- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Открытый урок по этимологии
Открытый урок по этимологии
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Баранюк Л.К. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Саксофон и саксаул: родичи или чужестранцы?
Урок- КВН «Занимательная этимология»
Требуя от ребят знания орфографических правил, мы зачастую забываем о воспитании у них интереса к самому слову. Оживить его, разбудить любознательность к тайнам родной речи поможет лингвистический КВН «Занимательная этимология»
В нём, как и в любом другом участвуют две команды, возглавляемыми капитанами, у каждой - свои болельщики, и вопросы надо составлять с учётом этого: в сценарии должны быть конкурсы капитанов и болельщиков, командные турниры. Необходимо предложить и домашнее задание творческого характера. При подготовке и разработке «каверзных « вопросов большую помощь могут оказать различные словари, пособия по внеклассной работе, занимательные грамматики, научно- популярная литература.
В аудитории должны быть толковые, орфографические словари, словари иностранных слов, которые студенты могут использовать для справок.
Обозначим круг заданий, их последовательность на уроке:
-
Разминка «Лексические слухи»
-
Командный конкурс «Этимологический микроскоп»
-
Конкурс болельщиков «Старославянские родственники»
-
Конкурс капитанов «Как вы думаете?...»
-
Домашнее задание «Сказка о цветах».
-
В разминке участвуют обе команды в полном составе. Вопросы и свой вариант ответов на них каждая команда готовит дома. Так как на размышление даётся всего лишь одна минута, нужно придумать вопросы занимательного характера, рассчитанные на быстрый ответ и находчивость участников соревнований.
(н/п о сходно или одинаково звучащих словах)
- Правда ли, что танкеры предназначены для перевозки танков?
- Правда ли, что астрономы - это специалисты по астрам?
Команды предупреждены, что ответ должен начинаться фразой:
«Как вам сказать…»
Вот как они могут звучать:
- Как вам сказать… С одной стороны, известно, что танкеры предназначены для перевозки жидких грузов, а танк - это боевая бронемашина. Однако, с другой стороны, баки, в которых перевозятся жидкости, по-английски тоже называются танками. Так что судите сами…
- Как вам сказать… В общем- то астрономы занимаются изучением небесных тел. Но, учитывая, что астра в переводе с греческого означает «звезда», а форма этого осеннего цветка напоминает звезду, можно согласиться, что в вашем предположении есть доля истины.
Для разминки можно задать ещё два- три подобных вопроса.
-
Для командного конкурса «Этимологический микроскоп» можно подобрать по три вопроса для каждой команды. Слова предлагаются разного происхождения: исконно русские, старославянские, иноязычные.
-
Почему стол назвали столом?
-
Имеет ли юг отношение к ужину?
-
Известно, что газель можно поймать, приручить. А можно ли её выучить наизусть?
-
Почему мешок называют мешком?
-
Есть ли что-либо общее между глаголом знать и существительным знамя?
-
Всегда ли портик - это маленький порт
-
Ответы на первый и второй вопросы легко найти в этимологических словарях. А вот в последних вопросах спрятаны слова- омонимы.
Имя существительное газель пришло к нам из французского языка и означает животное из группы антилоп. А газель, заимствованное из арабского языка - это название особой стихотворной формы в поэзии народов Востока.
Портик- слово, образованное с помощью уменьшительно- ласкательного суффикса от существительного порт. Но есть и другой портик -навес, который поддерживается колоннадой. Это слово латинского происхождения.
Чтобы ответить на предложенные вопросы, знатокам потребуется время. А пока они размышляют, можно провести
3.Конкурс болельщиков «Старославянские родственники»
Ведущий «бросает» в зал старославянское слово и «ловит» поочерёдно от болельщиков каждой команды однокоренное русское слово.
Глава-голова, чуждый- чужой, ограда- огород, древо- дерево, среда- середина, страж- сторож, здравие- здоровье, краткий- короткий, влачить- волочить, глас- голос, надежда- надёжный.
Болельщики также получают баллы, которые войдут в командную копилку.
4. Конкурс капитанов
Призван выявить не только начитанность, сообразительность, но и умение быстро ориентироваться, с достоинством выходить из затруднительного положения, не унывая при любых обстоятельствах. Вопросы должны предполагать короткие и остроумные ответы.
а).Являются ли родственниками саксофон и саксаул?
б).Бывают ли бухты в форме восьмёрки?
в). Докажите, что в слове сердце должен быть непроизносимый согласный?
г). Выскажите предположение, почему в слове печать надо писать букву е ?
а).Кем приходится графу графин?
б).Чем отличается тапёр от тапира?
в). Докажите, что в корне прилагательного голубой надо писать букву о
г). Выскажите предположение, почему в корне слова трава пишется а?
В основе ответов на эти вопросы лежат сведения о происхождении слов.
5.Завершается КВН смотром- конкурсом домашних заданий.
Необходимо придумать и инсценировать сказку о цветах. «Прекрасная Незабудка и доблестный рыцарь Гладиолус» Она должна быть построена на происхождении и названии цветов. Можно представить такой состав действующих лиц:
Незабудка -девушка, красота которой незабываема
Мать- и - мачеха - злая волшебница, выдающая себя за мать Незабудки.
Колокольчик и Одуванчик- младшие братья Незабудки.
Подснежник - поэт, влюблённый в Незабудку.
Гладиолус - благородный чужестранец, имя которого с латинского переводится как «меч»
Флокс- приятель Гладиолуса, отважный рыцарь.
Герань - добрая волшебница в образе журавля.
При подготовке домашнего задания командам могут пригодиться легенды о цветах
Строгое жюри подводит итоги. Но в результате выигрывают все, кто является участником этого урока. Возможность проявить свои знания, смекалку, в нестандартных условиях, выступить в роли актёра раскрепощают ребят.
ВЫВОД:Такие уроки позволяют вырабатывать общие компетенции- принимать решения в
стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность; осуществлять поиск и использование информации;
использовать информационно-коммуникационные способности; работать в
коллективе и команде; брать на себя ответственность за работу членов команды,
за результат выполнения заданий.