1
4.
А5
Синтаксические нормы. Нормы согласования и управления.
1
5.
А6
Грамматические нормы (синтаксические нормы). Построение сложноподчиненных предложений.
1
6.
А7-А8
Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте.
1
7.
А9
Предложение. Грамматическая основа предложения.
1
8.
А10
Синтаксический анализ предложения (обобщение).
1
9.
А11
Морфологический анализ. Определение частей речи.
1
10.
А12
Лексическое значение слова.
1
11.
А13
Орфография. Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи.
1
12.
А14-А15
Орфография. Правописание корней. Правописание приставок.
1
13.
А16
Орфография. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.
1
14.
А17
Орфография. Правописание суффиксов различных частей речи.
1
15.
А18
Орфография. Правописание НЕ и НИ.
1
16.
А19
Орфография. Слитное, дефисное, раздельное написание.
1
17.
А20
Пунктуация в простом и сложном предложениях.
1
18.
А21
Пунктуация. Знаки препинания в предложениях при обособленных членах предложения (определения, обстоятельства).
1
19.
А22
Пунктуация. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.
1
20.
А23
Пунктуация. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (однородные члены предложения).
1
21.
А24.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
1
22.
А25.
Пунктуация. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
1
23.
А26.
Пунктуация. Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью.
1
24.
А27.
Информационная обработка письменных текстов.
1
25.
А28-А30
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.
Стили и функционально-смысловые типы речи.
1
26.
В1
Словообразование.
Основные способы словообразования.
1
27.
В2
Морфология.
Морфологический анализ слова.
1
28.
В3
Синтаксис.
Словосочетание. Типы связи в словосочетаниях.
1
29.
В4
Синтаксис.
Предложение. Двусоставные и односоставные предложения.
1
30.
В5
Синтаксис.
Осложнённое простое предложение.
1
31.
В6
Синтаксис.
Сложное предложение с разными видами придаточных.
1
32.
В7
Речеведение.
Средства связи предложений в тексте.
1
33.
В8
Речеведение.
Анализ средств выразительности.
1
34.
С
Критерии оценивания сочинения. Написание сочинения.
1
35.
Контрольный тест.
1
Итого:
35 часов