Мастер-класс на конкурс «Учитель года»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс на конкурс «Учитель года».

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы». Цель: научить использовать развивающие игры для развития творческих способностей воспитанников.

Начнем наш мастер-класс с упражнения «Поздоровайся глазами». Сейчас я с вами поздороваюсь, но не словами, а молча-глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение. С этого упражнения вы можете начать любой урок. Также на этом этапе можно использовать и упражнение «Поздоровайся локтями». Ребята, выполняя задание, должны коснуться друг друга локтями, улыбнуться, назвать имя одноклассника, сказать доброе слово. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными заданиями, способствуют установлению контакта между ребятами в течение нескольких минут.

До начала нашего занятия проведём небольшую интеллектуальную разминку. Воспользовавшись наименьшим числом моих подсказок, «вычислите» загаданный предмет.

1

5. ЭТО - древнейший прибор.

4. ЭТО достоинство карты.

3. ЭТО - заменители балла.

2. С ЭТИМ не справилась мартышка.

1. Это нарисовано на капюшоне королевской кобры.

(Очки)

2

2. ТАК называют самую лёгкую байдарку.

1. ЭТО листы огородного растения.

2. ЭТО основной инструмент учёного любой специальности.

1. Раньше без НЕГО не писали ручки.

1. У птиц ОНИ заменяют шерсть.

(Перо)

Определите известные пословицы, если все слова фразы «Перевёрнуты», то есть замените антонимами.

Перевёрнутые фразеологизмы

Ответ

1.

Мокнуть от ненависти

Сохнуть от любви

2.

Этак вон там кошка вырыта

Так вот где собака зарыта

4.

Взять красный переулочек

Дать зелёную улицу

5.

Три ботинка - не комплект

Два сапога - пара

7.

Мочало развязывает

Лыка не вяжет

По пяти подсказкам вспомните название басни И.А.Крылова.

1

5. Усилия героев этой басни приложены к неодушевлённому предмету.

4. Этот предмет находился рядом с рекой.

3. Герои принадлежали к совершенно разным классам.

2. По правилу параллелограмма усилия их равнялись нулю.

1. Один из них рвался, другой тянул, а третий пятился.

«Лебедь, Рак и щука»

Детство

(Творческая мастерская письма)

Цель: вернуть человека через ощущения в разные состояния детства, хорошие и плохие; вспомнить радости и обиды (трагедии) детства и выплеснуть в творческих работах; «повернуть» взгляд взрослого на своего воспитанника.

1. А сейчас сядьте удобно. Закройте глаза. Расслабьтесь. Погрузитесь в состояние внутреннего самосозерцания. Успокойте все внутренние органы вашего тела. Скажите: «Мне легко и спокойно».

2. Глаз закрыты. Вспомните своё детство. (Включается запись с детскими голосами). Какого цвета ваше детство? (Каждый ассоциирует своё детство с цветом). Каждый произносит вслух, какого цвета детство. И сейчас мы окажемся в творческой мастерской письма.

3. Запишите тему «Детство». Учитель записывает на доске, остальные - на листочках.

4. Нарисуйте дом своего детства. Попробуйте разделить его на две половинки. В одной половинке напишите тёплые слова о вашем доме детства, в другой - холодные, горькие.

5. Прочитаем слова о вашем доме. Называем тёплые слова. Дописываем, если забыли что-то написать. Эти слова согревали нас, от них веяло теплом и добром. А сразу ли вы вспомнили горькие слова? Давайте вспоминать их пореже.

6. Вспомните свой детский альбом с фотографиями. Перелистайте его мысленно. Найдите свою любимую фотографию. Где она снята? Кто стоит или сидит рядом? Какими мы были в детстве? Запишите.

7. Прочитайте слова, которые описывают вас. Дополните описание.

8. Самая горькая обида детства. Вглядитесь в маленькую детскую ручку (каждому выдаётся шаблон детской ладошки). Вспомните самую горькую обиду детства, запишите на этой ладошке. Что связано у вас с этой обидой? Положите свою ладонь на детскую, обведите её и вспомните, не обижала ли когда-нибудь ваша большая рука маленького ребёнка?

9. Загляните вглубь себя, почувствуйте самые тонкие струны своей души. «Воспоминания» (ответы) запишите кратко:

- О чём вы переживали в детстве?

- Какие шалости и проделки совершали?

- Ваши детские радости.

- Ваши детские успехи.

- Любимая в детстве игрушка.

- Любимый герой.

- Самый любимый в детстве человек.

10. Звучит музыка. Учитель читает стихи. «Картины и образы детства». Запишите те образы детства, которые особенно близки.

И.С. Никитин

"Воспоминание о детстве"
Я помню дом наш деревянный,
Кусты сирени вкруг него,
Подъезд, три комнаты простые
С балконом на широкий двор,
Портретов рамы золотые,
Разнохарактерный узор
Причудливых изображений
На белом фоне потолков -
Счастливый плод воображенья
Оригинальных маляров,
Лампадку перед образами,
Большой диван и круглый стол,
На нем часы, стакан с цветами,
Под ним узорчатый ковер...
С каким восторгом я встречал
Час утра летнею порою,
Когда над сонною землею
Восток безоблачный пылал
И золотистыми волнами,
Под дуновеньем ветерка,
Над полосатыми полями
Паров вставали облака!
С какой-то тайною отрадой
Глядел я на лазурь небес,
На даль туманную и лес
С его приветливой прохладой,
На цепь курганов и холмов,
На блеск и тень волнистой нивы,
На тихо спящие заливы
В зеленых рамах берегов.

- Целительные силы детства, целительные родники. Они есть у каждого. Главное, найти их в себе!

11. Составьте слова из букв слова «детство». Например: совет, тесто, вето, свет, тест, дот, сто и др. Запишите их в первый столбик. Во второй столбик напишите слова-ассоциации.

12. Чтение слов и дополнение списка.

13. Выберите единственное слово или словосочетание - самое тёплое, подчеркните его. Это - тема сочинения (каждый определяет свою собственную тему).

14. Напишите сочинение или стихотворение (четверостишье).

15. Чтение сочинений, стихотворений.

16. Рефлексия. Подводя итог нашему занятию, прошу вас ответить на вопросы:

- Как я чувствовал себя на разных этапах работы?

- Моё настроение до начала занятия и сейчас.



© 2010-2022