Конспект урока по русскому языку на тему: Фонетика

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования администрации Тындинского района

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учебное заведение «Восточненская СОШ»

Предметная неделя дисциплин гуманитарного цикла

Открытый урок русского языка в 5 классе

Тема урока:

Повторение раздела «Фонетика»



Подготовила и провела учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Долгова Елена Павловна

Январь 2014 г.

Повторение темы «Фонетика»

Цели урока:

1.Закрепить знания по разделу «Фонетика».

2.Развивать навыки фонетического и синтаксического разборов, орфоэпические навыки, навыки работы с тестами.

3.Воспитывать взаимопонимание, взаимопомощь, активность, интерес к русскому языку и литературе.

Ход урока

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы будем повторять всё, что изучили в разделе «Фонетика». При выполнении заданий мы встретимся с предложениями, взятыми из повести-сказки Сельмы Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Может кто-то из вас читал эту повесть-сказку? Если нет, то, наверное, вы заинтересуетесь и прочитаете её.

-Сообщаются цели урока.

Начинаем наш урок с синтаксической пятиминутки.

  1. Сделать синтаксический разбор предложения, расставить знаки препинания, составить схему, дать характеристику.

  • Около большой лужи все остановились Марта вошла в воду Мартин с берега подталкивал к ней гусят.

(Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»)

(Повеств., невосклиц., сложн, бессоюзн; 1- двусост., распр; 2- двусост., распр.; 3-двусост., распр).

2. Фронтальный опрос

-Что такое фонетика?

-Как образуются гласные звуки? Из чего они состоят?

- Чем отличаются согласные звуки от гласных?

-Перечислите непарные звонкие и непарные глухие звуки.

- Какие звуки всегда только мягкие?

-Какие звуки не имеют пары по мягкости?

-Какие буквы не обозначают звуки?

-Какие буквы могут обозначать по два звука?

-Что такое орфоэпия?

-В каких словарях отражены орфоэпические нормы?

3. Запишите слова в два столбика: 1) только со звонкими согласными; 2) только с глухими согласными

Нильс сидел на лесной опушке под корнями сосны и маленькой палочкой разгребал опавшую хвою. Над головой у него с ветки на ветку перепрыгнула белка и бросила ему орешек. Зайчонок проскакал мимо и положил у его ног морковку.

Из кустов выбежал ёж и остановился перед Нильсом. Он ощетинился всеми своими иглами, и на кончике каждой иглы у него была насажена спелая брусничинка.

4. Найдите слова в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука

( с - Е,Ё -1-я группа; с- Ю,Я -2-я группа)

Когда дикие гуси увидели, что Смирре совсем обессилел и, едва дыша, свалился на кучу сухих листьев. Они прекратили свою игру.

«Теперь ты надолго запомнишь, каково тягаться со стаей Акки», - прокричали они на прощание.

Увидев Нильса, дикие гуси радостно загоготали и захлопали крыльями.

5. Выписать слова в которых есть непарные Ч, Й, Щ (1-я группа); Ж, Ш, Ц (2-я группа)



  • Нильс осторожно соскользнул на пол и сдёрнул сачок с гвоздя. Один взмах - и гном забился в сетке, как пойманная стрекоза. Его широкополая шляпа сбилась в сторону, ноги запутались в полах кафтанчика. Он барахтался на дне сетки и беспомощно размахивал руками. Но чуть только ему удавалось немного приподняться, Нильс встряхивал сачок, и гном опять срывался вниз.

Проверим!

  • Iгруппа II группа

  • Сачок осторожно

  • Пойманная широкополая

  • Кафтанчика шляпа

  • Беспомощно цепляясь

  • Чуть

  • сачок

6. Найдите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.

- Нильс подобрался к самому зеркалу и уткнулся в него носом. Да, это он, Нильс. Только он теперь не больше воробья.

  • Проверь!

Нильс, Нильс, только, теперь, больше.

7. Повторим орфографию. Вставить пропущенные буквы, графически объяснить их выбор.

Г..лодный, др..жащий Нильс забирался под крыло Мартина и с тоской думал о том, как хор..шо было бы оказаться в родной деревне. Он предст..влял себе, как веч..ром в д..мах заж..гают лампы.

8. Запишите отгадку. Какие правила правописания вам встретились?

-Летит птица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала. (Туча.)

-Идет по свету, а не сходит с места. (Дорога.)

-На носу сидим, на мир глядим, за уши держимся. (Очки.)

  • Через поле и лесок подаётся голосок; он бежит по проводам, - скажешь здесь, а слышно там. (Телефон.)

  • Бегут по дорожке доски да ножки. (Лыжи)

  • Я по воздуху летаю, с облаков людей спускаю. (Парашют)

  • На большой цветной ковёр села эскадрилья, то раскроет, то закроет расписные крылья. ( Бабочка)

9. Найдите слова в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука

I группа (- Ю, Я)

На пороге уже стоял Нильс с ошейником в руках.

-Здорово, кум! А я вот тебе подарочек приготовил, - весело сказал Нильс, позвякивая цепью. Пожалуй, шея у тебя тонковата для этого ожерелья.

II группа (- Е, Ё)

Нильс сидел на своём белокрылом коне и вертел головой во все стороны. Да ведь там море! Спокойное, гладкое, как огромное зеркало, прозрачное море

10. Сделать фонетический разбор выделенных слов

  • Вслед за гусями и Нильс решил выкупаться.

  • - Друзья Акки - мои друзья- торжественно сказал орёл Горго и слегка наклонил голову.

11. Сегодня мы выполним небольшой тест (часть 2)

Тест по теме «Фонетика»
Часть 2

1. А под самым окном с важным видом разгуливали куры, прыгали и дрались воробьи, в мутных лужах плескались гуси.

2.Нильсу тоже хотелось петь, и кричать, и шлёпать по лужам, и драться с соседскими мальчишками. 3. Он с досадой отвернулся от окна и уставился в книгу.

А) Из предложения №1 выписать слова, где количество букв и звуков не совпадает.

Б) Из предложения №2 выписать слово, в котором только глухие согласные.

В) Из предложения №3 выписать слово, в котором 3 сонорных звука.

Г) Из предложения №1 выписать слово, в котором нет сонорных звуков.

Д) Из предложения №2 выписать слово, в котором буква «д» обозначает звук «т»



  • А) дрались, воробьи, плескались

  • Б) петь

  • В) отвернулся

  • Г) под

  • Д) соседскими

Давайте подведём итоги сегодняшнего нашего урока.

12. Рефлексия

1.Что сегодня на уроке мы повторяли?

2. Какие затруднения у вас были во время урока?

3. Как вы их преодолевали?

4.Что вам понравилось на уроке?

5. Что показалось интересным?

6. Какое у вас сейчас настроение?

13. Домашнее задание



  • 1. Подготовка к контрольному диктанту

п.50-63

2. Стр.147-148 упр.322



© 2010-2022