Статья: «ГУЛАГ в Красноярском крае»

По инициативе писателей и словесников 26 марта 2014 года в Москве в Доме Русского Зарубежья имени Александра Солженицына намечено провести круглый стол на тему «“Архипелаг ГУЛАГ” Александра Солженицына: вопросы изучения и чтения в школе». Редакция журнала» Литература» провела заочный Круглый стол по этому произведению. К сожалению, следы системы большевистского ГУЛАГа сохранились по всей нашей стране до сих пор, и у учителя есть возможность предъявить своим ученикам «наглядные пособия» по изучен...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Я живу в Красноярске всю жизнь. Раньше Красноярский край был местом ссылки.

При изучении « Архипелага ГУЛАГа» Александра Солженицина я обращаюсь к архивам:

Cтатья Степана Черноушека в Neue Zürcher Zeitung рассказывает о местах, хранящих память о ГУЛАГе в Красноярском крае.

В 1913 году в Красноярском крае , в Туруханском районе , в маленькой деревне Курейке, которая находится за Полярным кругом, отбывал ссылку политический заключенный И.В.Сталин.

Через 25 лет на Севере Красноярского края появятся сотни сталинских ГУЛАГов.

60 лет прошло после смерти Сталина, а они все еще там - следы сталинской «мертвой железной дороги» за полярным кругом.

По воле Сталина 1200-километровая железная дорога за полярным кругом должна была соединить две сибирские реки Енисей и Обь. После 1947 года на ее строительство были брошены около 100 000 заключенных. Смерть Сталина в 1953 году положила этому проекту бесславный конец. До сего дня здесь видны следы ужасов ГУЛАГа.

За полярным кругом в глухой тайге стоит одинокий паровоз, поросший травой и кустарником - напоминание о жестокой абсурдности сталинской мании величия. Середина августа, припекает, к тому же безветренно - идеальные условия для комаров, которых здесь называют гнусом. Сними я перчатку, и рука скоро покроется кровавыми ранами. Закутанные с ног до головы, в перчатках и шляпах с москитной сеткой на лице, мы идем по железнодорожным путям, которые иногда завиваются подобно американским горкам.
Мы натыкаемся на остатки штрафлагеря Барабаниха, содержавшего более чем 1000 заключенных. На площади в 300 метров длиной и 250 метров шириной в высокой траве стоят бараки, в основном, с обрушившимися крышами. Внутри бараков - нары в два этажа вдоль стен, некоторые все еще в хорошем состоянии. В центре небольшая печь, которая при температуре, опускавшейся зимой до минус пятидесяти градусов, вряд ли может нагреть всю комнату. На полу лежат огромные метлы, один валенок, пуговица, коробок спичек марки Соб, разорванная карта Европы и зэковская шапка. В лагерной больнице мы обнаружили стеклянные бутылочки из-под лекарств, коробочки с витаминами и отдельные листы бумаги: «Для здоровья трудящихся». Похоже, что лагерь был поспешно оставлен. Об этом свидетельствует надпись на двери барака: «21 мая 1953, день освобождения для 200 человек!»

Дорога строилась в 1947-1953 годах по прямому указанию Сталина , в основном, заключенными ГУЛАГа - на этот амбициозный проект было брошено около 100 000 человек.

Только за несколько недель до смерти Сталина 5 марта 1953 года новое советское руководство утвердило стройку. А сразу после смерти Сталина строительство было остановлено. 900 км к тому времени были готовы. Теперь в тундре и тайге существует эта заброшенная «мертвая железная дорога. Это музей ГУЛАГа под открытым небом, но без посетителей.
В настоящее время дорога представляет собой картину всех мыслимых и немыслимых видов разрушения. Название «Мертвая дорога» как нельзя более точно описывает ее нынешнее состояние - остатки рельсового пути, полуразрушенные насыпи, ржавеющие останки паровозов и вагонов.

Почему все знают такие названия, как Освенцим, Бухенвальд, Треблинка? Но почти никто не слышал Ермаково, Печора, Бутыгычаг? Почему в бывшие немецкие концлагеря люди ездят как в музеи, а тут делается все для того, чтобы от лагерей ничего не осталось? Неужели советская система концлагерей была менее чудовищна?

Остатки железной дороги тянутся сквозь эту пустыню на тысячу километров. Минимум на каждом десятом километре стоит рабочий лагерь. Это означает, что в тайге и тундре на запад отсюда осталось около ста заброшенных лагерей.

В отличие от остальных «великих строек социализма» железная дорога Салехард - Игарка осталась навсегда заброшенной. Из-за большой удаленности этих районов и спешке, с которой проводилась ликвидация, до сегодняшнего дня сохранились остатки магистрали и прилегающих к ней лагерей в том же состоянии, в каком они были покинуты. Железная дорога получила название Мертвая дорога. Собственно говоря, это настоящий музей ГУЛАГа под открытым небом. Разве что без посетителей...







© 2010-2022