- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок внеклассного чтения Свидание с красотой (по новелле К. Паустовского Снег)
Урок внеклассного чтения Свидание с красотой (по новелле К. Паустовского Снег)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Евграфова Т.П. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект
Урока внеклассного чтения в 8 классе
На тему:
«Свидание с красотой»
(по новелле К.Паустовского «Снег»).
Учитель средней школы №14
Кировского района г.Уфы
Евграфова Т.П.
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством К.Паустовского, проанализировать роль жанра новеллы в творчестве писателя; раскрыть понятие «экология души» и его место в шкале нравственных категорий; развивать творческие способности учащихся в написании сочинений.
Эпиграф урока: «Людям хотелось бы все сохранить - и розы, и снег».
А.И.Герцен
Структура урока:
-
Подготовка к восприятию и осмыслению текста. (Лирическое вступление. Комментированное чтение).
-
Анализ языковых средств новеллы. (Замедленное чтение трех фрагментов с выяснением культурно-ассоциативного значения отдельных образов. Этап урока включает дифференцированную работу учащихся с текстом, их наблюдения над ролью ключевого образа-лейтмотива).
-
Освоение произведения в целом. (Итоговая беседа. Символический смысл названия новеллы, ее эстетическое своеобразие и этическая направленность).
Оборудование урока: иллюстрации репродукций русских художников с изображением зимней природы; портрет К.Паустовского; подсвечник с желтыми свечами, ноты, колокольчик, старые фотографии, аудиозаписи «Времена года» П.И.Чайковского, Шопена, Грига, карточки с определением жанра новеллы, карточки с творческими заданиями.
Ход урока:
Звучит музыкальный отрывок из «Времен года» П.И.Чайковского («Зима»).
Вступительное слово учителя:
«Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск».
Эти слова принадлежат замечательному русскому писателю Константину Паустовскому. К сожалению, его творчеству в наши дни уделяется не так много внимания, как того хотелось бы. В этом году нам еще предстоит встреча с Паустовским и рассказом «Телеграмма». И мне хочется, чтобы к тому времени вы уже имели представление о творческом процессе писателя. Слова в его произведениях, действительно, «излучают поэзию». Понять, как добивается этого Паустовский и о чем хочет нам сказать -наша задача. Для этого мы с вами совершим путешествие в творческую лабораторию писателя.
(Не объявляя названия произведения, приоткрывается тайна рождения новеллы: зачитываются мысли писателя, выстраивается цепочка его ассоциаций (книга «Золотая роза»): По мере чтения ученикам предлагается записывать в тетрадь ключевые слова, которые, на их взгляд, могут помочь в написании собственной новеллы, а также записать ту мысль писателя, которая станет для него определяющей.
-Забытая книга о севере. Основной цвет севера - фольга. Пар над рекой. Женщины полощут белье в прорубях. Дым. Надпись на колокольчике: «Я вишу у дверей,- звони веселей» Война. Таня. Где она, в каком глухом городке? Одна. Тусклая луна за облаками,- страшная даль. Жизнь сжата в небольшой круг света. От лампы. Всю ночь что-то гудит в стенах. Одиночество и ожидание. Старый недовольный кот. Эвакуация. Рассказ об ожидании. Чужой дом. Старомодный, по-своему уютный, фикусы, запах старого табака. Жил старик и помер. Девочка. Золушка. Нянька. На пересечении сотен дорог случайно сталкиваются люди, не зная, что вся их прошлая жизнь была подготовкой к этой встрече. Неизбежность появления человека. От кого-то приходят на имя умершего письма. Моряк. Сын. Страх перед тем, что он приедет. Нет предела доброте ее сердца. Письма превратились в действительность.
Слово учителя:
Вот вы и побывали в святая святых Паустовского. Теперь вам самим предстоит выступить в роли творца. В течение нескольких минут нужно написать небольшую новеллу или ее начало (7-10 предложений). А чтобы было легче творить, я включу музыку.
(В то время пока идет работа по написанию эссе, учитель открывает плакаты с пословицами и поговорками: «Снегу надует -хлеба прибудет», «Бел снег на черну землю -и то к лицу!», «Снегу нет -и следа нет», «Красна весна цветами, лето - снопами, осень - пирогами, а зима- снегами».)
Проверка творческого задания
(учащиеся зачитывают отрывки из своих эссе, отвечают на вопросы)
Что стало определяющим при написании работы?
Какие ключевые слова легли в ее основу?
Какое настроение стало ведущим?
Слово учителя
Сегодня мы обратимся к новелле К.Паустовского «Снег». Он написан в тревожном 1943 году. Где-то далеко грохочет война, а перед нами маленький северный городок, куда вместе с дочерью и нянькой была эвакуирована певица Татьяна Петровна.
Как вы думаете, почему именно провинция, маленький городок?
(Паустовский остро чувствовал поэзию родных русских городков, сохранивших многие приметы национального быта. Тихие пустынные улочки с деревянными домишками, где пахнет березовым дымом, скрипучие калитки, старинные колокольчики на дверях, заснеженный сад с ветхой беседкой, замерзшая речушка под горой…)
И все же, о чем новелла?
-О нефронтовой военной поре.
-О предчувствии любви и ожидании счастья.
-О встречах и расставаниях.
-О таланте приносить радость ближнему.
Произведение Паустовского названо таким простым и привычным для нас словом.
Что хотел этим выразить писатель?
Какую роль слово «снег» играет в русской культуре?
Что оно значит для нашего национального сознания?
Какие ассоциации вызывает?
Что представляется, когда слышишь это слово?
Вспоминаются ли пословицы, поговорки, строчки произведений?
Посмотрите на пословицы и поговорки, размещенные на доске. Что объединяет их? Правильно, в каждой из них присутствует слово «снег». А что-нибудь еще вокруг вас связано с этим словом? (репродукции картин, снег за окном…)
Сливаясь с поэтическим обликом зимы, слово снег вызывает у русского человека настоящий каскад чувств и настроений, как нельзя более точно выраженных в строчках А.Фета:
Чудная картина.
Как ты мне родна.
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
Вспомним искрящиеся пушкинские строчки:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…
Стоит произнести это слово -и возникает ощущение праздника! А в памяти всплывают Святки. Рождество, заколдованный лес с Дедом Морозом и Снегурочкой, новогодняя елка…
Не случайно этот образ опоэтизирован во многих русских сказках, легендах, он необыкновенно музыкален благодаря народным песням. Красоту девушек на Руси сравнивали с белизной снега. Но снег холоден, поэтому иногда он воспринимался как символ одиночества, заброшенности.
Необычайно богата палитра этого слова в творчестве Константина Паустовского! Я зачитаю вам отрывок, а вы попробуйте определить, какой смысл вкладывал писатель в слово «снег».
Из повести Орест Кипренский» (кто такой Кипренский?): «Летел густой, медленный снег… Глядя на торжественное падание снега, вдыхая запахи лесов, поступающих к Петербургу, Кипренский думает о том, как он счастлив, что родился в России!».
(образ снега вызывает патриотические чувства у героя)
В повести «Романтики» звучит тревожная нота - возникает образ «России в снегах», России тяжелых лет войны. Теперь мотив снегов как олицетворение ненастья, суровых лет войны.
И все-таки Паустовский-художник удивительно доброй души, свято веривший в такие вечные ценности, как доброта, бескорыстие, любовь… «Не будем говорить о любви, - писал он в одном из своих рассказов,- потому что мы до сих пор не знаем, что это такое. Может быть, это густой снег, падающий всю ночь…»
Итак, наше первое знакомство с новеллой состоялось. Почему писатель именно так назвал свое произведение? Не будем спешить с выводами. Вы, вероятно, заметили, что слово «снег» довольно часто встречается на страницах новеллы. Давайте еще раз прочитаем отдельные отрывки и вдумаемся. Какую роль играет это слово в каждом конкретном случае. Вспомним, что послужило толчком к началу действия?
Работа по анализу отрывков произведения.
Фрагмент 1: «Однажды ночью она проснулась…запорошил стекла».
При чтении задерживаемся на фразе: «Снега тускло светили в окна»
Что необычного в ней?
Почему писатель употребляет «снега» вместо привычного «снег»?
Для какого стиля речи более характерно употребление слова во множественном числе?
(для художественного)
В русской классике оно означает - покрытые снежным покровом пространства:
За полем снежным - поле снежное,
Безмерно белые луга;
Везде - молчанье неизбежное,
Снега, снега, снега, снега!
( В.Брюсов. «Снежная Россия»)
«Страна тонет в снегах»,- писал Паустовский в набросках к новелле. Значит, не просто снег видит Татьяна Петровна.
Что чувствует в этот момент героиня?
(холод военной зимы, по-своему переживает трагедию родины)
Обращаем внимание на наречие «тускло».
Подберите антонимы к этому слову и составьте словосочетания, в том числе и в переносном значении.
(светлый, ясный, чистый, прозрачный)
Как вы понимаете выражение «тусклая жизнь?»
(одинокая, скучная, серая, безрадостная, однообразная)
В сочетании с множественным числом слова снег оно образно передает состояние одиночества, заброшенности, сиротливости.
Кто испытывает такие чувства и почему?
В словаре В.И.Даля мы находим синоним к слову «тусклый»- померклый.
Добавляет ли оно что-нибудь к нашим наблюдениям?
Фрагмент 2.Чтение письма Потапова к отцу (до слов «начинался рассвет»).
В этом отрывке слово снег - обычная деталь пейзажа. Однако чтобы почувствовать эмоциональное наполнение нарисованной картины, нужно пропустить пейзажные зарисовки Паустовского через национальное восприятие.
Представьте себе, что вам пришлось уехать далеко от того места, где родились и выросли. Какие картины возникают у вас в воображении при словах «родной дом»?
А вот у Николая Потапова самые дорогие воспоминания о родном доме связаны с зимним пейзажем.
Чем становится для него эта непритязательная русская природа?
(Символом родины, которую он защищает.
Малой родины.)
Останавливаемся на фразе: «…где в густой синеве начинался рассвет».
Сравните, как меняются краски пейзажа до и после чтения письма. Почему?
Как в этом контексте можно еще понимать слово «рассвет»?
( Рассвет - не только начало нового дня, но и начало новой жизни.
Так почему на Татьяну Петровну произвело такое впечатление письмо совершенно незнакомого человека?
(У нее появляется надежда, предчувствие счастья, и тусклые краски начинают постепенно проясняться, светлеть.)
Фрагмент 3. «Потапов прошел через город…сорвался снег, зашуршал».
При анализе этого фрагмента (описание первого впечатления Потапова при встрече с родным городком после того, как он узнал о смерти отца) задания дифференцируются.
Весь класс разбивается на три группы и получает специальные задания на карточках. По содержанию и степени сложности эти задания несколько различаются, что передается цветом карточек. Задания на красных карточках адресованы учащимся с развитым воображением, творчески самостоятельным, способным к внутреннему видению. Желтые карточки получают ребята, более склонные к логическому анализу текста. Эти задания также оригинальны, дают возможность проявить себя, а творческий подход является непременным условием успеха. И, наконец, задания на белых карточках носят репродуктивный характер. Они, по существу дублируют вторую карточку, только в облегченном варианте. В вопросе творческого содержания имеется «подсказка» учителя. Эта карточка предназначена для ребят, которым необходимо совершенствовать свои знания.
Дифференцированно-групповая работа используется в комплексе с фронтальной: после нее следует коллективное чтение текста, в процессе которого восьмиклассники делятся своими наблюдениями, дополняя друг друга, и таким образом приходят к итоговым выводам.
Карточка 1.
-
Прочитайте фрагмент от слов «Потапов прошел…»до слов «…из глаз слезы». Какую картину вы себе представляете? Опишите ее, дополнив выразительными подробностями. Подберите эпитеты к ней.
-
Проанализируйте фразу: «Над ней висело сизое небо». Объясните значение слова «сизый» и его роль в художественном тексте.
-
Почему картина, нарисованная писателем, такая мрачная? Что ее ожидает?
Карточка 2.
-
Прочитайте отрывок (от слов «Потапов подошел…» до слов «…расчищенная в снегу дорожка»). Какой прием использован во фразе «Сад как бы вздрогнул»? Зачем писатель говорит о нем словно о живом существе?
-
Что удивило героя? Найдите в тексте детали, показывающие, что Потапов увидел не то, что ожидал.
Карточка 3.
1.Прочитайте отрывок (от слов «Потапов подошел…»до слов «…расчищенная в снегу дорожка»). Одно из изобразительно-выразительных средств языка -олицетворение (такое изображение неодушевленных или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ -даром речи, способностью мыслить и чувствовать). Найдите пример этому в указанном отрывке.
2. Потапов был уверен, что увидит в родном доме чужих, равнодушных людей. Какие детали показывают, что он ошибся?
( Анализируемый фрагмент как бы дробится на две части. В первой из них лирический пейзаж (пасмурный, тревожный, угрюмый) дан глазами воспринимающего его человека. Не случайно Потапову, который находится в подавленном состоянии, сад кажется мутным, а сизое небо - повисшим над головой. Эпитет сизый (темно-серый с синеватым отливом) в данном контексте имеет эмоциональную нагрузку (размышляя над этим, учащиеся подбирают синонимы - неприятный, отталкивающий, гнетущий, мрачный). В сочетании с глаголом висеть (висит- значит, может упасть!), который никак не подходит к слову небо, он создает гнетущее ощущение тяжести, тяжелого горя, обрушившегося на этого человека.
Эта мрачная картина неожиданно оживляется словом снежок, которое как бы раздвигает художественный текст. Контраст создает уменьшительно- ласкательная форма, звучащая диссонансом в контексте. Редкий снежок олицетворяет для Потапова нечто милое, родное. Значит, даже, несмотря на боль утраты, Николай Потапов рад встрече с тем клочком земли, о котором вспоминал в самые страшные минуты боя. Заснеженный сад, вздрогнув, словно живое существо, тоже приветствует его. И первое, что видит удивленный герой,- это расчищенная в снегу дорожка к беседке…).
Слово учителя.
Вот мы и познакомились со снежными пейзажами Паустовского.
Какие в них краски?
(Они приглушены: снег не блестит на солнце, не сверкает, не переливается. Перед нами прошли печальные картины, вызывающие светлую грусть).
Почему?
Снег в новелле - не просто лирическая деталь пейзажа, создающая определенное настроение. Этот словообраз несет большую идейную нагрузку, оттеняет заветную мысль писателя.
О чем?
Какое из символических значений слова снег является наиболее важным в художественном мире Паустовского? Почему?
(Можно выделить два эмоционально- экспрессивных оттенка слова «снег»: снег как напоминание об отчем доме, олицетворение родины; снег как символ холодности, одиночества, суровости военной зимы).
Снег воспринимается, прежде всего как символ родного дома, то есть дома в том исконном значении, с которым связано ощущение тепла, радушия, гостеприимства. В каждом доме имеются свои драгоценные реликвии как память о том дорогом, что передается из поколения в поколение.
На каких из них задерживает Паустовский наше внимание?
Какого смысла они преисполнены в новелле?
(Это витые желтые свечи, колокольчик на дверях, старинный рояль, беседка).
В контексте новеллы они оказываются волнующим воплощением любви к родине.
Какой еще поэтический образ присутствует в произведении?
(Образ заснеженного сада).
Не случайно он появляется в конце.
Какие ассоциации вызывает он у вас?
(Обновление, открытие прекрасного в жизни, природе, людях).
Вот и подошли мы к концу урока. Впереди - расставание с теплым и добрым произведением Паустовского. Однако не все так воспринимают его. Литературовед С.Львов считал. Что новелла «Снег» неправдива, а герои, «живущие вне суровой действительности своего времени, герои, абстрагированные и от реальных тяжелых невзгод тыла, не вызывают душевного отклика».
Согласны ли вы с такой точкой зрения?
Война многолика. Татьяна Петровна не только выступает в лазаретах, но и делает все возможное, чтобы Потапов почувствовал себя счастливым. Она старается возвратить ему его малую родину. Кроме того, офицер- фронтовик Потапов тоскует «… о крупице прекрасного среди мрака, вражды, опасностей смертельной схватки».
Как вы думаете, легче или нет, будет воевать Потапову, когда он будет вспоминать свой дом?
Звучит романс.
Я здесь пишу тебе, родная,
Туда, где вьюги и зима.
Но только я ведь твердо знаю:
Ты ждешь меня, ты ждешь меня.
Печаль метели навевают,
Поют о грусти и тоске,
Лишь жар в душе не угасает,
Напоминает о тебе.
Среди сугробов и разлуки
Вдруг колокольчик зазвенит,
Ея серебряные звуки
Надежду сердцу подарит.
Отхлынут беды и невзгоды,
Солдату легче воевать,
Когда его родные своды
В письме любовь свою таят.
Посмотрите на эпиграф нашего урока. Почему снег и розы?
Именно их мы воспринимаем как символ красоты, как дыхание свежести и свободы. Воспитать же душевную чуткость, деликатность, восприимчивость к прекрасному в природе и людях призван тот особый поэтический мир, «страна Паустовского», которая напоминает каждому из нас о том, что вечно.
Я не случайно выбрала это произведение Паустовского для урока. В нашем суровом мире мы стали все больше отдаляться друг от друга, а « Снег»- о том, что в наших силах « подарить крупицу прекрасного среди мрака, вражды». Может быть, подарив кому- нибудь радость, мы сумеем сделать мир чище и добрее и сохраним в нем и розы, и снег.
Итог урока.
Домашнее задание:
1 группа: написать небольшую новеллу, используя слова «розы и снег».
2 группа: подобрать стихи русских поэтов, где картины природы передают чувство любви к своей родине.