Развитие литературы и журналистики во второй половине 19 века. Жизнь и творчество А. Н. Островского

Урок-лекция по литературе в 10 классе поможет расширить знания школьников об историко-литературном процессе второй половины 19 в., познакомит учеников с биографией А. Н. Островского. Десятиклассники учатся записывать необходимый материал во время чтения лекции - этот навык пригодится им в дальнейшем (во время учебы в вузах и ссузах). Особенность школьной лекции в том, что учитель может сопроводить свой рассказ презентацией, показом видеоматериалов, сообщениями учащихся (стоит учитывать уровень л...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по литературе в десятом классе

«Развитие литературы и журналистики во второй половине 19 века.

Жизнь и творчество А. Н. Островского».

(Учебник: Сахаров В. И., Зинин С. А. Литература. 10 класс)


Цель:

Расширить знания об историко-литературном процессе второй половины 19 века; познакомит учеников с биографией и творчеством А. Н. Островского

Задачи:

- развитие навыка вдумчивого, внимательного чтения; эстетического, интеллектуального и творческого начала учащихся;

- воспитание нравственно - духовных ценностей.

Дидактический материал:

- учебник литературы.

Организационный момент. Приветствие учеников.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас - урок-лекция. Это значит, что вы во время моего рассказа должны делать пометки в своей тетради.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Во второй половине 19-го века русская литература развивалась в сложной исторической обстановке. Это была эпоха реформ, эпоха разрешения социальных проблем.

Распад крепостнического строя был неизбежен. К середине 19 века реакционная журналистика испытала определенное беспокойство: Ф.В.Булгарин и Н.И.Греч постепенно теряли доверие у общества, их издания, поддерживавшие официальную идеологию уже не могли убедить читателей в правоте их авторов, в поддержку им появляются журналы "Маяк" и "Москвитянин".

"Маяк современного просвещения и образования" - таково полное название журнала - утверждал, что русской литературе явно недостает религиозности, патриотизма и народности. В числе тех, на кого он нападал, были, конечно же, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, В.Г.Белинский, В.Гюго, Ж.Санд, - ведь критики стремились доказать, что передовые идеи европейской культуры чужды русскому народу. Эту позицию активно поддерживал и журнал "Москвитянин". В статье С.П.Шевырева "Взгляд русского на образование Европы" Россия противопоставлялась Западу. Главным выводом стало утверждение, что в России никогда не было ни рабства, ни феодализма, следовательно, нет и почвы для ненависти. Русский народ сам, добровольно уступил свои права государям.

"Русский вестник" М.Н.Каткова был создан как умеренно-либеральный журнал, но уже через четыре года своего существования превратился в ярого врага всей демократической печати. Журнал "Время", издававшийся братьями Федором Михайловичем и Михаилом Михайловичем Достоевскими, утверждал, что беды России не в крепостном праве, а в отрыве интеллигенции от народа. И хотя журнал иногда делал выпады в сторону М.Н.Каткова, это не мешало нарастанию его враждебности к революционным демократам. В числе противников революционной демократии был и либеральный журнал А.А.Краевского "Отечественные записки".

В результате ряда предпринятых правительством шагов русская печать все же оставалась в чрезвычайно тяжелом положении. В конце 1850-х годов заканчивается формирование сети губернских ведомостей - официальных газет, подчиненных канцеляриям губернаторов. Чтобы сохранить контроль за печатью, принимаются "Временные правила о печати 1865 года", по которым от предварительной цензуры освобождались лишь столичные ежедневные газеты и журналы. Вся провинциальная печать, иллюстрированные и сатирические издания по-прежнему должны были проходить предварительную проверку в цензорском комитете. В этот период даже либеральные издания стали выражать недовольство таким положением.

И логическим завершением было утверждение новых Временных правил 1882 года, закрепивших полный административный произвол над прессой. Совещанию четырех министров было предоставлено право прекращать издание любого периодического органа, чья деятельность будет признана вредной.

В размышлениях об исторических судьбах России, ее истории, ее настоящем и будущем родились два важнейших идейных течения 40-х гг. XIX в.: западничество и славянофильство. Представителями славянофилов были И.В.Кириевский, А.С.Хомяков, К.А.Аксаков и многие другие. Представителями западников были П.В.Анненков, В.П.Боткин, А.И.Гончаров, И.С.Тургенев, П.А.Чаадаев, А.И.Герцен и В.Г.Белинский.

И западники, и славянофилы были горячими патриотами, твердо верили в великое будущее своей Родины, резко критиковали николаевскую Россию.

Особенно резко славянофилы и западники выступали против крепостного права.

Сходясь в критике российской действительности, западники и славянофилы резко расходились в поисках путей развития страны.

Славянофилы, отвергая современную им Россию, с еще большим отвращением смотрели на современную Европу. По их мнению, западный мир изжил себя и будущего не имеет.

Славянофилы отстаивали историческую самобытность России и выделяли ее в отдельный мир, противостоящий Западу в силу особенностей русской истории, русской религиозности. Величайшей ценностью считали славянофилы православную религию, противостоящую рационалистическому католицизму. Особое внимание славянофилы уделяли деревне, считая, что крестьянство несет в себе основы высокой нравственности, что оно еще не испорчено цивилизацией. Великую нравственную ценность видели славянофилы в деревенской общине с ее традиционной справедливостью в соответствии с обычаями и совестью.

Западники в отличие от славянофилов русскую самобытность оценивали как отсталость. С точки зрения западников, Россия, как и большинство других славянских народов, долгое время была как бы вне истории. Главную заслугу Петра I они видели в том, что он ускорил процесс перехода от отсталости к цивилизации. Реформы Петра для западников - начало вхождения России во всемирную историю.

В то же время они понимали, что реформы Петра сопряжены со многими издержками. Истоки большинства самых отвратительных черт современного ему деспотизма Герцен видел в том кровавом насилии, которым сопровождались петровские реформы. Западники подчеркивали, что Россия и Западная Европа идут одинаковым историческим путем. Поэтому Россия должна заимствовать опыт Европы. Важнейшую задачу они видели в том, чтобы добиться освобождения личности и создавать государство и общество, обеспечивающие эту свободу. Силой, способности стать двигателем прогресса, западники считали «образованное меньшинство».

При всех различиях в оценке перспектив развития России западники и славянофилы имели схожие позиции. И те и другие выступали против крепостного права, за освобождение крестьян с землей, за введение в стране политических свобод, ограничение самодержавной власти. Объединяло их также и негативное отношение к революции; они выступали за реформистский путь решения основных социальных вопросов России. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 г. Славянофилы и западники вошли в единый лагерь либерализма.

Белинский встал во главе нового литературного направления - «натуральной школы», главным своим жанром сделавшей «физиологический очерк». Сам термин «натуральная школа» впервые употребил Ф. Булгарин в своей рецензии на «Петербургский сборник» (1846 г.). Издатель и редактор «Северной пчелы» пытался опорочить реалистическую литературу, обвинив ее в пристрастии к натурализму, изображению только грязных и темных сторон жизни. Белинский подхватил этот термин в своих литературно-критических статьях 1846-1848 гг., придав ему значение естественности и правдивости.

Своей целью физиологический очерк ставил изображение современного общества, его экономического и социального положения, во всех подробностях быта и нравов. В физиологическом очерке раскрывается жизнь разных, но преимущественно низших классов общества, его типичных представителей. Физиологический очерк сыграл в русской литературе большую роль. Это был жанр, впервые широко выдвинувший в литературе «типы» из социальных низов. Физиологический очерк обращал внимание разных общественных групп на положение классов, которые до этого были вне поля зрения широкой литературы.

Натуральная школа во главе с Белинским провозгласила основным творческим принципом стремление к максимально правдивому изображению действительности. В творчестве писателей этого направления усиливается интерес к социальным вопросам современности. Рассказы, повести, очерки 1840-х гг. изображали быт и нравы петербургских бедняков, мелких чиновников, городских низов, вопрос о «маленьком человеке» закономерно перерастал в проблему социального неравенства.

Вторая половина XIX в. - эпоха высшего, классического подъема русской национальной культуры. В эти десятилетия в литературе творят Тургенев, Гончаров, Островский, Лесков, Салтыков-Щедрин, Достоевский, Лев Толстой, Чехов. В истории русского изобразительного искусства это время - выступления плеяды живописцев-передвижников во главе с В. Г. Перовым и И. Е. Репиным, в истории русской музыки - период творческой деятельности П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова. Блестящий расцвет переживает и русская наука, представленная именами физиолога И. М. Сеченова, кристаллографа Е. С. Федорова, великого химика, создателя Периодической системы элементов Д. И. Менделеева, историков С. М. Соловьева и В. О. Ключевского, филологов А. А. Потебни и А. Н. Веселовского и многих других выдающихся деятелей.

Громадное влияние на развитие всей культуры России в это время имеют русская освободительная мысль и революционное движение. После смерти В. Г. Белинского (1848) и осуждения петрашевцев (1849) исключительное значение для формирования национального самосознания мыслящей передовой России приобретает в 50-е годы революционная деятельность А. И. Герцена и Н. П. Огарева, а во второй половине 50-х - первой половине 60-х годов - Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. Их преемниками были представители русского революционного народничества 70-80-х годов, люди, беззаветно преданные делу освобождения народных масс и проявившие исключительный героизм в борьбе с самодержавием.

В развитии русской культуры и литературы этой эпохи было несколько периодов. Первый из этих периодов, так называемое «мрачное семилетие» (1848-1855), - последние семь лет царствования Николая I. В эти годы литература и журналистика испытывают сильное давление со стороны правительства, цензуры и полицейских властей. Тем не менее художественная мысль продолжает работать, выплескиваясь на поверхность в «Записках охотника» (1847-1852) Тургенева, первых произведениях молодого Л. Н. Толстого, ранних драмах Островского, стихотворениях Некрасова, Тютчева, Огарева, произведениях вольной русской поэзии.

С 1856 г. Россия переживает новый период - период напряженной борьбы классов, подъема передовых общественных настроений, что в 1859-1861 гг. приводит к возникновению в стране революционной ситуации. Это время издания «Колокола» (1857-1867) Герцена, время литературно-журнальной и революционной деятельности русских революционеров-демократов и 60-х годов Чернышевского и Добролюбова, литературной трибуной которых становится журнал «Современник», издававшийся Некрасовым.

«Колокол» - первая русская революционная газета, издававшаяся А. И. Герценом и Н. П. Огарёвым в эмиграции в Вольной русской типографии.

Летом 1855 года Александр Герцен запустил первое регулярное издание - альманах «Полярная звезда». Изначально «Колокол» выходил как приложение к «Полярной звезде».

Подчеркивая генетическую связь «Полярной звезды» и «Колокола», в передовой первого номера Герцен повторно печатает программу «Звезды»:

Освобождение слова от цензуры!

Освобождение крестьян от помещиков!

Освобождение податного состояния от побоев!

Такая программа привлекала либерально-оппозиционные круги, активность которых все возрастала, и объединяла широкие и разнообразные силы для создания антикрепостнического фронта.

Литературные публикации в «Колоколе» подчинены задачам агитации, разоблачения политики властей. В газете можно встретить поэзию М. Ю. Лермонтова, («Увы! как скучен этот город…»), Н. А. Некрасова («Размышления у парадного подъезда»). Как и в «Полярной звезде», в «Колоколе» публикуют отрывки из «Былого и дум».

«Современник» (1837)

Литературный и общественно-политический журнал, основанный А. С. Пушкиным. Выходил в Санкт-Петербурге с 1836 года 4 раза в год. В журнале печатались произведения Николая Гоголя («Коляска», «Утро делового человека», «Нос»), В. А. Жуковского, П. А. Вяземского, Ф. И. Тютчева, А. В. Кольцова.

Журнал пришёл в упадок. П. А. Плетнёв в сентябре 1846 продал его Н. А. Некрасову и И. И. Панаеву.

«Современник» Некрасова и Панаева

Некрасов привлёк к участию в журнале И. С. Тургенева, И. А. Гончарова («Обыкновенная история»), А. И. Герцена («Кто виноват?», «Сорока-воровка», «Записки доктора Крупова»), Н. П. Огарёва, А. В. Дружинина («Полинька Сакс»). Журнал печатал произведения Л. Н. Толстого, статьи Т. Н. Грановского, С. М. Соловьёва, К. Д. Кавелина. Журнал публиковал переводы произведений Ч. Диккенса, Жорж Санд, Теккерея и других западноевропейских писателей.

Руководителем журнала с 1853 стал, наряду с Некрасовым, Н. Г. Чернышевский и с 1856 - Н. А. Добролюбов. С 1858 журнал вёл резкую полемику с либеральной и консервативной журналистикой, стал идейным центром и трибуной революционно-демократического направления русской общественной мысли. Это повело к расколу в редакции: её покинули Толстой, Тургенев, Д. В. Григорович.

В июне 1862 журнал был приостановлен на 8 месяцев. В журнале печатались произведения Салтыкова-Щедрина, В. А. Слепцова, Ф. М. Решетникова, Г. И. Успенского. В июне 1866 журнал закрыт.

А теперь подробнее остановимся на творчестве одного из писателей 19 в. - поговорим об А. Н. Островском.

12 апреля 1823 года в семье частного адвоката родился писатель и драматург, чьё творчество произвело революцию в русском театре - Александр Николаевич Островский.

Отец мечтал видеть сына юристом, но Островский на юридическом факультете Московского университета не доучился и восемь лет проработал в канцеляриях различных судов. Впечатления детства и жизненный опыт, полученный в судебных учреждениях, дали ему бесценный материал для творчества.

Уже в 1850 году автором напечатана первая пьеса «Свои люди - сочтёмся!» (другое название - «Банкрот»), которая сразу же сделала его знаменитым. Но в то же время она была понята не всеми, а автор был отдан под надзор полиции.

В 50-е годы финансовое положение Островского было достаточно сложным, не вся публика относилась к нему положительно, но драматург по-прежнему продолжал писать. Работая в журнале «Москвитянин», автор публикует пьесы «Не в свои сани не садись», «Не так живи, как хочется» и наиболее яркую комедию - «Бедность не порок», идеализирующие русский быт. В этот период он утопически показывает возможность решения конфликта поколений, но при этом абсолютно реалистично и сочно выводит характеры героев.

С 1856 года Александр Николаевич сближается с петербургской редакцией «Современника», разделяя их взгляды на искусство. Происходят значительные изменения в творчестве писателя, что особенно заметно в пьесах «Доходное место» и «Гроза». Поэтизацию народной жизни сменяет драматическое изображение действительности.

В последующие годы Островский по-прежнему много пишет, но тон его произведений сменяется с мрачного на более сатирический. Написаны водевильные пьесы «Свои собаки грызутся, чужая не приставай», «За чем пойдёшь, то и найдёшь». Возникает интерес к исторической тематике в драматических хрониках «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», пьесе в стихах « Воевода или Сон на Волге» и других.

В пореформенных произведениях новыми «героями» становятся дельцы и карьеристы. Будь то Глумов из пьесы «На всякого мудреца довольно простоты», Васильков («Бешеные деньги») или Беркутов («Волки и овцы») - все они главной целью жизни ставят карьеру и деньги. Именно такие «герои» останутся у Островского до конца его писательской карьеры. Но продолжает заниматься драматург и созданием народных комедий, имеющих положительное окончание. В этот творческий период созданы пьесы «Не всё коту масленица», «Правда - хорошо, а счастье - лучше» и некоторые другие.

Помимо сатирической комедии «Лес» и драматической сказки «Снегурочка» на более позднем этапе Островский пишет также серьёзные психологические драмы. В центре большинства из них - образ любящей, но не обретающей счастье женщины. Героини комедии «Таланты и поклонники» и мелодрамы «Без вины виноватые» - актрисы, которые находят выход из жизненных неурядиц в служении театру. Весь сюжет построен вокруг героинь и в пьесах «Светит, да не греет» и «Сердце не камень». Наиболее же впечатляющим произведением «женского» цикла без сомнения можно назвать драму «Бесприданница». Фильм, снятый по её мотивам, поражает своим трагизмом, несмотря на, казалось бы, несложный сюжет.

Работая с актёрами, Александр Николаевич видел их тяжёлое материальное положение, зависимость от чиновников и в то же время, погоню за дешёвой популярностью и непонимание целей автора. Это приводило его в отчаяние, но он продолжал бороться за «новый театр», пытался убедить власть в необходимости срочных изменений.

Результатом этих стараний стало назначение Островского заведующим репертуарной частью московских театров. У него было множество грандиозных планов по обновлению российских театров и восстановлению театральной школы. Но ко времени получения высокого назначения великий драматург был уже тяжело болен. Усиленная работа подкосила его силы окончательно. И 14 июня 1886 года Островский скончался - в своём имении Щелыково, от наследственной болезни…

Именно с Островского начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную концепцию игры в театре.

Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.

Основные идеи реформы театра:

театр должен быть построен на условностях (есть 4-я стена, отделяющая зрителей от актёров);

неизменность отношения к языку: мастерство речевых характеристик, выражающих почти все о героях;

ставка на всю труппу, а не на одного актёра;

«люди ходят смотреть игру, а не самую пьесу - её можно и прочитать».

Театр Островского требовал новой сценической эстетики, новых актёров. В соответствии с этим Островский создает актёрский ансамбль, в который входят такие актёры, как Мартынов, Сергей Васильев, Евгений Самойлов, Пров Садовский.

Идеи Островского были доведены до логического конца Станиславским.

Первым литературным произведением Островского были две сцены из комедии «Несостоятельный должник», появившиеся в № 7 газеты «Московский городской листок» за 1847. То были первые зарисовки комедии «Свои люди - сочтемся». В той же газете несколько позднее (№№ 119-120) были напечатаны «Записки замоскворецкого жителя», единственное беллетристическое произведение Островского, отмеченное влиянием Гоголя и «натуральной школы». В 1849 О. закончил комедию «Свои люди - сочтемся», которая и была напечатана в следующем году в мартовской книжке «Москвитянина». Цензура, усмотревшая в комедии оскорбление купеческого сословия, не разрешила «Своих людей» к постановке на сцене; несмотря на это первое произведение О. обеспечило молодому драматургу широкую известность. Дальнейшая деятельность Островского проходит в кружке «молодой редакции» «Москвитянина», который сыграл исключительную роль в идеологическом самоопределении О. Не чуждый в начале своей деятельности некоторым западническим тенденциям, восторженно читавший «Отечественные записки», О. примкнул затем к «молодой редакции» «Москвитянина», выражавшей идеологию буржуазного славянофильства. На сцене Александринского театра и московского Малого театра с начала 50-х гг. ставили почти все произведения Островского - «Не так живи, как хочется» [1854], «В чужом пиру похмелье» [1856], «Доходное место» [1856] и т. д. В 1856 Островский по поручению великого князя Константина Николаевича совершил этнографическую поездку по Волге; собранный в эту поездку огромный материал был им использован в произведениях как бытового, так и исторического характера. В 1859 были напечатаны «сцены из деревенской жизни» - «Воспитанница». В 1860 появилась «Гроза», встреченная критикой исключительно хорошо и доставившая Островскому Уваровскую премию Академии наук. Не прекращая работы над бытовым репертуаром, писатель с начала 60-х гг. обратился к темам русской истории - одна за другой появились его драматическая хроника «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» [1862], комедия «Воевода» («Сон на Волге», 1865), «Димитрий Самозванец и Василий Шуйский» [1867], «Тушино» [1867]. К концу 60-х и к 70-м гг. относятся такие наиболее известные комедии Островского, как «На всякого мудреца довольно простоты» [1868], «Горячее сердце» [1869], «Бешеные деньги» [1870], «Лес» [1871], «Волки и овцы» [1875], «Таланты и поклонники» [1882], «Бесприданница» [1879]. Все эти произведения О. печатались в различных журналах той поры и чаще всего в «Современнике», «Библиотеке для чтения», «Отечественных записках», «Вестнике Европы». Наконец Островскому принадлежит ряд переводов на русский яз. произведений Шекспира («Усмирение своенравной», 1865), Гольдони («Кофейня»), интермедий Сервантеса («Судья по бракоразводным делам», 1883; «Бдительный страж», 1884; «Театр чудес», 1884; «Саламанкская пещера», 1885). В 1886 О. был назначен заведующим репертуарной частью московских театров. Последовавшая вскоре кончина оборвала его творческий путь. Всего за свою сорокалетнюю деятельность Островский написал более пятидесяти пьес.

Попробуем раскрыть это классовое существо драматургии Островского на анализе различных групп его образов. Островский с самого начала занимал определенную позицию, всем своим творчеством выражая отрицательное отношение к дворянству. Дворянин постоянно наделяется О. отрицательными чертами. В молодости - это беззаботный хлыщ, приударяющий за купеческими дочками, искатель приключений, а главное - богатого приданого, которое позволило бы ему зажить припеваючи. Этот характерный образ дворянина, искателя богатой невесты, проходит через множество комедий: таковы Вихорев («Не в свои сани не садись»), Баклушин в комедии «Не было ни гроша, да вдруг алтын», Дульчин в пьесе «Последняя жертва», Аполлон Мурзавецкий («Волки и овцы»), Поль Прежнев в комедии «Не сошлись характерами», имение которого промотано его матерью с гувернерами французами и которому грозит перспектива «быть выгнанным со службы», «стать праздношатающимся, картежным игроком, а может быть и хуже».

Но Островский не довольствуется этой издевкой над дворянскими сынками, неспособными к честному производительному труду, а направляет стрелы своей сатиры в гораздо более существенные стороны крепостнической системы. Достаточно посмотреть «сцены из деревенской жизни» - «Воспитанница», «недостаточно оцененные критикой. Написанная за два года до отмены крепостного права, «Воспитанница» представляет собой описание безудержного произвола богатой помещицы Уланбековой, которое по своей силе смело выдерживает сравнение с лучшими образцами русской литературы той поры. Цензура правильно почувствовала в характеристиках развратной и своевольной помещицы, в описании рабской атмосферы ее усадьбы, в беспросветной судьбе «воспитанницы» резкий выпад против государственного уклада; пьеса Островского была запрещена для театра и появилась только в 1863. В комедиях, написанных в последний период своей творческой деятельности, Островский посвящает дворянству особенно много внимания, что несомненно стоит в прямой связи с исключительно широко развернувшимся в 70-80-х гг. процессом распада дворянского благосостояния. На этот раз он имеет дело преимущественно со старшим поколением этого класса - со светскими людьми, беззаботно прожигающими жизнь, вроде Телятева («Бешеные деньги»), со сладострастными старичками вроде Дулебова («Таланты и поклонники»), с чиновными дворянами, к-рые так любят свои семьи, что не знают различия между своими и казенными деньгами (муж Чебоксаровой в «Бешеных деньгах»). То тут, то там промелькнет в комедиях образ промотавшегося барина, вроде играющего роль приживала у богатого подрядчика Хлынова «барина с длинными усами» («Горячее сердце»). На этом фоне дворянского мотовства и казнокрадства выделяются несколько помещиц, которые поддерживают свое хозяйство ростовщичеством, обманом соседей (Мурзавецкая в «Волках и овцах»), обиранием родственников (Гурмыжская в «Лесе») и т. д. Налицо несомненный разрыв с традициями дворянской литературы, всегда изображавшей лучших людей своего класса. Островский не видит этих лучших людей, он не составляет себе никаких иллюзий насчет добродетелей, характеризующих этот класс. Дворяне Островского или смешны или отвратительны - так случилось потому, что Островский изображал этот класс с враждебных ему политических позиций.

Знаменателен тот факт, что когда Островский сатирически изображает дворянина, он почти всегда противопоставляет ему купца, сильно идеализируя последнего. Так построена комедия «Не в свои сани не садись», где приезжему хлыщу Вихореву противостоят патриархальный купец Русаков и небогатый купец Бородкин, «имеющий мелочную лавку и погребок». Вихорев обольщает Дунечку - Бородкин берет ее замуж, проявляя невероятное, по понятиям той среды и эпохи, отношение к девушке. Презирая дворянство как тунеядцев и развратников, Островский глубоко любит купечество как наиболее неиспорченный по своим моральным устоям класс дореформенного общества. Наиболее полно и всесторонне это выразилось в комедии «Бедность не порок». Здесь нашли себе идеализированное выражение разнообразные черты этого патриархализма: крепость семейных устоев, доверие детей к родителям (Любовь Гордеевна не решается выйти из-под воли отца даже тогда, когда он хочет выдать ее замуж за нелюбимого), ненарушимость обычаев, царящих в этой купеческой среде, цельность и ясность мировоззрения, не омраченного никакими новшествами. «Я, матушка, - говорит своим гостьям купчиха Торцова, - люблю по старому, по старому... да по нашему, по русскому. Я веселая, да... чтоб попотчевать, да чтоб мне песни пели... у нас весь род веселый... песенники» (д. III, явл. 5). «Бедность не порок» полна песен, которые поют во время празднования святок в купеческом доме; ряд явлений посвящен изображению прихода ряженых и т. п. Эта купеческая идиллия встретила суровую оценку Чернышевского, который ставил Островскому в вину то, что вместо комедии у него «целый святочный вечер с переодеваниями, загадками» и т. д. Но еще более резко критиковал Чернышевский это произведение за ту «сладостную патоку», которая в изобилии была пролита на Любима Торцова и на Митю, за «апофеоз старинного быта». В этой оценке виднейшим идеологом революционной демократии одного из наиболее славянофильских произведений О. нашло себе характерное выражение различие их идеологий.

Островский любит эту среду патриархального купечества и черпает из нее подавляющую массу своих образов. Система его персонажей многосоставна и характерна. Ее образуют - несчастная жена купца, всецело ему подчиняющаяся сердобольная женщина («Бедность не порок», «В чужом пиру похмелье»); жеманная и пустая дочка купца, томящаяся на выданьи («Свои люди - сочтемся»), контрастный с нею образ нежной и любящей девушки (Любови Гордеевны в «Бедности не порок», Параши в «Горячем сердце», Катерины в «Грозе»); бедный сентиментальный приказчик, влюбленный в хозяйскую дочку и в результате ряда счастливых совпадений женящийся на ней («Бедность не порок», «Правда хорошо, а счастье лучше», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Не все коту масленица»); строгая с виду, но добрая характером нянька («Бедность не порок», «Свои люди - сочтемся», «Правда хорошо, а счастье лучше»), наконец речистая и бойкая сваха («Свои люди - сочтемся», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай», «За чем пойдешь, то и найдешь»). С сочувствием рисует Островский и весь несложный и каждодневный быт купеческого дома - нескончаемые чаепития, сватанья, тайные свидания влюбленных и т. д.

А теперь я предоставлю слово Алексею, он расскажет вам историю написания и особенности пьесы «Лес».

Выступление ученика.

5

© 2010-2022