Конспект по теме Имя числительное

Перед вами  подробный конспект урока обобщения по теме «Имя числительное». Цели урока: 1) систематизировать знания об имени числительном; 2) уделить особое внимание правилам, которые вызывают наибольшую трудность; 3) продолжить  наблюдение за использованием числительных в тексте.  Особое внимание уделяется склонению числительных. В конспекте есть распределительный диктант на тему "Разряды числительных". К  конспекту предлагается раздаточный материал в виде карточек. Конспект составлен по учебник...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Имя числительное». Повторение изученного материала.

Цель: 1) систематизировать знания об имени числительном; 2) уделить особое внимание правилам, которые вызывают наибольшую трудность; 3) продолжить наблюдение за использованием числительных в тексте.


ХОД УРОКА.

На предыдущих уроках мы с вами закончили изучать имя числительное, даже написали небольшую проверочную работу. Сегодняшний наш урок будет посвящен повторению имени числительного. Мы вспомним все, что нам уже известно о числительном и поподробнее остановимся на особо трудных моментах. А так же продолжим наблюдение за использованием числительных в речи и в тексте.

У меня к вам будет ряд теоретических вопросов.

  1. ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС:

- Что такое имя числительное?

-На какие две группы по грамматическим признакам делятся все числительные? (количественные и порядковые)

- На какие группы по строению делятся количественные и порядковые числительные? (простые, сложные, составные)

- Какими могут быть количественные числительные? (целые, дробные, собирательные)

- Особое внимание мне хотелось бы обратить на собирательные числительные. Что это? Какие особенности есть у собирательных числительных? (От двух до десяти предметов как единое целое - это собирательные числительные. Они не употребляются с существительными в женском родом, кроме числительного обе).



  1. ВЫПОЛНЕНИЕ ПИСЬМЕННОГО ЗАДАНИЯ.

Итак, первое задание, которое нам предстоит сегодня выполнить, это распределительный диктант, который поможет нам еще раз на практике вспомнить постоянные морфологические признаки. С помощью этого диктанта повторим вопросы числительных, которые помогают нам отличать эту самостоятельную часть речи от любой другой. На карточках нарисована таблица, ваша задача вписать в неё числительные подходящего разряда. (один человек выполняет задание на доске).

Целые

Дробные

Собирательные

Порядковые

Другая часть речи

1.Пятьсот

15. Одна целая пять десятых

7. Пятеро

13. Седьмой

4. Пятёрка

9. Одиннадцать

10. Три четвёртых

6. Оба

5. Третий

14. Двойной

8. Сто пятьдесят

2.Одна целая три сотых

12. Семеро

11. Пятнадцатый

3.Вдвоём







На каждую группу придумать по одному своему примеру.

Итак, постоянные морфологические признаки мы повторили и в теории, и на практике.

  1. ФИЗ.МИНУТКА.

  2. Теперь надо вспомнить непостоянные морфологические признаки, а это у нас склонение. Одинаково ли склоняются все числительные? Нет. Существует 7 типов склонения. Обратим особое внимание на те склонения, которые вызывают особую трудность. Во-первых, это склонение собирательных числительных.

Как выбрать нужное собирательное числительное оба/обе? От чего зависит выбор? (Надо поставить существительное, с которым сочетается числительное в ед.ч., определить род . Если женский, то обе, если мужской - оба)

И.п. обе подруги

Р.п. обеих подруг

Д.п. обеим подругам

В.п. обеих подруг

Т.п. обеими подругами

П.п. об обеих подругах

И.п. оба друга

Р.п. обоих друзей

Д.п. обоим друзьям

В.п. обоих друзей

Т.п. обоими друзьями

П.п. об обоих друзьях


  1. Поговорим о порядковых числительных. Что это за числительные? Откройте учебники параграф 56, упражнение 588. Надо выбрать правильный вариант, а для этого вспомнить, как склоняются порядковые числительные. (склоняется только последнее слово). Обратите внимание, ребята, что в литературе не рекомендуется произносить слово тысяча как тыща или во мн.ч. тыщ. Следующая проблема - это склонение составных количественных числительных. Как склоняются составных количественных числительных? (склоняется каждое слово). Испробуем на практике. Первый вариант склоняет число 567, а второй вариант 234.

И.п. пятьсот шестьдесят семь

Р.п. пятисот шестидесяти семи

Д.п. пятистам шестидесяти семи

В.п. пятьсот шестьдесят семь

Т.п. пятьюстами шестьюдесятью семью

П.п. о пятистах шестидесяти семи

И.п. двести тридцать четыре

Р.п. двухсот тридцати четырёх

Д.п. двумстам тридцати четырём

В.п. двести тридцать четыре

Т.п. двумястами тридцатью четырьмя

П.п. о двухстах тридцати четырёх


  1. И последняя проблема, которую мы с вами должны обсудить - это склонение дробных числительных. Как склоняются дробные числительные? (Первая часть склоняется как количественное числительное, а втора - как прилагательное во множественном числе. ) Карточки.

  2. Домашнее задание - упражнение 593.

  3. Что мы вспомнили на уроке, и на какие проблемы обратили внимание?

  4. И в завершении урока я хочу поиграть с вами вот в такую игру. Я читаю текст, а вы записываете числительные цифрами в столбик. Вам надо будет определить разряд числительных. Упражнение 605. (простое (3, 5, 12, 40, 18, 90, 2-4, 100, 20, 2-3, сложное - 80, составное - 360, 67, 35, 37, дробное - 35,9),











Целые

Дробные

Собирательные

Порядковые

Другая часть речи





















Целые

Дробные

Собирательные

Порядковые

Другая часть речи





















Целые

Дробные

Собирательные

Порядковые

Другая часть речи





















Целые

Дробные

Собирательные

Порядковые

Другая часть речи






















Р.п. 1,34

Д.п. 3/5

Р.п. 8/6

Д.п. 3,9

Т.п. 7/8

П.п. 6,78

Т.п. 5,46

П.п. 5/8


© 2010-2022