Урок Комплексный анализ текста

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комплексный анализ текста (10 класс, программа Н.Гольцовой)

Цели:

1. Образовательные: активизировать знания учащихся о тексте, о выразительных средствах языка; определить фонетическую, лексическую, морфологическую и синтаксическую организацию публицистического текста; отработать умения применять на практике знания грамматических норм.

2.Развивающие: совершенствовать языковую и коммуникативную компетенцию учащихся при формировании умения анализировать текст; совершенствовать умение делать синтаксический анализ сложного предложения; умение работать со справочной литературой; совершенствовать навыки выразительного чтения, развивать устную речь учащихся, обогащать их словарный запас; формировать интерес к русскому языку и МХК как учебным предметам.

3.Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию; формировать самостоятельность мышления.

Оборудование: презентация к уроку, программное обеспечение, компьютер, мультимедиа-проектор, экран, раздаточный материал.

Методы: наглядный (иллюстрирование, демонстрация), практический; репродуктивный, объяснительно-иллюстративный; метод наблюдения и анализа языковых единиц, частичного поиска.

Принципы: доступности, сознательности и активности, связи теории с практикой, научности, наглядности.

Тип урока: урок развития речи с элементами интегрирования.









Ход урока:

  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя. Постановка цели урока. Запись даты и темы урока в тетради. (Слайд № 1)

2. Слово учителя.

- Человечество, став с четверенек, увидело с высоты своего роста красоту окружающего мира и попыталось воплотить ее в своей жизни. Шли века, менялись представления и знания людей, но изменилась ли красота и восприятие ее людьми?

3. Чтение текста. Прочитаем текст, предложенный вашему вниманию. (У каждого ученика на столе лежит распечатка с текстом и заданиями). (Слайд № 2)

(1)Что такое красота? (2)Одинаково ли мы воспринимаем красивое? (З) Можно ли оценить красоту? (4)Меняются ли со вре­менем представления о красоте? (5)Часто мы называем краси­вым то, что соответствует нормам и идеалам нашего времени. (6) Идеалы и мода у каждой эпохи свои. (7)Но есть красота не­тленная, непреходящая, к которой человечество обязательно возвращается. (8)Нас никогда не перестанут радовать пропор­ции Парфенона, гармоничность и единство с природой церкви Покрова на Нерли... (9)Я огорчаюсь всякий раз, когда слышу фра­зу: «На вкус и цвет товарищей нет...» (10)Как раз обратное - удивляешься тому, как много людей одинаково оценивают красоту. (По Л. Мигдалу.)

4. Анализ текста.

  • Можно ли данное высказывание назвать текстом? Обос­нуйте свой ответ. (Это текст, потому что предложения связа­ны между собой по смыслу и грамматически, высказывание композиционно завершено. Можно подобрать заголовок.)

  • Вспомните и сформулируйте понятие текста. (Текст - это несколько предложений, связанных в целое темой и основной мыслью, высказывание композиционно завершено.)

  • Определите тему высказывания. (Что такое красота?)

-Какова основная мысль высказывания? (Но есть красота не­тленная, непреходящая, к которой человечество обязательно возвращается.)

- Назовите ключевые слова. ( Красота, идеал, нетленная, непреходящая, гармоничность).

4. Словарная работа.

- Обратимся к словарю. Какое определение дает слову «красота» словарь? (Слайд №3)

- Давайте убедимся в правоте автора и действенности красоты Парфенона и Покрова на Нерли, прослушав небольшие сообщения. (Слайд №4)

5. Выступления учащихся.

Храм Покрова на Нерли

Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с пару­сом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам време­ни. Иногда прославленную белокаменную церковь под Владимиром уподобляют лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания. (Слайд №5)

Благородные пропорции белого храма, отражающе­гося свыше восьми веков в водах, точно и естественно вписываются в окружающий пейзаж - луговое сред­нерусское раздолье, где растут духмяные травы, лазо­ревые цветы и звучат нескончаемые песни жаворон­ков. (Слайд №6)

Трудно сказать, когда Покровом на Нерли лучше всего любоваться. Недвижимый белый камень удиви­тельным и таинственным образом перекликается с временами года.

На рассвете, когда над заречными муромскими ле­сами играют солнечные лучи, от всплесков светотени древние стены словно колеблются, светлея час от часу. Храм возвышается среди волн, как белоснежный ле­бедь. Текут речные потоки. (Слайд №7)

Очень хорош Покров на Нерли летом, когда косари выходят на пойму, когда замолкают кукушки и на зе­лени появляются солнечные подпалины. С высокого холма, где стоит храм, открываются луга, с травами и цветами, которые, как ковер, ведут к храму. (Слайд №8) А в воде, подступающей к холму, отражается храм, как сказоч­ное видение. Храм плавает в подводной глубине.

Там, внизу, в подводном царстве, чуть заметно по­качиваются вершины деревьев, овевая, словно опаха­лами, белопенный храм.

Окончилось жаркое лето, и желтизной вспыхивают леса, по которым крадется осень. (Слайд №9) Золотистые листья покрывают холм возле Покрова. Печаль родных по­лей. Столетиями перед храмом умирали цветы и тра­вы, а звериные и человеческие рельефы, стройный ка­менный пояс, порталы, украшенные резьбой, недви­жимо возвышаются над окрестностью.

Зима обволакивает бахромой деревья, кустарники, и храм растворяется в окружающей белизне. Зимние припорошенные деревья похожи на цветущие вишни. Холодные своды храма по-прежнему полны жизни и чувства. (Слайд №10)

Дни и ночи, месяцы и го­ды, столетия уносит река жизни. Сменяются поколе­ния, а лебедь-храм плывет и плывет среди неоглядных просторов. Любуясь Покровом на Нерли, думаешь об истории храма, о веках, что пронеслись над его стена­ми...

Парфенон

История этого храма удивительна. Он притягивает к себе, как магнит. Поднимаешься по крутой тропе, ведущей из древней части Афин на вершину Ареопага - каменного выступа, с которого много веков назад проповедовал св. апостол Павел. Где-то далеко внизу едва виднеется современный город, и солнце, поднимающееся на светлом прозрачном оранжево-красном небосклоне Греции по утрам, освещает Парфенон, блистательный даже в руинах. Подобно царице в величественном уборе, он стоит в сиянии славы своей истории. (Слайд №11)

Лучше всего прийти сюда рано утром или поздно вечером, когда солнце садится за Акрополем, сияя великолепием красок - совершенно особенными, так характерными именно для Греции оттенками красного и золотого.

Путешественник обычно совершенно не ожидает увидеть то, что предстает перед его глазами, и бывает не подготовлен к первой своей встрече с храмом на вершине Акрополя. Даже лежа в руинах, храм поражает чем-то необыкновенным. Один писатель справедливо заметил: "Почему до сих пор не удается запечатлеть величие Парфенона на картинах и фотографиях? На этот вопрос трудно ответить. В этом храме есть особое равновесие, некий чисто греческий отказ от лишнего и ненужного, который совершенно невозможно передать на холсте, поскольку воспринимается это не глазами, а сердцем и умом... Парфенон похож на птицу, зависшую в воздухе, в то краткое мгновение, когда она складывает крылья и все еще сохраняет равновесие".

В книге "In the Steps of St. Paul" ("Стопами св. Павла"), написанной в 1930-х годах Х.В. Мортоном, есть поразительный рассказ о первой встрече автора с Парфеноном: «Пройдя сквозь Пропилеи, я увидел перед собой огромное пространство поднимающейся вверх грубой скалы. На вершине этой скалы на фоне голубого неба стоял Парфенон. Я подумал, что никогда в жизни не видел подобной красоты. Я даже боялся подойти ближе и понять, что ошибся... Вознесенный высоко над Афинами, превосходящий размерами все мои прежние представления о нем, и все же странно невесомый, окруженный лишь синевой неба, Парфенон и в руинах выглядит так, будто только что опустился с небес на вершину Акрополя. (Слайд №12)

В середине XIV века Педро IV Арагонский писал о Парфеноне: "Это величайший из всех алмазов вселенной; такой, какой не под силу воспроизвести всем Царям Христианского мира".

Во время осады Афин венецианцами в 1678 году турки разместили в Парфеноне пороховой склад. Порох взорвался от удара снаряда, храму был нанесен серьезный ущерб.

Но и Парфенон до сих пор остается образцом воплощения земной красоты, которой мало равных. (Слайд №13)

- Выступления ребят еще раз помогли убедиться в истинности мысли автора о непреходящей ценности красоты.

7. Комплексный анализ текста.

- Вернемся к прочитанному тексту. В качестве заданий предлагаю вам решить сначала 5 тестовых заданий в формате ЕГЭ.

1. Какое из высказываний вы бы выбрали в качестве эпиграфа к этому тексту? Ответ аргументируйте (устно).



1) Красота - не прихоть полубога,

А хищный глазомер простого столяра.

(О. Мандельштам)

2) Чтобы не нарушить, не расстроить,

Чтобы не разрушить, а построить...

(В. Высоцкий)

3) Чему бы жизнь нас ни учила,

Но сердце верит в чудеса:

Есть нескудеющая сила,

Есть и нетленная краса.

(Ф. Тютчев)

4) Из тяжести недоброй

И я когда-нибудь

Прекрасное создам...

(О. Мандельштам)

2. К какому стилю речи относится текст? Ответ аргументируйте (устно).

1) к публицистическому

2) к научному

3) к разговорному

4) к официально-деловому

3. Каков тип речи текста? Ответ аргументируйте (устно).

1)описание с элементами рассуждения

2) рассуждение

3) повествование

4) повествование с элементами описания

4. С помощью какого языкового средства связаны 6-е и 7-е предложе­ния? Ответ аргументируйте (устно).

1) лексический повтор

2) противительный союз

3) личное местоимение

4) частица

Дополнительные вопросы:

- Какая это связь: цепная или параллельная?

- Есть ли в тексте параллельная связь?

5. Какие средства выразительности не используются в этом тексте? Ответ аргументируйте (устно).

1) фразеологизмы

20 ряды однородных членов

3) ряд вопросительных предложений

4) метафора

Ответы: 3,1,2,2,4

- Ответы учащихся.

- Итак, подведем итог: что мы узнали о тексте? (Вывод делает ученик).

6. Найдите в тексте синонимы, выпишите их. Дополните синонимический ряд. (Нетленная, непреходящая, вечная, никогда не исчезающая). Дополнительный вопрос: Какова их роль?

7. Выпишите из предложения 5 местоимения. (Мы, то, что, нашего).

8. Выпишите из предложения 9-10 слово, образованное неморфологическим способом. (Обратное).

9. Найдите сложные предложения, в состав которых входят односоставные предложения. (9, 10).

Дополнительное задание: Определите тип односоставных предложений.

10. Составьте схему 7 предложения.

- Дополнительное задание: устно дайте характеристику предложения.

11. Выпишите 3-4 слова с проверяемой безударной гласной в корне, 3-4 - с непроверяемой гласной в корне, 1 слово с чередующейся гласной.

- Проверьте себя. (Ответы на слайде № 14).

- С какими трудностями вы столкнулись при выполнении заданий? Анализ ошибок.

- Особое внимание прошу обратить на те моменты, которые вызвали наибольшие затруднения. Дома необходимо еще раз обратиться к теоретическому материалу, задать интересующие вас вопросы на последующих уроках и консультациях.

8. Самостоятельная работа. Тест по теме «Гласные в корне слова, после шипящих и после ц».

-Над какими орфограммами мы работали на предшествующих уроках?

- Выполните тест.

Вариант № 1

1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1)б..лезнь, в..дить, з..ря

2)ист..щение, г..лосовать, крыж..вник

3)в..сна, запл..сать, п..ровать

4) пол..жение, печ..нка, ж..лудь

2. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1)зап..щать, ц..фровой, ц..ган

2)укр..пить, кр..кун, т..нуть

3)вж..влять, ж..стяной, ж..на

4)капюш..н, ц..кот, пол..жить

3. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1)к..саться, р..сли, ад..птация

2)б..калея, аб..жур, подск..чить

3)р..стение, проск..чить, пл..вучий

4)соб..рательный, обл..гация, пласт..лин

4.В каком ряду во всех трех словах пропущена буква Е?

1)подст..лить, р..зонанс, ст..пендия

2)в..львет, переб..рать, в..рзила

3)отп..рать, отж..мать, р..естр

4) отд..ру, (флаг) разв..вается, вин..грет

5. В каком ряду во всех трех словах пропущена буква О?

1)к..мбинезон, пар..пет, мете..рит

2)разр..внять грядку, соприк..сновение, нам..лоть муку

3)осн..стить, ум..лять достоинство, перег..реть

4)п..рафин, р...диатор, обв..рожить

Ответ:2,4,4,4,2.

Вариант 2.

1.В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1)р..птать, д..лина, к..бриолет

2)беч..вка, ж..лтый, ч..ткий

3)сотв.рить, п..лисадник, л..терея

4)заб..рутся, пл..нительный, ощ..пать

2. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1)х..лодильник, ц..коль, ч..рный

2)аб..немент, в..лидол, ж..ра

3)ч..сы, ч..тать, ч..четка

4)ш..велиться, ш..птать, поб..дить

3.В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1)оз..рять, ср..внительный(метод), возл..жить

2)соч..тать, выж..г, зач..сать

3)ув..ртюра, ш..велюра, зап..рать

4)г..белен, кат..комба, пар..пет

4. В каком ряду во всех трех словах пропущена буква А?

1)алг..ритм, бак..лавр, подр..внять (кусты)

2)пл..вец, откл..нение, взр..стить

3)нар..стание, в..люта, бр..коньер

4)ур..вень производства, имп..нировать, к..либр

5. В каком ряду во всех трех словах пропущена буква И?

1)пл..сун, неприм..римый, т..сненый

2)рем..сло, заж..гание, в..пиющий

3)хр..щевой, разл..ваться, сл..паться

4)выч..щенный, чинопоч..тание, прим..рение

Ответы:2,4,2,3,4.

Примечание. Тестовые задания взяты из книги И.В.Текучевой «Тесты и задания по русскому языку для подготовки к ЕГЭ: к учебнику А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой «Русский язык. 10-11 классы»: 10 класс». - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.

9. Проверка. Анализ ошибок.

10. Домашнее задание.

- Найдите и спишите текст-описание какого-либо произведения живописи, скульптуры, архитектуры. Обозначьте изученные орфограммы по теме «Гласные в корне, после шипящих и ц».

11. Итоги урока.

- Что для вас сегодня на уроке было особенно полезным, интересным?

- С какими трудностями вы столкнулись в процессе работы над текстом?

- Сегодня на уроке о многом говорили, много решали заданий. Но наш урок начался с вопроса, который задавали себе философы, художники, поэты, писатели. Например, Николай Заболоцкий

… что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?


- Сегодня мы говорили о нетленной красоте, запечатленной в камне. Но красота всюду. Она - в скромных полевых цветах (слайд №15) и неверном первом снеге (слайд №16), в детях, открывающих мир, (слайд №17) и в шуршащих осенних листьях (слайд №18), в последнем луче заходящего солнца (слайд №19) и любящих объятьях молодоженов (слайд №20), в улыбке ребенка (слайд №21) и в счастье родных и любимых (слайд №22), в непревзойденных полотнах Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана (слайд №23,24), скульптурах Родена (слайд №25) и в бессмертных произведениях Толстого, Тургенева, Чехова (слайд №26), в высочайшей музыке Баха, Бетховена, Моцарта (слайд №27).

Вы тоже поразмышляли над этим вопросом и писали сочинение на тему: «Что такое красота?» В ваших сочинениях, во многом схожих, повторяется одна мысль - мысль о том, что человек должен быть красив не только внешне (что совсем не обязательно), но и внутренне. А эта сторона красоты является категорией нравственной, ибо, как утверждал Альберт Эйнштейн, «важнейшее из человеческих усилий - стремление к нравственности. От него зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование. Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни» (слайд №28). И в заключение урока я предлагаю послушать сочинение Лизы Ж. ( Чтение сочинения.)

На обшарпанной стене одного из коридоров висят за стеклом картины. Возле них почему-то постоянно топчется много различных людей. Только вот непонятно, чему они улыбаются и, пока не видит никто, украдкой утирают набежавшие слезы.

Подойти и рассмотреть поближе - обычные рисунки. Да и рисунками-то назвать сложно… Каракули. А людям нравится, хвалят, да еще и в рамки повесили.

Особенно привлекает всех одна картина. На ней изображено нечто непонятное в виде круга, нескольких овалов и длинных прямых линий. Говорят, это портрет. Приглядеться, и правда! Большой круг можно принять за лицо, в овалах с трудом, но все же можно различить глаза, нос и рот, а линии - это, выходит, волосы. Да, специфическая внешность, ничего не скажешь!

Чуть ниже висят еще картины. И все тоже портреты. Правда, отличаются друг от друга несказанно… А есть и такие, что и вообще не поймешь, что там автор задумал изобразить.

Конечно, есть здесь не только «портреты», но и нечто иное. Вот тут, кажется, нарисован дом с трубой, из которой валит дымок. Рядом - сад с деревьями и грядками. В небе - незатейливое солнышко. С трудом удалось различить, но в целом - понятно. А вон на той картине - вроде бы животное какое-то… Ах, да! Говорят, что это лось. Правда, из всего наиболее понятны рога…

Много на этой стене висит рисунков, непонятных, нелепых, смешных. И это даже вызывает возмущении: почему ими все так восхищаются?

Оглядываешься по сторонам и не веришь своим глазам: все такие взрослые и серьезные дядечки и тетечки выглядят совсем даже и несерьезно. Блестящие глаза, отчего-то грустная полуулыбка на губах и не совсем понятное умиление и трепет в лице. А между тем вдруг осознаешь: да ведь ты выглядишь так же!

Вот еще эти восклицания вроде «Ах, как красиво!» или «Боже! Да это красота!» Да где же здесь красота, помилуйте!? В перекошенных ли глазах, нарисованных едва ли в пределах человеческого лица? В рогах ли, изображенных отдельно от лося? Или в тех уродцах, держащихся не то за руки, не то за ноги?

Вдруг в глаза бросается надпись под одной из картин: «Новикова В. 7 лет. Слепоглухота». И под другой: « Денисов М. 4 года. Полная слепота вследствие ДЦП». И под третьей: « Петрова К. 13 лет. Дальтонизм» Да ведь таких надписей здесь - под каждой рамкой! Едва обратишь на них внимание, как они начинают резать глаз, мелькать повсюду, везде.

И совсем неожиданно все эти каракули в рамках принимают совершенно иной вид. Ты теперь почему-то можешь различить, что на той картине - семья (а уже не уродцы) держится именно за руки. И уже не кажется ужасным, что рога живут своей, отдельной от лося жизнью и что глаза на портрете перекошены и находятся вовсе не на лице. И так же неожиданно ты понимаешь, что не видел в жизни ничего красивее, чем эти нелепые, безобразные каракули. И в горле стоит комок, и глаза жгут непрошеные слезы…

А может быть, это злость и желчь сжимают горло и жгут глаза? Все те негативные, неблагодарные эмоции, которым дали выход обычные рисунки слепых от рождения детей? Нет, не рисунки, а то прекрасное и красивое, что было в них вложено, - душа.

-Хочется всем нам пожелать быть душевно красивыми, а значит, нравственно безупречными… Или хотя бы стремиться к этому, насколько это возможно…

12

© 2010-2022