Урок литературы в 7 классе по рассказу Ф. Абрамова О чем плачут лошади

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Слайд 1 Урок-размышление по рассказу Ф.А. Абрамова "О чем плачут лошади". "Лошадь тоже человек"

Цели урока:

  • систематизировать предложенную и самостоятельно подобранную информацию;

  • в процессе анализа и сопоставления образов подвести учащихся к идейной значимости произведения;

  • развивать речь и образное мышление учащихся.

Эпиграф к уроку: Сам человек только в зеркале природы может увидеть своё настоящее лицо.

М. М. Пришвин


  1. Организационный момент.

  2. Слово учителя (тема урока).

- В последнее время слово «экология» звучит всё чаще, всё тревожнее. Если раньше мы не очень-то вникали в смысл этого понятия, то сегодня ужасаемся фактам уничтожения природы. За последние 4 столетия исчезло 60 видов птиц, 40 видов млекопитающих. А сколько исчезло насекомых!

- Поднимая на уроках литературы нравственные проблемы о правде и лжи, любви и ненависти, стяжательстве и бескорыстии, мы не можем обойти вниманием отношение человека к земле, родной природе, «братьям нашим меньшим». О животных написано много.

- Вспомните, кто из русских писателей изображал в своих произведениях животных?

Это не случайно. Ведь отношение к животным - мерило нашей порядочности, доброты, человечности.

Слайд №2.Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. (Чтение эпиграфа с доски)

В это «зеркало» надо учиться смотреть самому, научиться видеть в нем себя и других.

Слайд № 3И как хорошо, если поможет тебе в этом добрый и мудрый наставник, такой как Ф. А. Абрамов.

II. Беседа о биографии писателя.

Слайд №4.В деревне Веркола Пинежского уезда Архангельской области 29 февраля 1920 года забилось сердце Феди Абрамова, седьмого ребенка в бедной крестьянской семье.В этом году емуисполнилось бы94года.

Слайд №5. Истоки доброты Фёдора Абрамова. С детства Абрамов знал и любил сказки, былины, легенды, которыми так богат Север. Он очень любил деревню, и каждый год приезжал в родную Верколу.Поэтому главная тема в творчестве писателя была тема деревни.Таких писателей называют «деревенщиками»,«солью земли». Личным жизненным примером и своим творчеством они приносят добро, свет в души людей. Фёдор Александрович был добрым и отзывчивым человеком, умел сострадать, всегда старался помогать своим землякам.

Слайд №6.Он любил животных, особенно лошадей.

  1. Сообщение темы и целей урока.

Слайд № 7-8

Сегодня на уроке литературы мы обратимся к рассказу «О чём плачут лошади», которыйбыл написан в 1973 году.

(Запись темы урока в тетрадьФ.Абрамов «О чем плачут лошади») Обратите внимание, что в названии рассказа не звучит вопросительной интонации. Почему? О чем рассказ? (о лошадях)

- Послушаем историю приручения лошади человеком. Сообщение Федорова А.

- Какие слова-ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово "лошадь"? (Добро, тепло; нежное, сильное животное; незаменимая помощь; быстрое передвижение…)

IV. Беседа по произведению.

1) О чём этот рассказ? (О горькой судьбе лошади в современном обществе).

Слайд №92) Чтобы вспомнить содержание рассказа, давайте обратимся к плану. (Один из учащихся зачитывает подготовленный дома план).

План

1. Рассказ автора о своей дружбе с лошадьми, особенно с Рыжухой.

2. Рыжуха пытается узнать правду о лошадиной жизни.

3. Лирическое отступление о прежней жизни лошадей.

4. Нынешнему поколению лошадей эта правда недоступна.

5. Дружба человека и лошади дала трещину.

3) Работа с текстом и беседа. Зачитать начало рассказа.

Слайд №10.- Какими мыслями и чувствами проникнуто описание природы в начале рассказа (зачитать его)? Как ощущает себя рассказчик в миреприроды? (Природа ассоциируется с детством - самым чудесным временем в жизни.Уважительное отношение к природе, единство существования с нею утверждается как норма жизни людей.)

- Какие эпитеты находит Ф.Абрамов, описывая лошадей? Прокомментируйте их.

(«Бархатные губы», «добрые и умные животные», «особая лошадиная красота».

- Где и почему в изображении лошадей возникает антитеза? О чем она говорит?

(Красота лошадей в описании, и вдруг: они «томились, умирали от жажды». Это отношение людей к лошадям. «Особо-лошадиная красота луга» - резкий контраст с состоянием лошадей. Автор подчеркивает отношение людей к животным.

На доске разместить блок-схему:

Урок литературы в 7 классе по рассказу Ф. Абрамова О чем плачут лошади

- Почему автор учебника дает сноску: «Автор пишет о конце 30-х годов, когда основной рабочейсилой на селе стал уже не конь, а трактор и о лошадях стали меньше заботиться»?

На что обращает наше внимание эта сноска?

- Что в самом тексте рассказа указывает на то, что действие происходит в период коллективизации?

(Все лошади пасутся вместе, на них - один пастух, который к ним редко приходит и по домамне разводит; лошадей по очереди отправляют на работы, и не хозяева их забирают, следовательно, лошади общие, коллективные, а не хозяйские, частные.В то же время «редкая старушонка, редкая баба, оказавшись на лугу, проходила мимо безучастно»)

Слайд №11.- Почему герой-рассказчик так подружился с лошадьми? Откуда у него такая тяга к ним?

- Почему герой испытывает чувство вины перед лошадьми? (Сейчас человек халатно, небрежно относится к этим животным.Образы доходяг и кляч).
- Какие слова помогают понять, что автор сочувствует животным? (…нелегко жилось беднягам)

VI. "Человек и лошадь в настоящем".

Работа с классом

Работа у доски с кластером

  • Как относится к лошадям конюх Миколка?Почему бабы не могли без слез пройти мимо лошадей на лугу?Чтение отрывка с.161 «Но чаще всего…» до «проходила мимо безучастно»

  • Рассказчик устами конюха-старика говорит о том, что «лошади тоже воевали» во время Великой Отечественной войны. Как он показывает вклад лошадей в победу? С.165 «Помню, в 47-м..» до «да ещё как».

  • Оказавшись на старом лесопункте, рассказчик пытается отыскать останки своего коня и вспоминает «пушкинского вещего Олега».

- Как вы понимаете слова писателя: «В каждом из нас, должно быть, живёт пушкинский вещий Олег…»?

(Эти слова говорят о том, что мы хотим увидеть хотя бы останки тех, кто нам помогал когда-то, поклониться памяти животных, которые вечно служили нам)

Каким же автор изобразил настоящее лошадей? Давайте посмотрим:

На доске вывешивается матрица «Беднягам жилось нелегко», где после знака равенства стоят 4 пустые клетки (Дается укрупненная дидактическая единица в форме высказывания, ребята должны выделить из целого элементы и их взаимоотношения. Таким образом выстраивается стройная логическая цепочка - доказательство того, что беднягам жилось нелегко)

Слайд №12.- Зачитайте, какой показана Рыжуха?
Чем она отличается от других лошадок? (Зачитывают отрывки из рассказа)
- Как вы думаете, с какой целью автор сравнивает Рыжуху с остальными кобылками?
…автор сравнивает людей с лошадьми: многие, попав в одинаковые условия ведут себя по-разному. Кого-то трудности изменяют в худшую сторону, а кто-то сохраняет неунывающий характер и внешне отличается от первых.

- Какие сказочные черты присутствуют в этом рассказе? (Диалог рассказчика и лошади Рыжухи на человеческом языке).
Слайд №13.- Почему на этот раз Рыжуха не встретила рассказчика так, как делала это раньше?
Художественный пересказ. С. 163 от слов «Я в жизни ничего подобного не слыхала … в ихнем роду»


Слайд №14-15V. "Лошадиная жизнь в прошлом". (Продолжение беседы).

Работа с классом

Работа у доски с кластером

1) Что говорит Ф.Абрамов о прошлом лошади? О том времени, когда лошадь была сокровищем крестьянской семьи? (Зачитать)

2) Почему автор в этом рассказе о прошлом лошади использует так много восклицательных предложений?

Ученику дается матрица, где в первом квадрате написано: «Лошадей называли кормилицами», на втором - «Вскармливали самый лакомый кусок», на третьем - «Вся семья выбегала встречать», на четвертом - «Выхаживали, скребли, чистили», на пятом - «Лошадью «дышали и жили » после этих квадратов ставится знак равенства и в 2-х пустых квадратах ставятся вопросительные знаки. Учащиеся должны сами подобрать ответы на них из учебника.

- Вы когда-нибудь допускали мысль, что животным может быть "тошно". Такое состояние бывает у человека, когда ему очень трудно, плохо.
А что лошадей привело к такому состоянию?

  • отношение к ним;

  • ненужность.

- О чём плакали лошади? (О том, что люди перестали ценить и уважать лошадей, потому что необходимость в них "отпала", пришёл век машин.Человек чёрной неблагодарностью отплатил за беззаветную преданность).

Словарь:Человек забыл о милосердии в отношениях с лошадьми. Что означает это слово? (Готовность оказать помощь; способность помочь, простить; милосердный человек способен чувствовать чужую боль).

VII. Анализ эпизода

  • Как вы думаете, главный герой рассказа был другом Рыжухи? А каким должен быть друг? (Честным, откровенным, способным разделить горе товарища).

  • Почему же тогда друг Рыжухи соврал ей? Не захотел честно обо всем рассказать?

Анализ эпизода.

" А я вдруг напустил на себя бесшабашную удаль и воскликнул:

- Ну, ну, хватит киснуть! Хватит забивать себе голову всякой ерундой! Давайте лучше грызть хлеб, пока грызется.

И вслед за тем, избегая глядеть в глаза Рыжухе, я торопливо бросил на луг, напротив ее вытянутой морды, давно приготовленный кусок хлеба, потом быстро оделил хлебом других лошадей и с той же разудалой бесшабашностью театрально вскинул руку:

- Покель! В энтом деле без банки нам все равно не разобраться...- И, глубоко сунув руки в карманы модных джинсов, быстрой, развязной походкой двинулся к реке.

Слайд 16

- В чём рассказчик обманул Рыжуху?

(не ответил искренне на её вопрос, то есть не сумел взять на себя ответственность за содеянное человеком, не принял в своё сердце её боль и беду. Лошади словно понимали, что от них ничего не зависит, что они никак не могут изменить своей судьбы. И рассказчик, не сумев взять на себя ответственность, понял, что он тоже из тех существ, от решения которых ничего не зависит. Он почувствовал своё бессилие изменить жизнь, и от этого на него навалилась «тяжёлая, лошадиная тоска», тоска безысходности).

- оцените поведение героя в последнем диалоге его с лошадьми. Как характеризует его речь?

(Герой не мог искренне ответить на немой вопрос лошади, нужны ли они в современной жизни. Поэтому он напускает на себя «бесшабашную удаль», говорит с «бесшабашностью», «театрально», ненатурально. В его речи изобилуют намеренно искаженные, просторечные слова и выражения: «покель», «в энтом», «без банки не разобраться». Лексика подчеркивает противоречие между естественным, искренним миром природы и неестественным, лживым, бездумным миром современных людей).

Слайд 17

Слайд №18. - Прочитайте последний абзац рассказа. Как вы понимаете слова: «И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из этой лошадиной породы»?

(герой рассказа ощущает страдания лошадей. Он чувствует единство всего живого в мире, а значит, не способен на жестокость. Но в современной жизни не нужны не только лошади, и люди искренние, любящие, близкие к природе - об этом тревожится писатель).

Слайд №19. - Какова идея рассказа? (Люди перестают быть людьми, нравственно умирают, когда перестают чувствовать боль преданного им живого существа.Каждый человек на нашей Земле отвечает за будущее мира)


  • как вы думаете, почему автор назвал рассказ «О чём плачут…»? Такое название привлекает наше внимание к главной проблеме рассказа - проблеме ответственности человека за живые существа Земли, которые были им приручены на протяжении многих тысячелетий.

Слайд №20.- В каком произведении мы встречались с похожей главной мыслью рассказа? (Л. Андреев.«Кусака».)

Вспомните стихотворение В.Маяковского«Хорошее отношение к лошадям»

Чтение отрывка:

Подошел

И вижу

Глаза лошадиные…

Улица опрокинулась,

Течет по-своему…

Подошел и вижу-

За каплищейкаплища

По морде катится,

Прячется в шерсти…

И какая-то общая

Звериная тоска

Плеща вылилась из меня

И расплылась в шелесте.

  • Почему плачет лошадь в стихотворении Маяковского?

  • Как успокаивает ее герой? Как вы понимаете его слова: «…все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь»?

  • К чему призывает поэт своим стихотворением?

  • Что общего в стихотворении В.Маяковского и рассказе Ф.Абрамова? А в чем различие?

- Давайте ещё раз сравним жизнь лошадей в разные времена.

К чему может привести плохое отношение к животным? (Человек будет плохо относится и к другим людям).

- Нужны ли сейчас лошади (не пашем, не ездим, играем на компьютерах)? Какую пользу они приносят человеку?

VIII. Творческие работы учащихся: Презентации «Конный спорт», «Лошади и инвалиды»

Вывод: Да, животные дают нам многое, но главное - учат нас быть людьми, добрыми, мудрыми. Именно они являются для нас тем зеркалом, в которое чаще нужно смотреть. И мне очень хочется, чтобы мы там видели не звериный оскал или холодную, равнодушную маску, а человеческое лицо.

Вера в разум человека должна победить в неравной борьбе человека с природой, пыл которой пока угасает слабо. И поэтому: воспитай в себе жалость к сломанному дереву, к одичавшей, брошенной собаке. Боль «меньшего брата» прими как свою. Все в природе подчинено извечному закону добра. Уважай его! Тогда и он уважит тебя.

Рефлексия.

- Итак, вспомните, какие задачи были поставлены нами в начале урока? Удалось ли нам их реализовать? Прокомментируйте.

- Что вы чувствовали во время урока?

- Что вам понравилось?

- Есть ли у вас чувство неудовлетворённости?

- Выскажите, пожалуйста, свои впечатления, замечания, пожелания.

- А теперь все вместе выставим оценки тем, кто работал на уроке.

Подвожу общий итог, отмечаю яркие высказывания, индивидуальные успехи каждого.

VIII. Подведение итогов. Домашнее задание.

  1. Придумать проект памятника, устно описать его, подобрать надпись к памятнику

  2. Синквейн «Лошадь»




© 2010-2022