- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разбор имени существительного (3
Разбор имени существительного (3
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Засечкина Л.С. |
Дата | 12.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: Разбор имени существительного как части речи
Цели:
1 Систематизация знаний учащихся по теме: «Имя существительное»
2. Выполнение разбора имени существительного как части речи.
Планируемы результаты:
1. Предметные УУД:
- умение находить орфограммы в словах
- умение выделять грамматические группы слов
- умение разбирать имена существительные как часть речи; производить разбор слов по составу; предложения по членам и частям речи
2. Личностные УУД:
- формировать интерес к учебно-исследовательской деятельности;
- формировать интерес, сопереживание за своих соотечественников-спортсменов
в предстоящей олимпиаде;
- формировать ориентацию на понимание оценок учителя и причин успеха в
учебе
3. Метапредметные УУД
а) регулятивные:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока
- формировать умение пользоваться алгоритмом, предлагаемым в учебнике
б) коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
в) познавательные:
- извлекать информацию из текста
- редактирование текста
Оборудование урока
-
ноутбук
-
проектор
-
экран
-
учебник «Русский язык» 3 класс УМК «Школа 2100»
-
карточки для групповой работы
Структура урока
I Оргмомент
II Чистописание - 10 мин
III Формирование темы и целей урока
IV Систематизация знаний
V Словарная работа - 10 мин
VI Физминутка
VII Развитие Учебно-языковых умений - 10 мин
VIII Творческая работа - 10 мин
IX Итог урока
X Домашнее задание
Оформление доски
1 Запись: Тридцать первое января.
Классная работа.
хт св хс хв тс тв
хоккей теннис самбо
хоккеист теннисист воднолыжник
2 Эмблема
Ход урока
I Оргмомент
II Чистописание
Тридцать первое января.
Классная работа.
- Назовите орфограммы в словах. Спишите, выделите орфограммы.
хт св хс хв тс тв
хоккей теннис самбо
хоккеист теннисист воднолыжник
- Назовите орфограммы в словах. Спишите, выделите орфограммы.
- Дайте название множеству слов 1-й строки. (Виды спорта)
- Дайте название множеству слов 2-й строки. (Спортсмены, или люди, занимающиеся этим видом спорта.)
- Какое важное событие ожидает нас в ближайшем будущем? (Олимпиада 2014г в г.Сочи)
- А теперь рассмотрите слова по столбцам. Прочитайте их. (Слова в 1-ом и 2-ом столбцах однокоренные)
- Какой общий корень? Выделите его. (хоккей, хоккеист - корень хоккей; теннис, теннисист - теннис)
- Как образовались слова второй строчки? (с помощью суффикса -ист)
- Выделите их.
- А слова в 3-ем столбце? (Не однокоренные)
- А какое слово среди всех слов по структуре лишнее? (Воднолыжник, так как оно сложное)
- Как оно образовалось? (От слов «водные», «лыжи»)
- Разберите его по составу. (Разбор учеником на доске, остальные в тетради)
- А как можно назвать все слова в 2-х строках? (Имена существительные)
- Как вы это определили? (Обозначают предмет и отвечают на вопросы Кто? И Что?)
III Формирование темы урока и целей урока.
- Вспомните, чем мы занимались на предыдущих уроках русского языка? (Определяли признаки имен существительных)
- Назовите постоянные признаки имен существительных. (неодушевленные и одушевленные; род)
- Назовите непостоянные признаки имен существительных (число)
- Сформулируйте сами тему урока. (Постоянные и непостоянные признаки имен существительных)
- Определение всех известных признаков у имени существительных называется разбором имени существительного, как части речи или морфологическим разбором.
Слайд 1
Слайд 2
- Прочитайте предложения. Что это? (Пословицы)
- О чем они? (О смелости, уме, отваге)
- Имеют ли отношение эти качества людей в предстоящей олимпиаде? (Эти качества нужны спортсменам для победы)
- спишите 1-ю и 4-ю пословицы.
- Найдите в них слова - синонимы. (Смелость, отвага)
- А какие качества нужны вам на уроке? (Смелость, ум, внимание, прилежание)
- Не забывайте об этом на уроке.
IV Систематизация знаний
- На какие вопросы отвечают имена существительные 1-ой строки? (Что?)
- Какие это существительные? (Неодушевленные)
- На какие вопросы отвечают имена существительные 2-ой строки? (Кто?)
- Какие это существительные? (Одушевленные)
- Назовите 1-ый признак имен существительных. (Одушевленное или неодушевленное имя существительное)
Слайд 3
V Словарная работа
Игра «Эстафета»
Каждый ряд получает карточки со словарными словами. Ученики вставляют пропущенные букву (-ы) в одно и передают карточку следующему. Какой ряд быстрее и правильнее выполнит работу, тот и победил.
Г…мнастика, фу…бол, ф…хтование, …кр…батика, в…л…йбол, водное пол…, …тлетика, б…ске…бол, ф…гурное к…тание.
Коллективная проверка.
Учитель называет слово, ученики в классе называют орфограмму, 1 ученик за 1-ой партой в каждом ряду оценивает работу. Сколько правильных вставленных орфограмм, столько и баллов.
Определяется победитель (I, II, III места)
Карточки забирает учитель.
- Вспомните слова в 1-ом столбце, во 2-ом, в 3-ем. (Ученики называют слова)
- По какому признаку они разделены? (Род имен существительных)
- Определите род имен существительных в каждом столбце.( I -женский род, II - мужской род, III - средний род)
Слайд 4
- Запишите по памяти по одному имени существительного мужского рода, женского рода и среднего рода. Выделите орфограмму и обозначьте род.
- Сейчас я вам прочитаю стихотворение, вы его внимательно прослушайте и после скажите, о чем оно.
- Вся Россия рада:
У нас олимпиада!
Праздник спорта мировой
Ожидает нас зимой!
Мы радушны, хлебосольны!
Ждем гостей и тем довольны!
Приезжайте, выступайте
И, конечно, побеждайте!
Ждет вас множество призов!
Будь готов и будь здоров!
(Это стихотворение об Олимпиаде)
- Придумайте предложение со словом «Олимпиада», запишите его и разберите по членам и частям речи.
(1 ученик разбирает у доски)
VI Физминутка
- Запомните имена существительные, которые встретились в тексте физминутки.
Руки подняли и помахали:
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули:
Ветер сбивает росу.
В стороны руки и помахали:
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажет:
Крылья сложили назад.
(Руки, деревья, лесу, кисти, ветер, стороны, птицы, крылья)
- В какой форме употреблены имена существительные? ( В форме единственного и множественного числа)
Слайд 4
VI Развитие учебно-языковых умений
- Мы с вами вспомнили признаки имен существительных. А теперь познакомимся с порядком разбора имен существительных как части речи. (с.39)
Беседа по ходу чтения
- Почему сначала называем постоянные, а затем непостоянные признаки?
- Обратите внимание на правильное сокращение слов при записи.
Упражнение в разборе имени существительного как части речи.
Упражнение 263. Выполняется на доске и в тетради с комментированием
VIII Творческая работа
- Прочитайте текст. (Текст на слайде)
Слайд 5
- Чем интересен текст? (Сведения о морже)
- А что в нем не понравилось, показалось «лишним»? (Повтор слова «морж»)
- Оправдан ли этот повтор? (Нет)
- Почему? (Существительное морж можно заменить словами «он», «у него», «великан», «зверь»)
- Отредактируйте и запишите текст.
- Разберите как часть речи существительное «клыки»
IX Итог урока
- Достигли мы целей урока? (Да)
- Что удалось на уроке легко?
- Что вызвало затруднения?
(Дети делятся своими впечатлениями)
X Домашнее задание: стр. 40, упр. 2
Самоанализ урока
-
Общие сведения:
- 3 «А» класс, 29 человек, 31.01.2014 год
- «Разбор имени существительного как части речи»
- систематизация признаков имен существительных и разбор имен существительных как части речи;
2. Оборудование урока:
1) на доске запись сочетаний букв и слов на этапе «Чистописание»
2) ноутбук, проектор, экран, эмблема олимпиады
3) учебник, карточки для групповой работы.
3. Содержание урока
- содержание соответствует программе, задачам урока;
- способствует систематизации знаний об имени существительном и формированию навыка морфологического разбора
- материал урока способствовал развитию творческих способностей учащихся
- развивались навыки морфемного, синтаксического разбора слов, предложений, формировался навык морфологического разбора
- осуществлялась связь с окружающим миром, литературным чтением, информатикой
- содержание урока способствовало развитию интереса к учению.
4. Тип урока и структура урока
- урок-обобщение знаний
- связан с предыдущими уроками
- этапы урока логически связаны
- урок целостный и завершенный
5. Принципы обучения
- урок связан с событием «Олимпиада 2014»
- презентация использовалась для систематизации знаний об имени существительном и творческой работы
- на каждом этапе достигалась сознательность, активность и самостоятельность учащихся
- характер познавательной деятельности - поисковый, творческий
6. Организация учебной работы на уроке
- На каждом этапе ставились 1 задача для определения каждого признака имен существительных
- Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
- Виды деятельности: списывание, хоровое литературное чтение, письмо по памяти, творческая работа (составление предложения и редактирование текста)
- развитие учащихся (развитие логического мышления, критичность мысли, умение сравнивать, делать выводы)
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3»
г. Ивантеевки Московской области
ОТКРЫТЫЙ УРОК
Предмет Русский язык
Класс 3 «А»
Дата проведения 31 января 2014 года
Учитель Засечкина Любовь Сергеевна
Тема урока «Разбор имени существительного как части речи»