Семинар на тему Взаимообучение на уроках русского языка

Взаимообучение является одним из аспектов конструктивистского подхода в обучении. Особенно в классах с разным уровнем подготовленности целесообразно использовать потенциал одаренных и талантливых для обучения среднеподготовленных детей.На семинаре в качестве рекомендации даются такие стратегии как "Парная мозговая атака", "Взаимоопрос", "Пилот и штурман" и другие. Практическая часть семинара представлена интересными заданиями, способствующими взаимообучению на уроках руского языка. Использование...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Филиал «Назарбаев Интеллектуальная школа химико-биологического направления»

г. Караганда

Методическое объединение учителей русского языка и литературы



Согласовано

Зам. директора школы

Жукенова Г.Э. ___________

«____» ___________ 2014 года

Утверждаю

директор школы

Якупов Р.М._____________

«_____» ____________2014 года





Семинар

«Взаимообучение на уроках русского языка»

Тренер

Омарова Б.И.,

учитель русского языка



Караганда 2014



Тема:

Взаимообучение на уроках русского языка

Дата

2.04.2014

Время

16.00-16.40

Место

Т-303

Ресурсы

Интерактивная доска, флипчарты, карточки

Целевая группа

Учителя языковых предметов

Цель

Обучить учителей технологии взаимообучения для применения на уроках

Задачи

  • Обсуждение фильм о взаимообучении

  • Решение практических задач по взаимообучению

Ход


  1. Стадия вызова

  2. Стадия осмысления

  3. Стадия рефлексии

Стадия вызова

10 мин.

Эпиграф:



Мир написан на два голоса. Два голоса - минимум жизни, минимум бытия. Жизнь по природе своей диалогична. Жить - значит участвовать в диалоге.

М.М.Бахтин

  1. Активити «Эхо» способствует психологическому настрою, воспитанию командного духа.

  2. Постановка цели семинара.

  3. Деление учителей на три пары с помощью геометрических фигур.

  4. Парная работа. Стратегия «Кубизм»

Что такое взаимообучение? Что мы знаем о нем? Чтобы ответить на эти вопросы проведем стратегию «Кубизм»

На гранях куба даны задания:

  1. Опишите

  2. Сравните

  3. Оцените.

Спикеры представляют результаты работы перед аудиторией.

Взаимооценивание работы по стратегии «Две звезды, одно пожелание».

Немного из истории

    В прошлом веке в Украине произошло событие, которое для педагогики имеет мировое значение.

    В начале 1918 г. несколько богатых жителей нашли Александра Григорьевича Ривина, который пользовался репутацией педагога-эрудита, мастера своего дела.

    Таким образом, Ривин попал в Корнино... Он получил пёстрый состав учеников: Возраст от 10 до 16 лет. Перед Ривиным встал вопрос "как работать с учениками разного возраста и разной подготовки?"

    Ривин нашел выход: Он вводит новую форму обучения - парное взаимообучение: перед каждым учеником он начал ставить одновременно две задачи - понять учебный материал и научить другого тому, что понял…

    Каждый ученик у Ривина получал свой параграф и изучал его в парной работе с другими учениками… Причем параграф давался ученикам не в виде целой страницы, а делился по абзацам на карточки… Каждую карточку ученик прорабатывал с новым учеником: прорабатывал свой абзац и абзац своего напарника. Таким образом, ученик изучал не только свой параграф, но и участвовал в проработке учебного материала других учеников.

    Обучение в Корнино продолжалось около десяти месяцев. За это время ученики успели продвинуться в овладении знаниями больше, чем за… 3 года обычного школьного обучения. Корнинская школа А. Г. Ривина прекратила свою работу в силу обострившегося военного положения.

    Но технология Ривина остается актуальной по сей день.


    Стадия осмысления

    Итак, что же такое взаимообучение?

    3.Просмотр видеоролика о взаимообучении.

    paarschool.com

    4. Беседа о парном обучении.

    1.Что вы можете сказать по поводу увиденного?

    2.Пробовали ли вы использовать парное обучение на уроке?

    3.Какой результат вы получили?

    5.Презентация.

    Виды парной работы:

    5.1.Парная мозговая атака

    Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактологическим материалом.

    1 этап: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают по данной теме;

    2 этап: Обмен информацией.

    Рекомендации к эффективному использованию:

    1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;

    2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;

    3. Оперативная запись высказанных предложений.

    5.2.Взаимоопрос

    Один из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления». Технология применения: Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.

    6.Практическая часть.

    6.1Стратегия «Пилот и штурман»

    6.2.Создание парной ролевой игры.

    Задание: Один из вас-участник или свидетель происшествия ДТП, а второй- репортер местного телевидения. Разыграйте-диалог-интервью. Затем запишите свою версию происшествия.

    6.3. Напишите свою характеристику и характеристику своего товарища. Сравните ваши характеристики: умеете ли вы оценивать себя?

    Рефлексия

    1.Стратегия «Ладошка»

    На листе бумаги обведите свою ладошку, каждый палец - это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение, запишите его.

    большой - для меня это важно … / неважно …

    указательный - я получил конкретные рекомендации… / я не узнал для себя ничего нового…

    средний - мне было интересно, легко… / скучно, неинтересно, трудно (не понравилось)…

    безымянный - моя оценка психологической атмосферы…

    мизинец - хочу для себя выяснить …

    Аплодисменты участникам.















    Карточка для штурмана

    Задание:

    Научите своего партнера делать стилистический анализ текста по данному алгоритму.


    Карточка для пилота

    Задание:

    Представьте результаты стилистического анализа.

    Приложение


    Алгоритм работы с текстом публицистического стиля ( стилистический анализ текста)

    Внимательно прочитайте текст.

    Определите цель данного текста (общение, сообщение, воздействие)

    Выявите проблемы, затрагиваемые автором

    Определите тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание)

    Выявите приметы стиля, стилевые черты

    К какому жанру вы отнесете данный текст?

    Проследите композицию текста.

    Текст для анализа

    Что такое культура, зачем она нужна? Что такое культура как система ценностей? Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках одна из лучших, если не лучшая в мире.

    Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что своим существованием он обязан еще и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Эйнштейна о том, что Достоевский дает ему больше, чем математика. Недавно кто - то - не помню кто - сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого. Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин»… А Седьмая симфония Шостаковича - она же помогла выстоять Ленинграду!( В. Непомнящий)



    © 2010-2022