Открытый урок по этимологии

Требуя от ребят знания орфографических правил, мы зачастую забываем о о воспитании у них интереса к самому слову. Разбудить любознательность к тайнам родной речи поможет лингвистический КВН "Занимательная этимология" Подготовка творческого домашнего задания, работа со словарями, работа в команде позволяют вырабатывать общие компетенции, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Саксофон и саксаул: родичи или чужестранцы?

Урок- КВН «Занимательная этимология»

Требуя от ребят знания орфографических правил, мы зачастую забываем о воспитании у них интереса к самому слову. Оживить его, разбудить любознательность к тайнам родной речи поможет лингвистический КВН «Занимательная этимология»

В нём, как и в любом другом участвуют две команды, возглавляемыми капитанами, у каждой - свои болельщики, и вопросы надо составлять с учётом этого: в сценарии должны быть конкурсы капитанов и болельщиков, командные турниры. Необходимо предложить и домашнее задание творческого характера. При подготовке и разработке «каверзных « вопросов большую помощь могут оказать различные словари, пособия по внеклассной работе, занимательные грамматики, научно- популярная литература.

В аудитории должны быть толковые, орфографические словари, словари иностранных слов, которые студенты могут использовать для справок.

Обозначим круг заданий, их последовательность на уроке:

  • Разминка «Лексические слухи»

  • Командный конкурс «Этимологический микроскоп»

  • Конкурс болельщиков «Старославянские родственники»

  • Конкурс капитанов «Как вы думаете?...»

  • Домашнее задание «Сказка о цветах».



  1. В разминке участвуют обе команды в полном составе. Вопросы и свой вариант ответов на них каждая команда готовит дома. Так как на размышление даётся всего лишь одна минута, нужно придумать вопросы занимательного характера, рассчитанные на быстрый ответ и находчивость участников соревнований.

(н/п о сходно или одинаково звучащих словах)

- Правда ли, что танкеры предназначены для перевозки танков?

- Правда ли, что астрономы - это специалисты по астрам?

Команды предупреждены, что ответ должен начинаться фразой:

«Как вам сказать…»

Вот как они могут звучать:

- Как вам сказать… С одной стороны, известно, что танкеры предназначены для перевозки жидких грузов, а танк - это боевая бронемашина. Однако, с другой стороны, баки, в которых перевозятся жидкости, по-английски тоже называются танками. Так что судите сами…

- Как вам сказать… В общем- то астрономы занимаются изучением небесных тел. Но, учитывая, что астра в переводе с греческого означает «звезда», а форма этого осеннего цветка напоминает звезду, можно согласиться, что в вашем предположении есть доля истины.

Для разминки можно задать ещё два- три подобных вопроса.

  1. Для командного конкурса «Этимологический микроскоп» можно подобрать по три вопроса для каждой команды. Слова предлагаются разного происхождения: исконно русские, старославянские, иноязычные.

    • Почему стол назвали столом?

    • Имеет ли юг отношение к ужину?

    • Известно, что газель можно поймать, приручить. А можно ли её выучить наизусть?

    • Почему мешок называют мешком?

    • Есть ли что-либо общее между глаголом знать и существительным знамя?

    • Всегда ли портик - это маленький порт

Ответы на первый и второй вопросы легко найти в этимологических словарях. А вот в последних вопросах спрятаны слова- омонимы.

Имя существительное газель пришло к нам из французского языка и означает животное из группы антилоп. А газель, заимствованное из арабского языка - это название особой стихотворной формы в поэзии народов Востока.

Портик- слово, образованное с помощью уменьшительно- ласкательного суффикса от существительного порт. Но есть и другой портик -навес, который поддерживается колоннадой. Это слово латинского происхождения.

Чтобы ответить на предложенные вопросы, знатокам потребуется время. А пока они размышляют, можно провести

3.Конкурс болельщиков «Старославянские родственники»

Ведущий «бросает» в зал старославянское слово и «ловит» поочерёдно от болельщиков каждой команды однокоренное русское слово.

Глава-голова, чуждый- чужой, ограда- огород, древо- дерево, среда- середина, страж- сторож, здравие- здоровье, краткий- короткий, влачить- волочить, глас- голос, надежда- надёжный.

Болельщики также получают баллы, которые войдут в командную копилку.

4. Конкурс капитанов

Призван выявить не только начитанность, сообразительность, но и умение быстро ориентироваться, с достоинством выходить из затруднительного положения, не унывая при любых обстоятельствах. Вопросы должны предполагать короткие и остроумные ответы.

а).Являются ли родственниками саксофон и саксаул?

б).Бывают ли бухты в форме восьмёрки?

в). Докажите, что в слове сердце должен быть непроизносимый согласный?

г). Выскажите предположение, почему в слове печать надо писать букву е ?

а).Кем приходится графу графин?

б).Чем отличается тапёр от тапира?

в). Докажите, что в корне прилагательного голубой надо писать букву о

г). Выскажите предположение, почему в корне слова трава пишется а?

В основе ответов на эти вопросы лежат сведения о происхождении слов.

5.Завершается КВН смотром- конкурсом домашних заданий.

Необходимо придумать и инсценировать сказку о цветах. «Прекрасная Незабудка и доблестный рыцарь Гладиолус» Она должна быть построена на происхождении и названии цветов. Можно представить такой состав действующих лиц:

Незабудка -девушка, красота которой незабываема

Мать- и - мачеха - злая волшебница, выдающая себя за мать Незабудки.

Колокольчик и Одуванчик- младшие братья Незабудки.

Подснежник - поэт, влюблённый в Незабудку.

Гладиолус - благородный чужестранец, имя которого с латинского переводится как «меч»

Флокс- приятель Гладиолуса, отважный рыцарь.

Герань - добрая волшебница в образе журавля.

При подготовке домашнего задания командам могут пригодиться легенды о цветах

Строгое жюри подводит итоги. Но в результате выигрывают все, кто является участником этого урока. Возможность проявить свои знания, смекалку, в нестандартных условиях, выступить в роли актёра раскрепощают ребят.

ВЫВОД:Такие уроки позволяют вырабатывать общие компетенции- принимать решения в

стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них

ответственность; осуществлять поиск и использование информации;

использовать информационно-коммуникационные способности; работать в

коллективе и команде; брать на себя ответственность за работу членов команды,

за результат выполнения заданий.





© 2010-2022