Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина. «Что за прелесть, эти сказки!»

Цели: Обобщение знаний учащихся о сказках А.С. Пушкина. Развитие творческого воображения учащихся. Воспитание добродушного отношения к окружающему. Оформление: Портрет Пушкина Выставка книг Иллюстрации учащихся к сказкам. Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок. (Пословица)   Ход урока   Слово учителя   Ребята, сегодня мы с вами попутешествуем в замечательный мир сказки А. С. Пушкина. (Обращается к портрету поэта) Наш урок называется «Что за прелесть, эти сказки!» Это слова самого ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОБУ Лицей № 1 с. Мишкино







Разработка открытого урока

Тема: «Что за прелесть, эти сказки!»

(урок-игра по сказкам А. С. Пушкина)

Класс: 5

Учитель: Ветлина Екатерина Вениаминовна

Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина. «Что за прелесть, эти сказки!»







Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина.

«Что за прелесть, эти сказки!»

Цели:

Обобщение знаний учащихся о сказках А.С. Пушкина.

Развитие творческого воображения учащихся.

Воспитание добродушного отношения к окружающему.

Оформление:

Портрет Пушкина

Выставка книг

Иллюстрации учащихся к сказкам.

Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок.

(Пословица)


Ход урока

Слово учителя

Ребята, сегодня мы с вами попутешествуем в замечательный мир сказки А. С. Пушкина. (Обращается к портрету поэта) Наш урок называется «Что за прелесть, эти сказки!» Это слова самого Александра Сергеевича. Так он говорил о сказках, которые ему рассказывала Арина Родионовна.

Кто такая была Арина Родионовна?

Как её фамилия?

С младенчества няня лелеяла Сашу. Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир волшебных народных сказок, старинных былей и небылиц, которые она замечательно рассказывала.

Вот как он вспоминал её после:

… в вечерней тишине

Являлась ты весёлою старушкой,

И надо мной сидела в шушуне,

В больших очках и с резвою гремушкой.

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила

И меж пелён оставила свирель,

Которую сама заворожила.

Пушкин заслушивался сказками няни и позже, когда ему было уже 25 лет и он был сослан в Михайловское.

Часто в долгие зимние вечера, когда за окном бушевала метель, в печной трубе гудел ветер, когда Пушкину было особенно одиноко, поэт приходил к няне в светёлку. Здесь всё было простое, русское, деревенское, уютное. «Вечером слушаю сказки моей няни, она единственная моя подруга и с нею только мне не скучно.»

Ученик читает «Зимний вечер»

От Арины Родионовны Пушкин услышал впервые и про избушку на курьих ножках, и «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Семь сказок записал поэт со слов няни в свою специально заведённую тетрадь

Пленительные старинные предания и былины, рассказанные няней, уводили в мир чудесных превращений. Став поэтом, Пушкин расцветил их своей чудесной поэтической фантазией.

Трогательная забота няни чувствуется в каждой строке её писем к Пушкину, которые он бережно хранил. 6 марта 1827 года Арина Родионовна диктует письмо к своему любимцу в Петербург:

«Любезный мой друг Александр Сергеевич… Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю.»

Пушкин посвятил ей не одно стихотворение. Например, стихотворение «Няне»

Ученица читает стихотворение «Няне»

А другой поэт, уже современный, Николай Доризо, тоже захотел отблагодарить няню поэта в своих стихах

Учитель читает стихотворение:

Всё было мудро предназначено

Судьбой - и сказки и былины.

Его сама Россия нянчила

Руками крепостной Арины.

В светелке - теплота перинная,

Свеча устало догорала,

И пеня русская, старинная

Его, младенца, пеленала…

Когда я в бронзе вижу Пушкина,

Стоящего в плаще крылатом,

Живое личико старушкино

Всегда мне видится с ним рядом,

Трудилась, господа не гневала,

Жила, как все. Вставала рано.

Но без неё, быть может, не было б

У нас Людмилы и Руслана.

Хотя о нас она не грезила,

Когда с хитринкой, по-крестьянски,

То вдруг задумчиво, то весело

Ему рассказывала сказки.

Водила в сутолоке рыночной

На праздники народных зрелищ,

В душе звала сынком, кровиночкой,

А вслух - лишь Александр Сергеевич.

С ним вы, Арина Родионовна,

В веках остались неразлучно.

Святое слово - слово «родина»

Так с вашим именем созвучно.

Желание запечатлеть образы, навеянные сказками Пушкина, рождалось и у композиторов, и у художников. Композитор Римский-Корсаков создал две оперы на сюжеты сказок Пушкина: "Сказка о царе Салтане..." и "Золотой петушок".

Послушайте отрывок из оперы Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» на сюжет А.С.Пушкина.

-Какую картину нарисовало ваше воображение, слушая эту музыку?

А художник Врубель, слушая оперу "Сказка о царе Салтане...", написал удивительно красивую картину "Царевна-Лебедь". (показать картину Врубеля)

-Чем отличается и схоже ваше представление и Врубеля о царевне -лебеде?

-Что роднит картину М.Врубеля и сказку А.С. Пушкина?

Другие художники представили царевну лебедь иначе…

По сказкам Пушкина сняты фильмы и мультфильмы. Сейчас я предлагаю вам просмотреть отрывок из мультфильма, снятого по мотивам сказки Александра Сергеевича. А вы догадайтесь, какая это сказка.

Просмотр мультфильма «Сказка о попе и работнике его Балде».

- Что это за сказка?

А сейчас проверим, насколько вы хорошо знаете сказки Пушкина.

За каждый правильный ответ вы получите жетон.

1.Сколько жили старик со старухой у самого синего моря? (тридцать лет и три года)

2.Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности для царства-государства нет? (Кири-ку-ку, царствуй, лёжа на боку)

3.Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (Дурачина ты, простофиля)

4.Какая сказка заканчивается словами: «Сказка - ложь, да в ней - намёк, добрым молодцам урок»? («Сказка о золотом петушке»)

5.Какую песню пела белка в «Сказке о царе Салтане»? («Во саду ли, в огороде»)

6.Как полностью называется «Сказка о царе Салтане»? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном Гвидоне и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

7.Как долго нёс бесёнок Кобылу?(2 шага шагнул, на 3 упал)

8.Сколько времени сидел смирно петушок? (год)

9.На что понадеялся поп , услышав от Балды «В год 3 щелка тебе по лбу»(Авось)

10.Какие желания старухи исполнила золотая рыбка? (новое корыто, избу, сделала старуху столбовою дворянкой, царицей)

11.Что предлагает царь Дадон звездочёту вместо Шамаханской царицы? (казну, чин боярский, коня с конюшней царской, полцарства)

12.В кого превращался Гвидон? (в комара,муху, шмеля)

13.С кем творили зло ткачиха с поварихой? ( с сватьей бабой Бабарихой)

14.Под каким деревом грызла орешки белка? (ПОД ЕЛЬЮ.)

15. На каком острове в златоглавом городе правил князь Гвидон? (НА ОСТРОВЕ БУЯНЕ.)

16. Кем оборотился Гвидон в первый раз, когда полетел к отцу? (КОМАР)

17. Назовите ядро золотого ореха. (ИЗУМРУД.)

18. Назовите имя царя из «Сказки о золотом петушке.»(Дадон)

19. Как звали пса из «Сказки о мертвой царевне.» (Соколко)

Конкурс второй - Сказочный предмет.

Я по очереди для каждой команды выну из коробки предмет. Ваша задача - назвать сказку, в которой встречается такой предмет. За каждый правильный ответ - 1 балл.

Яблоко - «Сказка о мёртвой царевне…»

Зеркало - «Сказка о мёртвой царевне…»

Орех - «Сказка о царе Салтане»

Верёвка - «Сказка о попе и работнике его Балде»

Мешок - «Сказка о золотом петушке»

Прялка - «Сказка о рыбаке и рыбке».

А теперь мы с вами посмотрим инсценировку из сказки Пушкина, которую поставили девочки. А вы догадайтесь, что это за сказка?

Инсценировка «Сказки о Царе Салтане…»

Я думаю, что всем было сегодня интересно на уроке. Мы вспомнили сказки Пушкина, которые вы знаете с детства, узнали много интересного о жизни Арины Родионовны, посоревновались, и в выигрыше сегодня все.

6.Кто это?

1)Около царя сидят

Злыми жабами глядят (Ткачиха, повариха с Бабарихой)

2)Без шеломов и без лат,

Оба мёртвые лежат,

Меч вонзили друг во друга (Сыновья Дадона)

3)И она под образа

Головой на лавку пала

И тиха, недвижна стала (Царевна)

4)А сама-то величава

Выступает, будто пава.

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит (Царевна-лебедь)

5)В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на ней кичка.

Жемчуга огрузили шею,

На руках золотые перстни. (Старуха)

6)Вдруг в толпе увидел он:

В сарачинской шапке белой,

Весь как лебедь поседелый,

Старый друг его, скопец. (Мудрец-звездочёт)

7)Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых;

До светла всё у него пляшет,

Лошадь запряжёт, полосу вспашет,

Печь затопит, всё заготовит, закупит,

Яичко испечёт да сам и облупит (Балда)

Центон-произведение, составленное из отрывков и строк, собранных из различных произведений одного и того же автора.

Слово «центон» произошло от латинского названия покрывала, сшитого из разноцветных кусков.

1)Царь слезами залился

Обнимает он царицу

И сынка , и молодицу

И садились все за стол,

И весёлый пир пошёл

А царица вдруг пропала

Будто вовсе не бывала» («Сказка о царе Салтане , о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди», «Сказка о золотом петушке»

2)Час обеда приближался

Топот по двору раздался

Входят семь богатырей.

Семь румяных усачей.

Все красавцы удалые

Великаны молодые

Все равны как на подбор

С ними дядька Черномор («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»,« Сказка о царе Салтане...»

3)Раз он в море закинул невод,-

Пришёл невод с травой морскою

В третий раз закинул он невод,

Пришёл невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, -золотою.

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

Ты царевич, мой спаситель,

Мой могучий избавитель,

Не тужи , что за меня

Есть не будешь ты три дня. («Сказка о рыбаке и рыбке», « Сказка о царе Салтане...»

4)Царь Дадон к шатру спешит...

Что за страшная картина!

Гроб качается хрустальный

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов. («Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и о 7 богатырях»)

Из одной ли сказки

Царь Дадон и шамаханская царица? (да)

Царевна Лебедь и семь богатырей? (нет)

Королевич Елисей и мертвая царевна? (да)

Князь Гвидон и злая мачеха?(нет)

Попадья и золотая рыбка? (нет)

Царь Салтан и 33 богатыря? (да)

Итоги урока.

Учитель: Что нового вы открыли для себя на уроке? Что запомнилось?

Часто сказки заканчиваются словами: Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок. Как вы понимаете это выражение?

Сказка - это вымысел, но в ней есть намек на правду жизни, который нужно уловить. Прежде всего, из сказки мы должны извлечь урок: добро побеждает зло. И в жизни нужно к этому стремиться.

Я думаю, что всем было сегодня интересно на уроке. Мы вспомнили сказки Пушкина, которые вы знаете с детства, узнали много интересного о жизни Арины Родионовны, посоревновались, и в выигрыше сегодня все.

Читайте Пушкина, друзья!

Читайте сказки!

И будет жизнь тогда полна

Тепла и ласки.

Читайте Пушкина, друзья! -

Вот вам подсказка!

И пронесете сквозь года

Вы радость сказки!

Домашнее задание.

Написать сочинение на тему: «Что за прелесть эти сказки» по сказкам Пушкина.










9


© 2010-2022