Разбор имени существительного (3

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Разбор имени существительного как части речи

Цели:

1 Систематизация знаний учащихся по теме: «Имя существительное»

2. Выполнение разбора имени существительного как части речи.

Планируемы результаты:

1. Предметные УУД:

- умение находить орфограммы в словах

- умение выделять грамматические группы слов

- умение разбирать имена существительные как часть речи; производить разбор слов по составу; предложения по членам и частям речи

2. Личностные УУД:

- формировать интерес к учебно-исследовательской деятельности;

- формировать интерес, сопереживание за своих соотечественников-спортсменов

в предстоящей олимпиаде;

- формировать ориентацию на понимание оценок учителя и причин успеха в

учебе

3. Метапредметные УУД

а) регулятивные:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока

- формировать умение пользоваться алгоритмом, предлагаемым в учебнике

б) коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

в) познавательные:

- извлекать информацию из текста

- редактирование текста


Оборудование урока

  1. ноутбук

  2. проектор

  3. экран

  4. учебник «Русский язык» 3 класс УМК «Школа 2100»

  5. карточки для групповой работы

Структура урока

I Оргмомент

II Чистописание - 10 мин

III Формирование темы и целей урока

IV Систематизация знаний

V Словарная работа - 10 мин

VI Физминутка

VII Развитие Учебно-языковых умений - 10 мин

VIII Творческая работа - 10 мин

IX Итог урока

X Домашнее задание


Оформление доски

1 Запись: Тридцать первое января.

Классная работа.

хт св хс хв тс тв

хоккей теннис самбо

хоккеист теннисист воднолыжник

2 Эмблема

Ход урока

I Оргмомент

II Чистописание

Тридцать первое января.

Классная работа.

- Назовите орфограммы в словах. Спишите, выделите орфограммы.


хт св хс хв тс тв

хоккей теннис самбо

хоккеист теннисист воднолыжник

- Назовите орфограммы в словах. Спишите, выделите орфограммы.

- Дайте название множеству слов 1-й строки. (Виды спорта)

- Дайте название множеству слов 2-й строки. (Спортсмены, или люди, занимающиеся этим видом спорта.)

- Какое важное событие ожидает нас в ближайшем будущем? (Олимпиада 2014г в г.Сочи)

- А теперь рассмотрите слова по столбцам. Прочитайте их. (Слова в 1-ом и 2-ом столбцах однокоренные)

- Какой общий корень? Выделите его. (хоккей, хоккеист - корень хоккей; теннис, теннисист - теннис)

- Как образовались слова второй строчки? (с помощью суффикса -ист)

- Выделите их.

- А слова в 3-ем столбце? (Не однокоренные)

- А какое слово среди всех слов по структуре лишнее? (Воднолыжник, так как оно сложное)

- Как оно образовалось? (От слов «водные», «лыжи»)

- Разберите его по составу. (Разбор учеником на доске, остальные в тетради)

- А как можно назвать все слова в 2-х строках? (Имена существительные)

- Как вы это определили? (Обозначают предмет и отвечают на вопросы Кто? И Что?)

III Формирование темы урока и целей урока.

- Вспомните, чем мы занимались на предыдущих уроках русского языка? (Определяли признаки имен существительных)

- Назовите постоянные признаки имен существительных. (неодушевленные и одушевленные; род)

- Назовите непостоянные признаки имен существительных (число)

- Сформулируйте сами тему урока. (Постоянные и непостоянные признаки имен существительных)

- Определение всех известных признаков у имени существительных называется разбором имени существительного, как части речи или морфологическим разбором.

Слайд 1

Слайд 2

- Прочитайте предложения. Что это? (Пословицы)

- О чем они? (О смелости, уме, отваге)

- Имеют ли отношение эти качества людей в предстоящей олимпиаде? (Эти качества нужны спортсменам для победы)

- спишите 1-ю и 4-ю пословицы.

- Найдите в них слова - синонимы. (Смелость, отвага)

- А какие качества нужны вам на уроке? (Смелость, ум, внимание, прилежание)

- Не забывайте об этом на уроке.

IV Систематизация знаний

- На какие вопросы отвечают имена существительные 1-ой строки? (Что?)

- Какие это существительные? (Неодушевленные)

- На какие вопросы отвечают имена существительные 2-ой строки? (Кто?)

- Какие это существительные? (Одушевленные)

- Назовите 1-ый признак имен существительных. (Одушевленное или неодушевленное имя существительное)

Слайд 3

V Словарная работа

Игра «Эстафета»

Каждый ряд получает карточки со словарными словами. Ученики вставляют пропущенные букву (-ы) в одно и передают карточку следующему. Какой ряд быстрее и правильнее выполнит работу, тот и победил.

Г…мнастика, фу…бол, ф…хтование, …кр…батика, в…л…йбол, водное пол…, …тлетика, б…ске…бол, ф…гурное к…тание.

Коллективная проверка.

Учитель называет слово, ученики в классе называют орфограмму, 1 ученик за 1-ой партой в каждом ряду оценивает работу. Сколько правильных вставленных орфограмм, столько и баллов.

Определяется победитель (I, II, III места)

Карточки забирает учитель.

- Вспомните слова в 1-ом столбце, во 2-ом, в 3-ем. (Ученики называют слова)

- По какому признаку они разделены? (Род имен существительных)

- Определите род имен существительных в каждом столбце.( I -женский род, II - мужской род, III - средний род)

Слайд 4

- Запишите по памяти по одному имени существительного мужского рода, женского рода и среднего рода. Выделите орфограмму и обозначьте род.

- Сейчас я вам прочитаю стихотворение, вы его внимательно прослушайте и после скажите, о чем оно.

- Вся Россия рада:

У нас олимпиада!

Праздник спорта мировой

Ожидает нас зимой!

Мы радушны, хлебосольны!

Ждем гостей и тем довольны!

Приезжайте, выступайте

И, конечно, побеждайте!

Ждет вас множество призов!

Будь готов и будь здоров!

(Это стихотворение об Олимпиаде)

- Придумайте предложение со словом «Олимпиада», запишите его и разберите по членам и частям речи.

(1 ученик разбирает у доски)

VI Физминутка

- Запомните имена существительные, которые встретились в тексте физминутки.

Руки подняли и помахали:

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули:

Ветер сбивает росу.

В стороны руки и помахали:

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажет:

Крылья сложили назад.

(Руки, деревья, лесу, кисти, ветер, стороны, птицы, крылья)

- В какой форме употреблены имена существительные? ( В форме единственного и множественного числа)

Слайд 4

VI Развитие учебно-языковых умений

- Мы с вами вспомнили признаки имен существительных. А теперь познакомимся с порядком разбора имен существительных как части речи. (с.39)

Беседа по ходу чтения

- Почему сначала называем постоянные, а затем непостоянные признаки?

- Обратите внимание на правильное сокращение слов при записи.

Упражнение в разборе имени существительного как части речи.

Упражнение 263. Выполняется на доске и в тетради с комментированием

VIII Творческая работа

- Прочитайте текст. (Текст на слайде)

Слайд 5

- Чем интересен текст? (Сведения о морже)

- А что в нем не понравилось, показалось «лишним»? (Повтор слова «морж»)

- Оправдан ли этот повтор? (Нет)

- Почему? (Существительное морж можно заменить словами «он», «у него», «великан», «зверь»)

- Отредактируйте и запишите текст.

- Разберите как часть речи существительное «клыки»

IX Итог урока

- Достигли мы целей урока? (Да)

- Что удалось на уроке легко?

- Что вызвало затруднения?

(Дети делятся своими впечатлениями)

X Домашнее задание: стр. 40, упр. 2


Самоанализ урока


  1. Общие сведения:

- 3 «А» класс, 29 человек, 31.01.2014 год

- «Разбор имени существительного как части речи»

- систематизация признаков имен существительных и разбор имен существительных как части речи;

2. Оборудование урока:

1) на доске запись сочетаний букв и слов на этапе «Чистописание»

2) ноутбук, проектор, экран, эмблема олимпиады

3) учебник, карточки для групповой работы.

3. Содержание урока

- содержание соответствует программе, задачам урока;

- способствует систематизации знаний об имени существительном и формированию навыка морфологического разбора

- материал урока способствовал развитию творческих способностей учащихся

- развивались навыки морфемного, синтаксического разбора слов, предложений, формировался навык морфологического разбора

- осуществлялась связь с окружающим миром, литературным чтением, информатикой

- содержание урока способствовало развитию интереса к учению.

4. Тип урока и структура урока

- урок-обобщение знаний

- связан с предыдущими уроками

- этапы урока логически связаны

- урок целостный и завершенный

5. Принципы обучения

- урок связан с событием «Олимпиада 2014»

- презентация использовалась для систематизации знаний об имени существительном и творческой работы

- на каждом этапе достигалась сознательность, активность и самостоятельность учащихся

- характер познавательной деятельности - поисковый, творческий

6. Организация учебной работы на уроке

- На каждом этапе ставились 1 задача для определения каждого признака имен существительных

- Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

- Виды деятельности: списывание, хоровое литературное чтение, письмо по памяти, творческая работа (составление предложения и редактирование текста)

- развитие учащихся (развитие логического мышления, критичность мысли, умение сравнивать, делать выводы)




Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3»

г. Ивантеевки Московской области















ОТКРЫТЫЙ УРОК



Предмет Русский язык

Класс 3 «А»

Дата проведения 31 января 2014 года

Учитель Засечкина Любовь Сергеевна

Тема урока «Разбор имени существительного как части речи»


© 2010-2022