Разработка урока литературы на тему Великая Отечественная война в произведениях поэтов XX века

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7 класс Урок : Русская литература

Тема: Стихотворения поэтов XX века о Великой Отечественной войне.

Человек на войне в русской лирике XX века.

Учебно-воспитательные задачи :

- знакомство с лирическими произведениями, отразившими тему Великой Отечественной войны; проанализировать стихотворения с точки зрения темы, основной мысли, использованных языковых художественных средств;

- совершенствование навыков работы над художественным текстом, развитие творческих способностей учащихся, развивать умения по анализу поэтического произведения; отрабатывать навыки пересказа, выразительного чтения, связного полного ответа;

-воспитывать любознательность, активность, добросовестность, патриотизм, миролюбие.

Наглядные пособия: портреты поэтов, презентации, сборники произведений о Великой отечественной литературе, Энциклопедия Великой отечественной войны.

Тип урока: урок-композиция с элементами исследования.

Методы и приемы: исследовательская работа в группах, выразительное чтение, инсценировка, беседа, наблюдение, слово учителя.

Ход урока:

I. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП.

1 Мотивация - → Демонстрация отрывка из к\ф А.Кончаловского «Песнь о Маншук»

2. Целеполагание ? Что сегодня мы будем изучать на уроке?

(Исторический художественный мир Великой отечественной войны) →

Художественный мир - это воображаемая реальность, воплощённая в художественном тексте. (стр.4-5)

Исторический художественный мир - это построенная на материале исторических фактов и событий воображаемая реальность, в которой действуют исторические и вымышленные персонажи.(стр. 9)

Задача: В течение урока вы должны заполнять страницу «Лист наблюдений и выводов», отмечая ключевые слова и выражения, характеризующие трагические стороны войны, которые изображены в произведениях.

Лирическое произведение ------ Выводы и наблюдения

- Вначале урока вы разделились по группам по цвету выбранного вами пазла

(синего, красного, сиреневого, желтого). Соберите пазлы - вы узнаете какое произведение, вы будете анализировать -

А. А. Ахматова. «Мужество»

С. П. Гудзенко. «Перед атакой»

Ю.В. Друнина. «Качается рожь несжатая»

К.М. Симонов. «Жди меня»

В.С. Высоцкий «Песня о Земле»

3. Актуализация знаний. Для воплощения художественного мира Великой отечественной войны авторы обращались и к прозе и к лирическим произведениям.

А) Какое эпическое произведение о велик.от. войне вы уже изучили?

(Рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека»)

В) В феврале 1942 года, когда фашисты блокировали Ленинград, на страницах газеты «Правда» появилось стихотворение А. Ахматовой «Мужество». А. Ахматова переживала все тяготы военного времени в тылу, выступая со стихами перед ранеными. → СЛАЙДЫ

Чтение учащимся стихотворения наизусть.

С) Ответы на вопросы.

1. Объясните смысл названия стихотворения.

2.Почему так важно сохранить «русскую речь», «великое русское слово»?

3.Раскройте символическое значение этого выражения.

РЕФЛЕКСИЯ → ФСП «Война» (Смерть, кровь. Потеря близких и родных. Разруха. Голод. Сохранение человеческого достоинства. Стремление к победе. Любовь к Родине. Пробуждение лучших человеческих качеств.)

Какие ассоциации вызывает слово война? (ответы учащихся)

II. ОПЕРАЦИОННЫЙ ЭТАП.

1 Знакомство с новым материалом. Формирование новых понятий и способов действия

А) Слово учителя

Война - это страшная трагедия, которая унесла миллионы жизней и искалечила судьбы многих людей.

Среди них - воины-поэты. Именно о них и о себе поэт С. Гудзенко сказал: «Нам досталась на долю нелегкая участь солдат».

Каждое стихотворение - это история человеческой жизни, вместившая в себя безграничную любовь к Родине и огромное мужество.

Поэт и солдат. Это звучит драматично. Большая армия поэтов объединила тех, кто не только творил историю, но и запечатлевал ее в своих произведениях. Кто-то воевал с оружием в руках на фронте, кто-то был армейским корреспондентом, кто-то всё делал для победы в тылу. Известно, что в годы военных испытаний 1215 поэтов и писателей ушли воевать с врагом, более 400 из них отдали свою жизнь.

Многие из них были совсем юными, начинающими поэтами. Вот только несколько имен тех, кто не вернулся с войны, погиб на поле боя. Всеволод Багрицкий (19 лет), Павел Коган (23 года), Михаил Кульчицкий (23 года), Николай Майоров (23 года), Георгий Суворов (24 года) и многие другие.

→ СЛАЙДЫ

В минуту опасности на защиту своей родины встали люди разных национальностей. В годы войны на фронтах находились 125 казахстанских писателей. Все они награждены орденами и медалями. Высокого звания Героя Советского Союза удостоены 14 литераторов, 26 поэтов и писателей нашей республики пали на полях сражений.

→ СЛАЙДЫ Тема урока, эпиграф.

- Сегодня на уроке мы проанализируем стихотворения 4 поэтов, хотя произведений о великой отечественной войне великое множество.

2Многоуровневое закрепление. Применение. Формирование умений и навыков

А) Работа в группах Каждая группа получает задания на карточках.

1. --- Стихотворение С.П. Гудзенко «Перед атакой».

→ СЛАЙДЫ

С.П. Гудзенко - поэт -фронтовик, в 19 лет ушел на войну, воевал и писал стихи. Умер от старых ран после войны, когда ему исполнился 31 год.

а) чтение стихотворения;

б) работа группы по карточке №.

1.Как понимаете строчку «Когда на смерть идут-поют»?

2.Какие чувства охватывают героя стихотворения?

3.Перечислите факты из армейской жизни, запечатленные в произведении.

в) выводы учащихся класса (Юноши, ушедшие на фронт, стремились достойно, по-мужски смотреть в глаза смерти и вместе с тем остро чувствовали, что их жизнь может оборваться в самом начале)

2. --- Стихотворение Ю.В. Друниной «Качается рожь несжатая».

→ СЛАЙДЫ

С. Гудзенко ушёл на войну в 19 лет. В ещё более юном возрасте, в 17 лет, прямо со школьной скамьи добровольцем ушла на фронт Ю. Друнина. До конца войны она служила батальонным санитарным инструктором.

В одном из стихотворений она писала о себе: «Я ушла из детства в грязную теплушку, в эшелон пехоты, в санитарный взвод».

а) чтение стихотворения;

б) работа группы по карточке №.

1.Какова основная мысль стихотворения?

2.Через какие изобразительно-выразительные средства передает автор трагизм

людей своего поколения?

3.Художественное своеобразие произведения.

в) выводы учащихся класса (В своих стихотворениях Ю. Друнина рассказывала о девичьей, женской судьбе и ее связи с судьбой Родины)

3. --- Стихотворение К.М. Симонова «Жди меня».

→ СЛАЙДЫ

В 1941 году со страниц газеты «Правда» всю Россию потрясло стихотворение «Жди меня». Стихотворение, звучавшее как заклинание, переписывалось, читалось со сцены, звучало по радио.

а) чтение стихотворения;

б) работа группы по карточке №

1.Каковы первые впечатления?

2.Какие чувства лирического героя передает автор?

3.Какие поэтические приемы использует поэт?

4. --- Стихотворение В.С.Высоцкого «Песня о Земле».

→ СЛАЙДЫ

а) чтение стихотворения;

б) работа группы по карточке №

1.Каковы первые впечатления?

2.Какие чувства лирического героя передает автор?

3.Какие поэтические приемы использует поэт?

В) Заключительная часть.

1.Лист наблюдений и выводов

-Какие трагические стороны войны отражены в стихотворениях?

В)УМШ

Создайте на листах Макет Памятника «ВОВ в произведениях писателей и поэтов»

III. ЗАДАНИЕ НА ДОМ.

1. Сочинение на тему «ВОВ в произведениях писателей и поэтов ХХ века».

Этап рефлексии

- Что нового узнали и чему научились на уроке?

- Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?



© 2010-2022