Методическая разработка по риторике для 8 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПО ТЕРНИСТОМУ ПУТИ ЦИЦЕРОНА.

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА.

Риторика рассматривается как наука об ораторской речи, теория красноречия.

ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ ОБУЧЕНИЯ СОСТАВЛЯЮТ ТРИ УРОВНЯ:

1.Уровень замысла и содержания, то есть определения темы, цели речи, отбор фактического материала.

2.Уровень стиля, то есть использование языковых средств в системе.

3.Уровень композиции, то есть расположение и порядок следствия смысловых частей речи.

Все эти уровни связаны с психологией воздействия на аудиторию, с процессом общения с нею.

Программа включает в себя темы, которые необходимо изучить с целью овладения ораторской речью.

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ КУРСА - научить готовить и произносить убедительные речи на доступные учащимся темы с учётом интересов аудитории, участвовать в дискуссиях, отстаивая свою точку зрения.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ:

1.Уебные тексты.

2.Художественные произведения.

3.Статьи из детских журналов и газет.

4.Телепередачи и радиопередачи.

5.Лекции-беседы специалистов.

ВЕДУЩИЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ.

1.Аналитическое чтение.

2.Конструирование вопросов к непонятным словам, явлениям.

3.Всесторонний анализ слова, понятия.

4.Работа с толковыми, синонимическими, антонимическими, орфоэпическими и другими словарями.

5.Сжатый и подробный пересказ художественного текста.

6.Упражнения в технике речи.

7.Выразительное чтение художественных произведений.

8.Устное сообщение о прочитанном в газете или журнале с собственной краткой оценкой - рекомендацией.

9.Оценочный рассказ о прослушанной или увиденной передаче, фильме и т.д.

10.Рассказ, основанный на собственном жизненном опыте.

К КОНЦУ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

1.Основные орфоэпические нормы (произношение, ударение).

2.Лексические возможности языка (значение слова, синонимы, антонимы, историзмы, неологизмы…).

3.Понятие логического ударения.

4.Основные виды связи предложений в тексте.

5.Понятие композиции.

6.Основные лексические словари.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

1.Внимательно вчитываться в учебный, художественный и публицистический текст, не оставляя ни одного понятия…

2.Систематически обращаться и уметь работать с основными лексическими словарями.

3.Наблюдать за своим речевым аппаратом.

4.Правильно произносить слова.

5.Пользоваться логическим ударением в речи.

6.Выразительно читать художественные произведения.

7.Составлять план собственного устного высказывания.

8.Составлять рассказы по рисункам, на основе услышанного текста, по определённым темам.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН КУРСА.

1. ВВОДНЫЙ УРОК. Что изучает риторика?

2. РЕЧЬ:

- Что такое речь? - 14 часов.

- Формы речи.

- Понятие нормы. Нормы и варианты.

- Точность и выразительность речи.

- Богатая ли у тебя речь?

- Умение рисовать словами.

- Что такое сравнение?

- Как живут слова. Историзмы и неологизмы.

- Синонимы и антонимы.

- Выразительность речи.

- Интонация, мимика, жесты.

- Ударение. Орфоэпические формы.

- Логическое ударение.

3. ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ЕДИНИЦА РЕЧИ - 6 часов.

- Понятие предложения.

- Построение предложений.

- Порядок слов в предложении.

- Интонация предложения.

4 . ТЕКСТ:

- Что такое текст? Ораторский текст?

- Построение предложений в тексте.

- Описательные , повествовательные и тексты рассуждения.

- Понятие о композиции.

5. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ:

- Культура поведения и культура общения.

- Этикет и речь.

- Речевые ситуации и речевое поведение.

- Заключительный урок.

ВСЕГО: 34 часа.

Примерная программа преподавания курса по риторике в 8-м классе.

Составила Назырова Г.А.





© 2010-2022