Урок литературы на тему Символика и вечные образы в поэме А. Блока Двенадцать

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока литературы. Символика и вечные образы в поэме А. Блока «Двенадцать»

Символика и вечные образы в поэме А. Блока «Двенадцать»

1. Основная часть

1.1. Предварительная подготовка к уроку

Учащимся к открытому уроку дается задание самостоятельно прочитать поэму А.Блока «Двенадцать», а также вспомнить основные черты литературного направления символизм.

1.2. План проведения урока

Цели:

1) продолжить знакомство учащихся с творчеством А. Блока на примере поэмы «Двенадцать»;

2) развивать навыки самостоятельного анализа текста, умение высказывать и аргументировать свое мнение;

3) воспитывать любовь к Родине, уважение к ее истории; любовь к родному языку и литературе.

Оборудование: портрет А.Блока; текст изучаемого произведения; учебник.

Тип урока: формирования знаний.

Вид урока: урок- беседа.

1.3. Ход урока

I. Повторение изучаемого

Учитель: Мы уже знаем, что Блок является одним из ярких представителей направления символизм. Давайте вспомним, в чем заключаются особенности этого литературного направления.

Ученик: Символизм как направление в литературе сложился на рубеже XIX-XX веков. Это направление характеризуется тем, что писатели использовали большое количество символов, причем эти знаки в первую очередь передавали не свойства явления или предмета, а восприятие их человеком. Символисты считали, что человек может воспринимать красоту и истину, в первую очередь, благодаря интуиции, а не рассудку.

II. Работа над новым материалом

Учитель: Нужно заметить, что в поэме Блока «Двенадцать» ярко выражены не только символистские, но и реалистические тенденции. Как вы думаете, в чем они проявляются?

Ученик: В первую очередь, это относится к теме произведения. Блок пишет о революции, то есть о реальном событии. Реалистично изображена и обстановка, царящая в стране, что достигается благодаря акценту на характерных деталях:

От здания к зданию

Протянут канат.

На канате- плакат:

«Вся власть Учредительному собранию!»

Старушка убирается- плачет,

Никак не поймет, что значит,

На что такой плакат,

Такой огромный лоскут?

Сколько бы вышло портянок для ребят,

А всякий- раздет, разут…

Реализм в поэме блока проявляется и в коротких хлестких характеристиках представителей разных сословий: «буржуй на перекрестке в воротник упрятал нос», сокрушается «писатель- вития», говоря: «Погибла Россия». Блок едко спрашивает у священнослужителя:

Что нынче невеселый,

Товарищ поп?

Помнишь, как бывало

Брюхом шел вперед,

И крестом сияло

Брюхо на народ?..

Не менее живыми и реалистичными предстают и образы двенадцати красноармейцев. Хотя Блок сначала воспринял революцию как положительное событие, способное очистить Россию от зла, поэт не идеализирует «апостолов» новой веры:

Идут двенадцать человек.

Винтовок черные ремни,

Кругом- огни, огни, огни…

В зубах- цыгарка, примят картуз

На спину б надо бубновый туз!

Свобода, свобода,

Эх, эх, без креста!

Учитель: Обратите внимание на то, как Блок и дальше рисует образы двенадцати «антиапостолов». Что движет ими?

Ученик: Герои поэмы Блока далеки от романтического образа профессионального революционера, последовательно проводящего в жизнь свои идеалы. Двенадцатью новоиспеченными солдатами движут простые и абсолютно несознательные стремления:

Запирайте етажи,

Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба -

Гуляет нынче голытьба!

Однако какие-то зачатки идеологии уже намечаются- видимо, красноармейцы нахватались отдельных фраз от агитаторов. В то же время солдаты по старой привычке то и дело упоминают бога:

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови-

Господи, благослови!

Учитель: Блок назвал свою поэтому «Двенадцать». Это число с древнейших времен имело огромное символическое значение. В поэме можно найти и множество других символистических образов. Что вы можете сказать по этому поводу?

Ученик: Действительно, число двенадцать вызывает много ассоциаций. Двенадцать месяцев, двенадцать знаков зодиака, двенадцать лет восточного календаря, двенадцать апостолов Христа. Именно эту ассоциацию и использовал в своей поэме Блок. «Апостол» означает «посланник», и двенадцать красноармейцев- это своего рода посланник. Не случаен и образ Христа в конце поэмы. Можно подумать, что он ведет новых «апостолов»; однако так ли это?

- Кто там машет красным флагом?

- Приглядись-ка, эка тьма!

- Кто там ходит беглым шагом,

Хоронясь за все дома?

- Все равно, тебя добуду,

Лучше сдайся мне живьем!

- Эй, товарищ, будет худо,

Выходи, стрелять начнем!

Возможно, образ Христа Блок ввел в поэму, чтобы показать, что путь возрождения есть, хотя и он зачастую осенен «кровавым флагом», что существуют вечные ценности, не зависящие от эпох и режимов:

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз-

Впереди- Иисус Христос

Учитель: А какие еще символы вы заметили в поэме Блока? Что они означают, как вы думаете?

Ученик: Большое значение в поэме имеют символические образы пса и вьюги. Пес означает старый мир, на что указывает сам Блок:

- Отвяжись ты, шелудивый,

Я штыком пощекочу!

Старый мир, как пес паршивый,

Провались - поколочу!

Учитель: Можно вспомнить и другое значение этого символа. Например, у Гете в «Фаусте» Мефистофель принимает облик пса. Обратите внимание, что Христос идет впереди, а пес неотвязно следует за красноармейцами. Можно предположить, что пес символизирует не только стары мир, но и антагониста Христа- дьявола. А что вы можете сказать о том значении, которое имеют в поэме вьюга и ветер?

Ученик: Вьюга и ветер символизируют разгул стихии, но не только природной, а и стихии человеческих страстей. Блок пророчески указывает на неуправляемость толпы, на разрушительность и разобщение, которые становятся следствием революции:

Разыгралась чтой-то вьюга,

Ой, вьюга, ой, вьюга!

Не видать совсем друг друга

За четыре за шага!

Стихийный размах «вьюги»- революции- проявляется в разбойничьей удали, достойной героя народных преданий Стеньки Разина:

Как пошли наши ребята

В красной гвардии служить-

В красной гвардии служить-

Буйну голову сложить!

Ветер революции без разбора сметает все- и плохое и хорошее; ведь стихия не делает различий. Вот как Блок рисует революционную Россию:

Черный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер-

На всем божьем свете!

Учитель: Как вы думаете, для чего Блок ввел в поэму, посвященную революции, историю красноармейца Петьки и его любовницы Катьки?

Ученик: В них воплотились вечные образы ревнивого любовника и неверной женщины. Однако в поэме проскальзывает и другой подтекст- сопоставления Катьки и России:

Товарищ, винтовку держи, не трусь!

Пальнем-ка пулей в святую Русь-

В кондовую

В избяную,

В толстозадую!

Ах ты, Катя, моя Катя,

Толстоморденькая…

А Катька где?- Мертва, мертва!

Простреленная голова!

Для «голытьбы», неожиданно получившей «австрийскую винтовку», все равно, в кого стрелять- в Катьку или в «Святую Русь». И уже звучит предвестием будущих «чисток» и процессов над «вредителями» слова: «Неугомонный не дремлет враг!»

III. Подведение итогов

На уроке мы вспомнили основные черты литературного направления символизм. Выявили реалистические и символические тенденции в поэме А. Блока «Двенадцать». Проанализировали символику и образы поэмы.

IV. Домашнее задание

Самостоятельно подготовить небольшое сочинение на одну из тем: «Авторская позиция в поэме А.А. Блока «Двенадцать», «А.А. Блок и революция», «Противостояние двух миров в поэме А.А. Блока «Двенадцать»».


© 2010-2022